Как приучить ребенка к чтению

Тема статьи: Как приучить ребенка к чтению - разбираемся в вопросе, тренды 2019 года.

Как приучить ребенка к чтению: советы психолога

В наш век тотальных технологий все больше родителей озадачиваются вопросом, как приучить ребенка к чтению.Психолог Анастасия Пономаренко подскажет, на что обращать внимание родителям, как не отбить у детей охоту брать в руки книгу и как приучить ребенка к чтению.

Как хорошо уметь читать — не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти: «Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу: «Ну, почитай ещё страницу».

Не надо звать, не надо ждать, а можно взять и почитать!

Наверняка, все помнят эти стихи с детства.Действительно, уметь читать было так же естественно, как уметь ходить и бегать.

Однако, сейчас нейропсихологи и педагоги бьют тревогу: все меньше школьников умеют читать вдумчиво, понимая смысл текста.Все больше и больше ребят склоняются к так называемому «механическому чтению», когда ребенок читает быстро, но пересказать прочитанный текст не может.

И, что самое тревожное: все больше и больше подростков читают с трудом.Не по-слогам, конечно, но не бегло.Лет 20 назад такое было невозможно представить! А ведь чтение книг на бумажном носителе (это важно) развивает мышление, интеллект, общий культурный уровень.

Вот потому многие родители, которые успели застать стандарты советских школ и понимающие, что умение читать скоро может стать конкурентным преимуществом, часто задают вопрос: как, при засилии гаджетов, привить ребенку любовь к чтению?

Во-первых, ребенок всегда воспитывается в атмосфере.И, если это будет атмосфера любви к книгам, то привычка читать прочно войдет в его жизнь.Мама и папа проводят вечера с компьютером или планшетом в обнимку? Не ждите, что ваше чадо воспылает любовью к книгам.

Во-вторых, превратите поход в книжный магазин или библиотеку в праздник.Недавно, в рамках научно-практической конференции, посвященной проблемам детского и подросткового возраста, социологи представили интересный доклад.Оказывается, большинство детей любят Макдональдс потому, что родители ведут их туда в качестве поощрения.«Будешь вести хорошо — пойдем есть гамбургеры», — говорят многие родители.Естественно, что в голове ребенка твердо укоренилась связь: Макдональдс — праздник, положительное подкрепление.А праздников в жизни нам хочется как можно больше.Вот и бегут подростки за картошкой фри и коктелем — ведь они ассоциируются с радостью!

Если вы будете поощрять хорошей ребенка книгой, если обставите поход в библиотеку или магазин, как торжественное событие, то скоро книга превратится для ребенка в атрибут радости, станет синонимом хорошего настроения, процесс покупки и чтения книг будет нравится.А то, что нам нравится, мы хотим делать как можно чаще.

В-третьих, если уж пришли в книжный, позвольте ребенку самому выбрать интересную книгу.Подсказать, посоветовать вы можете, но настаивать — никогда, иначе просто убьете всякое желание подобных совместных походов.Оговорить определенную сумму на покупку — это пожалуйста! Но предлагать купить «Васька Трубачева и товарищей» вместо «Гарри Поттера» только на том основании, что книга Осеевой лично вам нравилась больше — забудьте.

В-четвертых, обязательно обсудите с ребенком купленную и прочитанную книгу.Так вы покажете ребенку и свою заинтересованность в его увлечениях, и убережете от того самого «механического чтения», о котором было сказано выше.

В-пятых, помните: пока не сформировано произвольное внимание и запоминание — учить читать рано.То есть ребенок, который научился читать в 3-4 года — это, скорее, исключение.В основном дети начинают осваивать навыки чтения к 6-7 годам, так что не бегите впереди паровоза.

Никогда не наказывайте чтением! Только не это: не помыл посуду — прочтешь пять страниц.Тогда чтение будет восприниматься как наказание, и ваше чадо уже никогда не захочет брать в руки книги — начиная с того самого возраста, когда будет в состоянии давать вам отпор.

И самое действенное правило — на любой вопрос ребенка отвечайте ему: а давай вместе найдем ответ в книге.И идите просматривать энцеклопедии и познавательные атласы.Да, родителям придется тоже подключаться.Хочется полежать, побродить по соцсетям, а тут ребенок с вопросами, и надо лезть в учебники, и слушать рассказ о прочитанной книге, и тащиться в выходные в библиотеку.

Но каждый сам делает выбор: сиюминутный отдых и ребенок с компьютерной зависимостью, или напряжение душевных сил в течение нескольких лет — и умный, начитанный ребенок, с широким кругозором, которого ждут ведущие ВУЗы страны.Решать вам.

Автор: Пономаренко Анастасия, практикующий психолог

Как приучить ребенка читать книги

Не секрет, что подавляющее большинство современных детей читать книги не любят.Да и те, кто все-таки что-то читает, делают это намного реже, чем их сверстники всего лишь пару десятков лет назад.Даже произведения из школьной программы можно зачастую найти в сокращении, чем наши отпрыски с удовольствием пользуются, вызывая бурю справедливого негодования у учителей.

Этот безрадостный факт немало расстраивает и родителей.При этом поистине героические попытки старшего поколения приобщить ребенка к чтению оказываются тщетными.Однако, не стоит опускать руки, ибо все-таки у психологов в запасе есть некоторые приемы, которые помогут вам приучить ребенка читать.

Советы, как привить ребенку любовь к чтению

Во-первых, нельзя забывать, что все детеныши (не только представителей живой природы, но и человеческие) копируют взрослых.Из этого делаем логический вывод, что если взрослые члены семьи сами читают, то это уже половина дела.

Во вторых, важно правильно подать ребенку саму мысль, зачем вообще нужно читать книги.Любой (ну или почти) человек охотнее делает нечто, когда четко знает, какую он из этого получит пользу… или выгоду.То есть, если вы ярко и конкретно сможете объяснить сыну или дочке как изменится их жизнь после того, как они подружатся с книжкой, дело пойдет намного лучше.

Расскажите, что интересных книг намного больше, чем фильмов, а потому ему никогда не придется скучать. своим опытом, как хорошая книга спасала вас от плохого настроения.расскажите, что он всегда будет знать больше, чем его не читающие друзья.Что его речь будет богаче и его будут уважать сверстники, а это важно не только среди подростков, но и во взрослой жизни.В общем, объясните все преимущества как можно красочней и с примерами.

Ни в коем случае нельзя силком заставлять малыша или подростка читать: «Пока не прочитаешь, из-за стола не встанешь».

Кстати, посмотрите на фото к этой статье.У меня были такие же проблемы с внуком.Мальчишки вообще больше предпочитают активные игры.Но однажды он познакомился с девочкой на пляже и начал читать ей вслух….Скажем прямо — решил повыпендриваться, блеснуть интеллектом.Зато сейчас от книг его за уши не оторвешь, хотя и в компьютерные игры он тоже играет.Но без фанатизма!

Если родители вспомнят себя в детстве, то заметят, что особенно им хотелось прочитать те книги, которые казались недоступными.Таким же образом нужно поступать и со своим ребенком: например, рассказать о какой-либо жизненной ситуации и упомянуть, что о ней хорошо написано в такой-то книге, однако, прочитать её можно будет в более старшем возрасте.

Некоторые психологи старой закалки советуют просто оставлять на виду те книги, которые могут оказаться интересными, либо близкими по интересам ребенку.Когда-то это, возможно, и было эффективным, но не сегодня, когда вокруг так много виртуальных развлечений.Сегодня есть другой, хорошо работающий способ.

Простой рецепт, как приучить ребенка читать

Найдите интересную детскую книгу в двух форматах: бумажном, и аудио.Прослушайте аудио полностью, или хотя бы треть.Выберите фрагмент длительностью около 10-20 минут (желательно в начале), и найдите в нем самое интересное место.На этом месте надо будет прервать воспроизведение.Просто запомните, с какой минуты надо включить запись, и на какой минуте ее оборвать.

Затем найдите это место в бумажной книжке.Дайте в руки ребенку книгу, пусть смотрит картинки, а сами включите аудио.Обрыв на самом интересном месте вызовет у любого человека естественное любопытство: «А что дальше?!» Почитайте несколько минут вместе с ребенком, а потом отойдите, сославшись на дела.

Еще лучше будет, если вместо аудио книги вы будете читать ребенку вслух.Исключение могут составлять те случаи, когда родители не умеют читать с выражением и не могут своей монотонной бубнежкой заинтересовать ребенка.

И совсем уж беспроигрышный вариант, если книга с продолжением и есть ее экранизация (например, Гарри Потер).Посмотрев интересный фильм или мультфильм, ребенку захочется узнать, а что случилось с героями потом? Вот тут самое время купить ему книгу-продолжение.И будет не лишним напомнить, что если он полюбит читать книги, то всегда первым будет узнавать о дальнейшей судьбе героев, так как фильмы выходят намного позднее, а многие даже очень интересные книги вообще никогда не экранизируются.

Если вы проделаете этот фокус-покус несколько раз, можете не сомневаться, книги станут для вашего отпрыска лучшими друзьями.Потом вам придется лишь контролировать, чтобы он читал литературу, не слишком криминального характера.

Кстати, в интернет-магазине Литрес можно найти много книг одновременно в трех форматах: электронные, аудио и бумажные.

Какие книги можно читать детям

Сегодня так много литературы (если все, что написано можно так назвать) слишком откровенной или чересчур агрессивной, что не все книги кажутся родителям удачным вариантом для детского чтения.Поэтому без контроля не обойтись.Но и слишком усердствовать не надо, так как на данном этапе необходимо закрепить саму привычку читать.Если что-то кажется вам подозрительным, читайте вместе, и объясняйте ребенку «что такое хорошо», а уже позднее он сам потянется к более глубоким произведениям.

И есть еще один глупый вопрос:

А нужно ли ребенку читать?

Недаром говорят, что образование кончается там, где начинаются фильмы.Даже образовательное кино, хотя и легче усваивается, никогда не даст такого же эффекта, как книга.Сам процесс складывания в смысловые предложения букв, написанных на бумаге, развивает более широкие возможности человеческого мозга.Так что, всестороннее развитие читающего ребенка идет гораздо успешнее.

Как приучить ребенка к чтению

То, что чтение полезно — знает каждый.Книги прививают грамотность, пополняют словарный запас.Читая, человек развивается духовно, учится грамотно мыслить и растет, как личность.Именно этого все родители желают своим детям.Но не все дети разделяют родительский энтузиазм.Для них книга — это наказание и неинтересное времяпровождение.Подрастающее поколение можно понять, ведь сегодня вместо чтения можно слушать аудиокниги и смотреть фильмы в 3D формате.

Содержание статьи:

Как НЕ надо приучать ребенка к чтению книг – самые частые родительские ошибки

Обеспокоенные детским образованием родители стремятся, во что бы то ни стало, привить любовь к книгам, и в своих порывах допускают немало ошибок.

  • Многие родители стараются принудительно привить любовь к книгам. И это — первая ошибка, потому что нельзя заставить любить насильно.
  • Еще одна ошибка — это позднее приучение. Большинство мам и пап задумываются о чтении только к началу школы.А между тем, привязанность к книгам должна зарождаться с детства, практически с колыбели.
  • Оборотная сторона — спешка в обучении чтению. Раннее развитие сегодня ультрамодно.Поэтому продвинутые мамы учат малышей читать, когда они еще только ползают, раньше времени развивают творческие, спортивные и умственные наклонности.Но стоит помнить, что своим нетерпением можно вызвать негативную реакцию у ребенка к книгам на долгие годы.
  • Одна из самых распространенных ошибок — это чтение книг не по возрасту.Не может 8-летний малыш с удовольствием читать романы и поэмы, не стоит от него этого требовать.Ему интереснее читать комиксы.А подростку не интересны произведения вечной классики, до этих книг нужно еще дорасти.Пусть читает современную и модную литературу.
  • Методы приобщения детей к чтению – как научить ребенка любить книгу и заинтересовать чтением?

  • Показывайте своим примером, что чтение — это хорошо. Читайте сами, если не книги, то прессу, газету, журналы или романы.Главное, чтобы дети видели читающих родителей, и чтобы вам нравилось читать.Другими словами родители должны отдыхать с книгой в руках.
  • Есть пословица, что дом без книг — это тело без души. Пусть в вашем жилище будет много разнообразных книг, тогда рано или поздно ребенок проявит интерес хотя бы к одной.
  • Читайте ребенку книги с самого детства: сказки на ночь малышам и веселые рассказы дошкольникам.
  • Читайте, когда этого просит ребенок, а не когда вам удобно. Пусть это будут 5 минут чтения в удовольствие, чем полчаса «обязаловки».
  • Прививайте любовь к книгам, как к предметам — это незаменимое условие любви к чтению.Учите аккуратно обращаться с изданиями, не ломать переплет, не вырывать страницы.Ведь бережное отношение отличает любимые вещи от нелюбимых.
  • Не отказывайте ребенку в чтении, когда он сам научится читать.Переход к самостоятельному изучению книг должен быть постепенным.
  • Важно подбирать книгу по возрасту. Для малышей это будут большеформатные фолианты с красивыми, яркими иллюстрациями.Для школьников книги с крупным шрифтом.А для подростков модно оформленные издания.Содержание тоже должно соответствовать возрасту читающего.
  • Учить читать ребенка нужно не навящиво, особенно если вы познаете буквы еще до школы.Читайте вывески, заголовки газет, пишите друг другу короткие записки.Это намного лучше, чем плакаты, карточки и принуждение.
  • Говорите с детьми о прочитанном.Например, о героях и их поступках.Фантазируйте — можно придумать новое продолжение сказки или сыграть в «Красную шапочку» куклами.Это породит дополнительный интерес к книгам.
  • Играйте в чтение.Читайте по очереди, по слову, по предложению.Как вариант, можно зарисовать пятое предложение с десятой страницы и угадать, что там нарисовано.Стоит придумать множество развлечений с книгами, буквами и чтением, ведь игровое обучение дает хорошие результаты.
  • Поддерживайте интерес к прочитанному. Так, после «Маши и медведей» можно сходить в зоопарк, посмотреть на Михаила Потаповича.После «Золушки» купить билет на одноименный спектакль, а после «Щелкунчика» на балет.
  • Книги должны быть разнообразными и интересными. Потому что нет ничего хуже, чем чтение скучного и непонятного рассказа.
  • Не запрещайте просмотр телевизора и игру в компьютере в угоду чтению книг. Во-первых, потому что запретный плод сладок, и ребенок будет еще больше стремиться к экрану, а во-вторых — потому что из-за наложенных запретов у ребенка сложиться негативная реакция на книги.
  • Разрешайте меняться книгами со сверстниками.
  • Обустраивайте в доме удобные места для чтения. Это побуждает всех домочадцев читать больше.
  • Заводите семейные традиции, связанные с чтением.Например, воскресным вечером — общее чтение.
  • С самого детства читайте ребенку с выражением, используйте весь свой артистизм.Для малыша это целое представление, которое открывает ему книга.Пусть этот личный театр остается с ним всегда.Тогда, даже став взрослым, человек будет так же ярко воспринимать книгу, как когда-то на коленях мамы.
  • Рассказывайте ребенку о личности автора, и, возможно, заинтересовавшись биографией, он захочет прочитать еще одно его произведение.
  • Откажитесь от телевизоров в спальнях, как детских, так и взрослых.Ведь такое соседство не порождает любви к чтению.К тому же, телевизор своим шумом мешает читать, а спутниковое телевидение отвлекает множеством каналов, интересными мультфильмами и телепередачами.
  • Используйте книжки-сюрпризы с открывающимися окошками, дырочками для пальцев и игрушками для малышей-крох.Такие книжки-игрушки позволяют раскинуться фантазии и порождают интерес к книгам с самого младенчества.
  • Не нервничайте, если ваш ребенок не любит книги или вовсе противится чтению. Ваше настроение передается отпрыску, накладывается на уже сформированное неприятие и создает устойчивый барьер для зарождения любви к литературе.
  • Возможно, сегодня гаджеты и практически полностью заменили печатную продукцию, но совсем вытеснить ее из нашей жизни им никогда не получится.Ведь чтение — это еще и тактильное удовольствие, особый ритуал с неповторимой атмосферой, порождающий игру воображения, которую не может предоставить ни один фильм, ни одно новейшее изобретение.
    Читайте книги, любите их, и тогда ваши дети будут с удовольствием читать сами!

    Как приучить ребёнка к чтению.Первые шаги.

    Как читать маленькому ребенку.
    Стандартный вопрос не слишком осведомленных родителей: «Как ему читать, если он ничего еще не понимает?».Надо подождать лет до 2, до 3.Вот ребенок подрастет, и тогда мы станем ему читать.А пока рано.Именно при таком подходе вырастают мало читающие или совсем не читающие дети.Если интерес не прививают родители, он может так и не появиться.

    В психологии развития, в практическом воспитании ребенка существует золотой принцип создания так назваемой зоны ближайшего развития ребенка.
    Что же такое зона ближайшего развития?
    На создании этой зоны построено было все традиционное обучение: ребенок еще не может, а мы ему уже показываем.Дитя еще не знает, а мы его уже учим.
    Без создания этого «пространства, опережающего текущий момент развития» ребенок и ложку не научится держать, и первое слово не скажет.Ведь родители начинают разговаривать с первых дней жизни с совершенно не говорящим еще существом.
    С чтением книжек это как-то особенно четко проявляется.
    Тут родителю нужно сформировать интерес к абсолютно новому для малыша занятию.
    И надо начинать это делать достаточно рано, пока у малыша еще не пошел период первого детского негативизма.
    Если говорить об общих рекомендациях, то детям спокойным, не склонным к избыточной двигательной активности, читать можно начинать в 6-7 месяцев ( когда они начинают уверенно сидеть).С детьми живыми и подвижными дело обстоит несколько иначе.Они бы с радостью слушали книжку — но просто не умеют сидеть на месте.Для того, чтобы им было интересно — требуется движение.
    Родителям шустрых чад нужно осваивать традиционную для России практику детской потешки.В потешке элементы чтения и рассказывания соединены с игровыми движениями.
    О потешках мы поговорим позже, пока — как и с чего начинать.
    Первый шаг в освоении науки чтения малышу книжек прост.Нужно, чтобы ваш ребенок научился связывать соотносить реальный предмет и его изображение.То есть, ребенок должен понимать, что вот собачка живая, вот собачка игрушечная, а вот собачка нарисованная в книжке.Появляется связь предмета с изображением — так называемая «символическая реперезентация».
    Если вы регулярно читаете ребенку, то появится такая способность между 9 и 12 месяцам — тут все зависит от индивидуальной скорости развития вашего малыша.
    Существует ряд способов, приемов, занятий.
    Не забывайте о том, что культура чтения ставится в период до 2 лет.Если ребенка к этому возрасту не приучили к тому, что книжки это интересно и важно, то в дальнейшем это возможно, но уже не так органично.
    На мой взгляд чтение — это как раз одно из тех занятий, которое нельзя полностью перепоручать няне или другим помощникам.
    Дети так устроены, что верят не словам, а делам.И считают важным то, чем занимаются сами родители.
    Например, папа может сколько угодно говорить о важности чтения.Но если сам он к книжке не подходит, а занят в основном компьютером и мобильным телефоном, то все разговоры о важности книжек для ребенка — пустой звук.Это с говорящими детьми.А с неговорящими все еще проще: они четко ориентированы на действия, и считают важным то, что с ними делают сами родители, а не бабушки и няни.
    Передача культуры происходит непосредственно из рук в руки.И дело это энергоемкое.Хотите вырастить читающего ребенка — извольте потратить на это время и силы.
    Первые книжки:
    Для полугодавалого или десятимесячного ребенка лучшая книжка — самодельный домашний фотоальбом.
    Нужно напечатать дубли фотографий самых дорогих ребенку людей крупным планом и вставить в крепкий альбомчик.Тут могут быть не только люди, а и домашние любимцы (кошки-собаки), если таковые имеются, фотографии машины, деревенского дома, коляски и кроватки — словом всех тех людей и предметов, которые малышу хорошо знакомы.
    И хорошо если у вас получится хотя бы один раз в день этот фотоальбом просматривать.Через неделю или две в сознании малыша прочно свяжутся фотографии и их прообразы.Особенно хорошо просматривать такой фотоальбом в то время, когда папы или мамы нет дома.Тогда для малыша это будет еще более занятно — увидеть, маму которую нельзя увидеть на самом деле.
    Далее подойдут книжки из серии «Мои первые слова» или «Мои первые животные» издательства Росмэн.Они небольшого формата и изданы на очень плотном картоне.В них на одну страницу приходится изображение одного животного.
    Не забывайте о том.Что первыми малыш начинает узнавать тех животных, которых может видеть в живую.Для городского ребенка это прежде всего кошка, собака, муха и ворона.А все остальные, к сожалению, только в зоопарке.И зоопарк ( его детскую часть) я очень рекомендую посетить в возрасте около года.И конечно, летом нужно использовать все возможности, чтобы увидеть настоящих «му-му», «хрю-хрю», «МЕ-ме» и прочих возможных.
    Ребенку в возрасте около года интереснее всего то, что дышит, бегает, ползает и летает.Правда, городские дети, особенно мальчики, проявляют живейший интерес к механизмам.Как это ни грустно.Но похоже на то, что первые слова у многих детей теперь не «му-му» и «иго-го», а «би-би» и «вжжжж».С чем живем, о том и говорим.
    Но если в доме есть кошка или собака, то первое слово вашего малыша с высокой вероятностью будет «ав» или «мяу».
    Можно и дальше пойти по пути фотографирования, и добавить в вашу самодельную книжку фотографии качелей, песочницы и первых уличных знакомых вашего малыша, а также фотографии вашего дивана, шкафа, холодильника и прочей знакомой ребенку мебели.
    А когда малыш хорошо изучит и эти изображения, тогда перейти к книжке «Моя первая энциклопедия».
    Правило для иллюстраций то же — один предмет на страницу.
    Книги следующего уровня — стихи-потешки.Это должны быть четверостишия или двустишия по мотивам русского фольклора.
    Лучший, самый детский художник — это Юрий Васнецов.Многие родители помнят его иллюстрации с детства.И книжки его «Радуга-дуга», «Ладушки» неоднократно переиздавались издательствами Росмэн и «Планета детства».Книжки эти стоит поискать в магазинах, так как рисунки его очень созвучны мировосприятию маленького ребенка.Они немного мифологичны, но во многом совпадают с теми, почти сказочными образами козы рогатой или серого волка, которые возникают в сознании малыша.
    Одна из ходовых трудностей для родителей ребенка в возрасте от года до трех заключается в том, что дети, которые полюбили читать, любят читать одно и то же.
    У меня в практике был случай: на занятиях одна мама ребенка, которому было 1 год 4 месяца как-то говорит: «Поздравьте, у нас рекорд! За сегодняшний день мы прочитали «Курочку-рябу» 112 раз!».Это, понятное дело, крайность, мама была просто героическая.Но раз 5-7 прочитать «Красную шапочку» двух-с-половиной-летнему ребенку — вполне обычное дело.
    Так что готовьтесь.
    Но это совсем не плохо и никакая не патология.Более того, любовь к повторениям объяснима с точки зрения психофизиологии ребенка.Дело в том, что в возрасте до 2,5-3 лет очень медленно возникают нейронные цепочки в коре головного мозга.На уровне поведения и развития
    Помните:
    • Выразительность голоса, преувеличенное жестикулирование и интонирование.
    • Развивайте актерские способности.
    • Помните — маленькие дети больше реагируют на эмоциональный компонент в чтении.
    • Очень важно — подобрать качественные иллюстрации.Имеет значение и качество графики, и цветовая гамма, и композиция рисунков.
    • Правило — одна картинка на странице, и картинке крупная.
    • Книжки должны быть такого качества, чтобы и не рвались., и не мялись, и не елись, и не промокали ( но по сравнению с иллюстрациями это второстепенно)
    • У читающих родителей как правило читающие дети.Главные враги книг — телевизор, компьютер.

    Взято с личного сайта детского и семейного психолога Екатерины Бурмистровой

    Как приучить ребенка к чтению

    Что надо делать, для того, чтобы чтение для ребенка было любимым делом, как приучить его к чтению книг.Как сделать, так, чтоб у него это стало любимым хобби, и не пришлось заставлять ребенка читать из-под палки.Все проблемы родом из детства.Если вы хотите, чтобы ваши дети, повзрослев, тоже любили читать, то стоит их приучать к этому делу с самого раннего детства.

    Доступность книг для ребенка

    На первых этапах, с самых ранних возрастов — желательно с 5 месяцев, можно ребеночку показывать картинки.Не обязательно это будут картинки из каких-то специальных детских книжек для самых маленьких.Это могут быть хорошие картинки.Не такие, где человек нарисован в виде колобка и там, где животное не отличишь одно от другого.Нужно показывать реалистичные моменты.Любая мама может оценить, какой будет более подходящий для того или иного возраста.

    Такие книги желательно младенцу показывать.Не думайте, что он ничего не понимает.Ведь работают зрительные функции.

    Читайте ребенку с самого раннего детства.Показывайте ему картинки.Приучайте к книжке: к держанию книжки, к листанию, к тому, что книжки – это интересно, к тому, что книжки – это захватывающе, они нравятся и ребенку, и вам.

    Это прекрасное времяпровождение для крохи и его родителей.

    Создайте ритуал вечернего чтения.У вас должно быть принято за правило – каждый раз перед сном, хотя бы вечерним, но желательно и дневным, если ребенок пока спит днем — читать книжку.

    Подбирайте для ребеночка интересные книжки.Надо ребенка обучать, и есть обучающие книжки, там, где он отвечает на вопросы, делает пометки, где надо что-то выбирать, думать, логически мыслить.

    Тем не менее, чтение – это и художественная литература, чтение захватывающих рассказов, с героями, которые превращаются в своеобразных друзей для ребенка.Потом он будет их вспоминать все время, обдумывать их поступки.

    Читайте ребенку с выражением.Даже самому маленькому крохе, когда вы читаете — стоит волка и медведя озвучивать разными голосами.Это не только подогреет интерес ребенка к чтению.Но со временем вы увидите, ребенок начнет имитировать ваш голос, даже театральные способности проявлять, сам будет пересказывать с выражением фрагменты, говоря за лису, за зайчика, или за колобка.

    Это стоит делать с раннего детства, так как будет повышать интерес ребенка к чтению.

    Не спешите.Читайте медленно, так, чтобы малыш успевал улавливать суть.

    В процессе чтения ведите диалог.Если это стихообразное произведение, например, «Мойдодыр», то вы не заканчивайте фразы сами со временем.Давайте ребенку самому досказать какое-то слово.Этим вы будете развивать ему память, и малыш будет лучше развиваться сам.

    Такие произведения в стихах стоит читать как можно больше раз, чтоб ребенок выучивал их на память.Это можно делать с самого маленького возраста: до двух лет начинать и пока ему это будет интересно.

    Если говорить о прозе, то тоже делайте остановки: «И тут пришел…».Пускай ребенок попытается угадать, кто пришел, кто зашел в этот момент, что может случиться дальше.Сделайте загадку, заинтересуйте ребенка.

    Время от времени, можно немного притворятся, подыгрывать и переспрашивать у малыша: «Что там было? Как ее звали? Что случилось? Как назывался город? Разве было так?».Задавайте такие вопросы, чтоб бутуз понимал, что ему надо слушать, так как потом он покажет себя компетентнее мамы или папы.Заинтересовывайте его таким образом, вводите в ситуацию, держите его внимание.

    Также будет хорошо, если вы прочитали часть произведения или до конца рассказ, и оговориваете то, что уже было вместе.Выключив свет, вы ложитесь спать, и вы вместе оцениваете поступки главных героев.Обговариваете то, как бы вы поступили в этой ситуации.Спрашиваете у ребенка, что он думает о чьем-то поступке.

    Будет интересно и для вас, и для ребенка, это будет поддерживать интерес к чтению.

    Выбирайте более взрослые книжки.Часто на книжках пишут возраст, или пишут «для дошкольников», «для младших школьников».Тогда вы можете смело брать для 5-6 летних дошкольников книжки для младшего школьного возраста.

    Читайте более взрослые книжки крохам, которые будут интересны и вам.Малыш видит ваш интерес.Главным примером в его жизни являются папа и мама.

    Если вы с интересом читаете книжки ребенку, если вы постоянно читаете сами, то ваш малыш обязательно будет читать.

    Немаловажную роль в этом деле играет роль наличие разных гаджетов: телевизор, планшет, ноутбук, телефон, все что угодно.Все что дает ребенку пассивную информацию, что дает ее легко, которую не надо обдумывать, которую не надо запоминать.Это приводит к тому, что ребенок не хочет трудиться для того, чтобы получить интересную информацию.

    Представьте ситуацию, когда вы будет питаться только супер-вкусными продуктами.После них вам не захочется кушать постный суп.

    Если у вас уже сейчас присутствует такая проблема, что ребенок не хочет читать, он постоянно занят компьютерными играми, не хочет выйти даже на улицу, то вам стоит устроить для своего ребенка своеобразный вакуум, забрав у него все эти гаджеты, и самим не втыкать в телефон постоянно, иначе это не будет иметь действия, а вызовет агрессию, отторжение со стороны ребенка.

    Проводя время вместе с семьей, вы увидите, что голод на интересное вызовет интерес к книгам.Если вы будете читать вслух интересную книгу по вечерам, это обязательно заинтересует ребенка.Потом вместе можно будет по чуть-чуть смотреть мультик, или фильм, например, читать книжку «Робинзон Крузо», а потом частями смотреть фильм.Или пообещайте, что вы прочитаете книжку, а потом посмотрите кино.

    Желаем вам, чтобы ваш ребенок был не только потребителем простой легкой информации, или телевизора, и не только игроком компьютерных игр, а, чтобы он обязательно любил читать.Чтобы ваши дети были приучены к этому полезному и очень интересному занятию.

    Отзывы родителей

    Галина, 29 лет, г.Новосибирск

    Когда в свое время у нас родился первый сын, и нам после племянника бабушка с дедушкой передали книжечки.Мой свёкр тогда спросил — «неужели он уже читает в свои полгода».

    Это был странный вопрос.Так как, я считаю, что читать не обязательно для того, чтобы ребенок приучался к книгам.

    Наталья, 30 лет, г.Омск

    У меня сыну 5 лет, и мы с радостью, с большим вдохновением читаем Хрестоматии школьной программы до 4-5 класса.И довольно большие рассказы он уже хорошо улавливает.Мы сейчас всей семьей читаем «Незнайку на луне».

    Перед этим мы прочитали первую часть.На примете у нас и «Незнайка в солнечном городе».Эта большая толстая книжка абсолютно на ура воспринимается моим 5-летним сыном.

    Немаловажно читать книги детям вслух, особенно, когда это делают профессионалы, как в этих видео:

    Продолжите просмотр и прослушивание сказки из этого видео:

    Как приучить ребенка к чтению : 1 комментарий

    Интересные и полезные правила! Главное ещё, чтобы и самому ребёнку был заинтересован темой с книгами, если нет – сильно навязывать не стоит, ведь всё может пройти с возрастом.Мне, например, очень редко читали книги, хотя в доме их было много, а интерес не вызывали, но вскоре это стало модным и любовь проснулась.

    Как приучить ребенка к чтению? Мария Чибисова 1 min read

    Интервью с детским нейропсихологом Марией Чибисовой

    Можно ли убедить ребенка читать? Стоит ли тратить время на разговоры о пользе чтения или лучше жестко принуждать к нему? Что делать родителю, который в отчаянии опускает руки, потому что ребенок не читает, и в школе за ним закрепилась репутация лентяя? О мифах, стереотипах и ошибках родителей говорим с детским нейропсихологом Марией Чибисовой.

    В первом классе ребенок плохо читал, с трудом складывал буквы в слова.Со временем выработался навык чтения, однако ни в десять, ни в четырнадцать лет ребенок так и не имеет привычки читать.При этом у всех в семье высшее образование, все много читают и считают чтение неисчерпаемым ресурсом и чрезвычайно важным умением.Что делать?

    Читать книги — это хорошо.Но мы должны не забывать и учитывать время, в котором живем.Сегодня информация воспринимается способом, отличным от того, каким он был еще пять-десять лет назад.Раньше мы читали книги, газеты и журналы — это был основной способ получения информации.Сегодня мы получаем ее через компьютер и из интернета.Поэтому требования пап и мам относительно чтения часто не совсем адекватны и не учитывают современный контекст.Это во-первых.

    Во-вторых, нередко родители слишком эмоциональны в своих ожиданиях.В докучающих и строгих разговорах могут проскальзывать выражения: «не будешь читать, вырастешь дворником…».Силами родителей происходит подмена смыслов.Вместо «читать — это интересно и большое удовольствие», получаем: «читать — это правильно, нужно».

    Такого рода ожидания от родственников вызывают у ребенка прежде всего напряжение, которое рождает комплекс «соответствия ожиданиям».Сам факт чтения перестает быть для него процессом и превращается в «пунктик».Чтение же становиться нагрузкой, напряжением и на выходе вызывает протест.

    Именно поэтому очень многие родители сталкиваются с тем, что у современных детей вообще нет интереса к книгам, они их не воспринимают.

    Но есть же и другая сторона.Дети испытывают сложности с чтением, легко утомляются.Разве не нужно их насильно заставлять читать, чтобы через регулярность выработалась привычка?

    «Как заставить читать?» — такой формулировки вовсе не должно быть.В этом словоупотреблении сразу слышен негативный подтекст: чтение — это ужасно, плохо, трудно и поэтому нужно заставлять.

    На самом деле, чтение — это один из навыков ребенка, который может приносить удовольствие и является положительным моментом в его жизни.

    В последнее время вообще наблюдается тенденция нагнетания обстановки не только вокруг чтения, но в целом вокруг обучения детей, подготовки их к школе.Обучение стало занимать чересчур много времени в жизни ребенка, по сравнению с тем, как это было раньше.Так же возросли эмоции родителей в этом отношении.Эмоции совершенно конкретные, которые навязываются ребенку: мы хотим, чтобы ты был отличником.Регулярно родители переносят на ребенка собственный школьный опыт, часто негативный.Процесс школьного обучения таким образом становится очень напряженным.И чтение здесь самый показательный пример.

    Многие родители наивно полагают, что если мой ребенок умеет читать, к школе он готов.Это огромная ошибка.И это абсолютно не так.

    Чтение и письмо — это последние вещи, которые должен уметь делать дошкольник.Первичным является уровень развития высших познавательных функций: способен ли он концентрировать внимание, как развиты у него самоконтроль и мотивация.Речь уже не об игровой мотивации, которая к школе еще остается в активе любого ребенка, а о познавательной.Способен ли ребенок без всякого давления со стороны, по собственной инициативе и с естественным интересом, сидеть и что-то изучать? Хватает ли у него на это сил?

    Очень часто (до первого года жизни) родители показывают младенцу буквы на карточках, рассчитывая научить его читать: «такой маленький, а уже будет знать буквы!» Но на самом деле, для родителей это больше удовлетворение своих амбиций, чем естественных потребностей ребенка.Конечно же он ничего знать не будет, потому что чисто физиологически в годовалом возрасте еще не сформированы отделы головного мозга, отвечающие за различение знаков, их удержание и воспроизведение.В лучшем случае, если что-то и удастся, так это выработать условный рефлекс.

    Если ребенок гармонично развивается с первых лет жизни, если родители внимательны к ходу процесса его развития, внимательны к его потребностям в этом развитии и дают ребенку то, что в каждый конкретный период жизни ему нужно и важно, тогда чтение появится само собой и проблем с ним не возникнет.

    Как много примеров мы видим, когда дети сами учатся читать.Обычно — это происходит в пять-шесть лет, иногда даже в четыре.Они начинают проявлять интерес к буквам, к надписями на улице, быстро схватывают и запоминают.И для этого вовсе не нужно организовывать какой-то специальный процесс.Возникновение этого интереса — признак физиологической сформированности мозга, подготовленности к восприятию данной информации.Но ни в коем случае не нужно тут же нагружать ребенка: ах ты начал читать, теперь-то ты у нас будешь делать это каждый день, как уроки.Чтение не должно превращаться в «обязаловку».Оно должно быть приятным времяпрепровождением, в котором ребенок достигает успехов, увлекательной игрой.Задачи, которые родитель ставит перед ребенком, должны быть основаны не на ожиданиях, а на возможностях.

    Заставлять ребенка читать насильно нельзя тем более.Всякое насилие всегда имеет последствия.Как минимум, чтение не будет добровольным и естественным процессом.В вопросе чтения однозначно должна быть свобода.Ребенку должно нравиться читать.Ведь чтение это занятие, которое по определению не может не нравиться.Мы должны пробудить интерес к этому процессу, поддержать, помочь преодолеть трудности.Главный вопрос, который должен стоять перед родителями: не «как заставить?», а «как помочь в чтении?»

    Существует мнение, что если ребенок будет видеть родителя с книгой, то он непременно зачитает.

    Не то, чтобы непременно, но доля вероятности действительно повышается.Если ребенок с раннего возраста видит, что книга — обычный и нужный предмет в доме, ею пользуются все, что посредством книги он сам получает положительные эмоции, вероятность того, что и дальше он захочет получать эти эмоции — очень велика.

    Если в семье никто не читает, а родители требуют от ребенка того, что не делают сами, то чтение может стать полем сопротивления и войны между ребенком и взрослыми.Отношение к чтению должно быть нормальное, не сильно эмоционально заряженное и скорее позитивно окрашенное.

    Если родители занимаются собственным развитием, и ребенок наблюдает это, если он видит, что папа и мама сами много чем интересуются, в том числе читают, чтение для них не напряженный труд, а легкий и приятный досуг, то дети подпитываются от этого эмоционально.

    Когда ребенок маленький, мы готовы быть снисходительными к отсутствию интереса к чтению.Но хотелось бы, чтобы достигая определенного возраста, 10-14 лет, ребенок все-таки читал и инициатива исходила от него, чтобы он сам брал книгу.А бывает по-разному.От одного ребенка инициатива не исходит, а от другого исходит, но предпочтение отдается литературе не по возрасту: вместо романа — комиксы.С чем это может связано?

    Давайте начнем с тех, кто постарше.Четырнадцать лет — это подростковый возраст, когда мотивация у человека уже совсем не познавательная.В этом возрасте дети обычно начинают хуже учиться и терять интерес к учебе.Это нормально.Не нужно рассчитывать, что интерес к книгам у ребенка будет больше и искреннее, чем к общению.Если ребенок развивается нормально, то книгам он предпочтет общение со сверстниками.А вот если в четырнадцать лет он сидит с книжкой, то это скорее говорит о том, что он уходит в свой мир и, возможно, некомпетентен среди сверстников и в коммуникациях.

    Дети 8-11 лет — совершенно другая история.Это как раз самый познавательный возраст.Ведущая деятельность, то есть обучение, у них должно быть в норме.А тут родители хотят, чтобы ребенок читал серьезные книги.О чем это говорит? Только об их собственных амбициях: посмотрите, какой у нас развитой ребенок, какая у нас образованная и интеллигентная семья.

    Конечно же не последнюю роль в чтении (и интересе к простому просматриванию комиксов) играют трудности физиологического характера.Сейчас у очень многих детей мы наблюдаем именно функциональные трудности.Как правило они являются следствием и дефицита внимания, и сильной утомляемости, и трудностями усвоения двигательной программы.

    У детей, которые не ползали до года, или ползали мало, со временем обнаруживаются сложности письма и чтения.Во время ползания (двигательного развития) усваивается двигательная программа, когда мы научаемся маленькие элементы складывать в более крупные.Звуки — в слоги, слоги — в слова, слова — в предложения.В основе этого процесса лежит усвоение двигательной программы.

    Также стали распространены речевые трудности: дети поздно и плохо говорят.А плохое звукопроизношение часто переходит в дислексию, дисграфию.Когда ребенку сам процесс словесности дается трудно, это сигнал.Почему это так? Ответ должны найти родители.Если не заниматься ребенком, не компенсировать сложности, заниматься недостаточно, то вероятность обнаружения впоследствии трудностей при чтении — 100%.Чтение — это такой же процесс, что и речь, только более сложный.Во время чтения мы не просто усваиваем слуховые образы, но связываем слуховые образы и зрительно-буквенные.И не мудрено, что дети отказываются читать.То, что дается сложно, делать не хочется.То, что легко, интересно и доставляет удовольствие, приносит ребенку какую-то свою детскую пользу — положительно закрепляется в сознании.Ребенок готов к этому возвращаться.Безполезно говорить: это пригодится, это полезно.Можно, конечно, это говорить, но надеяться, что это повлияет и перестроит взгляд ребенка, наивно.Пока сам ребенок реально не получат от этого выгоды и пользы (своей детской), он не поймет все преимущества чтения.Именно поэтому важно, чтобы процесс чтения был позитивно окрашен.Будьте уверенны, что тогда ребенок предпочтет вновь воспользоваться этим способом получения информации.

    А если не физиология, то с чем еще может быть связан отказ от чтения детьми, например, поэзии, объемных романов?

    Мы с вами живем в эру компьютера и телевизора.Информация дается и получается в примитивной и легкой форме.Такой способ восприятия информации — способ пассивный.Человеку все и сразу предоставляется в разжеванном виде.От него не требуется никакого дополнительного напряжения.Внимай и все.Мозг быстро научается работать на сниженной энергозатратности, не перенапрягаться.Чтение — это процесс, во время которого человек задействует много высших психических функций.

    Но категорически отметать все: компьютер, интернет нельзя, потому что рано или поздно придется столкнуться с тем, что «запретный плод сладок».Неудовлетворенность из-за запретов, некомпетентность среди сверстников может вызвать уже новые проблемы.Родители должны уметь быть гибкими и понимать, что вольны здесь подсказывать и направлять ребенка, предлагая, например, развивающие компьютерные игры.

    То есть мы деградируем?

    Ну не в этом смысле.Но то, что компьютер или телевизор утомляет и перевозбуждает нервную систему, но при этом не развивает ее и мозг — это факт.

    Если говорить о языке, то действительно он упростился.И детям все сложнее воспринимать стихи.К тому же ритмическая организация играет не последнюю роль.Если, например, ребенку мало читали стихов в детстве, то интереса к ним у ребенка не возникнет, ему будет сложно воспринимать этот жанр и в среднем возрасте.

    Поэтому как можно раньше начинайте читать ребенку хорошие стихи, чтобы у него просыпалось удовольствие от звучания слов, рифмы, их понимания.Занимайтесь его познавательным развитием.Играйте в игры на внимание, реакцию, запоминание, развивающие пространственное мышление, мелкую и крупную моторику и т.д.Развивайте высшие психические функции у ребенка.Это и будет лучшей подготовкой к чтению и помощью в освоении чтения и письма.

    К развитию ребенка нужно подходить с разных сторон.Однозначно нужно вместе читать, так же как привлекать к культуре: ходить в театры, слушать вместе классическую музыку.Ребенка важно культурно развивать.Если вся семья посещает выставки, то делает это не потому, что «так надо, так принято», а потому что это вызывает много положительных эмоций, то безусловно это пробудит интерес и к чтению.

    Читайте детям с раннего возраста, подбирая книги по возрасту, потребностям, а главное интересу.Не живите собственными амбициями или навязанными представлениями о ребенке, ориентируйтесь на него самого и скорее всего в будущем чтение не будет вызывать у вашего ребенка сложностей.

    Рейтинг автора
    Автор статьи
    Валентин Пырьев
    Написано статей
    1036
    Ссылка на основную публикацию