Образ богини

Тема статьи: Образ богини - разбираемся в вопросе, тренды 2019 года.

Богиня в каждой женщине.Архетипы богинь.

Архетипы богинь

Концепцию архетипов разработал Карл Густав Юнг.Он рассматривал их как образные схемы (образцы, модели) инстинктивного поведения, содержащиеся в коллективном бессознательном.Эти схемы не индивидуальны, они более или менее подобным образом обусловливают реакции множества людей.

Мы рассмотрим архетипы, действующие в женских душах. Они олицетворены в образах греческих богинь.Например, Деметра, богиня материнства, – воплощение архетипа матери. Другие богини: Персефона – дочь, Гера – жена, Афродита – возлюбленная, Артемида – сестра и соперница, Афина – стратег, Гестия – хранительница домашнего очага. В действительности архетипы не имеют имен, и образы богинь полезны только тогда, когда они соответствуют женским ощущениям и чувствам.

Богини отличаются по своим привязанностям и по тому, как они относятся к другим.Для каждой из них характерно особое восприятие мира, а также предпочитаемые роли и побуждения.Для того чтобы женщина глубоко любила, с радостью работала, была сексуальна и жила творчески, в ее жизни должны быть выражены все вышеназванные богини, причем каждая в свое время.

Рассмотрим три группы: богини-девственницы, уязвимые богини и алхимическая богиня.

Богини-девственницы

Артемида, Афина и Гестия

Артемида (у римлян – Диана) – богиня охоты и Луны.Владения Артемиды – дикая местность.Она – не знающий промаха стрелок и покровительница диких животных.

Афина (у римлян – Минерва) – богиня мудрости и ремесел, покровительница названного в ее честь города.Она также покровительствует многочисленным героям.Афину обычно изображали одетой в доспехи, поскольку она была известна еще и как превосходный военный стратег.

Гестия, богиня домашнего очага (у римлян – Веста), из всех олимпийцев наименее известна.Символом этой богини был огонь, пылавший в очагах домов и в храмах.

Богини-девственницы – воплощение женской независимости.В отличие от других небожителей они не склонны к любви.Эмоциональные привязанности не отвлекают их от того, что они считают важным.Они не страдают от неразделенной любви.Как архетипы, они являются выражением потребности женщин в самостоятельности и сосредоточении на значимых для них целях.Артемида и Афина олицетворяют целеустремленность и логическое мышление, и потому их архетип ориентирован на достижения.Гестия – архетип интроверсии, внимания, направленного во внутренние глубины, в духовный центр женской личности. Эти три архетипа расширяют наши представления о таких женских качествах, как компетентность и самодостаточность.Они присущи женщинам, которые активно стремятся к собственным целям.

Уязвимые богини

Гера, Деметра и Персефона

Гера (у римлян – Юнона) – богиня брака.Она – жена Зевса, верховного бога Олимпа.Деметра (у римлян – Церера) – богиня плодородия и земледелия.В мифах особое значение придается Деметре в роли матери.Персефона (у римлян – Прозерпина) – дочь Деметры.Греки также называли ее Корой – “девушкой”.

Эти три богини представляют традиционные роли жены, матери и дочери.Как архетипы, они ориентированы на взаимоотношения, обеспечивающие переживания целостности и благополучия, иначе говоря, на значимую связь. Они выражают потребность женщин в прочных связях и привязанности.Эти богини подстраиваются к другим и потому уязвимы. Они страдают.Их насиловали, похищали, подавляли и унижали боги-мужчины.Когда разрушались их привязанности и они чувствовали себя оскорбленными в своих чувствах, у них проявлялись симптомы, подобные симптомам психических расстройств обычных людей.И каждая из них в конце концов преодолевает свои страдания.Их истории дают возможность женщинам понять природу собственных психоэмоциональных реакций на потери и найти в себе силы справиться с душевной болью.

Алхимическая богиня

Афродита

Афродита, богиня любви и красоты (у римлян – Венера) – прекраснейшая и неотразимая алхимическая богиня. Она – единственная, кто подпадает под третью категорию.У нее было много романов и, как их результат, множество отпрысков.Афродита – воплощение эротического притяжения, сладострастия, сексуальности и стремления к новой жизни.Она вступает в любовные связи по собственному выбору и никогда не оказывается в роли жертвы.Таким образом, она сочетает самостоятельность богинь-девственниц и близость в отношениях, свойственную уязвимым богиням.Ее сознание одновременно и сосредоточенно, и восприимчиво.Афродита допускает отношения, которые равным образом затрагивают и ее, и предмет ее увлечений.Архетип Афродиты побуждает женщин искать во взаимоотношениях скорее интенсивности, чем постоянства, ценить творческий процесс и быть открытой для изменений и обновления.

Греческие богини и современные женщины

Греческие богини – это женские образы, которые живут в человеческом воображении уже более трех тысячелетий.Они олицетворяют женские устремления, в них воплощены поведенческие модели, которые исторически не дозволялись женщинам.

Греческие богини прекрасны и сильны.Они следуют исключительно собственным побуждениям, не зная диктата внешних обстоятельств.Архетипы способны определять и качество, и направленность жизни женщины.

Эти богини отличаются друг от друга.У каждой из них есть свои положительные и свои потенциально отрицательные свойства.Мифология показывает, что именно для них важно, и в метафорической форме говорит нам о возможностях похожих на них женщин.

Греческие богини Олимпа, каждая из которых уникальна, а некоторые из них даже враждебны друг другу, представляют собой метафору внутреннего разнообразия и внутренних конфликтов женщины, тем самым проявляя ее сложность и многогранность.В каждой женщине потенциально присутствуют все богини. Когда несколько богинь сражаются за господство над женщиной, ей необходимо самой решить, какие аспекты ее сущности и в какое время будут доминирующими, иначе она будет метаться из крайности в крайность.

Образы богинь-архетипов представляют собой возможные поведенческие модели, дремлющие в душах всех женщин, однако в каждой конкретной женщине какие-то из этих схем пробуждаются, а какие-то – нет.Говоря об архетипах, Юнг использует следующее сравнение: архетипическая схема подобна незримому образцу, определяющему форму и структуру будущего кристалла, а сформировавшийся кристалл аналогичен пробужденному архетипу.

Архетип растения – это его “проект”, дремлющий в семени.Прорастание семян зависит от их выносливости, состава почвы и климатических условий, наличия или отсутствия определенных питательных веществ и заботливого ухода или же небрежности со стороны садовника.Подобным же образом пробуждение той или иной богини в женщине зависит от суммарного действия множества факторов – врожденной предрасположенности, этапа жизни, особенностей семьи, культуры, взаимодействия с другими людьми, упущенных возможностей, рода деятельности, уровня гормонов в организме и т.д.

Богини и жизненные этапы

Жизнь женщины состоит из множества фаз, каждой из которых соответствует одна или несколько наиболее влиятельных богинь.Однако женщина может ограничиться и одной богиней, которая будет последовательно вести ее через все этапы ее жизни.Оглядываясь на прошлое, женщины нередко вполне могут осознать, какие богини в какой период их жизни влияли на них в большей степени, чем другие.

Молодая девушка может быть сосредоточена на учебе, и ее обучению способствует архетип Артемиды.Чтобы запомнить какие-либо данные, она призывает Афину.С другой стороны, ее одноклассницы, вышедшие замуж сразу же после окончания школы и имеющие детей, пробуждают в себе Геру и Деметру.

Средний возраст – это переходный период, когда обычно происходит смена архетипа богини.Где-то между тридцатью с небольшим и сорока с лишним годами наиболее значимый архетип, преобладавший в предыдущие годы, постепенно сходит на нет, позволяя проявиться другим богиням.То, к чему стремилась женщина в предыдущие годы, – замужество, карьера, творчество, любимый мужчина, те или иные увлечения – достигнуто.В ее распоряжении оказывается излишек энергии.Побудит ли ее Афина к продолжению образования? Или же возобладает желание Деметры иметь ребенка – сейчас или никогда?

Затем, в преддверии старости, смена ведущих архетипов может произойти еще раз.Толчком к этому служит наступление менопаузы, вдовство, выход на пенсию.Обнаружит ли в себе вдова скрытую Афину, когда впервые в жизни сможет сама распоряжаться деньгами, и поймет ли она, что способна хорошо разбираться в капиталовложениях? Удовлетворит ли уединение женщину, прежде избегавшую одиночества, ведь теперь ей ведомо пространство Гестии? Или в ее жизни образовалась пустота, поскольку Деметре больше не о ком заботиться? Все зависит от того, какая богиня доминирует в душе женщины в этот период жизни и какой архетип определяет ее выбор в тех или иных конкретных ситуациях.

Образ богини

  • КНИГИ 565 321
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 512 016
  • Например, когда женщина «переключается» — то есть переходит от одной грани своей психики к другой, — она смещается и к другому архетипу богини.Скажем, в одной обстановке она экстравертная, логически мыслящая Афина, уделяющая огромное внимание мелочам, а в другой ситуации — интровертная хранительница очага Гестия — тот случай, когда «в тихом омуте черти водятся».Такие смещения объясняют сложности, с какими можно столкнуться при определении юнговского типа многогранной женщины.

    Другой пример: женщина может остро сознавать эстетические тонкости (это влияние Афродиты) и не замечать при этом, что на плите по-прежнему горит огонь или бензобак практически пуст (мелочи, которые не ускользнут от внимания Афины).Преобладающая «богиня» поясняет, каким образом одна и та же функция (в данном случае сенсорная) может, как это ни парадоксально, одновременно быть и высокоразвитой, и несознаваемой (см.главу 14).

    Во-вторых, врачебная практика помогла мне понять, что могущество архетипов богини господствует над женским эго и вызывает психиатрические симптомы, сопоставимые с теми атрибутами силы, какими богинь наделяли исторически — по мере снижения этой власти от образа древнеевропейской Великой Богини до различных уровней древнегреческих богинь, которые были дочерьми богов либо богинями-девами (см.главу 1).

    Несмотря на то что в этой книге разрабатывается теория и приводятся сведения, полезные для специалистов, написана она для всех, кто хочет лучше понять женщин — и особенно женщин, которые наиболее близки читателям, любимы, но до сих пор остаются загадкой.Наконец, эта книга предназначена для самих женщин, которым она поможет открыть в себе потаенных богинь.

    Глава 1.БОГИНИ КАК ВНУТРЕННИЕ ОБРАЗЫ

    Однажды моя подруга Энн увидела в больнице слабенькую маленькую девочку — «синюшного» ребенка с врожденным пороком сердца.Взяв девочку на руки, Энн посмотрела ей в лицо и внезапно испытала столь сильное эмоциональное потрясение, что в груди отозвалось ноющей болью.В это мгновение между ней и ребенком возникла невидимая связь.Стремясь сохранить эту связь, Энн стала регулярно навещать девочку.И хотя та прожила потом лишь несколько месяцев — она не перенесла операции на открытом сердце, — их встреча произвела на Энн глубокое впечатление и пробудила в ее душе некие глубоко таившиеся и исполненные сокровенных чувств образы.

    В 1966 году психиатр и писатель Энтони Стивенс исследовал взаимные чувства привязанности, возникавшие между нянями и осиротевшими младенцами.Он обнаружил нечто похожее на переживание Энн, особую связь ребенка с одной из нянь — внезапное взаимное притяжение, неожиданную вспышку любви.

    Наблюдения Стивенса противоречат теории «корыстной любви», согласно которой узы между матерью и ребенком возникают постепенно, благодаря кормлению и заботе.Стивенс обнаружил, что по меньшей мере в каждом третьем случае ребенок привязывался к няне, которая до этого момента не занималась уходом за ним.Няня неизбежно отвечала взаимностью и начинала заботиться о «выбравшем» ее младенце.Ребенок, если «его» няня находилась поблизости, нередко просто отказывался от забот другой няни.

    Некоторые матери начинают испытывать привязанность к своему ребенку сразу же после родов.Когда они держат в руках свое драгоценное беспомощное дитя, которому они только что подарили жизнь, любовь и глубокая нежность буквально изливаются из них.Мы говорим, что благодаря ребенку в таких женщинах пробуждается Архетип Матери. У других женщин материнская любовь пробуждается постепенно и усиливается в течение нескольких месяцев, достигая своей полноты к восьми-девяти месяцам жизни ребенка.

    Если рождение ребенка не пробуждает в женщине архетип матери, она понимает, что обделена чувствами, присущими другим матерям.Ее ребенок чувствует отсутствие жизненно важной связи и не перестает ее жаждать (иногда, как это случалось в выбранном Стивенсом для исследований греческом приюте для сирот, архетипическая схема отношений «мать — дитя» возникает, даже если женщина не приходится ребенку биологической матерью).Тоска по несостоявшимся отношениям может сохраняться и в зрелом возрасте.Одна пятидесятилетняя женщина из моей женской группы плакала, рассказывая о смерти своей матери.Она плакала, потому что чувствовала: теперь, когда матери больше нет, эта столь желанная связь уже никогда не возникнет в ее жизни.

    Ребенок не просто пробуждает мать в женщине, переживание материнства становится способом ее существования.

    В свою очередь, каждый ребенок «запрограммирован» искать «мать». И для матери, и для ребенка «мать» проявляется в материнских чувствах и поведении.Этот внутренний образ, бессознательно определяющий поведение и эмоциональные реакции, архетипичен.«Мать» — лишь один из многих архетипов — иначе говоря, глубинных внутренне обусловленных ролей, которые могут пробудиться в женщине.Зная различные архетипы, мы можем яснее видеть, что именно побуждает к действию и нас, и других.

    В этой книге я буду описывать архетипы, действующие в женских душах.Они олицетворены в образах греческих богинь.Например, Деметра, богиня материнства, — воплощение архетипа матери. Другие богини: Персефона — дочь, Гера — жена, Афродита — возлюбленная, Артемида — сестра и соперница, Афина — стратег, Гестия — хранительница домашнего очага. В действительности архетипы не имеют имен, и образы богинь полезны только тогда, когда они соответствуют женским ощущениям и чувствам.

    Концепцию архетипов разработал Карл Густав Юнг.Он рассматривал их как образные схемы (образцы, модели) инстинктивного поведения, содержащиеся в коллективном бессознательном.Эти схемы не индивидуальны, они более или менее подобным образом обусловливают реакции множества людей.

    Архетипичны все мифы и сказки.Так же архетипичны и многие образы и сюжеты сновидений.Именно наличие общечеловеческих архетипических моделей поведения объясняет сходство мифологий самых разных культур.

    Богини как архетипы

    Большинство из нас слышали об олимпийских богах хотя бы в школе и видели их статуи или изображения.Римляне поклонялись тем же божествам, что и греки, однако называли их латинскими именами.Согласно мифам, обитатели Олимпа были очень похожи на людей по своему поведению, эмоциональным реакциям и внешнему облику.Образы олимпийских богов воплощают архетипические образцы поведения, которые присутствуют в нашем общем коллективном бессознательном.Именно поэтому они близки нам.

    Наиболее известны двенадцать олимпийцев: шесть богов — Зевс, Посейдон, Гермес, Аполлон, Арес, Гефест, и шесть богинь — Деметра, Гера, Артемида, Афина, Афродита и Гестия.Впоследствии место Гестии, богини домашнего очага, в этой иерархии занял бог вина Дионис.Таким образом равновесие было нарушено — богов стало больше, чем богинь.Архетипы, описываемые мною, — это шесть олимпийских богинь — Гестия, Деметра, Гера, Артемида, Афина, Афродита и, кроме них, Персефона, миф о которой неотделим от мифа о Деметре.

    Я классифицировала этих богинь следующим образом: богини-девственницы, уязвимые богини и алхимическая богиня.

    Богини-девственницы выделялись как отдельная группа еще в Древней Греции.Две другие группы определены мною.Для каждой из рассматриваемых категорий характерно особое восприятие мира, а также предпочитаемые роли и побуждения.Богини отличаются по своим привязанностям и по тому, как они относятся к другим.Для того чтобы женщина глубоко любила, с радостью работала, была сексуальна и жила творчески, в ее жизни должны быть выражены все вышеназванные богини, причем каждая в свое время.

    В первую из описанных здесь групп входят богини-девственницы: Артемида, Афина и Гестия.

    Образ Богини-матери

    Богиня-мать как главное женское божество, ее религиозная преемственность в разных культурных традициях.Наиболее яркие божества, олицетворяющие её, их символика.Христианский образ Богини-матери (Богородица), ее сопоставление с современной женщиной.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто.Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://allbest.ru

    БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    Факультет философии и социальных наук

    Студента 2-го курса

    Роговцова Александра Вадимовна

    Богиня-мать — главное женское божество во многих культурах мира.Её образ можно проследить, начиная с палеолетических венер и изображений женской символики (круг, треугольник, ромб).Считается, что в доисторический период, когда продолжение рода и выживание являются основными задачами человека, появляется культ богини-матери или богини-земли.Её главной функцией было воспроизводство всего живого, обеспечение урожая, прироста скота.Найденные доисторические женские изображения нередко приписываются этой богине.Так называемые палеолитические «венеры» имеют широкие бедра, большую грудь, выделяющиеся половые органы.Другие части тела, напротив, часто пренебрегаемы или вовсе отсутствуют, особенно руки и ноги.Головы также обычно относительно небольшого размера и лишены деталей.Это указывает на то, что основной женской функцией на тот момент являлось деторождение.богиня мать религиозный

    Часто Богиня-мать соотносится с землей, она является полнейшим воплощением женского творческого начала.Как и богини, более поздних религий, чей образ восходит к доисторическому образу Богини-матери, она в разных культурах ассоциируется также с пещерами (которые воспринимаются как лоно богини), водной стихией, растительностью, астральными объектами, что указывает на универсальный характер культа этого божества.Мать дарует жизнь, поэтому самый важнейший её атрибут — плодовитость.Но в древнейшей мифологии Богиня-мать не только даровала жизнь, но и отбирала.Отсюда зачастую она и богиня подземного царства.Все выходит из лона Богини-матери и все к ней же и возвращается.

    В эпоху неолита представления о женском начале как источнике всего сущего под влиянием изменившихся условий жизни трансформировались, но не утратили своей изначальной концепции.В неолитическом искусстве Богиня-мать иногда изображалась с ребёнком на руках или в виде рожающей женщины.Женское божество часто было представлено в виде трех образов: юная богиня, богиня-мать и богиня-прорицательница (трехликая богиня луны, богиня Астарта).В данных образах заключались представления о круговороте жизни.

    Образ Богини-матери является «проекцией» зрелой стадии жизни женщины, в отличие от двух других — образов юной Девы и старой Прародительницы.Этот культ дожил до исторических времен в собирательном образе Великой Матери Ближнего Востока и греко-римского мира.Религиозная преемственность его отчетливо прослеживается в образах таких известных богинь, как Исида, Нут и Маат в Египте; Иштар, Астарта и Лилит региона Плодородного Полумесяца; Деметра, Кора и Гера в Греции; Атаргатис, Церера и Кибела в Риме.Стоит отметить, что символика данных богинь крайне схожа не смотря на различия культурных регионов, где эти культы располагались.

    Богиня-Мать не имеет равновеликого себе супруга, она может порождать его, брать в мужья и затем губить (древнегреческие Гея и Уран).Другой вариант — она проглатывает своё дитя и беременеет от этого (египетская Нут).В более поздний период, когда в религии ведущее место заняли боги, а не богини, культ Богини-Матери зачастую приобретает оргиастический характер.

    Если более подробно разбирать образ Богини-матери, то можно выделить наиболее яркие божества, олицетворяющее её: богиня Иштар (Инанна), Исида, Деметра.Все три божества имеют схожие функции и символику.

    Все три богини представляют собой идеал женственности и материнства.Однако они способны, как даровать жизнь, так и отнимать её.Например: миф о Деметре и Персефоне.После похищения Персефоны Аидом, безутешная Деметра отказалась порождать жизнь и все на земле начало увидать и умирать.Стоит разгневать богиню и из заботливой матери и жены она превращается в воительницу (богиня Иштар в мифе о подземном царстве) или чудовище (богиня Сехмет).

    Влиянию древнего культа Богини-матери подверглись и христианские представления.Например, образ Богородицы крайне схож с образом греческой Селены или Дианы.В поздней римской мифологии лунная богиня изображалась в образе юной девушки, стоящей на полумесяце с белым крестом в руках в окружении двенадцати звезд.На сегодняшний день подобным образом изображается Дева Мария.Она также стоит на полумесяце, иногда с крестом, всегда в окружении двенадцати звезд вокруг нимба.

    Подобное смешение традиций и большое количество общих черт в мифологиях различных народов наводит на мысль о существовании некого единого идеала женственности и материнства.Тут нельзя не вспомнить концепцию архетипов К.Г.Юнга.Юнг говорит о том, что у человечества существуют универсальные изначальные врождённые психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и являемые, как правило, в образах и мотивах сновидений.Те же структуры лежат в основе общечеловеческой символики мифов, волшебных сказок.

    Возможно, что именно эта теория и является объяснением столь глубокого и древнего культа, как культ Богини-матери.Даже в наше время мы можем найти много общего между идеалом современной женщины и образом древней богини.Женственная и независимая, способная самостоятельно заботиться о своем потомстве, обеспечить себе достойное существование, воинственная и по матерински заботливая, когда ей это необходимо.

    В современном мире многие женщины стремятся к подобному идеалу, становятся во главе огромных компаний, пытаются совместить семью и карьеру, отводя традиционные семейные ценности на второй план.

    Конечно, данный образ не единственный, что встречается в современной культуре или древних культах и религиях.Однако он один из самых весомых, самых ярких и древних.Мистический идеал Богини-матери, противоречивый, овеянный тайной и мистикой очень точно отражает двойственную природу реальной женщины, её непостоянство, стремление к независимости и желание порождать жизнь.

    БОГИНИ КАК ВНУТРЕННИЕ ОБРАЗЫ

    Однажды моя подруга Энн увидела в больнице слабенькую маленькую девочку – «синюшного» ребенка с врожденным пороком сердца.Взяв девочку на руки, Энн посмотрела ей в лицо и внезапно испытала столь сильное эмоциональное потрясение, что в груди отозвалось ноющей болью.В это мгновение между ней и ребенком возникла невидимая связь.Стремясь сохранить эту связь, Энн стала регулярно навещать девочку.И хотя та прожила потом лишь несколько месяцев – она не перенесла операции на открытом сердце, – их встреча произвела на Энн глубокое впечатление и пробудила в ее душе некие глубоко таившиеся и исполненные сокровенных чувств образы.

    В 1966 году психиатр и писатель Энтони Стивенс исследовал взаимные чувства привязанности, возникавшие между нянями и осиротевшими младенцами.Он обнаружил нечто похожее на переживание Энн, особую связь ребенка с одной из нянь – внезапное взаимное притяжение, неожиданную вспышку любви.

    Наблюдения Стивенса противоречат теории «корыстной любви», согласно которой узы между матерью и ребенком возникают постепенно, благодаря кормлению и заботе.Стивенс обнаружил, что по меньшей мере в каждом третьем случае ребенок привязывался к няне, которая до этого момента не занималась уходом за ним.Няня неизбежно отвечала взаимностью и начинала заботиться о «выбравшем» ее младенце.Ребенок, если «его» няня находилась поблизости, нередко просто отказывался от забот другой няни.

    Некоторые матери начинают испытывать привязанность к своему ребенку сразу же после родов.Когда они держат в руках свое драгоценное беспомощное дитя, которому они только что подарили жизнь, любовь и глубокая нежность буквально изливаются из них.Мы говорим, что благодаря ребенку в таких женщинах пробуждается Архетип Матери. У других женщин материнская любовь пробуждается постепенно и усиливается в течение нескольких месяцев, достигая своей полноты к восьми-девяти месяцам жизни ребенка.

    Если рождение ребенка не пробуждает в женщине архетип матери, она понимает, что обделена чувствами, присущими другим матерям.Ее ребенок чувствует отсутствие жизненно важной связи и не перестает ее жаждать (иногда, как это случалось в выбранном Стивенсом для исследований греческом приюте для сирот, архетипическая схема отношений «мать – дитя» возникает, даже если женщина не приходится ребенку биологической матерью).Тоска по несостоявшимся отношениям может сохраняться и в зрелом возрасте.Одна пятидесятилетняя женщина из моей женской группы плакала, рассказывая о смерти своей матери.Она плакала, потому что чувствовала: теперь, когда матери больше нет, эта столь желанная связь уже никогда не возникнет в ее жизни.

    Ребенок не просто пробуждает мать в женщине, переживание материнства становится способом ее существования.

    В свою очередь, каждый ребенок «запрограммирован» искать «мать». И для матери, и для ребенка «мать»проявляется в материнских чувствах и поведении.Этот внутренний образ, бессознательно определяющий поведение и эмоциональные реакции, архетипичен.«Мать» – лишь один из многих архетипов – иначе говоря, глубинных внутренне обусловленных ролей, которые могут пробудиться в женщине.Зная различные архетипы, мы можем яснее видеть, что именно побуждает к действию и нас, и других.

    В этой книге я буду описывать архетипы, действующие в женских душах.Они олицетворены в образах греческих богинь.Например, Деметра, богиня материнства, – воплощение архетипа матери. Другие богини: Персефона – дочь, Гера – жена, Афродита – возлюбленная, Артемида – сестра и соперница,Афина – стратег, Гестия – хранительница домашнего очага. В действительности архетипы не имеют имен, и образы богинь полезны только тогда, когда они соответствуют женским ощущениям и чувствам.

    Концепцию архетипов разработал Карл Густав Юнг.Он рассматривал их как образные схемы (образцы, модели) инстинктивного поведения, содержащиеся в коллективном бессознательном.Эти схемы не индивидуальны, они более или менее подобным образом обусловливают реакции множества людей.

    Архетипичны все мифы и сказки.Так же архетипичны и многие образы и сюжеты сновидений.Именно наличие общечеловеческих архетипических моделей поведения объясняет сходство мифологий самых разных культур.

    Богини как архетипы

    Большинство из нас слышали об олимпийских богах хотя бы в школе и видели их статуи или изображения.Римляне поклонялись тем же божествам, что и греки, однако называли их латинскими именами.Согласно мифам, обитатели Олимпа были очень похожи на людей по своему поведению, эмоциональным реакциям и внешнему облику.Образы олимпийских богов воплощают архетипические образцы поведения, которые присутствуют в нашем общем коллективном бессознательном.Именно поэтому они близки нам.

    Наиболее известны двенадцать олимпийцев: шесть богов – Зевс, Посейдон, Гермес, Аполлон, Арес, Гефест, и шесть богинь – Деметра, Гера, Артемида, Афина, Афродита и Гестия.Впоследствии место Гестии, богини домашнего очага, в этой иерархии занял бог вина Дионис.Таким образом равновесие было нарушено – богов стало больше, чем богинь.Архетипы, описываемые мною, – это шесть олимпийских богинь – Гестия, Деметра, Гера, Артемида, Афина, Афродита и, кроме них, Персефона, миф о которой неотделим от мифа о Деметре.

    Я классифицировала этих богинь следующим образом: богини-девственницы, уязвимые богини иалхимическая богиня.

    Богини-девственницы выделялись как отдельная группа еще в Древней Греции.Две другие группы определены мною.Для каждой из рассматриваемых категорий характерно особое восприятие мира, а также предпочитаемые роли и побуждения.Богини отличаются по своим привязанностям и по тому, как они относятся к другим.Для того чтобы женщина глубоко любила, с радостью работала, была сексуальна и жила творчески, в ее жизни должны быть выражены все вышеназванные богини, причем каждая в свое время.

    В первую из описанных здесь групп входят богини-девственницы: Артемида, Афина и Гестия.

    Артемида (у римлян – Диана) – богиня охоты и Луны.Владения Артемиды – дикая местность.Она – не знающий промаха стрелок и покровительница диких животных.

    Афина (у римлян – Минерва) – богиня мудрости и ремесел, покровительница названного в ее честь города.Она также покровительствует многочисленным героям.Афину обычно изображали одетой в доспехи, поскольку она была известна еще и как превосходный военный стратег.

    Гестия, богиня домашнего очага (у римлян – Веста), из всех олимпийцев наименее известна.Символом этой богини был огонь, пылавший в очагах домов и в храмах.

    Богини-девственницы – воплощение женской независимости.В отличие от других небожителей они не склонны к любви.Эмоциональные привязанности не отвлекают их от того, что они считают важным.Они не страдают от неразделенной любви.Как архетипы, они являются выражением потребности женщин в самостоятельности и сосредоточении на значимых для них целях.Артемида и Афина олицетворяют целеустремленность и логическое мышление, и потому их архетип ориентирован на достижения.Гестия – архетип интроверсии, внимания, направленного во внутренние глубины, в духовный центр женской личности.Эти три архетипа расширяют наши представления о таких женских качествах, как компетентность и самодостаточность.Они присущи женщинам, которые активно стремятся к собственным целям.

    Вторую группу составляют уязвимые богини – Гера, Деметра и Персефона.Гера (у римлян – Юнона) – богиня брака.Она – жена Зевса, верховного бога Олимпа.Деметра (у римлян – Церера) – богиня плодородия и земледелия.В мифах особое значение придается Деметре в роли матери.Персефона (у римлян – Прозерпина) – дочь Деметры.Греки также называли ее Корой – «девушкой».

    Эти три богини представляют традиционные роли жены, матери и дочери.Как архетипы, они ориентированы на взаимоотношения, обеспечивающие переживания целостности и благополучия, иначе говоря, назначимую связь. Они выражают потребность женщин в прочных связях и привязанности.Эти богини подстраиваются к другим и потому уязвимы. Они страдают.Их насиловали, похищали, подавляли и унижали боги-мужчины.Когда разрушались их привязанности и они чувствовали себя оскорбленными в своих чувствах, у них проявлялись симптомы, подобные симптомам психических расстройств обычных людей.И каждая из них в конце концов преодолевает свои страдания.Их истории дают возможность женщинам понять природу собственных психоэмоциональных реакций на потери и найти в себе силы справиться с душевной болью.

    Афродита, богиня любви и красоты (у римлян – Венера) – прекраснейшая и неотразимая алхимическая богиня. Она – единственная, кто подпадает под третью категорию.У нее было много романов и, как их результат, множество отпрысков.Афродита – воплощение эротического притяжения, сладострастия, сексуальности и стремления к новой жизни.Она вступает в любовные связи по собственному выбору и никогда не оказывается в роли жертвы.Таким образом, она сочетает самостоятельность богинь-девственниц и близость в отношениях, свойственную уязвимым богиням.Ее сознание одновременно и сосредоточенно, и восприимчиво.Афродита допускает отношения, которые равным образом затрагивают и ее, и предмет ее увлечений.Архетип Афродиты побуждает женщин искать во взаимоотношениях скорее интенсивности, чем постоянства, ценить творческий процесс и быть открытой для изменений и обновления.

    Семейное древо

    Чтобы лучше понять сущность каждой из богинь и их взаимоотношения с другими божествами, вначале следует рассмотреть их в мифологическом контексте.Такую возможность дает нам Гесиод.»Теогония», его главный труд, содержит сведения о происхождении богов и их «семейном древе».

    Вначале, согласно Гесиоду, существовал Хаос.Затем появились Гея (Земля), мрачный Тартар (неизмеримые глубины подземного мира) и Эрос (Любовь).

    Могучая, плодоносная Гея-Земля родила сына Урана – голубое беспредельное Небо.Затем она сочеталась браком с Ураном и произвела на свет двенадцать Титанов – первобытные природные силы, которым поклонялись в Греции в древности.По гесиодовой генеалогии богов, Титаны были первой верховной династией, предками богов-олимпийцев.

    Уран, первая патриархальная, или отцовская, фигура в греческой мифологии, возненавидел своих рожденных от Геи детей и не позволял им выйти из ее чрева, тем самым обрекая Гею на страшные муки.Она призвала Титанов помочь ей.Но никто из них, кроме самого младшего, Кроноса (у римлян – Сатурн), не решился вмешаться.Он откликнулся на мольбу Геи о помощи и, вооружившись полученным от нее серпом, стал поджидать Урана в засаде.

    Когда Уран пришел к Гее и возлег с ней, Кронос взял серп, отрезал у отца гениталии и выбросил их в море.После этого самым могущественным из богов стал Кронос.Вместе с Титанами он управлял Вселенной.Они породили множество новых богов.Одни из них представляли реки, ветры, радуги.Другие были чудовищами, олицетворяющими зло и опасности.

    Кронос сочетался браком со своей сестрой – титанидой Реей.От их союза родилось первое поколение олимпийских богов – Гестия, Деметра, Гера, Гадес, Посейдон и Зевс.

    И снова патриархальный прародитель – на этот раз уже сам Кронос – попытался уничтожить своих детей.Гея предсказала, что ему суждено быть побежденным собственным сыном.Он решил этого не допустить и проглатывал всех своих детей сразу же после их рождения, даже не выясняя, мальчик это или же девочка.Так он поглотил трех дочерей и двух сыновей.

    В очередной раз забеременев, оплакивающая судьбу собственных детей Рея обратилась к Гее и Урану с просьбой помочь ей спасти своего последнего ребенка и наказать Кроноса.Родители посоветовали ей удалиться на остров Крит и, когда наступит время родов, обмануть Кроноса, дав ему завернутый в пеленки камень.В спешке Кронос проглотил камень, думая, что это младенец.

    Спасенного ребенка звали Зевсом.Позднее он сверг своего отца и стал править всеми богами и смертными.Выросший втайне от Кроноса, он впоследствии обманом заставил его извергнуть обратно своих братьев и сестер и вместе с ними начал длительную борьбу за власть над миром, закончившуюся поражением Титанов и их заключением в мрачных безднах Тартара.

    После победы над титанами три брата-бога – Зевс, Посейдон и Гадес – разделили между собой Вселенную.Зевс взял себе небо, Посейдон – море, Гадес – подземное царство.Хотя земля и Олимп, как предполагалось, были общими, тем не менее Зевс распространил свою власть и на них.Три сестры – Гестия, Деметра и Гера – согласно патриархальным греческим верованиям, не имели существенных прав.

    Благодаря своим любовным связям Зевс стал отцом следующего поколения богов: Артемида и Аполлон (бог солнца) – дети Зевса и Лето, Афина – дочь Зевса и Метис, Персефона – дочь Зевса и Деметры, Гермес (посланник богов) – сын Зевса и Майи, Арес (бог войны) и Гефест (бог огня) – сыновья законной супруги Зевса, Геры.Есть две версии происхождения Афродиты: согласно одной из них, она – дочь Зевса и Дионы, в другом случае утверждается, что она предшествовала Зевсу.Благодаря любовному роману со смертной женщиной Семелой Зевс также стал отцом Диониса.

    Чтобы напомнить читателю, кто есть кто в греческой мифологии, в конце книги приводятся краткие биографические заметки о богах и богинях, расположенные в алфавитном порядке.

    История и мифология

    Мифология, посвященная описываемым нами греческим богам и богиням, является отражением исторических событий.Это патриархальная мифология, возвеличивающая Зевса и героев.В ее основе – столкновение людей, исповедовавших веру в материнское начало, с захватчиками, которые поклонялись воинственным богам и создавали основанные на мужском начале религиозные культы.

    Мария Джимбутас, профессор Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и специалист в области европейской мифологии, пишет о так называемой «Старой Европе» – первой европейской цивилизации.По оценкам ученых, культура Старой Европы сформировалась по крайней мере за пять (а возможно, и за двадцать пять) тысяч лет до того, как возникли патриархальные религии.Эта матриархальная, оседлая и миролюбивая культура была связана с землей, морем и культом Великой Богини.Сведения, собранные по крупицам в ходе археологических раскопок, показывают, что общество Старой Европы не знало имущественного и социального расслоения, в нем царило равноправие.Старая Европа была разрушена в ходе вторжения полукочевых иерархически организованных индоевропейских племен с севера и востока.

    Захватчики были воинственными, равнодушными к искусству людьми патриархальных нравов.Они с презрением относились к порабощенному ими более развитому в культурном отношении коренному населению, исповедующему культ Великой Богини, известной под многими именами, – например, Астарта, Иштар, Инанна, Нут, Исис.

    Ей поклонялись как животворящему женскому началу, глубоко связанному с природой и плодородием, ответственному как за созидательные, так и за разрушительные проявления силы жизни.Змея, голубь, дерево и Луна – священные символы Великой Богини.Согласно историку-мифологу Роберту Грейвзу, до появления патриархальных религий полагали, что Великая Богиня бессмертна, неизменна и всемогуща.Она брала себе любовников не для того, чтобы у ее детей был отец, но исключительно для собственного наслаждения.Богов-мужчин не было.В контексте религиозного культа не существовало такого понятия, как отцовство.

    Великую Богиню свергли с престола в ходе следующих одна за другой волн вторжений индоевропейцев.Авторитетные исследователи датируют начало этих волн между 4500 и 2400 гг.до н.э.Богини не исчезли совсем, а вошли в культы захватчиков на второстепенных ролях.

    Захватчики навязали свою патриархальную культуру и свой воинственный религиозный культ завоеванному населению.Великая Богиня в различных своих ипостасях стала играть подчиненную роль супруги богов, которым поклонялись завоеватели.Силы, первоначально принадлежавшие женскому божеству, были отчуждены и переданы божеству мужскому.Впервые в мифах появилась тема изнасилования; возникли мифы, в которых герои-мужчины убивали змей – символ Великой Богини.Атрибуты Великой Богини были поделены среди многих богинь.Мифолог Джейн Харрисон отмечает, что Великая Богиня, как в разбитом зеркале, отразилась во многих меньших богинях: Гера получила обряд священного брака, Деметра – мистерии, Афина – змею, Афродита – голубя, Артемида – функцию хозяйки дикой природы.

    Согласно Мерлин Стоун, автору книги «Когда бог был женщиной», окончательное низвержение Великой Богини произошло позднее, с приходом иудаизма, христианства и мусульманства.Мужское божество заняло главенствующее положение.Женские богини постепенно отодвинулись на задний план; женщины в обществе последовали их примеру.Стоун отмечает: «Мы с удивлением обнаруживаем, до какой степени подавление женских ритуалов в действительности было подавлением женских прав».

    Образы богинь

    Когда богини рассматриваются как образцы нормального женского поведения, женщина, в большей степени соответствующая мудрой Афине или соперничающей Артемиде, а в меньшей – Гере-жене или Деметре-матери, получает возможность ценить себя как самостоятельную личность – активную, беспристрастную в своих оценках и ориентированную на достижения.Она, вопреки диагнозу Фрейда, не страдает из-за маскулинного комплекса и не считает, что ее жизненная позиция обусловлена анимусом и маскулинна по своей сути, как того хотелось бы Юнгу.

    Когда в женщине пробуждаются образы Афины и Артемиды, такие «женские» качества, как зависимость, восприимчивость, способность воспитывать и заботиться, не могут быть выражены в ее личности.Ей предстоит развивать их, чтобы научиться создавать прочные близкие отношения, быть уязвимой, давать и принимать любовь и заботу, поддерживать развитие других.

    Созерцательная устремленность Гестии во внутренние глубины души держит ее на эмоциональной дистанции от окружающих.Несмотря на это, ее спокойная доброжелательность помогает ей оказывать поддержку другим людям и учить их.Женщина, движимая образом Гестии, так же, как и в случае с Афиной и Артемидой, нуждается в развитии способности к личностной близости.

    У женщин, похожих на Геру, Деметру, Персефону или Афродиту, другие задачи.Эти образы предрасполагают к близким отношениям, они соответствуют юнгианскому описанию женщин.Такие женщины нуждаются в развитии качеств, которые не являются сильной стороной доминирующих в них моделей поведения – сосредоточенности, объективности и уверенности в себе.Их жизненная задача – развивать анимус или пробуждать архетипы Артемиды и Афины.Та же задача стоит перед женщинами, в которых преобладает архетип Гестии.

    Маскулинный анимус или фемининный архетип?

    Анализ субъективных переживаний и содержания снов женщины помогает выяснить, чем обусловлена ее жизненная активность – маскулинным анимусом или образом женской богини.Например, если женщина чувствует чуждость своей напористой части, ощущает ее в себе как мужчину, которого она призывает лишь в трудных ситуациях, требующих от нее «быть жесткой» или «думать как мужчина» (при этом она никогда не чувствует себя «как дома»), значит, в ней проявляется ее анимус. Он держится в резерве и активизируется, когда женщине требуется больше энергии.В первую очередь это касается женщин, в которых сильнее образы Гестии, Геры, Деметры, Персефоны или Афродиты.

    Когда у женщины хорошо развиты личностные аспекты Афины и Артемиды, она действительно может быть настойчивой, ясно мыслить, знать, что ей нужно, и успешно действовать в конкурентной борьбе.Эти качества ощущаются ею как выражение ее женской природы, но никак не чужеродный маскулинный анимус, действующий «за нее».

    Второй способ отличить архетип Артемиды или Афины от анимуса – проанализировать сны.Так можно определить, что движет женщиной – архетип богини-девственницы или же обусловленная маскулинным началом целеустремленность и напористость.

    Если преобладают архетипы Артемиды и Афины, женщина во сне часто сама исследует незнакомую ей местность.Она видит себя в роли главной героини своего сна, борющейся с препятствиями, взбирающейся высоко в горы или отважно проникающей в чужую страну или подземелье.Например: «я ночью в автомобиле с откидным верхом, мчусь по деревенской дороге, обгоняя другие машины»; «я чужестранка в изумительном городе, вижу висячие сады Вавилона»; «я – двойной агент и не должна быть здесь; я чувствую опасность – окружающие меня люди могут догадаться, кто я».

    В снах женщины легкость путешествия или же встретившиеся трудности отражают соотношение внутренних и внешних препятствий, возникающих при попытках быть в этом мире независимой, эффективно действующей личностью.Как в своих снах, так и в реальной жизни женщина чувствует себя естественно, когда сама определяет свой путь.Действуя, она думает исключительно о самой себе.

    Когда настойчивость и уверенность у женщины не развиты, в женских снах часто возникает иной образ.Это может быть представляемый смутно или же вполне определенный, легко узнаваемый человек – мужчина или женщина.Пол этого персонажа является символом, благодаря которому можно определить, имеем ли мы дело с «маскулинностью» (анимус) или «фемининностью» (богиня-девственница).

    Например, если сновидица только развивает в себе качества Артемиды или Афины и находится на раннем этапе своего профессионального обучения, чаще всего она видит во сне неизвестную женщину неясных очертаний.Позднее ей может сниться женщина, подобная ей самой в плане образования или карьеры, или же сокурсница.

    Когда спутник сновидческих приключений женщины – мужчина или юноша, она скорее всего отождествляет себя с «уязвимыми» богинями или, как мы увидим дальше, с Гестией или Афродитой.Для таких женщин мужчины символизируют действие, и потому в их снах настойчивость и дух соперничества проявляются как маскулинные качества.

    Подобным же образом, если женщине нужно собраться с духом, чтобы войти в офис или в академическое учебное заведение, анимус, или маскулинный аспект ее натуры, поддерживающий ее в такие моменты, может быть выражен в снах в виде смутно различимого мужчины, возможно, подростка или юноши, вместе с которым она находится в некоем неизвестном и часто опасном месте.После того как она получает хорошие оценки или продвигается по службе и чувствует большую уверенность в своих способностях, местность во снах становится все более дружественной, теперь в сновидении ее сопровождает знакомый или кажущийся знакомым мужчина.Например: «я совершаю длительную поездку в автобусе вместе с моим старым школьным другом», «я в машине, которую ведет мужчина; сейчас я не могу определить, кто он, но во сне мы с ним знакомы».

    Новая теория, которую я детально описываю в этой книге, базируется на существовании архетипических образов или моделей поведения, введенных в обиход благодаря концепции Юнга.Я не отвергаю описанную Юнгом модель женской психологии, но считаю ее пригодной лишь для некоторых, но отнюдь не для всех женщин.Главы, посвященные «уязвимым» богиням и Афродите, развивают модель Юнга, в следующих главах – об Артемиде, Афине и Гестии – я предлагаю новые схемы, которые выходят за рамки юнгианской теории.

    Рейтинг автора
    Автор статьи
    Валентин Пырьев
    Написано статей
    1036
    Ссылка на основную публикацию