Лестница жизни

Тема статьи: Лестница жизни - разбираемся в вопросе, тренды 2019 года.

Лестница жизни

Теперь, когда я и сам стал отцом, я наконец научился ценить все, что вы для меня сделали

На фоне всепоглощающей черноты космоса наша Земля выглядит манящим сине-зеленым шаром.Всего двум дюжинам людей доводилось своими глазами видеть нашу планету с Луны и из-за пределов лунной орбиты, но хрупкая красота сделанных ими снимков отпечаталась в памяти целого поколения.Ее ни с чем не сравнить.Наши мелочные ссоры по поводу границ, нефти и религии блекнут перед мыслью, что этот живой шарик, окруженный бесконечной пустотой, — наш общий дом (причем не только наш, ведь мы делим его с другими порождениями тех удивительнейших изобретений жизни, которым мы обязаны своими богатствами).

Жизнь и сама преобразила нашу планету, превратив этот огромный, изрытый метеоритами огнедышащий камень, вращавшийся вокруг молодой звезды, в тот живой маяк, каким она видится теперь из космоса.Жизнь окрасила нашу планету в синий и зеленый цвета трудами крошечных фотосинтетических бактерий, которые очищали ее атмосферу и океаны и наполняли их кислородом.Обретя этот мощный источник энергии, жизнь забила через край.На лугах распускаются цветы, среди замысловатых кораллов прячутся стремительные золотистые рыбки, в черных глубинах таятся огромные чудовища, деревья тянутся к небу, животные гудят и топают, глядя на окружающий мир.Посреди всего этого мы и живем, поражаясь неведомым тайнам мироздания, — мы, являющие собой сложные комплексы молекул — чувствующие, думающие, изумляющиеся и задающиеся вопросом о том, как мы здесь очутились.

Теперь, впервые в истории планеты, мы знаем ответ на этот вопрос.Это неточное знание, не скрижали истины, но зреющие плоды величайших поисков человечества, цель которых состоит в том, чтобы понять природу всего живого вокруг нас и в нас самих.В общих чертах мы, разумеется, понимаем ее со времен Дарвина, чья книга «Происхождение видов» была опубликована полтора столетия назад.С тех пор наши знания о прошлом обогатили не только ископаемые, заполнившие пробелы в наших представлениях, но и понимание внутреннего строения гена, составляющего фундамент всего, что нам известно о каждом стежке пышного ковра жизни.И все же лишь в последние несколько десятков лет нам удалось перейти от теорий и абстрактных знаний к динамичной, подробной картине жизни, изложенной на языке, переводить с которого мы научились лишь недавно.Этот язык содержит ключи не только к окружающей нас живой природе, но и к ее древнейшему прошлому.

История, которую открывают нам эти поиски, драматичнее, убедительнее и сложнее, чем любой миф о сотворении мира.Вместе с тем, подобно любому из этих мифов, она полна внезапных и впечатляющих превращений и бурного внедрения новшеств, которые преобразовывали Землю, накладывая все новые уровни сложности поверх достижений былых революций.Земля, если смотреть на нее из космоса, прекрасна и безмятежна, но ее бурная история была отнюдь не такой.По иронии, наши собственные мелочные ссоры отражают бурное прошлое нашей планеты и из всех ее обитателей лишь мы одни, ее разорители, в состоянии подняться над ней и узреть ее красоту как единого целого.

Многие из глобальных переворотов были результатом двух горсток эволюционных инноваций — изобретений, изменивших мир и в конечном счете сделавших возможным появление нас самих.Поскольку я не предполагаю здесь работу сознательного изобретателя, я должен пояснить, что я имею в виду под изобретениями.Вот как определяет это слово Оксфордский словарь английского языка: «Оригинальная задумка или создание нового, ранее неизвестного метода или способа делать что-либо; новшество, нововведение».Эволюция лишена дара предвидения и не строит планов.Ее ход не определяется разумным замыслом некоего изобретателя.Тем не менее, естественный отбор подвергает все свойства живых организмов суровым испытаниям, победителями в которых выходят те, кто устроен наилучшим образом.По сравнению с драмами, разворачивающимися в этой природной лаборатории, наши театральные представления выглядят жалким фарсом.Поколение за поколением отбор одновременно подвергает тщательному исследованию квинтильоны крошечных различий между организмами.Удивительные примеры сложнейшего устройства повсюду, и они порождены слепыми, но в высшей степени изобретательными силами.В неформальных разговорах эволюционисты нередко называют эволюционные новшества «изобретениями», и это слово как нельзя лучше передает поразительный творческий потенциал природы.Общая цель тех, кто занимается естественными науками, независимо от их религиозных убеждений, состоит в том, чтобы проникнуть в тайны возникновения всего, что есть в природе.Данную цель разделяют не только ученые, но и все, кого заботит вопрос о нашем происхождении.

Эта книга посвящена величайшим изобретениям эволюции, тому, как каждое из них преобразило жизнь, и тому, как мы, люди, научились воссоздавать ее прошлое, проявляя находчивость, достойную самой природы.Этой книгой я хочу восславить изумительную изобретательность и самой жизни, и нас с вами.Книга представляет собой рассказ о том, как мы здесь очутились.Особое внимание я уделил вехам великого пути от возникновения жизни как таковой до жизни (и смерти) каждого из нас.Область, охватываемая этой книгой, огромна.Нам предстоит пройти жизнь вдоль и поперек, от самого ее зарождения в глубоководных гидротермальных источниках до возникновения человеческого сознания, от крошечных бактерий до гигантских динозавров.Мы рассмотрим достижения многих наук: от геологии и химии до нейровизуализации и от квантовой физики до планетологии.Обсудим мы и широкий спектр достижений людей, от самых знаменитых ученых прошлого до современных исследователей, которым, быть может, суждено прославиться.

Мой список изобретений, разумеется, субъективен и мог бы быть несколько иным, но при его составлении я пользовался четырьмя четкими критериями, которые, по-моему, существенно ограничивают выбор наиболее важных событий в истории всего живого.

Первый критерий: великими изобретениями можно считать лишь те, которые произвели революцию в живой природе, а значит, и на планете.Я уже упоминал фотосинтез, сделавший нашу Землю такой, как мы ее знаем: химически заряженной — богатой кислородом (без которого животные не могли бы существовать).Другие сопоставимые по значению перемены не столь очевидны, но столь же важны.Два изобретения, имевшие особенно далеко идущие последствия, — это подвижность, позволившая животным перемещаться в поисках пищи, и зрение, преобразившее строение и поведение всех живых организмов.Вполне возможно, что быстрая эволюция глаз, происходившая около 540 миллионов лет назад, внесла немалый вклад и во внезапное появление настоящих животных в палеонтологической летописи — так называемый кембрийский взрыв.Глобальные последствия каждого из этих изобретений обсуждаются во вводных разделах соответствующих глав.

Мой второй критерий предполагает, что великое изобретение должно по-прежнему обладать исключительным значением и сегодня.Наилучшие примеры таких изобретений — секс и смерть.Эволюционисты называли половое размножение абсолютной экзистенциальной нелепостью, имея в виду не эмоциональные позы, от тревоги до экстаза, о которых тоже можно было бы написать книгу не меньше «Камасутры», а само существование полового процесса.Сегодня наука уже вплотную приблизилась к ответу на загадку, почему множеству живых существ (даже растениям) свойственно заниматься сексом, хотя они могли бы вместо этого преспокойно производить собственные клоны.Если считать секс абсолютной экзистенциальной нелепостью, то смерть следует признать абсолютной инэкзистенциальной нелепостью.Почему мы стареем и умираем, страдая от ужаснейших и мучительнейших болезней? Эта наша склонность вовсе не диктуется законами термодинамики, предполагающими разрастание хаоса и порчи, ведь отнюдь не все живые существа стареют, а некоторые из стареющих даже способны переключаться в другой режим и больше не стареть.Мы убедимся в том, что продолжительность жизни животных в ходе эволюции неоднократно возрастала на порядок.Судя по всему, легендарное лекарство от старости — не миф, а реальная возможность.

Лестница жизни

К ак-то раз по лесной дороге шёл Учитель и на опушке заметил играющего мальчика.Мальчику было на вид лет семь, и чертил он на земле палочкой какие-то знаки.Учитель присмотрелся, что же чертит ребёнок, и вдруг у него в голове просияла молния Света, он увидел знаки, говорящие о предназначении этого ребёнка, знаки, зовущие на помощь.Учитель наклонился и спросил мальчика:

И ребёнок ответил:

Тогда учитель спросил:

— Кто ты? Кто твои родители? Где ты живёшь?

Мальчик ответил, что он принц, и родители его — самые богатые люди на земле, и живёт он во дворце, а здесь оказался потому, что отец взял его на охоту, и он заблудился.

Казалось, очень простая история, каких миллионы, если бы не чертил мальчик знаки, о которых знал Учитель.Он взял мальчика за руку и пошёл в направлении леса.Там он слышал лай собак и выстрелы.Вскоре из леса показались всадники и стая гончих собак.Мальчик, увидев отца, бросился навстречу, а Учитель остался стоять на месте.После разговора ребёнка с отцом к Учителю подъехал очень богатый, одетый в очень дорогие одежды человек.Он поблагодарил Учителя за то, что тот нашёл и привёл мальчика, и предложил взамен деньги и золото, но

— Зачем мне золото? Я и так богаче тебя.Зачем мне деньги? Они мне не нужны, у меня и так всё есть.Но вот вместо денег и золота дай мне обещание, что если твоему сыну понадобится помощь, то приведи его ко мне.Я живу вон там, на горе, в бедной лачуге, и всегда буду рад его видеть.С этими словами Учитель в последний раз посмотрел на мальчика и ушёл.

Отец мальчика был поражён и возмущён: «Какой-то оборванец говорит, что богаче меня, короля! Живёт в каком-то сарае, а деньги ему не нужны, и ещё осмеливается говорить о помощи.Да как он посмел?! Неужели, если моему единственному сыну нужна будет помощь, то не найдутся доктора, философы, магистры наук, воины и рыцари.Да у меня столько денег и золота, что всё, что понадобится моему сыну, я куплю! А тут какой-то нищий и, наверное, сумасшедший старик! И он будет ещё помогать! Этого никогда не будет.» На этом всё закончилось и забылось.

Мальчик жил во дворце, здоровье у него было отличное, недостатка он ни в чём не ощущал, играл со сверстниками, занимался науками, учил языки, музыку, танцы, был очень подвижен и не труслив.В общем, рос и ни о чём не думал.Когда же ему исполнилось 12 лет, в его жизни появился Спутник.«Спутником жизни» мальчик называл того, кого он не видел, но постоянно ощущал.Он чувствовал, что кто-то рядом, что кто-то ему помогает.Сначала мальчик насторожённо наблюдал, но потом привык и перестал обращать внимание, ведь ему было только 12 лет, игры и забавы куда больше забирали времени, чем наблюдение чего-то незнакомого и тем более — невидимого.В 17 лет мальчика посвятили в рыцари, а в 20 лет он стал полноправным наследником короля и мог подписывать документы, ездить в другие страны вместо отца и вообще был доверенным лицом короля.

Время шло.И вот однажды, во время охоты, юноша увидел старика, собирающего хворост.Стая собак, обычно ничего не боящаяся и сметающая всё на своём пути, вдруг поджав хвосты, попятилась назад, лошади остановились и не двигались с места.Юноша спрыгнул с лошади и подошёл к старику.Ему показалось, что где-то он его видел, и сердце его начало сильно биться.Он хотел повелительным тоном спросить: «Кто ты?» Но вместо этого встал на колени и поцеловал руку старику.Старик, как вы правильно догадались, был Учитель и Рыцарь Света.Он любовно поднял юношу с колен и произнёс такие слова:

— Что ты, мальчик мой, я такой же человек, как и ты, поэтому не стоит становиться на колени и целовать мне руки.Скажи мне только, почему ты здесь и что тебя беспокоит?

Юноша был поражён, до чего знакома была ему эта речь и как ему близок этот незнакомый старик, но ответил он совсем другое:

— Я здесь охочусь, потому что это всё моё: земля, горы, звери.Я хозяин всего.

Старик слегка усмехнулся и, сощурив глаза, сказал:

— Раз это всё твоё, тогда тебя должны все слушаться.Скажи горе, чтобы она сдвинулась хоть на один сантиметр.А ручью, чтоб остановился и не журчал.Скажи птице, чтоб села на эту ветку, а дереву, чтоб упало.Ты же хозяин, а хозяина должны все слушаться.

Юноша понял, что старик издевается над ним.Он развернулся и собрался уходить, когда услышал вслед такие слова:

— Бедный мальчик, ты даже не хозяин одной минуты времени, ты даже не хозяин сегодняшнего дня и своего здоровья.Всё, что у тебя есть, всё это дал Господь, и каждый день помогает тебе, чтоб жизнь твоя была плодотворной и всеобъемлющей.Но теперь пришёл день расплаты.Ты должен будешь очень скоро вернуть долги.Приходи ко мне, и я тебе помогу.

С этими словами старик ушёл, а юноша отправился домой, во дворец, ему было уже не до охоты.Настроение у него испортилось, аппетит пропал, веселиться не хотелось.Он закрылся у себя в спальне и никак не мог забыть слова старика: «Какие долги? Я ни у кого ничего не брал и не одалживал, никого не убивал и не грабил.Всё, что я имею, дал мне мой отец-король.Почему я кому-то должен? И самое главное — что? Что я должен? Может денег, золото, может лошадей, собак, наложниц, что?»

Так он думал день, два, месяц, год.И решил он поехать в горы к старику и узнать, почему тот ему так сказал, кому и что он должен.Подъехав к подножию скалы, юноша слез с лошади и хотел подняться наверх.Но здесь не оказалось ни тропинки, ни ступенек, ни каких-либо приспособлений, чтоб подняться наверх.И задумался юноша, как же старик взбирается в свою лачугу? Долго он стоял, задумавшись, но вот на горе показалась фигура старика и окликнула его.Юноша поднял голову и крикнул:

— Как мне подняться к тебе? Я хочу с тобой поговорить.

— Ты не сможешь сделать и шагу вверх.Тебе надо тренироваться и очень сильно желать этого.А пока иди домой, освободи всех, кто тебе прислуживает, и помоги им своими деньгами.Пусть идут с миром.

Но юноша не дал договорить старику:

— Как же так? Если я отпущу всех, кто же будет мне служить? Кто будет за мной убирать, готовить, стирать? Если я раздам все деньги, я же стану таким как все.

Старик молчал, а юноша продолжал кричать:

— Что ты молчишь, проклятый старик? Почему не отвечаешь?

— Я думал, ты пришёл ко мне за помощью, а ты здесь только ради собственного удовольствия, чтобы исцелить своё любопытство.Прощай.Мне не о чем больше с тобой говорить.

И старик ушёл.Сколько юноша ни кричал, ни звал его, Учитель больше не появлялся, и уехал он с пустыми руками.И вот уже третий год проходит, как увидел он старика, хотя и ездил к подножию горы, но старик больше не появлялся.Жизнь юноши, а теперь уже возмужалого человека, стала похожа на смерть.Пиршества его не веселили, женщины его не радовали, от золота его воротило.Теперь мужчина стал уже полновластным царём всего вокруг и мог иметь всё, что ему захочется, но почему-то именно теперь ему уже ничего не хотелось.И решил теперь уже король, распустить всех своих придворных, вельмож и слуг.Раздал каждому, сколько было положено, и ушёл в неизвестном направлении.Но неизвестное было только не для него.Он пошёл к старцу.Приближаясь к горе, мужчина увидел встречающего его Учителя.Улыбка сияла на его добродушном лице:

— Молодец, сын мой, я ждал тебя и хочу поговорить.Но вот сил у тебя ещё маловато, и не сможешь ты добраться ко мне.Я хочу сказать тебе, что на окраине дороги есть дом, и ты должен там поселиться.Приведи его в порядок, заведи себе хозяйство, огород, помогай другим, и самое главное, ты должен знать, что я за тобой слежу и буду с тобой, когда тебе будет трудно.Я расскажу тебе правила, по которым ты должен жить.И если ты выполнишь их все, то через семь лет возвращайся ко мне.А правила вот какие:

Ты должен знать, что на земле нет ничего твоего, что всё, что у тебя есть и будет, тебе даёт Господь.Поэтому любовь к нему должна быть на первом месте.

Ты должен любить всех, кого знаешь, кого видишь, кого будешь знать.Ты должен знать, что, обидев кого-то, обидят и тебя.Осудишь, и тебя осудят.Ударишь, и тебя ударят.Поэтому как хочешь, чтоб к тебе относились, так и ты должен относиться к людям, животным, растениям.Ибо не только ты Творение Божие, но и всё остальное тоже создано Небом.Поэтому, если ты будешь говорить: «Люблю Бога», но при этом осуждать убийцу, пьяницу и дебошира, значит, ты обманываешь себя и Небо.

Если ты всё это выполнишь, только тогда поднимешься ко мне.А теперь иди и живи.

Время пошло.Мужчина всё старался выполнять, но было очень тяжело.Люди, проезжавшие по дороге мимо его дома, были разные: одни его считали за сумасшедшего и старались объезжать его дом стороной, другие приходили в его дом, чтоб ограбить и избить, третьи — чтоб взять милостыню и поесть хорошо.И никогда этот человек не услышал в свой адрес добрых слов или просто благодарности.Были моменты, когда мужчина говорил:

— Зачем, зачем мне это надо? Ведь я мог иметь много денег, ходить в богатстве и уважении.

Но это были лишь моменты, и ему было очень сильно стыдно за них.Тем более, он знал, что за ним наблюдают, помогают и любят.Пусть он не видит, но он точно знает, что есть Господь, и он его любит.И вот так, в унижении, пролетели семь лет.

В одно солнечное утро в дом к мужчине постучались.Это был какой-то нищий оборванный старичок.Он был весь в крови и пыли, ноги его кровоточили в незаживающих ранах, и руки начали покрываться проказой.Зайдя в дом, старичок свалился без чувств.Мужчина схватил его, положил к себе в чистую постель, обмыл раны и приложил лечебные травы.Когда старичок пришёл в себя, то попросил кушать.Мужчина накормил его, выкупал, дал чистую рубаху и только потом заметил на руках проказу.Сначала он испугался, ибо знал, что может тоже заболеть и умереть, но чувство сострадания и любви к этому незнакомому, отслужившему свой век старику, победило страх.Он уложил старика на свою единственную постель, а сам лёг на пол возле кровати.Так шло время.Он кормил и лечил старичка, был всегда приветлив с ним и ни в чём не отказывал гостю.Но в один день, войдя в дом, мужчина увидел старичка, стоящего посредине комнаты.Старик грозно сказал:

— Я уже здоров! И, конечно, не благодаря тебе.Ты кормил меня, это правда, но пища твоя была плохая и нищенская.Ты лечил меня, но лекарства твои плохо мне помогали.А теперь я хочу, чтобы ты убирался отсюда, куда глаза глядят, потому что в этом доме буду жить я, и нет тебе здесь места.

Мужчина, наклонив голову, проговорил:

— Не сердись, потому что кормил я тебя и лечил только тем, чем мог.И раз ты считаешь, что всё было плохо, значит, я заслужил то, что ты выгоняешь меня из собственного дома.Я благодарен тебе за то, что твоя правда меня не рассердила.Я уйду, а ты оставайся и будь счастлив в этом прекрасном доме.

Мужчина развернулся и, ничего не взяв в дорогу, ушёл.Шёл он, не зная куда, ни о чём не думая, но вскоре оказался у горы, где жил старый его Учитель.Он обрадовался и хотел его позвать, но вдруг увидел ступени, ведущие наверх.Он подумал: «Ведь раньше их не было? Неужели старик их сделал для меня?» Но ступени были гладкие, из белого мрамора, и сияли огненным светом.Человек стал на одну и остановился.Ему показалось, что, став на одну ступень, он прожил целую вечность.Так, идя одну за другой вверх, человек поднимался всё выше и выше.Оставалось ещё немного — одна или две ступени, — но силы покинули его, и он упал.Как он ни старался, но даже пошевелить пальцами он не мог, не говоря уже о том, чтобы пройти одну-две ступени.И вспомнилась ему вся его жизнь: как был он богат и весел, как отказался от всего, как странников принимал, как унижали его.Вспомнил Учителя и, мысленно попрощавшись с ним, решил, что умирает.Но в это время, подняв глаза, увидел перед собой Учителя, тот улыбался и протягивал руку помощи.Мужчина почувствовал мощный прилив сил, он почувствовал, как окрепли его руки и ноги.Встав и протянув руки старику, мужчина взошёл на последние две ступени.

Вместо лачуги он увидел большой белый дворец, а на пороге старичка, который выгнал его из дома.Старичок доброжелательно улыбался и весь сиял каким-то неизведанным светом.Учитель привёл мужчину в белый мраморный зал и усадил за большой стол, где по правую и левую стороны сидели старцы в белых одеждах.И вдруг, вглядевшись в лица старцев, человек узнал в них тех, кого он принимал и давал милостыню, кто его грабил и бил, кого он лечил и не получал благодарности.И тогда старцы стали вставать поочерёдно из-за стола, подходить к нему и благодарить за то, что он их принимал, сострадал им и любил их.Во главе стола сидел тот самый старичок, который был в проказе и выгнал его из дома.

Выслушав всех, он подозвал Учителя и сказал ему:

— Теперь твой ученик заслуживает быть почётным Воином Света.Он заслужил, чтобы Отец наш Небесный через него помогал людям.

А мужчине сказал так:

— Знай, что Отец всемогущ и сам может помогать людям, но ради тебя он будет помогать через тебя.Но именно потому, что он любит тебя, он делает такую милость тебе.В путь же, дорогой мой.Скоро придёт время, и ты увидишь тех, кому нужна помощь, а пока прощай.Мы тебе больше не нужны, ибо записан ты в книгу помощников Отца.Теперь он войдёт в тебя, и ты наполнишься великим Светом помощи.Пусть же никогда не покинут тебя Вера, Надежда, Любовь и Великая Мать Вечности — Софья.

Лестница жизни

Предмет, о котором я буду беседовать с вами сегодня и в следующих лекциях, весьма сложный и трудный.Мы будем говорить об эволюции человека и промежуточных этанах в его развитии, о проявлении души и расширении сознания, о целях и смысле жизни.

Чтобы донести ясно и понятно весь этот обширный материал я разделила предмет нашего изучения на несколько специальных тем и отделов.Один из специальных отделов, который я назвала «Лестница Жизни» будет изложен сегодня в этой лекции.

Я предполагаю быстро просмотреть то, что наука назвала бы схемой эволюции, но эта схема гораздо обширнее и глубже тех идей и схем, которые предлагает обычная западная наука.Наблюдая явления, западная наука начинает лишь с середины эволюции и, благодаря этому, нуждается в побудительной силе, которая сделала бы эволюцию возможной, которая объяснила бы ее метод и ее значение.Более широкая оккультная наука берет все обширные видоизменения, начинающиеся с момента схождения Духа для воплощения в материю, и прослеживает эволюцию форм через все ступени, полные вечно возрастающей красоты и сложности, для того, чтобы показать развитие, заключенное во всей жизни.Я назвала эти ступени «Лестницей Жизни».Эти живые формы, начиная от минерала и кончая Престолом Самого Логоса, занимают на этой лестнице последовательные ступени.Это настоящая лестница Иакова с находящимся в земной грязи подножием и теряющейся в Божественной Славе вершиной.Ступенями этой лестницы является иерархия живых существ, начиная от пылинки и кончая величайшим архангелом.Одна из этих иерархий, находящаяся на известной высоте лестницы, — человеческая иерархия.Ее метод восхождения мы будем изучать позднее.

Ясно, что у этой науки, как и у всех остальных должны быть известные широкие построения, основные идеи, существенные и продуктивные.Можно освободить главные идеи от окутывающих их мелочей и ясно представить их каждому, кто готов затратить известное количество терпения и настойчивости.С другой стороны, овладение этой огромной массой мелочей, окутывающих широкие построения, требует, чтобы вся жизнь была посвящена небольшой части их.Совершенно то же самое можно сказать и относительно теософического учения.В нем есть известные широкие построения касательно эволюции, которые я и предполагаю изложить вам сегодня.Я надеюсь, что этот беглый очерк внушит некоторым из вас желание узнать больше; этого «большего знания» можно достигнуть только при помощи индивидуального изучения.Я изложу вам общий очерк, а вы должны при помощи изучения пополнить этот очерк всеми теми подробностями, которые сделают попятными его отдельные части.Я не хочу сказать, что в небольшой лекции я смогу представить вам неопределенные по количеству и почти бесконечные по сложности подробности.Всё, что я могу сделать, это наметить вам для руководства общие линии.Общедоступная лекция может указать лишь основные идеи и последовательно представить на ваше усмотрение известные ясные и определенные положения.Ни одна лекция не может заменить изучения.Люди, обучающиеся только путем посещения лекций, могут овладеть лишь поверхностным знанием предмета, не более.Только тот, кто изучает, может при помощи упорных индивидуальных усилий преодолеть трудности любого предмета.Поэтому, когда я закончу своё дело, вам придется делать своё.Если вы найдёте наши положения увлекательными, каковыми их считают многие из нас, тогда вы должны приняться за изучение, которое сделает эти положения для вас реальностью.

Итак, давайте прежде всего изучим положение, касающееся материальной стороны мира — представление о солнечной системе.Я как бы очерчиваю окружность, внутри которой находится вселенная, подлежащая обсуждению — как говорят специалисты по логике — вселенная, о которой я говорю, — это наша солнечная система, и за пределы ее мы не пойдем.Но природа, и наша собственная жизнь останутся навсегда непонятными, если мы не примем во внимание других миров, кроме физического; и наши построения останутся непонятными, если мы будем пытаться ограничивать их физическим миром, в коем мы живем.Ибо этот физический мир пронизывается другими мирами и переплетается с ними, и мы все время живем в этих взаимопроникающих друг друга мирах.Человек живет не в одном мире только, но, на ранних ступенях своего развития, активно — в трех, а пассивно — больше, чем в трех.

Давайте, представим себе солнечную систему в виде сферы или эллипсоида, в виде огромной, но ограниченной окружностью части пространства, наполненной вначале (до появления планет) тонкой однородной (однородной для нас, благодаря нашей ограниченной способности восприятия) междузвёздной материей, материей пространства.В этом-то огромном кругу солнечной системы и предстоит творческой, сохраняющей и возрождающей силе Бога вести свои творения из праха к высотам божественности.Вот где наша Лестница Жизни, по которой мы должны мысленно взбираться.

Материя нашей системы с её разнообразной плотностью является результатом первого творческого действия, оказанного на однородную материю пространства, и это творческое действие подготовляет поле эволюции, как я его порой называю.Как вам известно из собственного опыта в физическом мире, материя существует теперь в различных видах или состояниях.Представьте себе, что у меня в руке апельсин.Вы можете видеть твердую материю в виде кожи, жидкую — в виде сока, и хотя вы неспособны видеть газообразную часть — воздух, вы знаете, что он есть, что он пронизывает твердую и жидкую части, и вы знаете также, что все это пронизано эфиром.Если бы я могла взять солнечную систему в руки, как мячик, мы могли бы также увидеть в ней разные состояния материи, взаимопроникающие друг в друга.Везде физическая материя пронизана более тонкой материей, относящейся к ней так же, как жидкая материя относится к твердой; эта последняя, в свою очередь, пронизана еще более топкой материей, соответствующей газообразной, а та, в свою очередь, эфиром.Здесь мы заходим несколько дальше чем готова пока идти современная паука.Наука признает существование эфира, т.е.эта гипотеза необходима для объяснения света, но пока еще не разделяет его по плотности.Она изучает различные движения в эфире и дает им различные названия, как силам и энергиям природы.Она признает, что в нем есть различного рода движения, но не признает, что они свойственны эфирной материи разной плотности.Эфир бывает различной плотности, столь же различной, как различны твердая и жидкая материя, и это порождает электричество, звук, свет, теплоту и т.д.(Я не забыла, что звук наука называет вибрациями воздуха, но эти вибрации производны).

Движения эфира одной плотности являются тем видом электричества, который двигает трамвай и вибрации которого убивают человеческое тело.Тому же виду эфира свойственны вибрации, которые приводят в движение воздушные волны, являющиеся нам в виде звука.Вибрации, вызванные в эфире другой плотности, мы называем светом и при помощи их мы видим.Существуют еще и другие виды эфира, названные быстрыми и короткими волнами, порождающие более тонкие виды радиосвязи и электричества.Есть еще более тонкий вид эфира, вибрации которого являются средством передачи мысли от одного лица к другому.Прежде чем начали существовать планеты, вся наша солнечная система была пронизана материей, находящейся в состояниях, которые так относились друг к другу, как относятся друг к другу знакомые нам состояния материи нашего мира и были расположены огромными, пронизывающими друг друга сферами.Все сферы материальны и могут быть познаны органами восприятия, состоящими из тех же элементов.Итак, представьте себе солнечную систему, состоящей из материи различной степени плотности; все исследования природы материи и природы атома — не только физического мира, но также и всех других сфер — должны производиться подходящими органами и приборами.Здесь и начинается бесконечная сложность подробностей, для исчерпания которых потребуются годы, многие жизни даже.Однако же каким образом появляется эта материя различной плотности? Согласно теософическому учению древней мудрости о том, что жизнь первична, а материя производна, жизнь является побудительной силой для каждого атома солнечной системы.Первая могучая волна жизни, излитая в океан междузвездной материи, изошла от Бога, как сказал бы христианин; от Третьего Логоса — как сказал бы теософ; от Брамы — как сказал бы индус; от Духа Божия, носившегося над водою — как сказал бы еврей; от Творца — как сказал бы магометанин.Вы можете представить себе ее вращающейся по огромному кругу, спускающейся от зенита к надиру и вновь поднимающейся от надира к зениту.Как плавный поток, свергаясь в пропасть, разбивается на мириады отдельных капель, так и эта могучая Волна Жизни изливается из Самого Логоса и, пронизав всю солнечную систему, дробится на бесконечное количество частиц для того, чтобы стать жизненными атомами, называемыми материей.Нет ни одного атома, ни одной частицы материи, жизнь которых не была бы жизнью Бога.Нет ничего мертвого.Эта огромная волна, развиваясь по океану однородной материи, как бы кристаллизует ее в атомы и в каждой частице становится Духом; из этой живой материи и построены миры.Поэтому мы иногда говорим о том, что наука называет материей, как о духе-материи, как о проявленном Духе.Нет ни одной частицы, которая была бы только материей.Но и дух не может проявиться без материи; дух и материя — это первая пара.Ни одно из них не может существовать без другого, ибо Божественная Жизнь становится Духом только тогда, когда она одушевляет материю.

Таков первый творческий акт, Первая Жизнненая Волна.Образовав атомы, она стягивает их вместе и строит многочисленные сочетания различных видов атомов; они-то и называются в нашем физическом мире элементами.Эти элементы представляют собою основной материал для построения форм.Интересно отметить, что наши наиболее передовые ученые начинают признавать присутствие жизни во всякой материи и употребляют такие выражения, как «болезнь металлов», «их утомляемость, чувствительность по отношению к ядам и алкоголю».Доказано, что жизнь в металлах и растениях отзывается на одинаковые возбудители, так же, как отзывается на них жизнь животных и человека.Я видела как это демонстрировалось в Лондоне великим индусским химиком Чандра Бозе.Может быть вы помните, что он закончил свою благородную лекцию перед лондонской ученой аудиторией заявлением, что он только доказал на опыте великую истину, провозглашавшуюся за тысячи лет до него его предками, когда последние пели Веды: «Есть только одна Жизнь, хотя люди и называют её по разному».Эта Единая Жизнь, излившись во вселенную, одушевляет материю, из которой должны быть построены все формы.Это первое основное понятие из тех, что следует усвоить и запомнить.Оно рисует нам Логоса, как Владыку, Творца, Великого Зодчего Вселенной, проявленного Бога, формирующего материю.

Вторая Великая Волна исходит от Логоса в новом аспекте, в аспекте строителя и охранителя форм, — Второго Логоса, как говорим мы, теософы; индусы называют Его Вишну.Эта Великая Волна Жизни также изливается во вселенную: от зенита до надира наделяет она материю особыми чертами или свойствами, дающими ей возможность отзываться различным образом на различные внешние возбудители; так, одному виду атомов и их сочетаниям сообщается специальная способность отзываться на изменения мысли, другому — на изменение эмоций и желаний и т.д.Разнообразные способности всех атомов и их сочетаний сообщаются Жизненной Волной во время ее нисходящего движения, до той поры, пока она не достигнет низшей точки своего огромного круга; затем она начинает подниматься, восходя от надира к зениту.В своем восходящем движении Волна Жизни начинает построение форм из материи, обладающей уже теми свойствами, которыми она наделила её в своем нисходящем движении.Эта материя, обладающая уже свойствами, способностью отзываться, т.е.внутренне перестраиваться под влиянием побудительных толчков, стягивается вместе и сочетается в формы: минеральные, растительные, животные и, наконец, в формы человека-животного.Задача восходящей Волны — построить из материи формы, так же, как задача нисходящей Волны — наделить эту материю свойствами.Это второе основное понятие.Оно рисует нам Логоса, как Творца, и так как Он всегда творит согласно числам и геометрическим фигурам, Он раскрывается нам как Великий Геометр вселенной.(«Бог геометризует», — говорит Платон).

Мы подходим теперь к третьей, последней Великой Волне Жизни.Существует пять областей, или планов, образующих поле эволюции.За пределами их в редчайшей и тончайшей материи, в сияющем великолепии непостижимой воображением Жизни, в высочайшей области, пребывает в совершенстве Своей собственной Природы, Господь этой вселенной.Тот, кого индусы называют Ишварой, Владыкой, Невыразимым, Непроявленным.Во второй области излучаются Его проявленные Силы, названные нами логосами, от которых исходят Волны Жизни: сила, строящая материю и формы, и сила, возрождающая, из которой должна изойти Третья Волна Жизни.В этой высокой области ничто не может жить, что не является Богом и там же пребывают семена божественности, частицы Его эманаций, — если можно применить это слово к тем, кто всегда пребывает в лоне Отца, — которым предстоит стать человеческими душами на поле эволюции, в области форм.Они должны излучиться туда, ибо подлинная цель построения миров состоит в том, чтобы эти семена божественности, проходя через множество форм различных царств природы, могли расти до тех пор, пока они не раскроются и не станут торжествующими Сынами Божьими, отражающими великолепие того, откуда они изошли.Разве не было сказано на Востоке: «Ты Брахман».Разве не было сказано на Западе: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный».Как прекрасна конечная цель человеческой эволюции: человек — семя Божие, будучи посеянным в земную почву, возрастает до образа Божия!

Третья Великая Волна Жизни состоит из человеческих душ, посылаемых для того, чтобы одушевить и использовать тела, подготовлявшиеся для них в течение веков, в течение длинной эволюции, медленного восхождения от минерала к растению, от растения к животному, от животного к животному — человеку.И вот, наконец, начинает заниматься заря того дня, когда божественные человеческие души, ожидавшие времени своего пришествия, начинают парить над подготовляющимися для них формами; пока они еще не способны влиять на них, не способны руководить ими, не способны управлять ими.Они составляют Великую Волну Жизни, изливаемую в миры.Это третье основное положение: из Высочайшего Волна изливается в подготовительные для её проявления формы.

Итак, Первая Волна Жизни создает материю.Вторая — наделяет её свойствами и строит формы; Третья — приносит на своём гребне частицы божественности, чтобы одушевить формы и сделать их дарохранительницами достойными Божества.

Мы не будем сейчас больше рассматривать первого излияния, аспекта творческого, ибо это потребовало бы упомянутого мною вначале многолетнего изучения.Вместо этого мы рассмотрим второе излияние, во время восходящей волны которого образуется Лестница Жизни, та лестница, по которой каждый из нас уже взобрался на известную высоту и должен взобраться на остающиеся ступени.

Как мы уже видели, Вторая Волна Жизни придаёт материи известные черты или свойства, наделяя её составные части и их сочетания способностью отзываться на разнообразные состояния сознания.В трех низших областях мы прежде всего сталкиваемся с тем, что Клиффорд, опередив свое время, назвал «веществом разума», т.е.веществом, вибрации которого связаны с изменением мысли.За ним следует материя, вибрации которой отвечают на эмоциональные изменения, вносимые ощущениями, чувствами, страстями, желаниями.Эти виды материи ещё не признаны современной наукой.Еще ниже — здесь мы переходим из области желаний в область физическую — находится наш физический мир, где материя развита настолько, что может отвечать при помощи внешнего действия на возбуждения мыслью и чувством.Каждому изменению сознания, будь то в области мысли, или в области желания, соответствует изменение вибраций в материальном проводнике, ибо изменения в сознании и вибрации в материи неразрывно связаны между собою.

Построение тел начинается с минерального царства в виде металлов, камней — всего того, что обычно известно как неорганическая материя: Земная кора богата запасами такого рода, и здесь как раз и начинаются первые попытки построения.Затем мы переходим к кристаллам, выявляющим большую способность к организованной жизни, а затем, медленными шагами, приближаемся к кристаллоидам, встречающимся среди растений.После этого мы проходим через эволюцию, являющуюся ни растительной, ни животной, эволюцию, из которой происходят и растительное и животное царства.Хорошо развитые формы растительного царства, вроде больших деревьев, по своей эволюции выше многих форм животной жизни.

В минеральном царстве для того, чтобы заставить отзываться заложенную в формах жизнь, все уроки, запечатлеваемые на грубой материи, должны даваться в очень резкой форме: землетрясения вздымают поверхность земли, вулканы выбрасывают на поверхность огромную жидкую массу, море, ударяясь о скалы, бросает друг о друга камни до тех пор, пока они не раздробятся в мельчайший песок.Этот грубый напор извне в плотном минеральном царстве имеет своей задачей пробуждение жизни, спящей внутри форм.В средние века один мудрец, суфийский учитель, сказал: «В минерале спит Бог».Действительно жизнь здесь еще не готова проявиться наружу, выглянуть из своей оболочки.Единственная задача этих мощных толчков — пробуждение спящего духа.Минеральное царство выявляет множество ступеней роста и продвижения вперед.Когда железо притягивается магнитом, или же другой металл отталкивается от него, вы имеет слабые признаки первичного притягивания и отталкивания, которые впоследствие проявятся как любовь и ненависть.Вы видите ответ изнутри на внешнее прикосновение.С этим мы встречаемся везде, и чем внимательнее мы изучаем, тем яснее для нас это явление.По прошествии бесчисленных веков повторных однородных впечатлений, кусочки живой материи представляют несомненные доказательства того, что за внешним возбуждением следует ответ изнутри.

В течение долгого времени наука считала, что жизнь и сознание — продукты материи; но за последнее время наука изменила свою точку зрения, ибо она осознала, что не орган порождает функцию, а функция создает орган.Исследуя частицу живой материи, например, протоплазмы, — амебу, мы видим, что у нес нет рта для принятия пищи, нет глаз для видения, нету легких для дыхания, нет сердца для того, чтобы посылать но телу питательные соки, нет рук, чтобы захватать, нет ног, чтобы двигаться.Есть только жажда, желание; и по мере того как желание растет, как оно ощупью ищет удовлетворения, оно строит форму.Разве не сказано в древних св.Писаниях: «Атма пожелала видеть (и появился) — глаз, слышать — ухо, мыслить — разум».Рот был образован потребностью жизни питаться.Существовала потребность, и сначала тело обволакивало прикасавшийся к нему предмет, вбирая его в себя; это то и дело повторялось и, наконец, образовалось углубление — полость рта и канал для прохождения пищи через тело, и таким образом постепенно выросли рот и пищеварительные органы.Из простой жажды жизни выросла сложная система.Точно так же живая материя стремилась двигаться; она выпячивала кусочек своего тела в желаемом направлении, подтягивала к нему все тело и, повторяя это бесчисленное количество раз, создала ногу с целью передвижения.По мере того, как материя становилась все более и более податливой, образовывались требуемые органы, все более и более способные отвечать запросам жизни.В основе эволюции лежит Шопенгауэровская «воля к жизни», это — воля Духа построить себе проводник и органы, необходимые ему для самовыражения, по мере раскрытия жизни.

Один поток жизни, например, развивает травы, кусты, деревья (в последних мы уже можете видеть появление первых проблесков разумного сознания).Постоянное чередование времен года, приносящее из года в год одинаковые возбуждения, вызывает под конец воспоминание о подобных же прошлых воспоминаниях и переживаниях, а из него вытекает ожидание следующего момента.Так начинает действовать память, а когда живое существо начинает помнить прошлое, оно неизбежно ожидает будущего.Переживания дерева повторяются из года в год, из сезона в сезон: впитывание сока из земли, покрывание листьями, теплота солнца, проливной дождь, смена света и тьмы, тепла и холода, сопротивление корней и веток ветру и буре, падение листьев, стекание сока вниз, период бездействия во время зимнего холода — всё это, повторяясь веками, возбуждает в дереве зачаточные признаки памяти и предчувствия, т.е.проблески разумного сознания.

Так ученые ботаники говорят о глазах растений, дающих возможность пускать ростки в избранных растением местах.Нужно все же признать, что присущий растительному царству вид сознания отличается от сознания, встречаемого нами у животных, и гораздо ниже его по развитию.Эти две линии сознания, в растениях и животных, существуют бок о бок и очень возможно, что в растительном царстве сознание может подняться так высоко, что когда оно перейдет в животные формы, оно войдет отнюдь не в низшие формы, а в сравнительно высокие формы животного царства.Давайте примем, что эта эволюция последовательная, ибо это не противоречит нашим доводам.Когда живое существо пользуется способностью передвигаться с места на место, возможность накопления опытов сильно возрастает для него, ибо оно входит в соприкосновение с внешними предметами и отвечает на это соприкосновение только тогда, когда оно приближается к нему; благодаря этому все быстрее и быстрее развивается «бдительность».Животное развивает свойства, помогающие ему воспитывать и защищать своих детенышей; при помощи борьбы за существование, при помощи огромного состязания в природе за пищу, благодаря множеству превратностей судьбы, охоте, преследованиям, оно развивает предвидение, ловкость, хитрость, способность к самозащите, смелость и даже более высокие качества, которые в конце концов сделают возможным появление человека.Но даже когда животное-человек и появляется на жизненной сцепе, в нём всё чего-то не хватает, чего-то недостает для истинной человечности.

Недостает ему Третьей Волны Жизни, нисхождения душ, ожидающих возможности занять свое обиталище в подготовленных для них формах животного-человека.Естественно, что сначала эти формы грубы и необработаны, но они годны для первых попыток формирующего духа развить человека от дикого до божественного состояния.Он находится теперь на первой ступени Лестницы Жизни: человеческая иерархия начинает проявляться.Постепенно он перейдёт от состояния дикаря на низшую ступень цивилизации, а затем начнёт медленно, шаг за шагом, взбираться на более высокие.Здесь возникает вопрос: каков метод этого продвижения вперед? Нет никакой видимой причины для перехода дикаря от состояния дикости к состоянию цивилизованного человека, или же для разрушения цивилизации, достигшей высокой ступени развития, и возвращения её к дикому состоянию.Однако же это случается и должна быть тому причина.К причинам этим мы обратимся в одной из следующих лекций.

Давайте теперь рассмотрим главные состояния раскрывающегося сознания, указывающие на ступени занимаемые человеческой иерархией на Лестнице Жизни, — опять-таки это будет лишь общий очерк с бесконечным разнообразием подробностей в каждом разряде.Существуют четыре ступени, так хорошо описанные Патанджали.Среди своих знакомых вы сможете найти все эти типы.

  1. Разум достаточно развит, чтобы быть бдительным, но постепенно меняет объект своего наблюдения; сначала его привлекает одна вещь, затем она забрасывается и единственным предметом наслаждения становится другое и т.д., и т.д.Это — разум в детском состоянии, когда он на своём длинном пути раскрытия жадно хватается за каждую игрушку.Патанджали остроумно называет его «разумом мотылька», ибо подобно мотыльку, разум бросается от цветка к цветку, витает в воздухе без всякой цели, которая руководила бы его полетом.Таков детский разум во многих взрослых телах, пробужденный для окружающего мира, но еще не подчинённый своему господину-духу.
  2. Детский разум возрастает до разума юноши, полного волнения чувств.Начинают привлекать идеалы, но еще мало постоянства или ясного понимания.Он полон необдуманных побуждений, неосознанных стремлений, неясных и сбивчивых мыслей.Это состояние запутанности, иллюзий, угара — «беспорядочного разума».
  3. Затем следует состояние человека, ум которого порабощен определенной идеей; это может быть честолюбие, филантропия, патриотизм, любовь к истине.Это могут быть идеи различных видов, но они захватывают человека.Всё, что он делает, что думает, всё, к чему он стремится, подчинено определенной идее.Если это честолюбие, он выбирает себе друзей в зависимости от того, насколько они могут способствовать его цели; он строит планы, схемы — все с одной целью: получить власть.Если он захвачен патриотизмом, он становится героем, если любовь, к истине, то в смутные времена он становится мучеником.Никакие основания, никакие доводы, никакие убеждения, никакие призывы побуждений, обычно владеющих людьми, не могут отвратить его от его цели.Я столкнулась в Америке с подобным человеком, одержимым идеей геометрических фигур и их применения: ни о чём другом не мог он ни говорить, ни думать.Патанджали говорит, что подобный человек приближается к Йоге.
  4. На четвертой ступени человек уже не одержим идеей — он становится господином её, а идея становится его служанкой.Со всей силой воли и устремления, приобретенной на третьей ступени, он способен теперь избрать себе цель и направить свои силы на её осуществление.Только тогда, когда достигнута эта ступень, человек в состоянии делать истинный прогресс в высшей жизни, в жизни достигающей человеческого совершенства.Герой или мученик может теперь стать святым, провидцем, пред ним Врата Посвящения.

Затем он проходит через эти Врата и со всё возрастающей быстротой взбирается по остающимся для человека ступеням Лестницы до тех пор, пока не станет он у порога сверхчеловеческого развития, не подойдет к Великим Сущностям, называемым нами Учителями и не станет Совершенным Человеком.Тогда перед ним откроется другая, более блестящая эволюция: высоко над ним в ослепительном великолепии поднимаются сверхчеловеческие иерархии и, почти теряясь в сиянии, возвышаются Спасители, Будды, Ману прошедших веков.Желает ли он быть там, где находятся они? Покинув наш мир, он может вступить в сияющей силе и славе в ряды иерархий живых существ, управляющих, и руководящих мирами, и пребывать в широких пространствах.Велики и могущественны Они и чудесно Их дело.Но, добравшись до высшей ступени, открытой нашему человечеству, не должен он покидать мира, скорбные вопли которого побуждали его подниматься вверх по Пути: «Можешь ли ты уничтожить божественное сострадание?» — шепчет Голос Безмолвия.И он снова возвращается на эту сторону пропасти, надевает оковы плоти, берет на себя бремя грубой материи и становится Спасителем человечества, Охранителем мира.Он взбирается по ступеням Лестницы на высоты, где стоят Христос, Бодисаттвы, Будды, пока не исчезнет во славе с тем, может быть, чтобы в каком-либо будущем мире вернуться опять в качестве Аватара — Божественного воплощения.

Такова Лестница Жизни, если рассматривать ее с нашей земли, или со связанных с нею миров.На какой-нибудь из ступеней этой Лестницы стоим и мы все, мы с вами, каждый из нас, кто бы мы ни были.Множество ступеней пройдено, множество ступеней поднимается еще перед нами.Мы можем взбираться медленно или быстро: времени для всех достаточно, для самых даже отсталых, у каждого достаточно силы, ибо в душе его — Бог.Нет ничего, что могло бы изменить наше высокое предназначение, ничего, что могло бы в конечном итоге воспрепятствовать воле Бога внутри нас.Мы можем, подобно детям, играть на лужайках и подолгу задерживаться на «усеянных цветами тропинках наслаждения», но Бог внутри нас не может быть совершенно отвергнут.Он очень терпелив, потому что Он вечен и потому что Он всемогущ в своей силе.Его воля неизменна и определена и Он — наше сокровенное «Я».Поэтому судьба человека надежна и, как я говорила вам в прошлое воскресенье, предназначение его — Чистота и Блаженство.

Некоторые из вас воображают себе бесконечные страдания, нескончаемый грех, и содрогаются от кошмарного представления вечного ада.Но Бог везде, Его суть — радость, свет и любовь и нет в Его существе ничего похожего на бесконечное зло и бесконечное страдание.

Однако же, вы должны взбираться по этой Лестнице самостоятельно, и если вы будете чересчур медлить, если будете пытаться совсем не взбираться, вы можете так запоздать со своей эволюцией, что не сможете поспеть за развитием расы, частью которой вы являетесь.Тогда возникнут трения, страдания и ваши вялые проводники столкнутся с более развитыми проводниками окружающих вас, и Бог в вас будет проявляться как боль и страдание, а не как радость.Вы можете даже настолько задержаться, что станете неспособными двигаться вместе с вашей расой и должны будете отстать от современной эволюции и проспать века.Но наконец ваша внешняя природа выучит свой урок и настроится в тон с внутренней.

Правда, высоко надо взбираться, но Жизнь бесконечна.Правда, мы на разных ступенях, но Жизнь едина.И так как Жизнь во всех едина, все мы — братья.

Рейтинг автора
Автор статьи
Валентин Пырьев
Написано статей
1036
Ссылка на основную публикацию