Лама чопа

Тема статьи: Лама чопа - разбираемся в вопросе, тренды 2019 года.

Архив метки: лама сопа ринпоче

Превратим праздник в Праздник!

Вот что Лама Сопа Ринпоче говорит про отдых [праздники и выходные дни] … Что такое отдых: Ум, пребывающий в состоянии безошибочного следования советам благого друга; Ум, пребывающий в состоянии отречения от Сансары; Ум, пребывающий с бодхичиттой Ум, осознающий пустотность Ум, … Читать далее →

День памяти Ламы Йеше

Сегодня мы по традиции вспоминаем о Ламе Йеше, который вместе с Ламой Сопой Ринпоче основал ФПМТ и покинул этот мир в день Лосара в 1984 году.Ринпоче о своем драгоценном учителе Ламе Йеше: Лама Йеше был добрее всех будд трех … Читать далее →

Проект защиты окружающей среды и живых существ

Проект защиты окружающей среды и живых существ спонсирует пуджи, практики и молебны, чтобы успокоить стихии и защитить тех, кто может пострадать от бедствий, вызванных элементами земли, ветра, огня и воды.Если внутренний враг, омрачение, покорен, то это равносильно уничтожению всех … Читать далее →

Учения Ламы Сопы Ринпоче в Копане-2018

Лама Сопа Ринпоче дает учения в монастыре Копан в рамках ежегодного ноябрьского курса по ламриму.Начало трансляций примерно в 13 часов (мск).Завершится курс 17 декабря пуджей долгой жизни Ринпоче.Все записи и трансляции из Копана с транскриптом на английском

О пользе изучения сутр совершенной мудрости (Праджняпарамиты)

Из выступления Ламы Сопы Ринпоче в Институте Ламы Цонкапы в Помайе (Италия) 22 октября 2000 года.Отредактировано Патриком Ламбеле.В Институте Ламы Цонкапы преподают Магистерскую программу ФПМТ, которая упоминается в тексте.Гуру Будда Шакьямуни даровал учения 500 лебедям, и благодаря … Читать далее →

Лама Сопа Ринпоче

723 записи Предложить новость

Проблемы в отношениях и очищение кармы.Проблемы в отношениях в паре основаны на негативной карме обоих, созданной в прошлом.Проблемы являются её результатом.

Нужно рассказать о карме, почему проявляются проблемы в отношениях, Показать полностью… такие как отсутствие гармонии между мужем и женой, когда они становятся врагами друг другу, когда другие люди не поддерживают мужа, идут против его желаний, и так далее.Эта дисгармония является результатом прошлой негативной кармы.

Если ситуация противоположна, и вы наслаждаетесь гармонией со своим партнёром и детьми, это результат нравственного поведения в прошлых жизнях.Это пример того, что результат подобен причине.Один из результатов негативной кармы — страдание, которое вы испытываете в мире людей.

Кроме того, есть и результат окружения: где вы живёте, где вы родились, например, в грязном месте, где нет понятия о гигиене.Это также созревающий аспект результата — рождение в низших сферах, в аду, в качестве голодного духа или животного, и переживание соответствующих страданий.

Худшее из этого — создание результата, сходного с причиной.В этой и будущих жизнях вы снова и снова поступаете одинаково из-за привычки, сформировавшейся в прошлых жизнях.Каждое завершённое действие приносит результат в виде этих четырёх видов страдания.

Чтобы понять, как образуется негативная карма, надо осознавать, что привязанность не является добродетелью.Когда мы действуем из-за привязанности, цепляясь за временное сансарное счастье этой жизни, тогда недобродетельная мотивация трансформирует действие в недобродетельное.Результатом будет страдание.

Затем есть страдание разделения, когда другие люди клевещут на вас, или разрывают с вами отношения, или возникают проблемы между начальником и подчинённым, или дисгармония от негативных слов другого.Это результат злословия и ваших действий, приведших к разобщению людей, в ваших прошлых жизнях.

Есть также страдание депрессии без причины.В «Кангьюре» Будда объяснил, что депрессия без очевидной причины в ночное время является результатом неправильного сексуального поведения в прошлом.Та же причина, когда кто-то просыпается утром и чувствует себя подавленно, но не может сказать, почему.

Если хотите очистить подобное состояние, есть много сильных методов, чтобы вам не приходилось испытывать бесконечное страдание в будущих жизнях и постоянно создавать негативную карму из-за сформировавшейся привычки ума поступать таким образом.По крайней мере, вы способны сделать переживаемый вами результат гораздо легче или короче.Это зависит от того, насколько мудро вы выполняете практику очищения и насколько сильное, здоровое и позитивное раскаяние вы ощущаете — это делает ваши тело и ум здоровыми и свободными от всех результатов негативной кармы.

Повторение имён тридцати пяти Будд — очень сильная практика, потому что среди них есть те Будды, которые посвятили себя очищению этой негативной кармы… Вы также можете повторять мантру Ваджрасаттвы, которая практикуется во всех четырёх тибетских традициях Махаяны.
Линия лам Ламрима подчёркивает значимость выполнения простираний каждый день, как делал лама Атиша.Они повторяли мантры и выполняли простирания сотни и даже тысячи раз в день.Вы также можете повторять мантру Будды Сострадания.

В этом случае решение проблемы включает две вещи: очищение негативной кармы прошлого и жизнь согласно обетам.Лучше всего принять обеты на всю жизнь, но если это невозможно, тогда на несколько лет.Если это невозможно, можно принимать обеты в определённые дни каждого месяца.Вы можете принять 8 Махаянских обетов на один день, что приносит обширные заслуги, потому что вы принимаете их с мотивацией бодхичитты перед всеми гуру, буддами и бодхисаттвами.Это включает избегание «чёрной» пищи (мяса, яиц, лука, чеснока и редиса), чтобы ум очищался, и вы могли лучше медитировать.

Если вы выполняете ретрит ньюнгне с практикой Будды Сострадания, он включает все эти практики: повторение длинной и короткой мантры Ченрезига, которая очищает негативную карму и помогает накопить бесчисленные заслуги; соблюдение обетов; повторение имён 35 Будд и простирания.Все эти мощные практики включены.Даже если вы выполняете один раз двухдневную практику ньюнгне, очищается так много негативной кармы, и вы приближаетесь к просветлению.

Это самое важное, что вы можете делать в жизни.Создаётся так много заслуг, способных принести удачу и успех в будущем, вплоть до высшего успеха достижения всех реализаций и просветления на благо всех живых существ.Это, без сомнения, лучший способ получить хорошее перерождение после смерти.Поэтому накапливается много заслуг, и препятствия на пути к счастью расчищаются, и это приносит много счастья в текущей жизни, даёт долгую жизнь, здоровье, гармонию и успех.Вы развиваете сострадание к другим живым существам, поэтому у вас больше гармонии с ними, а у других больше гармонии с вами.Другие становятся более любящими по отношению к вам и больше вам помогают.

Вот почему практика Дхармы в обычной жизни невероятно важна и приносит много пользы.Дхарма даёт ответы на все вопросы.Без Дхармы нет решений, и жизнь представляет собой лишь проблемы и страдание.Вот почему изучение Дхармы и практика медитации очень важны.Это самое важное образование, самая безотлагательная вещь в жизни для вас и для других.

— ответ ламы Сопы Ринпоче на письмо студента в 2005 г.
Перевод: Анастасия Гирш.

Cовет ламы Сопы Ринпоче своему ученику

Низкая самооценка – ошибочный ярлык.Лама Сопа Ринпоче дал совет своему ученику, который написал ему, что испытывает много препятствий и у него низкая самооценка.Вот выдержка из совета Ринпоче, записанного в феврале 2017 года:

«Что касается вашего вопроса о низкой самооценке, многие люди имеют низкую самооценку, но это происходит вследствие того, что люди не думают о карме, а думают только о мирских вещах, поэтому низкая самооценка на самом деле – это неверный ярлык.Это результат не-размышления о карме и непонимания кармы, поэтому низкая самооценка похожа на неверный ярлык.Это мирской ум.Вы думаете, что вы не обладаете тем, что ожидает от вас страна или общество, но на самом деле все, что важно – это Дхарма.Поняв карму, вы сможете это увидеть.Поэтому, я думаю, низкая самооценка – ошибочный ярлык; это более мирской способ мышления…

Самое важное помогать любому существу посредством вашего тела, речи и ума, помогать другим, даже насекомым, помогать любому, у кого есть проблема, помогать любым доступным нам способом.Я говорил во время учений в Root Institute [в январе 2017], что поделившись даже одной индийской рупией, даже одной анной [мелкая монета, меньшей ценности, чем рупия], если у нас есть только это, мы можем заниматься благотворительностью и делиться с теми, кто нуждается.В нашей повседневной жизни каждое небольшое действие, что бы мы ни делали, чтобы помочь другим с помощью нашего тела, речи и ума, очень важно помогать как можно больше каждый день нашей жизни.Именно таким путем мы создаем заслуги, невообразимые, невероятные заслуги, особенно если делаем это с бодхичиттой.Это очень, очень важно.

Далее подношения, например, когда мы едим и пьем – подношения гуру, Будде, Дхарме, Сангхе.Делать подношения гуру есть высшая заслуга и великое очищение и, соответственно, самый быстый путь к просветлению.Подношением могут быть любые действия в отношении гуру, такие как, например: получение совета, выполнение святых желаний гуру и так далее.Подношения гуру, Будде, Дхарме, Сангхе – очень могущественные [объекты] создания положительной кармы, и самым мощным из них является подношение гуру.Об этом сказано как в сутре, так и в тантре; это не просто мои мысли.

Также важно заботиться о своих родителях, не из-за привязанности, а думая о том, что они живые существа.Так каждое действие для блага нашей доброй матери и нашего доброго отца в этой жизни, которые о нас заботились, имеет очень мощный эффект, это хорошая карма.И мы начинаем ощущать результат, счастье в этой жизни и затем во многих сотнях тысяч будущих жизней, снова и снова, на протяжении многих жизней».

“В буддизме традиции Махаяны, как вы знаете, считается, что все живые существа были когда-то нашими добрыми матерями.Это семичастный метод причины и следствия.

Чтобы достичь результата в первую очередь нужна причина.Успех – это результат, и он зависит от причины.Поэтому по возможности помогайте другим достичь успеха, помогайте чем только сможете: телом, речью и умом.Но при этом у нас так много привязанности к родителям, и это может привести нас к страданию.

Важно понять, что смерть может наступить в любой момент – неизвестно в каком году, месяце, неделе, в любой день и даже в тот же самый день в следующий час или в следующую минуту – она может случиться с нами или нашими родителями, поскольку это и есть природа непостоянства.В мире это случается каждый день.Так много старых людей умирают, умирают и молодые, умирают люди среднего возраста, те, что находятся в утробе матери, тоже умирают, каждый день.Поэтому невероятно, что это еще не случилось с нами.Мы очень счастливые, невообразимо счастливые.Почему? Потому что, несмотря на то, что мы создаем негативную карму, сейчас, встретившись с Дхармой, у нас есть возможность очиститься и изменить свою жизнь.

Например, Миларепа создал много негативной кармы, но смог очистить ее.В юном возрасте с Миларепой плохо обращалась его семья – дядя и тетя – они все отняли у него.Поэтому мать Миларепы отправила его изучать черную магию.И он применил затем черную магию в день празднования свадьбы, где танцевали, веселились и выпивали 36 человек, а в подвале дома было более 36 животных и лошадей.Весь дом был разрушен, и все люди и животные погибли.

Миларепа был очень удручен, и он пошел искать своего гуру, Марпу, не имея с собой ничего.Он попросил Марпу даровать ему советы Дхармы и предложил в услуги свое тело, речь и ум.Он попросил кров и пищу.Марпа не дал ему учений, а вместо этого велел ему в одиночку посторить семиярусную башню.Марпа сказал ему сделать это самому без чьей-либо помощи, без единого помощника, только самому.Затем ему пришлось разрушить башню, поскольку Марпа сказал ему сделать это, и он разложил камни по своим местам.Затем Марпа приказал снова построить башню.

В итоге Миларепа строил башню три раза.Это было процессом очищения, чтобы очистить всю прошлую негативную карму.Затем тайная мать Марпы – согласно представлениям обычных людей, его жена – убедила Марпу дать учения.Марпа был просветленным, не обычным существом, поэтому он явил мандалу и даровал посвящение, после чего направил Миларепу в горы в ретрит.Следуя в точности тому, что советовал Марпа, Миларепа быстро достиг просветления в течение одной короткой жизни времен упадка.

Встречая Дхарму, очищаясь и накапливая заслуги, мы создаем причины не рождаться в низших мирах, быть рожденным в чистой земле и достить просветления так быстро, насколько это возможно, создаем такие причины для себя самих и для наших родителей.Поэтому так важно жить как можно дольше.В случае если мы не встречаем Дхарму, иметь долгую жизнь значит создавать негативную карму и родиться в низших мирах, а затем испытывать страдания многие кальпы.

[Без Дхармы] родиться человеком почти все равно что профессионально создавать карму своим телом, речью и умом.Это будто родиться человеком только для этой цели.Очень жаль людей, которые не встретили Дхарму, поэтому нам следует практиковать осознанность и понимать, что в любой день нашей жизни может случиться что угодно.

Что касается страданий в сансаре в целом, как только мы рождаемся в сансаре, у нас есть страдания.Что бы мы ни делали, в этом нет ничего нового; мы уже испытывали тоже самое бессчетное количество раз в безначальных перерождениях.Какое удовольствие мы бы ни испытывали в сансаре, мы уже имели этот опыт раньше.Нет ничего нового, мы испытывали все это бессчетное количество раз с безначальных перерождений.

Мы можем умереть в любой момент, поэтому нам необходимо это понимание.Что произойдет, если не встретить Дхарму, это то, что мы будем просто напуганы.Такой страх бесполезен.Но, если мы встретим Дхарму, страх приведет наше сознание к Дхарме, тогда любое действие станет Дхармой.Не только начитывание мантр для очищения и тому подобное, но даже прием пищи, сон, ходьба, работа, все это превратится в Дхарму.И все меньше и меньше наши действия будут становиться причиной сансары и причиной рождения в низших мирах”.

Благодаря мантрам мы больше не цепляемся за реальность речи и звуков, встречающихся в жизни, но переживаем их как пустые в своей сути.

Популярные авторывсе авторы

Лама Сопа Ринпоче 12

До тех пор, пока мы не осознаем, что наши проблемы — это всего лишь наша интерпретация тех или иных жизненных ситуаций, мы будем винить во всём окружающих, погоду или другие внешние условия, видя в них причину наших несчастий.Галлюцинаторные идеи, связанные с причинами наших невзгод, будут бушевать в нашем уме подобно пламени, делая жизнь ещё сложнее, а наши негативные мысли и поступки будут только раздувать этот огонь.

Внешний враг существует только в том случае, если внутри есть гнев.

Если вы прислушиваетесь к советам Будды – который обладает только состраданием к живым существам и у которого нет ни следа эгоцентричного ума, кто совершенен в силе, мудрости и сострадании, чей святой ум всеведущ – все что вы обретаете от этого, это только польза.

На самом деле, нет никакого внешнего врага.Существует причина, по которой люди причиняют нам вред, почему они злятся на нас или критикуют.Есть причина, для этого есть условие, и этим условием является наш ум.

Офис – это место для практики Дхармы.Когда вы идете в офис и работаете с людьми, необходимо осознавать, что это место для практики шести парамит.Шесть парамит очень подходят для обыденной жизни.Они вам дают защиту.В них все.

У нас есть невероятная возможность создать условия для счастья в этой жизни, счастья во всех будущих жизнях и для главного счастья – освобождения от сансары и просветления.

В буддизме мы не верим в создателя.Создателем являетесь вы сами, ваш ум.Ваш ум создает для вас ад и просветление, сансару и освобождение.

Есть большая разница между сознанием, чувствами и переживаниями кого-то, кто добавляет своё понимание Дхармы к собственной повседневной жизни, и теми, у кого этого нет.

На самом деле, часто выходит так, что обладание материальным богатством только усиливает неудовлетворённость, потому что становится ещё очевиднее, что ни у каких вещей нет способности пресечь страдания под корень.

Сансарные наслаждения мира людей и богов по своей природе являются страданиями.
Наш ум заблуждается, воспринимая их как наслаждения и настоящее счастье.

Забота о себе – врата всех падений,
Забота о своих (бывших) матерях – основа успеха.
Да сделаю я основой своей практики
Йогу, в которой ставят себя на место другого.

Вот хроническое заболевание – любовь к себе.
Это причина всех страданий.
Поняв это, пусть я смогу уничтожить
Этого демона эгоизма.

Лама Сопа.Книги онлайн

Тхубтен Сопа Ринпоче (1946, Тхами, Кхумбу, Непал), известный как Лама Сопа (Lama Zopa) — мастер тибетского буддизма традиции Гэлуг.Известен как буддийский наставник, автор ряда книг и духовный глава международной сети буддийских центров ФПМТ.

Выходец из семьи шерпа, в детстве Лама Сопа был признан реинкарнацией Лавудо-ламы, ламы традиции Ньингма, медитировавшего в пещере над деревней Тхами (отсюда звание «Ринпоче»).Предшественник Лавудо-ламы в линии перерождений принадлежал к традиции Сакья.

Лама Сопа принял монашеский постриг в монастыре Дунгкар в Тибете, где он поселился в 1957 году.После Тибетского восстания 1959 года он был вынужден бежать в Индию из-за давления китайской армии на монастыри.Его духовный учитель, геше Рабтэн, вверил его заботе другого перерожденного ламы, известного как Лама Еше.Лама Сопа получил учения от многих высоких лам, в том числе наставников Далай-ламы.

В 1970-х годах в Северной Индии Лама Сопа и его учитель встретились с американкой Зиной Рашевски, внучкой Сергея Рашевского, и по ее настоянию стали наставлять её в буддизме.Круг западных последователей вскоре вырос и лёг в основу будущей организации ФПМТ.В 1973 году, вместе с Ламой Еше, Лама Сопа стал основателем монастыря Копан в Непале, недалеко от Катманду, который уделял особое внимание обучению иностранцев.Это был первый из будущей сети центров ФПМТ.С 1984 года, когда умер Лама Еше, Лама Сопа занял место духовного наставника ФПМТ.

Книги Ламы Сопа публикуются главным образом в издательстве Wisdom Publications.Несколько книг было опубликовано в переводе с английского на русский издательством «Открытый мир».Его наиболее обширная биография была составлена Джамьянг Вангмо и опубликована под названием «Лавудо-лама».

В 1986 году Лама Сопа встречался с предыдущим Панчен-ламой в Непале, а позже в Тибете.Значительное время Лама Сопа провел в Австралии, а местом его постоянного пребывания стали США.

Помимо заботы о буддийских центрах и чтения наставлений по всему миру, Лама Зопа поддерживает ряд крупных проектов по оказанию помощи тибетским беженцам в Индии.При строительных проектах в Индии он привлекает для геомантической экспертизы известного специалиста по фэншуй, свою ученицу Лиллиан Ту.

В книге «Абсолютное исцеление» всемирно известный мастер буддийской медитации лама Тубтен Сопа Ринпоче помогает читателю понять, в чём кроется корень всех ваших телесных и физических недугов, и вручает ему весь необходимый инструментарий, воспользовавшись которым каждый сможет обеспечить себе счастье и здоровье в будущем.

Знакомя нас с историями людей, исцелившихся с помощью медитации, Ринпоче детально рассматривает причинно-следственный закон кармы и процесс ментального обозначения, играющие ключевую роль в возникновении заболеваний, и демонстрирует то, как медитация и другие техники развития мудрости и сострадания способны полностью устранить первопричину всех болезней.

Учения о пустоте и взаимозависимом происхождении, преподанные во время ретрита под Москвой в мае 2003 года.

В книгу вошли учения, данные ламой Соиой Ринпоче во время подмосковного ретрита в мае 2003 года.

Простым и доступным языком автор знакомит читателя с глубочайшими положениями буддийской философии, такими как шуньята (пустота) и взаимозависимое происхождение, объясняет причины страдания живых существ и указывает на способы освобождения от этого страдания, даёт ряд практических наставлений но выполнению буддийских медитативных практик.

Лекции, вошедшие в этот сборник, были прочитаны ламой Тубтеном Еше и его ближайшим учеником — ламой Тубтеном Сопой Ринпоче в ходе их совместного турне по Соединённым Штатам Америки летом 1974 года.

Книга предназначена специально для западной аудитории и поможет всем, кто стремится больше узнать о духовном развитии, составить для себя ясное представление о том, как эффективно применять учение Будды в повседневной жизни.

Лама Сопа Ринпоче: биография, книги, видео

Тхубтен Сопа Ринпоче (дата рождения – январь 1946 г.в Тхами Кхумбу, государство – Непал) является вторым Духовным наставником общины – международной сети буддийских центров «Фонд поддержания Махаянской традиции» (далее – ФПМТ) с 1984 г.по настоящее время (его предшественник Тубтен Еше).Широко известен под именем Ламы Сопа – наставника тибетского буддизма в традиции гелуг.

Тхуптен Ринпоче выходец из семьи шерпа.Еще в детстве его признали тулку Лаудо-ламы (традиции ньингма), который медитировал в пещере, расположенной над деревней Тхами.Оттуда ему и дано было звание «Ринпоче».Тхуптен Сопа как предшественник Лаудо-ламы (по линии перерождений) принадлежит к традиции сакья.

Ламой Сопой Ринпоче принят постриг в монахи в монастыре Дунгкар, расположенным в Тибете, в котором в 1957 году он и поселился.В результате Тибетского восстания в 1959 году ему пришлось бежать в Индию, поскольку китайской армией оказывалось большое давление на монастыри.И его духовный наставник, геше Рабтэн, доверил заботу о нем другому перерожденному ламе по имени Лама Еше.Лама Сопа Ринпоче получал учения и знания от нескольких высоких лам, в т.ч.и наставников Далай-ламы XIV.

Примерно в 70-х гг.XX века на Севере Индии Лама Ринпоче со своим наставником познакомился с американкой – Рашевской Зиной, внучкой Рашевского Сергея.По ее большой просьбе они начали давать ей наставления в буддизме.Это событие легло в основу создания будущей организации ФПМТ.

В 1973 г., совместно с Ламой Еше, Лама Ринпоче основал монастырь Копан в Непале, располагающийся рядом с Катманду.Здесь особое внимание уделяется обучению иностранцев.Именно монастырь Копан и стал первым центром будущей сети буддийских центров ФПМТ.

В марте 1984 г., после ухода (смерти) Ламы Еше, духовным наставником ФПМТ стал Лама Сопа.

В 1986 г.Лама Сопа встретился с предыдущим Панчен-ламой в стране Непал, а затем и в Тибете.

Большое количество времени Лама Сопа находился в Австралии.Постоянным местом его пребывания стали США.Два раза Ринпоче посещал Россию (в 2003, 2015 гг.).

Смотрите видео: Лама Сопа Ринпоче и медитация на пустоту

Сопа Ринпоче имеет награды: Кавалер монгольского ордена «Полярной Звезды».

Наряду с постоянной заботой о буддийских центрах и проповедования по всему миру нравственных наставлений, он оказывает поддержку крупным проектам оказания помощи беженцам из Тибета в Индии.В 2010 г.за значительный вклад в восстановление буддизма в Монголии удостоен присвоения монгольского ордена «Полярная звезда».

Будучи буддийским наставником, лама Сопа является автором целого ряда книг.Они, главным образом, публикуются в иностранном издательстве «Висдом Публикационс» (Wisdom Publications).Русское издательство «Открытый мир» перевело с английского языка на русский четыре книги.А самая подробная биография Ламы Сопа составлена и опубликована Джамьянг Вангмо под наименованием «Лаудо-лама».

Абсолютное исцеление.Духовное целительство в тибетском буддизме

В этой книге широко известный мастер буддийских медитаций Лама Сопа поможет читателю глубже понять истинную причину наших физических и душевных недугов, даст нужные духовные инструменты, с помощью которых человек обеспечит себе здоровье и счастье в самом скором будущем.

Ринпоче, ознакомит читателей с разными жизненными историями практиков, приведших с помощью медитации самих себя и окружающих их людей в состояние гармонии.В книге детально рассмотрен закон причинно-следственных кармических связей при болезнях и неурядицах.Показан механизм погашения первопричин заболеваний при помощи медитации и прочие технологии развития качества сострадания и обретения состояния мудрости.

Преобразование проблем в радость

Октябрь 1987 г.Лама Сопа Ринпоче в Новозеладнском Махамудра-центре дает меткий комментарий на текст, где говорится об использовании страдания и радости в пути к Просветлению.Книга посвящается вопросам трансформации ума.

Так называемый Я

Май 2003 г.Книга рождена во время преподавания в Подмосковье ретрита «Об Учении о пустоте и о взаимозависимом происхождении».Автор доступным и простым языком познакомит читателей с фундаментом философии буддизма: пустота (шуньята), взаимозависимое происхождение, причины страданий, как избавиться от страданий, практические наставления в буддийской медитативной практике.

Энергия мудрости.Основы буддийского учения

Лето 1974 г.В соавторстве с Ламой Тубтен Еше в книгу входят их лекции, читаемые в период совместного турне по США.Эта книга предназначается для аудитории Запада, помогает сформировывать ясное представление об эффективном применении учения Будды в жизни, дает багаж знаний о духовном развитии.

Вы можете бесплатно скачать книги Ламы Сопа Ринпоче по электронному адресу: http://www.koob.ru/lama_zopa/ и наслаждаться приятным их чтением и просмотром.

Между прочим, некоторые из читателей этих книг рекомендуют их как отличный позитивный ресурс, который помогает настроиться на повышение ценности каждого момента в нашей жизни.Дело остается за малым… за регулярной духовной практикой.

Лама Сопа Ринпоче

Лама Сопа Ринпоче, духовный руководитель Фонда поддержания Махаянской традиции (FPMT), считается перерождением ламы из Лаудо — Кунсанга Еше.

С того времени, как он начал ползать, Сопа Ринпоче проводил большую часть своего времени в попытках вскарабкаться на обрывистую тропу, ведущую к пещере этого почившего ламы — Кунсанг Еше, ламы из Лаудо.Его семья была вынуждена удерживать его силой от опасной дороги, по которой он собирался пуститься в путь, и заставлять его насильно возвращаться домой.В итоге, когда он стал больше и начал говорить, он заявил, что та пещера его и что он — перерождение ламы из Лаудо.Затем он стал настаивать, что единственно, чего он хочет, — это вести созерцательную жизнь в пещере.

Лама Сопа вспоминает о своих играх: «Когда я был совсем маленьким, моим другом был мальчик, который не мог говорить.Он и я любили играть в игры, включающие в себя ритуалы.Возле нашего дома была большая скала с вырезанными на ней мантрами.Я сидел, немного взобравшись на нее, и изображал, что я даю посвящения, в то время, как друдгие мальчики должны были пытаться их получать.Я не знал никаких молитв, поэтому я просто сидел немного выше их на скале, создавал некоторый шум и изображал, будто молюсь (на самом деле, я и сейчас молюсь как-то вроде этого).

Еще мы изображали, что делаем пуджи.Некоторые мальчики подражали звукам цимбал, в то время как другие выступали как благотворители.Мы смешивали землю и воду на маленьком плоском камне и благотворители раздавали это как еду другим мальчикам».

Когда он был четырех или пяти лет, его заявление о том, что он — лама-перерожденец, стало предметом публичной проверки со стороны Нгаванга Самдэна, ламы-созерцателя из традиции Ньингма, который жил поблизости.Когда маленький мальчик смог неоднократно отождествить вещи, принадлежавшие ламе из Лаудо, и прошел другие серьезные проверки, он был официально провозглашен подлинным перерожденцем и получил полную передачу традиции Ньингма.Позднее он должен был получить тантрические посвящения этой традиции от главного ламы монастыря Тхами, известного под именем Ламы-дедушки (Гага-лама).

Сопа Ринпоче начал свое образование в Соло Кхумбу в традиционной тибетской манере — с алфавита.Одной из первых книг, которые он читал, была биография Миларепы, прославленного поэта и йогина XI в.Эта книга зажгла в нем великое желание стать как Миларепа и обучаться под началом такого обладающего высокими постижениями Учителя, как Марпа, коренной Учитель Миларепы.Позже, в Па-ри, в Тибете лама Сопа Ринпоче, тогда еще маленький мальчик, встретил высокого монаха, который был управителем одного из монастырей, принадлежавших геше Домо.Лама Сопа говорит: «Должно быть, по причине какой-то прошлой кармы он сразу же спросил меня: „Ты хочешь быть моим учеником?» Я сказал: „Да, хорошо».Я спросил его: „Вы можете быть, как Марпа?» И он ответил: „Да»».

Лама Сопа также услышал о монастыре Миндолинг в Тибете, прославленном центре сохранения и передачи всех учений и посвящений Ньингма, и сильно захотел отправиться туда продолжать свое духовное обучение.Дядя посадил Ринпоче на спину и так отправился в паломничество в Тибет и, когда он прибыл на север Сиккима в монастырь Дунгкар Домо Геше Ринпоче, он заявил дяде, что не собирается возвращаться с ним вместе домой.Он больше хотел остаться в этом монастыре и посвятить свою жизнь изучению и практике дхармы.Дядя очень расстроился, поскольку юный Ринпоче был на его ответственности, но когда правитель этой области принял решение, что желание мальчика надо уважать, ему ничего не оставалось делать, кроме как вернуться в Непал с пустыми руками.

Монахи в Дунгкаре не имели никаких оснований верить, что этот маленький мальчик из глуши Непала — лама-перерожденец, но после консультаций с защитником-охранителем Учения его претензии были подтверждены.Тогда ему стали предоставлять питание, избавленное от пищи, считавшейся нечистой.

Лама Сопа рассказывает: «Я провел три года в Пари, проделывая пуджи в домах людей ежедневно, и я принял там обеты монаха-гецула (неполного монашеского посвящения) в монастыре Домо Геше Ринпоче, который считается воплощением ламы Цонкапы.До этого я не был монахом.Я видел много монастырей, но как-то по своей карме я стал монахом только в том гелугпинском монастыре.

В марте 1959 г.китайские коммунисты захватили Тибет, но, поскольку эта область прилегает близко к Индии, там не возникло незамедлительной опасности.Позже в тот год мне дали наставление проделать свой первый затвор — по йоге почитания Учителя относительно ламы Цонкапы в близлежащем монастыре, называемом Пэма Чойлинг, отделении монастыря Домо Геше.Я ничего не знал тогда о медитации, я просто повторял молитвы и некоторые мантры.Я думаю, что завершил свои обязательства по затвору, но не знаю, как я его проделал или какие мантры я насчитывал.

В конце 1959 г., когда опасность была очевидна, мы решили бежать в Индию.Онажды мы услышали, что китайцы появятся в Пэма Чойлинге через два дня.Той же ночью втайне мы ушли.На границе были пастухи, и, если бы они увидели нас, было бы трудно бежать, поскольку, как мы слышали, некоторые из них были соглядатаями, но, даже хотя их собаки залаяли, пастухи не вышли из своих палаток.

Наконец мы достигли Индии.Мы отправились в Букса Дуар, на севере, где индийское правительтво размещало монахов из Сера, Гандэна и Депунга (трех крупнейших гелугпинских монастырей Тибета), которые хотели продолжать свое обучение, вместе с монахами из других школ.Все четыре школы были помещены вместе в одном и том же месте.Во времена британцев Букса использовался как концентрационный лагерь, и Махатма Ганди, так же, как и Джавахарлал Неру отбывали там заключение.То место, где отбывал заключение Махатма Ганди, превратилось в женский монастырь, а то, где Неру, — стало молитвенным залом монастыря Сера.

Поскольку здесь было отделение монастыря Домо геше в Даржелинге, моим планом было отправиться туда.Однако глава полиции в Букса послал всех других монахов из моей группы в Даржелинг, а меня по какой-то причине задержал.Он сказал, что еще один монах должен остаться со мной в Буксе.И поскольку этот полицейский не разрешил мне ехать в Даржелинг, я стал обучаться там, в Буксе.Я не знаю, почему он задержал меня, не дав уехать в Даржелинг, — во всяком случае, не потому, что он получил за это взятку.

В Буксе я, как и многие другие монахи, подхватил туберкулез из-за плохих условий и климата.Меня пригласила в Дели вторая британская монахиня по имени Фреда Беди (первая английская монахиня умерла в Даржелинге).Она приезжала в Буксу, где все монахи жили вместе, и навещала специально всех лам-перерожденцев.Она пригласила многих лам-перерожденцев в школу, которую начала вести на английском языке.Так же там преподавали хинди, но я думаю, ее главной целью было обучать их английскому.

Шесть месяцев я провел в Дели, и в это время у меня развился туберкулез.Сначала я заболел оспой и должен был провести пятнадцать дней в специальной осповой больнице далеко от школы.Когда я вернулся, у меня был уже туберкулез и теперь отправился в туберкулезную больницу.Три дня я плакал в этой больнице.Почему я плакал — это из-за невозможности изучать английский.В это время у меня появилась великое желание выучить английский, поэтому я плакал и ни с кем не разговаривал, даже с индийскими мальчиками, лежавшими в той же палате.

Когда мне стало получше, я вернулся в Буксу и продолжил там свое обучение.Немного я занимался дебатами, но больше это было игрой.Думаю, я больше всего времени проводил в изучении английского, но бесполезным образом, поскольку я старался собрать и выучить английские слова так, как мы заучиваем тибетские тексты.Однажды я задумал выучить целый словарь наизусть.Тибетский метод обучения включает большую долю заучивания наизусть, поэтому я верил, что если я выучу множество слов, все образуется.Я не знал, что нужно обращать внимание на акцент и тренироваться в разговоре.

В любом случае, там в Буксе не было возможности практиковаться в английском, кроме того, чтобы употреблять несколько слов при встрече с индийскими чиновниками.Я много учил наизусть, много слов из различных книг, и все журналы Time.Я забывал и снова их разучивал, забывал и снова учил, забывал и снова учил — точно так же, как и тибетские тексты.Я провел массу времени за этим, но без толку — таким путем английский было не выучить.

Геше Рабтэн Римпоче, мой учитель в Буксе, ответственен за все, что только касается моего интереса к медитации с того времени по сей день.И именно благодаря доброте геше Рабтэна я понял, кто является моим коренным учителем (Кьябчже Тричжанг Ринпоче).Геше Рабтэн наставлял меня в медитации по пустоте и умиротворению ума (однонаправленном сосредоточении) и, даже хотя я был еще мал, я заинтересовался этим.Может быть, сказалось некоторое впечатление, оставшееся с прошлой жизни.

Через чекоторое время, однако, геше Рабтэн оказался очень занят, и он отослал меня к другому учителю из Кама по имени Еше.От этого учителя я получил передачу различных медитаций и визуализаций, включая йогу почитания Учителя — ламы Цонкапы.Позже этот учитель решил вести другой образ жизни, — он покинул Буксу и стал странствовать, живя в разных местах Индии.

В моем классе был монах по имени Чомпэл — на протяжении многих лет он был в Копане поваром.Со многими тибетскими монахами он получал учения от ламы Тубтэн Еше.На этом этапе я получал учение только от геше Рабтэна и только тогда, когда он не был занят, поскольку он должен был преподавать много текстов в различных классах.

Чомпэл обычно был лидером в моем классе, и он постоянно подталкивал меня к тому, чтобы пойти получать учения от ламы Еше.Он, бывало, выходил на улицу погулять для отдыха, и однажды мы отправились гулять за пределы нашего лагеря по направлению к дому ламы.Но у меня не было с собой подношений.Когда мы подошли к манговому дереву, где было много подстилок для сидения, я сказал: „Я хочу вернуться».Но он настаивал, и я прошел еще немного.Затем я снова останавливался и говорил: „Нет, я не хочу идти».Но он продолжал меня подталкивать.Был еще довольно далеко до того места, где лама Еше жил на горе, примерно полчаса или час ходьбы.

Даже когда мы подошли к дому, я хотел вернуться назад, частично из-за того, что не принес с собой подношений.Когда вы впервые устанавливаете контакт с Учителем, крайне важно сделать правильно подношения.Чомпэл принес чашу с небольшим количеством риса и несколькими рупиями, вместе с очень жалким, старым церемониальным шарфом.Он пошел первым спросить, примет ли лама Еше меня.Мне кажется, лама Еше спросил: „Получили ли вы разрешение от геше Рабтэна?», и он ответил: „Да».

В первый день я сидел на той же кровати, что и лама Еше, из-за моего звания „перерожденец», а другие сидели на полу.Учение было о причине и результате.Я не понимал ничего вообще — думаю, потому, что я пришел с плохой мотивацией.Я думал: „Почему бы ламе Еше не говорить немножко помедленней?» Хотя другие могли понимать, я не мог.

Затем на второй день я смог понимать немножечко получше.Я думаю, это благодаря тому, что лама Еше руководил мною во многих жизнях.Даже хотя у меня не было большого желания, но была большая сила — карма — между ламой Еше и мною: между нами, несомненно, был контакт в прошлых жизнях.Он не только помогал мне и руководил мною в этой жизни, но он посеял семена в мой ум еще и во многих прошлых жизнях.Ясно, что все счастье прошлого, настоящего и будущего обусловлено духовным Учителем».

„Лама Еше был мне больше, чем отец, больше, чем мать»,- говорит Ринпоче,- „Лама заботился обо мне, словно птица, вскармливающая птенцов из собственного клюва».

Они встретили своего первого западного ученика в Дарджилинге в 1965 году, когда Ринпоче выздоравливал от туберкулеза.Американская гражданка, Зина Рачевски, была дочерью князя Романова, бежавшего во Францию во время русской революции.Она начала получать наставления от ламы Еше, а Ринпоче переводил их для нее на английский, который он недавно выучил.В 1968 году вместе с Зиной, теперь уже посвященной в монахини, они переехали в Непал.

Ламы приняли приглашения своих учеников и впервые посетили Запад в 1974 году.За последние десятилетия эти два ламы оказали на западный мир значительное влияние, привлекая тысячи учеников силой своих наставлений, безустанным состраданием и обширной деятельностью на благо других.Основанный ими ФПМТ — Фонд поддержания Махаянской традиции стал одним из самых влиятельных буддийских международных объединений.

Так называемый Я.Учения о пустоте и взаимозависимом происхождении

Предисловие редактора

Перед вами поистине уникальная книга – учения, данные ламой Сопой Ринпоче в ходе подмосковного ретрита в мае 2003 года, во время его первого, и единственного пока, визита в Россию.

Благодаря необычайно живому и близкому к оригиналу формату русского текста, доносящему до читателя нетривиальность и гипнотическую силу дискурса ламы Сопы (и в этом несомненная заслуга переводчика Антона Батагова), возникает впечатление, что с её страниц к вам обращается сам Ринпоче.Те, кому доводилось слушать учения ламы Сопы на английском, поймут, о чём я говорю.

Но сначала несколько слов об авторе.

Лама Тубтен Сопа Ринпоче – духовный глава Фонда Поддержания Махаянской Традиции (ФПМТ) – крупнейшей всемирной сети буддийских центров, монастырей и связанных с ними проектов, выдающийся буддийский наставник, йогин, человек, чьё сердце, кажется, способно вместить в себя всю вселенную, Учитель, которого многие буддийские мастера современности называют подлинным бодхисаттвой и махасиддхой.

Ринпоче родился в 1946 году в непальской деревушке Тхами, расположенной в местности Соло Кхумбу, у подножия горы Эверест.Из окон родительского дома он мог видеть горный склон и долину Лаудо, где находилась пещера покойного отшельника Лаудо-ламы.Хотя его предшественник принадлежал к традиции сакья тибетского буддизма, сам Лаудо-лама прослыл великим йогином, достигшим совершенства в тантрических учениях традиции ньингма. Последние двадцать лет своей жизни этот йогин провёл в пещерном затворничестве.Ему прислуживали только его жена и двое детей.Всё своё время он проводил в медитациях, прерывая их лишь для того, чтобы давать духовные наставления и советы жителям долины Соло Кхумбу и соседних областей.Он был неутомим в своих трудах на благо всех живых существ, и ходили слухи, что в последние годы жизни он полностью избавился и от необходимости в сне.

Едва научившись ползать, Сопа Ринпоче большую часть своего времени проводил в попытках вскарабкаться на крутой склон горы, ведущий к пещере почившего ламы.Домочадцам то и дело приходилось ловить его на опасном пути, к которому его так влекло, и, недовольного, силком вести обратно в дом.Когда ребёнок заговорил, он первым делом заявил, что пещера принадлежит ему и сам он не кто иной, как реинкарнация Лаудо-ламы.Также он утверждал, что хочет только одного – посвятить свою жизнь медитации.Когда мальчику шёл пятый год, живший по соседству йогин-ньингмапинец Нгаванг Самтен устроил ему публичный экзамен.После того как мальчик безошибочно опознал все личные вещи Лаудо-ламы и прошёл другие строгие тесты, он был официально объявлен подлинным перерождением отшельника, и ему был пожалован титул традиции ньингма.Позднее он получил тантрические посвящения этой линии от главного наставника монастыря Тхами Гомпа, которого прихожане с любовью называли лама Гага («дедушка»).

Юный Сопа Ринпоче начал своё обучение в Соло Кхумбу в традиционной тибетской манере – с алфавита.

Также Сопа Ринпоче был наслышан о монастыре Миндролинг в Центральном Тибете – известном учебном центре, хранящем и передающем молодым поколениям все учения и посвящения школы ньингма, и мечтал продолжить в нём своё духовное образование.

Будучи ещё совсем маленьким, он на спине дяди отправился в паломничество в Тибет.Когда они прибыли в монастырь Дунгкар к северу от Сиккима, где настоятелем был Домо Геше Ринпоче, мальчик изрядно напугал дядю, безапелляционно заявив, что остаётся и домой возвращаться не намерен.Он решил поселиться в этом монастыре и посвятить свою жизнь изучению и практике Дхармы.Дядя был весьма озабочен происходящим, так как вся ответственность за маленького Ринпоче лежала именно на нём, однако, когда уездный начальник постановил, что к воле ребёнка следует прислушаться, ему не оставалось ничего иного, как вернуться в Непал в одиночестве.

Вначале монахи Дунгкара недоверчиво отнеслись к мальчику из непальской глубинки, утверждавшему, что он – лама-перерожденец, но, испросив совета у божества-защитника Дхармы своего монастыря, они получили тому недвусмысленное подтверждение.С этого момента из рациона юного ламы была исключена всякая пища, считающаяся нечистой.Ему предстояло продолжить обучение в монастыре Сера Дже в Лхасе, но этим планам помешали события 1959 года.Со временем Сопа Ринпоче оказался в лагере тибетских беженцев Баксадваре, в Индии, где сначала стал учеником геше Рабтена, а затем встретил свого основного Наставника – ламу Тубтена Еше.

Первая встреча ламы Еше и ламы Сопы Ринпоче с западными учениками произошла в 1965 году во время посещения ими монастыря Гхум в Дарджилинге.Однажды днём к ним в комнату постучался монах и передал, что их разыскивает один «друг».Этим «другом» оказалась американка Зина Рачевская, которая на самом деле искала Домо Геше Ринпоче, но, поскольку Сопу Ринпоче часто называли Домо Ринпоче с того времени, как он побывал в Дунгкаре, она по ошибке приняла его за нужного ей ламу.Это необычное знакомство положило начало долгой и крепкой дружбе, и почти весь следующий год ламы давали Зине учения в её доме, пока ей не пришлось переехать из Дарджилинга на Цейлон.Оттуда она написала несколько слёзных писем Его Святейшеству Далай-ламе, умоляя его разрешить ламам присоединиться к ней.Получив разрешение от Его Святейшества, она вернулась в Индию и вместе с ламами отправилась в Дхарам-салу на аудиенцию к Далай-ламе.Там Зина приняла обеты монахини-послушницы.

В 1967 году двое лам и их ученица, новоиспечённая монахиня, покинули Индию, но их путь лежал не на Цейлон, как планировалось ранее, а в Непал.

Первое время они жили рядом со ступой Боднатх, в нескольких километрах от Катманду.Несколько лет спустя им удалось приобрести в собственность участок земли на вершине близлежащего холма, известного как Копан.Там в 1969 году они основали центр «Непальская Махаянская Гомпа».Основное здание центра было построено в 1971–1972 годах, практически целиком за счёт средств западных учеников, число которых неуклонно росло.В 1971 году в Копане состоялся первый курс обучения медитации, на котором присутствовало около двадцати человек.Со временем интерес к этому мероприятию так возрос, что при проведении седьмого курса осенью 1974 года число участников пришлось ограничить до двухсот человек, что было пределом возможностей местной инфраструктуры.

В декабре 1973 года Копан стал домом для Международного Института Махаяны – организации, объединяющей западных монахов и монахинь.Эта духовная община по сей день живёт насыщенной жизнью, включающей в себя работу, учёбу и медитативные ретриты и спланированной таким образом, чтобы дать им возможность полностью посвятить жизнь Дхарме.Члены общины также издают учения лам и их переводы и организуют групповые и индивидуальные ретриты для всех интересующихся медитацией, независимо от их вероисповедания.

Стремясь создать ученикам благоприятные условия для практики Дхармы, ламы не ограничились Копаном.В 1972 году они приобрели участок земли в Дхарамсале – небольшом поселении в предгорьях северной Индии, где уже много лет находится резиденция Его Святейшества Далай-ламы, а также с 1971 года работает Библиотека тибетских трудов и архивов.В доме, ранее принадлежавшем Кьябдже Триджангу Ринпоче, был основан ретритный центр «Тушита».

Популярность лам на Западе неуклонно росла, как росло и число учреждённых ими Дхарма-центров.Дружная интернациональная семья центров ФПМТ с каждым годом становится всё более многочисленной.На сегодняшний день это крупнейшая на Западе буддийская община, насчитывающая более ста сорока Дхарма-центров и учебных групп, расположенных в двадцати шести странах мира.

В марте 1984 года лама Еше покинул этот мир, а 12 февраля 1985 года в Гранаде, Испания, в семье испанских учеников лам родился мальчик, Осэл Хита Торрес, признанный впоследствии перерождением ламы Еше и известный теперь как лама Осэл.Яркий жизненный путь ламы Еше и история поисков его перерождения увлекательно описаны в книге Вики Маккензи «Реинкарнация» [Mackenzie, V.Reincarnation: The Boy Lama.Bloomsbury, London, 1988].

Уже без малого двадцать лет духовное руководство Фондом осуществляет лама Сопа Ринпоче.

Центральный офис организации (www.fpmt.org), который координирует жизнь Дхарма-центров, действующих под эгидой Фонда, организует международные семинары и конференции и выпускает методическую литературу, расположен в Портленде, США.Лама Сопа – автор большого числа книг по буддийской тематике.На русском языке переведены и изданы следующие книги Ринпоче: Лама Сопа.Преобразование проблем в радость.Вкус Дхармы.СПб.: Нартанг, 2001; Лама Сопа.Абсолютное исцеление.М.: Ориенталия, 2014.

В мае 2003 года произошло поистине знаменательное событие: по приглашению российских учеников состоялся первый визит ламы Сопы в Россию, в ходе которого Ринпоче посетил Москву и Санкт-Петербург.

Во время проведения недельного ретрита по лам-риму в Подмосковье Ринпоче даровал всем присутствующим посвящения Ченрези (Авалокитешвары) и Белой Тары.По просьбе учеников из московского Центра ламы Цонкапы Ринпоче отдельно даровал всем желающим посвящение в практику Будды Медицины.

Над организацией визита Ринпоче в Россию, подготовкой загородного ретрита и учений в Москве трудились многие преданные ученики ламы Сопы.Мы от всего сердца благодарим этих неутомимых помощников за их неоценимый вклад в подготовку и издание этой книги.Особая благодарность Татьяне и Павлу Петровым и Сергею и Галине Мещеряковым, принявшим на свои плечи основной груз организационного и финансового обеспечения учений Ринпоче в России и блестяще справившимся со своей задачей, а также Андрею Ломоносову, взявшему на себя нелёгкий труд технического обеспечения лекций и их записи в цифровом формате.

Любой человек, которому посчастливилось хоть раз услышать наставления ламы Сопы Ринпоче, знает, с какой силой, юмором и прямотой доносит он до аудитории тот глубокий смысл, что кроется за словами его учений, порой даже невыразимо превосходя всякие возможности языка.К сожалению, самобытную устную речь Ринпоче практически невозможно буквально воспроизвести на бумаге в доступной для любого читателя форме.Даже отредактированная версия, где наряду с унификацией терминологии и речевых оборотов предпринята попытка сохранить весь колорит общения ламы с различными категориями слушателей, неминуемо лишится большей части волшебства и мощи устных учений.

За годы работы переводчиком с тибетского и английского языков мне посчастливилось неоднократно выступать в роли синхронного переводчика ламы Сопы Ринпоче, в том числе переводить для участников московский ретрит 2003 года, и я берусь утверждать, что автору письменного перевода этих учений Антону Батагову удалось вплотную приблизиться к невозможному: передать на бумаге живой, уникальный и невоспроизводимый стиль изложения Учения, характерный для ламы Сопы.Я уверен, что читатель сможет по достоинству оценить плоды этого смелого лингвистического эксперимента!

Как бы то ни было, если благодаря данной публикации мудрость Дхармы, дарованная Рин-поче, станет доступна более широкой аудитории, это оправдывает любую литературную правку, с её неизбежным принесением в жертву оригинального стиля.

Наконец, мы хотели бы пожелать долгой жизни и крепкого здоровья самому ламе Сопе Ринпоче.Пусть он продолжает свою благую деятельность, неся свет Дхармы всем тем, кто нуждается в духовных наставлениях.Пусть в силу этих пожеланий все живые существа обретут счастье, вкусив плоды душевного и физического благополучия, и пусть во всех уголках нашей Вселенной воцарятся мир и согласие.

Редактор серии «Самадхи»

Александр А.Нариньяни

«Дорожник» и пустяки
(Заметки переводчика)

Прежде всего я хотел бы извиниться перед читателями за то, что занялся не своим делом.Я не переводчик.Моё «дело» – сочинять музыку.И, разумеется, мне не пришло бы в голову пуститься в такое рискованное путешествие, как расшифровка аудиозаписи учений, полученных от ламы Сопы Ринпоче во время ретрита под Москвой в мае 2003 года, и перевод этого текста на русский язык, если бы ко мне не обратился с таким предложением Саша Нариньяни – поистине фантастический переводчик, который, в частности, уже перевёл к тому времени две книги Ринпоче, а также работал и на этом самом ретрите.У меня тогда временами появлялось такое ощущение, что лама Сопа говорит по-русски.Те, кто хоть раз слышал его лекции и имеет представление о его особой манере говорить, знают, насколько трудно бывает уследить за ходом его рассуждений и поймать не укладывающуюся в рамки фразообра-зования траекторию его медитативных словесных импровизаций.Не говоря уже о том, что его лекции продолжаются по пять-шесть часов без перерыва, а иногда и дольше, и заканчиваются уже под утро.В течение всего этого времени Ринпоче не то что не устаёт, но даже не нуждается в том, чтобы хоть раз поменять местами ноги, скрещённые в позе для медитации.

Можете себе представить, какого немыслимого напряжения требует от переводчика-синхрониста такая задача! И Саша справился с ней просто блистательно.Но, к сожалению, по техническим причинам русский перевод не был записан.В нашем распоряжении остался только английский «оригинал», то есть запись голоса самого Ринпоче.И летом

2005 года Саша как-то сказал мне, что прошло уже два года, а эти аудиозаписи так и лежат, и за их расшифровку и перевод никто до сих пор не взялся.Сам он очень занят, другие переводчики, работающие с буддийскими текстами, – тоже, и поэтому было бы хорошо, если бы это сделал я.Как ни странно, я согласился в ту же секунду.

Теперь, когда эта работа уже закончена, я понимаю, что, скорее всего, я с задачей не справился.Дело не только в отсутствии профессионализма и опыта.Если бы Ринпоче говорил «нормально», то есть в обычном «профессорском» стиле, к которому мы привыкли, то всё было бы гораздо проще.Каждая фраза спокойно поддавалась бы переносу в формат печатного текста, всякие там подлежащие-сказуемые были бы на своих местах, и впечатление, которое мог бы получить читатель, практически ничем не отличалось бы от того, которое получили слушатели, присутствовавшие на лекции.А тут…

Если попробовать сравнить это с музыкой, то сравнения будут такие.«Обычная» лекция – это нечто вроде классической симфонии или сонаты: композитор написал ноты, а музыканты в точности их исполнили, и вся музыка таким образом без потерь была донесена до слушателей.А теперь представьте себе, что кто-то пытается записать нотами индийскую рагу и дать эти ноты западным классическим исполнителям.Понятно, что та музыка, которую эти исполнители по этим нотам сыграют, будет, мягко говоря, очень далека от индийской раги.

Примерно в такой ситуации и оказывается всякий, кто пытается расшифровать записи лекций ламы Сопы Ринпоче и, «причесав» текст и придав ему «читабельный» вид, издать это в виде книги.Поскольку передать манеру Ринпоче в письменной форме вообще невозможно, результат этих попыток всегда кардинально отличается от «оригинала» и по форме, и по типу переживания.Книга неминуемо становится неким самостоятельным произведением, построенным по тем законам, которым привык подчиняться наш ум, впитавший в себя западную систему академического образования.Весь смысл учения в книге, конечно же, сохраняется, и передаётся он в весьма концентрированной форме, но, к сожалению, теряется то, что как раз и составляет главную отличительную особенность «творческого почерка» ламы Сопы.

Прочитав по-английски ряд его книг, представляющих собой исключительно расшифровки устных учений, сделанные его западными учениками (безусловно, вся проделанная ими работа заслуживает искреннего восхищения), я стал думать о том, нельзя ли всё-таки найти какую-то форму письменного изложения, которая была бы стилистически ближе к тому, что происходит «вживую».Но, увы, когда я попробовал сделать это практически, я понял, что это действительно невозможно.Внешне

это стало очень напоминать тексты авангардных поэтов-концептуалистов, в которых нет ни «нормальных» компонентов предложений, ни предложений как таковых, а всё состоит из отдельных слов, словосочетаний и обрывков фраз, причудливо расположенных на листе бумаги.Возможно, такая форма была бы действительно ближе к устному оригиналу, но тогда этот текст просто стал бы «художественным произведением» и оказался бы в компании других таких же текстов, а вот уж это было бы совсем неправильно.Поэтому я решил не отвлекаться на форму, а попытался сделать некий компромиссный вариант: максимальная смысловая нагрузка плюс те черты устного стиля, которые удалось передать, не нарушая привычного «академического» внешнего вида.При этом я хотел бы предложить вам, уважаемые читатели, отнестись к чтению творчески активно и взять на себя некоторую часть работы с этим текстом.Позже я объясню, что я имею в виду.

Часто приходится слышать, что школа гелуг – это одна сплошная философия и логика, а все настоящие мастера медитации принадлежат к школам ньингма и кагью. Говорящие так либо по какой-то странной причине не знают великих гелугпинских йогинов-мастеров медитации, либо не читали сложнейших философских трактатов линий ньингма и кагью.Но в лице ламы Сопы эти два компонента – философия и внерациональное

постижение – объединяются в некое высшее целое, невероятно мощное и не поддающееся разделению на части.Если лама Сопа просто молча сидит или просто входит в комнату, в нашем сознании уже начинает происходить процесс, существенно отличающийся от обычного бытового функционирования.

Поверьте, это не имеет ничего общего с теми состояниями истерического экстаза, которые испытывают последователи всевозможных псевдоучителей.Как известно из классических текстов, бывает достаточно просто увидеть бодхисаттву, чтобы в нашем уме уже зародилось зерно духовной реализации, а ум наш отключился от своего обычного «мусорного» состояния.Один вид бодхисаттвы может произвести революцию в нашем уме.Как это происходит – непонятно.Можно долго рассуждать о «мощной энергетике», «вибрациях», «нисходящем благословении» и тому подобных вещах, но всё равно наши рассуждения и догадки не превысят уровня нашего неведения.Пожалуй, лишь одно мы действительно можем почувствовать.Такие мастера буквально физически сотканы из той самой бодхичитты, то есть силы всеобъемлющего сострадания, о которой говорится в буддийских текстах как об основе Пути.Глядя на ламу Сопу, мы ощущаем, что это сострадание не декларация и не красивое слово, а некое раскалённое вещество, из которого состоит его сердце, и это вещество с невероятной силой распространяется во все стороны и, не зная никаких границ и преград, заполняет собой всё мироздание.

В таком состоянии лама Сопа пребывает всегда.Поэтому, когда он говорит, то ученикам передаётся не просто информация или цепочка рассуждений, а нечто гораздо более тонкое и существенное.

Мы привыкли к тому, что лекция – это именно сообщение некоей информации, которая должна быть запомнена учениками, и в результате этого объём знаний, которым они располагают, должен возрасти на соответствующую величину.Мы не любим слушать одно и то же дважды, так как уверены, что способны усвоить всё необходимое с первого раза, а услышав то же самое во второй раз, тут же начинаем скучать или раздражаться, потому что считаем такое повторение пустой тратой времени.

В буддизме принято обратное: фактически содержание всех книг и устных учений сводится к одним и тем же темам и положениям.Различаются только форма рассуждения и объяснения: это зависит от индивидуальной манеры учителя.Тех, кто стремится узнать побольше нового, ждёт разочарование: выясняется, что все книги и наставления – по сути дела, об одном и том же.Разумеется, существует множество различных практик, требующих детальнейшего изучения и понимания, но, опять же, все визуализации строятся на одних и тех же принципах, а цель их заключается в том, о чём написано уже на первых страницах самых популярных книг о буддизме для начинающих: достичь просветления, чтобы освободить других живых существ от страданий и привести их к просветлению.

Но для того чтобы уяснить, что это такое, и сделать хотя бы один шаг в этом направлении, необходимо кардинально изменить свой ум, сдвинуть его с той мёртвой точки, с которой он не сдвигается в течение миллионов жизней.Сдвинуть его путём логических рассуждений невозможно, сколь бы тонкими и продвинутыми они ни были.

И именно в эту точку без промаха бьёт лама Сопа, рассуждая о том, что, казалось бы, является предметом логики и анализа, в алогичной «бесформенной» форме.Он не только не заботится о том, чтобы не повторять уже сказанное, но, наоборот, всё время застревает, зацикливается на каждом изгибе мысли, на каждом примере, на каждом сопоставлении чего-то с чем-то и, разбивая вдребезги все законы линеарного мышления, повисает в медитативном вневременном пространстве, где нет ни информации, ни скуки, ни «жажды знаний», а есть только самое главное.И это главное диктует свои законы.Оно требует того, чтобы остановиться, прекратить «думать мысли» и начать внимательно всматриваться в него, поворачивая его, как кристалл, разглядывая разные грани, наблюдая, как в них многократно отражается мир, и как все эти отражения, которые, казалось бы, реально существуют

Рейтинг автора
Автор статьи
Валентин Пырьев
Написано статей
1036
Ссылка на основную публикацию