Пема чодрон

Тема статьи: Пема чодрон - разбираемся в вопросе, тренды 2019 года.

Чодрон Пема.Книги онлайн

Пема Чодрон (Pema Chodron) — рукоположенная буддийская монахиня в тибетской традиции ваяраяна, преподаватель Чегуам Трунгпа.Целью ее работы является возможность применения буддийских учений в повседневной жизни.

Будучи автором многих работ, Пема Чодрон проводит рабочие совещания, семинары, медитации в Европе, Австралии и всей Северной Америке.

Она является учителем Гампо Аббей, монастыря в сельской местности Кейп Бретон в Канаде.

Пема родилась в 1936 году в Нью-Йорке и окончила Калифорнийский Университет.

До обращения к буддизму она работала учителем начальной школы в Калифорнии и Нью-Мексико.

В 1974 году Пема Чодрон стала буддийской монахиней, она сыграла важную роль в попытке восстановить полную координацию церемонии тибетских буддийских монахинь.

Пема Чодрон является автором многих работ, среди которых «Мудрость в безвыходности», «Начало, где ты есть», «Когда вещи распадаются», «Там, где страшно», «Удобная неопределенность».

«Там, где страшно» — это беседы Чодрон с её учениками и послушниками монастыря Гампо (Нова Скотия, Канада).Цикл встреч «Там, где страшно» посвящён тому, что такое человеческие страхи и как они влияют на нашу жизнь, как находить точку опоры среди ежедневно возникающих проблем и неурядиц, как извлекать силы и мудрость из сложных, дискомфортных, даже критических жизненных ситуаций.

Книга адресована широкому кругу читателей и, несмотря на насыщенность цитатами восточных мудрецов и ссылками на буддийские учения, вполне доступна и применима к жизни любого, даже далёкого от буддийских практик человека.

Пема Чодрон — Там, где страшно

Пема Чодрон — Там, где страшно краткое содержание

Пема Чодрон — первая женщина Запада, принявшая монашество в буддизме, выдающаяся ученица великого тибетского мастера Чогьяма Трунгпа.«Там, где страшно» — это беседы Чодрон с её учениками и послушниками монастыря Гампо (Нова Скотия, Канада).Цикл встреч «Там, где страшно» посвящён тому, что такое человеческие страхи и как они влияют на нашу жизнь, как находить точку опоры среди ежедневно возникающих проблем и неурядиц, как извлекать силы и мудрость из сложных, дискомфортных, даже критических жизненных ситуаций.Книга адресована широкому кругу читателей и, несмотря на насыщенность цитатами восточных мудрецов и ссылками на буддийские учения, вполне доступна и применима к жизни любого, даже далёкого от буддийских практик человека.

© Pema Chodron, 2001

© А.Сливкова, перевод, 2005

Там, где страшно — читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Несколько слов от издателей

Случилось так, что основной поток книг «Гаятри» — это художественная проза, рассчитанная на самый широкий круг читателей.При этом каждая книга «Гаятри» – чуть-чуть особенная по сравнению с подавляющим большинством существующих на русском языке книг.В книгах «Гаятри» — вместо действия ради действия, сюжета ради сюжета, красивых фраз ради красивых фраз — всякий раз за чередой букв, слов и образов можно разглядеть приглашение. Приглашение для читателя — взглянуть на мир и на свою жизнь по-новому, свежо и неожиданно, храбро и открыто, с доброй улыбкой.

В задачи издательства «Гаятри» не входит публикация «эзотерики» — книг о духовном росте и самопознании — в силу того, что «эзотерика», по нашему мнению, является довольно специфическим жанром, предназначенным для тех немногих, кто разбирается в его понятиях и смыслах.Тем не менее, среди проектов «Гаятри» родилась и существует серия «Зов бесконечности», которую можно назвать «эзотерической» — с некоторыми оговорками.

«Зов бесконечности» — это коллекция избранных книг, каждая из которых достойна занять место в сокровищнице человеческой мудрости.Это тексты просветлённых мистиков, почитаемых мудрецов и философов.Однако даже в рамках этого, казалось бы, глубоко эзотерического направления мы стремимся выбирать для публикации такие книги, которые могут быть близки и интересны любому читателю, независимо от его подготовки и искушённости.

Книга Пемы Чодрон, замечательного человека с удивительной судьбой, приглянулась нам именно своей абсолютной доступностью и практической полезностью для любого, кому она попадётся в руки.Пема Чодрон — первая женщина Запада, принявшая монашество в буддизме, выдающаяся ученица великого тибетского мастера Чогьяма Трунгпа.«Там, где страшно» — это беседы Чодром с её учениками и послушниками монастыря Гампо (Нова Скотия, Канада).Сборник конспектов этих бесед, получивший название «Там, где страшно», помогает разобраться в том, что такое человеческие страхи и как они влияют на нашу жизнь, как находить точку опоры среди ежедневно возникающих проблем и неурядиц, как извлекать силы и мудрость из сложных, дискомфортных, даже критических жизненных ситуаций.Для общения с этой книгой необязательно исповедовать буддизм или обладать заметной осведомлённостью в области восточной философии.

«Там, где страшно» — это книга для каждого из нас, живущего напряжённой, сложной жизнью, попадающего то и дело в сложные, стрессовые ситуации.

«Там, где страшно» — это простые рецепты мудрости и покоя на каждый день, рецепты, проверенные временем и тысячами людей во всём мире.

главный редактор издательства «Гаятри»

Признавайся в своих скрытых недостатках.

Не избегай того, что тебе не нравится.

Помогай другим, когда тебе кажется,

что ничем не можешь помочь.

Отпускай всё, к чему привязана.

Иди туда, где тебе страшнее всего.

[совет, полученный тибетской йогиней

Мачик Лабдрён от своего Учителя]

Посвящается шестнадцатому кармапе

Рангджунгу Ригпе Дордже,

Дилго Кхьентсе Ринпоче

и Чогьяму Трунгпа Ринпоче,

которые научили меня,

как быть бесстрашной.

В первую очередь хочу поблагодарить пятерых человек, благодаря которым эта книга увидела свет: брата по монастырю Тингдзин Ётро, оказавшего неоценимую помощь в подготовке моих лекций; Тамару Эллентук, превосходного секретаря, которая оставалась со мной в самые трудные моменты; Джиджи Симса, взявшего на себя труд по расшифровке записей; мою дорогую подругу Хелен Творкову, которая предоставила мне место для работы; и, конечно, давнюю подругу и редактора Эмили Хилбурн, которая вкладывала всю душу в эту книгу u проявляла истинное бесстрашие воина.

Хочу также поблагодарить многих других людей, которые на протяжении последних пяти лет расшифровывали мои лекции: Мигм Чодрон, Лин Ван де Бунт, Юджина и Хелен Ташима, Сьюзен Стоуэнз, Алексиса Шоу, Билла и Эйлин Фел, Рохану Гринвуд и Барбару Блоуин.

Благодарю Соледад Гонзалез за её любящую доброту.

Выражаю также глубокую признательность Джоко Бек и Эзре Байда, которые оказали значительное влияние на мою работу, особенно Эзре, во многом благодаря которой написана глава о медитации.

И, наконец, от всей души благодарю моих ныне живущих учителей Дзигара Конгтрул Ринпоче и Сакьонга Мифам Ринпоче.Со всем своим великодушием они помогали мне раскрывать природу моего ума и мои скрытые недостатки.

Когда я читаю лекции, мною движет сочувствие, ибо надеюсь, что мы будем использовать это учение в повседневной жизни, благодаря чему освободим себя и других людей от страданий.

Во время лекции я побуждаю слушателей, быть непредубеждёнными и восприимчивыми.Для сравнения я привожу в пример, как ребёнок смотрит на мир — без каких-либо идей и представлений.Как сказал мастер дзен Судзуки Роши: «Ум новичка открыт бесконечному числу возможностей, тогда как ум знатока — лишь немногим из них».

В конце лекции я посвящаю то, чего мы добились, всему живому.Чтобы лучше понять смысл этого дружественного жеста, можно провести аналогию с каплей свежей ключевой воды: если поместить каплю на камень под палящими лучами солнца, она вскоре испарится; но если она попадёт в океан, она никогда не исчезнет.Поэтому и мы не должны оставлять учение только для себя, а использовать его на благо всех существ.

Такой подход к чтению лекций отражает три благородных принципа: быть добродетельным в начале, быть добродетельным в середине и быть добродетельным в конце.Эти принципы там, где страшно можно применять ко всему происходящему в нашей жизни.Начиная любое дело — новый день, приём пищи, практику — мы приступаем к нему с намерением быть открытыми, гибкими и добросердечными.Затем, в продолжение всего действия, проявляем любознательность.Как говорит мой учитель Чогьям Трунгпа Ринпоче: «Относись к жизни как к эксперименту».

Завершая начатое, независимо от того, преуспели мы или нет, мы думаем о других, обо всех, кто добился успеха или потерпел неудачу.И желаем, чтобы то, что мы узнали из своего опыта, послужило на благо всех живых существ.

Пема Чодрон — скачать книги

Бесплатно скачать книги автора Пема Чодрон можно в нашей библиотеке.

Пема Чодрон — об авторе

Пема Чодрон (Pema Chodron) — рукоположенная буддийская монахиня в тибетской традиции ваяраяна, преподаватель Чегуам Трунгпа.Целью ее работы является возможность применения буддийских учений в повседневной жизни.Источник — Эзотерика.Живое Знание

Будучи автором многих работ, Пема Чодрон проводит рабочие совещания, семинары, медитации в Европе, Австралии и всей Северной Америке.Она является учителем Гампо Аббей, монастыря в сельской местности Кейп Бретон в Канаде.

Пема родилась в 1936 году в Нью-Йорке и окончила Калифорнийский Университет.До обращения к буддизму она работала учителем начальной школы в Калифорнии и Нью-Мексико.

В 1974 году Пема Чодрон стала буддийской монахиней, она сыграла важную роль в попытке восстановить полную координацию церемонии тибетских буддийских монахинь.Пема Чодрон является автором многих работ.

Пема Чодрон — книги бесплатно:

Неприятности и горести могут стать ступенью к более счастливой жизни, страдания способны приносить настоящую пользу, а разочарования — исцелять душевные раны.«Как такое может быть?» — удивляются те, кто еще не читал книгу Пемы Чодрон.

Пема Чодрон — первая женщина Запада, принявшая монашество в буддизме, выдающаяся ученица великого тибетского мастера Чогьяма Трунгпа.«Там, где страшно» — это беседы Чодрон с её учениками и послушниками монастыря Гампо (Нова Скотия, Канада.).

Возможные форматы книг (один или несколько): doc, pdf, fb2, txt, rtf, epub.

Пема Чодрон — книги полностью или частично доступны для бесплатного скачивания и чтения.

Информация

Пема Чодрон (Pema Chodron) — рукоположенная буддийская монахиня в тибетской традиции ваяраяна, преподаватель Чегуам Трунгпа.Окончила Калифорнийский Университет.

До обращения к буддизму она работала учителем начальной школы в Калифорнии и Нью-Мексико.В 1974 году Пема Чодрон стала буддийской монахиней, сыграв важную роль в попытке восстановить полную координацию церемонии тибетских буддийских монахинь.

Пема Чодрон является автором многих работ, среди которых «Мудрость в безвыходности», «Начало, где ты есть», «Когда вещи распадаются», «Там, где страшно», «Удобная неопределенность».

«Там, где страшно» — это беседы Чодрон с её учениками и послушниками монастыря Гампо (Нова Скотия, Канада),…

Пема Чодрон (Pema Chodron) — рукоположенная буддийская монахиня в тибетской традиции ваяраяна, преподаватель Чегуам Трунгпа.Окончила Калифорнийский Университет.

До обращения к буддизму она работала учителем начальной школы в Калифорнии и Нью-Мексико.В 1974 году Пема Чодрон стала буддийской монахиней, сыграв важную роль в попытке восстановить полную координацию церемонии тибетских буддийских монахинь.

Пема Чодрон является автором многих работ, среди которых «Мудрость в безвыходности», «Начало, где ты есть», «Когда вещи распадаются», «Там, где страшно», «Удобная неопределенность».

«Там, где страшно» — это беседы Чодрон с её учениками и послушниками монастыря Гампо (Нова Скотия, Канада), которые посвящёны тому, что такое человеческие страхи и как они влияют на нашу жизнь, как находить точку опоры среди ежедневно возникающих проблем и неурядиц, как извлекать силы и мудрость из сложных, дискомфортных, даже критических жизненных ситуаций.Книга адресована широкому кругу читателей и, несмотря на насыщенность цитатами восточных мудрецов и ссылками на буддийские учения, вполне доступна и применима к жизни любого, даже далёкого от буддийских практик человека.

Целью ее работы является возможность применения буддийских учений в повседневной жизни.Будучи автором многих работ, Пема Чодрон проводит рабочие совещания, семинары, медитации в Европе, Австралии и всей Северной Америке.

Библиография

The Wisdom of No Escape And The Path of Loving-Kindness.Shambhala Publications, 1991.ISBN 1-57062-872-6

Start Where You Are: A Guide to Compassionate Living.Shambhala Publications, 1994.ISBN 0-87773-880-7

Awakening Loving-Kindness (abridged version of The Wisdom of No Escape).Shambhala Publications, 1996.ISBN 1-57062-259-0

When Things Fall Apart: Heart Advice for Difficult Times.Element Books, 1996.ISBN 1-57062-969-2 / Когда не везет.Советы сердца в трудные времена

Tonglen: The Path of Transformation.Vajradhatu Publications, 2001.ISBN 1-57062-409-7

The Places that Scare You: A Guide to Fearlessness in Difficult Times Shambhala Publications, 2002.ISBN 1-57062-409-7 / Там, где…

The Wisdom of No Escape And The Path of Loving-Kindness.Shambhala Publications, 1991.ISBN 1-57062-872-6

Start Where You Are: A Guide to Compassionate Living.Shambhala Publications, 1994.ISBN 0-87773-880-7

Awakening Loving-Kindness (abridged version of The Wisdom of No Escape).Shambhala Publications, 1996.ISBN 1-57062-259-0

When Things Fall Apart: Heart Advice for Difficult Times.Element Books, 1996.ISBN 1-57062-969-2 / Когда не везет.Советы сердца в трудные времена

Tonglen: The Path of Transformation.Vajradhatu Publications, 2001.ISBN 1-57062-409-7

The Places that Scare You: A Guide to Fearlessness in Difficult Times Shambhala Publications, 2002.ISBN 1-57062-409-7 / Там, где страшно

No Time to Lose: A Timely Guide to the Way of the Bodhisattva.Shambhala Publications, 2005.ISBN 1-59030-135-8

Practicing Peace in Times of War: A Buddhist Perspective Shambhala Publications, September 2006.ISBN 1-59030-401-2

Taking the Leap: Freeing Ourselves From Old Habits and Fears.Shambhala Publications, 2010 Reprint.ISBN 1-59030-843-3

Пема Чодрон — Когда все рушится

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается.Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Описание книги «Когда все рушится»

Описание и краткое содержание «Когда все рушится» читать бесплатно онлайн.

Когда все рушится

Сапьонгу Мипаму с преданностью, любовью и благодарностью

When Things Fall Apart: Heart Advice for Difficult Times

© 1997 by Pema Chodron

Afterword to the 20th Anniversary Edition © 2016 by Pema Chodron

Публикуется по соглашению c Shambala Publications,

Inc при содействии Агентства Александра Корженевского (Россия)

© Мелихова А.А., перевод на русский язык, 2018

© Оформление.ООО «Издательство «Эксмо», 2018

В 1995 году я ушла в продолжительный отпуск.Целый год я ничего не делала.Это был самый вдохновляющий период в моей жизни, и он очень способствовал моему духовному развитию.По сути, все, что я делала, – это расслаблялась.Я много читала, гуляла и спала.Я готовила и ела, медитировала и писала.У меня не было никакого расписания, никаких задач, никаких «обязательных дел».Я многое поняла для себя в этот период, наполненный свободой.Я очень медленно разбирала две коробки неотредактированных записей лекций, которые давала с 1987 по 1994 год.В них не было связующей темы, в отличие от лекций о датуне, которые легли в основу «Мудрости отказа от бегства» («The Wisdom of No Escape»), или лекций по лоджонгу, которые составили книгу «Начни прямо сейчас» («Start Where You Are»). Время от времени я просматривала несколько расшифровок.Материал был неоднородным: что-то казалось слишком заумным, что-то – восхитительным.Я испытывала одновременно интерес и смущение, перечитывая свои слова.Постепенно я заметила, что не важно, какую тему я выбирала для лекции, в какой стране находилась в тот момент или в каком году это происходило, я без конца говорила об одном и том же: о невероятной важности майтри (любящей доброте по отношению к себе) и пробуждении бесстрашного сострадательного отношения к собственной боли и боли других.Мне казалось, что в каждой лекции я утверждала: мы можем ступить на незнакомую территорию и расслабиться, приняв неопределенность своей ситуации.Другая важная тема, к которой я все время возвращалась, – растворение двойственного восприятия, уход от деления на «мы» и «они», «то» и «это», «плохой» и «хороший».Мой учитель Чогьям Трунгпа говорил об этом так: «Опирайся на острые углы».Я поняла, что все эти семь лет я просто пыталась усвоить сама и передать другим важные и дерзкие советы, которые Трунгпа Ринпоче давал своим ученикам.

Изучая свои записи, я все отчетливее понимала: мне предстоит еще долгий путь, прежде чем я в полной мере смогу оценить то, чему меня учили.Но я также видела, что, применяя советы Ринпоче на практике и пытаясь поделиться этим опытом с другими, я обрела устойчивое счастье и удовлетворенность, которых не знала раньше.Становилось смешно от осознания правдивости моих же слов: стоит только подружиться со своими демонами и принять свои слабости, как жизнь наполнится радостью и легкостью.

Примерно через полгода мой редактор Эмили Хилберн Селл спросила, нет ли у меня записей лекций, которые могли бы лечь в основу третьей книги.Я отправила ей коробки с теми записями, что у меня были.Она прочитала расшифровки и, исполнившись воодушевления, сказала в издательстве Shambhala Publications: «У нас будет еще одна книга».

Следующие полгода Эмили работала с материалом: отбирала, удаляла, правила.А я работала над каждой следующей главой в свое удовольствие.Я полностью погрузилась в эти лекции, делая перерыв лишь на то, чтобы посмотреть на океан или погулять по холмам.Однажды Ринпоче дал мне совет: «Расслабься и пиши».Годы спустя я наконец смогла им воспользоваться.

Эта книга – результат моего ничегонеделания в течение года и сотрудничества с Эмили.

Пусть эта книга вдохновит вас сделать первые шаги к обретению гармонии, и вы примите близко к сердцу эти учения о честности, доброте и храбрости.Если ваша жизнь хаотична и полна стрессов, вы найдете в этой книге много полезных советов.Если вы страдаете от утраты или испытываете беспокойство, то эти учения для вас.Главный их смысл в том, что нам всем нужно помнить о важности умения принимать все, что возникает, и превращать все, с чем мы сталкиваемся, в путь к просветлению.

Применяя эти наставления на практике, мы присоединяемся к длинной линии учителей и учеников, которые использовали дхарму, или учение Будды, для работы со взлетами и падениями в повседневной жизни.Мы, как до этого они, способны подружиться со своим эго и раскрыть в себе изначальную мудрость.

Я благодарю Видьядхару, достопочтенного Чогьяма Трунгпу Ринпоче за то, что он посвятил свою жизнь дхарме и с такой готовностью передавал ее суть западным людям.Пусть вдохновение, полученное мной, охватит и вас.Пусть мы, подобно ему, станем на путь бодхисаттвы и всегда будем помнить его слова: «Хаос – это очень хорошие новости».

монастырь Гампо, Плэзант Бей, Новая Шотландия, 1996

Близкое знакомство со страхом

Страх возникает как естественная реакция, когда мы приближаемся к истине.

Духовные поиски можно уподобить путешествию в утлой лодке через океан в надежде открыть неизведанные земли.Вместе с искренней практикой приходит вдохновение, но рано или поздно мы также сталкиваемся и со страхом.Ведь мы знаем только то, что, достигнув горизонта, окажемся на краю мира.Как и всех первооткрывателей, нас тянет узнать, что же ждет нас там, но мы не уверены, что нам хватит мужества встретиться с этим лицом к лицу.

Если нас заинтересовал буддизм и мы решили выяснить, что он может нам предложить, то вскоре мы узнаем, что существуют разные подходы к практике.Выбирая медитацию прозрения, мы начинаем с внимательности, с того, что полностью осознаем все свои действия и слова.В практике дзен мы получаем учения о пустотности и стараемся соединиться с открытой, безграничной ясностью ума.Учения ваджраяны знакомят нас с тем, как работать с энергиями любых ситуаций, воспринимая все, что возникает, как просветленную энергию.Можно использовать любой из этих подходов, но если мы хотим проникнуть глубже и практиковать без колебаний, то неизбежно в какой-то момент столкнемся со страхом.

Страх знаком каждому существу.Даже крошечное насекомое испытывает страх.Когда мы опускаем руки в воду рядом с мягкими, раскрытыми морскими анемонами, они закрываются.Это спонтанная реакция всех существ.Совершенно нормально, что мы испытываем страх, когда сталкиваемся с неизвестным.Страх – часть жизни, он свойственен всем существам.Такова наша реакция на возможность одиночества, смерти или отсутствия опоры в жизни.Страх возникает как естественная реакция, когда мы приближаемся к истине.

Если мы решимся быть здесь и сейчас, наша жизнь заиграет новыми красками.

Во время одного из длительных ретритов на меня снизошло озарение: мы не можем одновременно быть в настоящем и отвлекаться на свои мысли! Я знаю, это кажется очевидным, но, когда вы сами откроете это для себя, ваша жизнь изменится.Непостоянство проявляется особенно отчетливо в настоящем моменте.То же касается сострадания, изумления и мужества.И страха.На самом деле любой, кто стоит на краю неизведанного, полностью погруженный в настоящее и лишенный точки отсчета, переживает своего рода состояние невесомости.В этот момент наше понимание становится глубже, мы обнаруживаем, что пребывание в настоящем моменте – довольно уязвимое состояние и что оно может быть одновременно и пугающим, и мягким.

Когда мы отправляемся в духовное путешествие, мы тащим с собой багаж всевозможных представлений и ожиданий.Мы ищем ответы, желая утолить голод, который испытываем уже очень давно.Но последнее, чего нам хотелось бы, – знакомиться со своими внутренними демонами еще ближе.Конечно, люди пытаются нас предупредить.Помню, когда первый раз получила наставления по медитации, женщина, объяснявшая мне практику, сказала: «Пожалуйста, не думай, что медитация спасет тебя от раздражения».Но все предостережения мира не способны нас убедить.Они, скорее, толкают нас на путь.

Речь идет о том, чтобы узнать страх, познакомиться с ним поближе, посмотреть ему прямо в глаза.Мы делаем это не для того, чтобы решить свои проблемы, а чтобы научиться совершенно по-новому видеть, слышать, ощущать вкус и запах, мыслить.Но стоит нам начать, и мы все время будем вынуждены проявлять смирение.У нас не останется поводов для надменности, которая возникает, когда мы следуем каким-нибудь идеалам.Наша готовность сделать следующий шаг будет отсекать ее.Те открытия, которые мы сделаем благодаря практике, не имеют ничего общего с верой во что-либо.Скорее, они связаны с готовностью умирать, готовностью все время умирать.

И наставления по осознанности, и учения о пустотности или работе с энергиями говорят об одном: пребывание в настоящем моменте пригвождает нас к той точке во времени и пространстве, в которой мы находимся.Когда мы останавливаемся и не предпринимаем никаких действий, тогда мы встречаемся со своим сердцем.Как красноречиво сказал один из моих учеников: «Природа будды хитро маскируется под страх и пинком заставляет нас быть открытыми и восприимчивыми».

Пема чодрон

Пема Чодрон
Там, где страшно

По книге: Пема ЧОДРОН
Там, где страшно

Pema Chodron
The Places That Scare You
Перев.с англ.А.Сливковой — М.: Гаятри,
© Pema Chodron, 2001
© А.Сливкова, перевод, 2005
© «Гаятри», 2005
Пема Чодрон — первая женщина Запада, принявшая монашество в буддизме, выдающаяся ученица великого тибетского мастера Чогьяма Трунгпа.«Там, где страшно» — это беседы Чодрон с её учениками и послушниками монастыря Гампо (Нова Скотия, Канада).Цикл встреч «Там, где страшно» посвящён тому, что такое человеческие страхи и как они влияют на нашу жизнь, как находить точку опоры среди ежедневно возникающих проблем и неурядиц, как извлекать силы и мудрость из сложных, дискомфортных, даже критических жизненных ситуаций.Книга адресована широкому кругу читателей и, несмотря на насыщенность цитатами восточных мудрецов и ссылками на буддийские учения, вполне доступна и применима к жизни любого, даже далёкого от буддийских практик человека.

«Когда все рушится» Пема Чодрон читать онлайн — страница 1

Если вам понравилась книга, вы можете купить ее электронную версию на litres.ru

Когда все рушится

Сапьонгу Мипаму с преданностью, любовью и благодарностью

В 1995 году я ушла в продолжительный отпуск.Целый год я ничего не делала.Это был самый вдохновляющий период в моей жизни, и он очень способствовал моему духовному развитию.По сути, все, что я делала, — это расслаблялась.Я много читала, гуляла и спала.Я готовила и ела, медитировала и писала.У меня не было никакого расписания, никаких задач, никаких «обязательных дел».Я многое поняла для себя в этот период, наполненный свободой.Я очень медленно разбирала две коробки неотредактированных записей лекций, которые давала с 1987 по 1994 год.В них не было связующей темы, в отличие от лекций о датуне, которые легли в основу «Мудрости отказа от бегства» («The Wisdom of No Escape»), или лекций по лоджонгу, которые составили книгу «Начни прямо сейчас» («Start Where You Are»). Время от времени я просматривала несколько расшифровок.Материал был неоднородным: что-то казалось слишком заумным, что-то — восхитительным.Я испытывала одновременно интерес и смущение, перечитывая свои слова.Постепенно я заметила, что не важно, какую тему я выбирала для лекции, в какой стране находилась в тот момент или в каком году это происходило, я без конца говорила об одном и том же: о невероятной важности майтри (любящей доброте по отношению к себе) и пробуждении бесстрашного сострадательного отношения к собственной боли и боли других.Мне казалось, что в каждой лекции я утверждала: мы можем ступить на незнакомую территорию и расслабиться, приняв неопределенность своей ситуации.Другая важная тема, к которой я все время возвращалась, — растворение двойственного восприятия, уход от деления на «мы» и «они», «то» и «это», «плохой» и «хороший».Мой учитель Чогьям Трунгпа говорил об этом так: «Опирайся на острые углы».Я поняла, что все эти семь лет я просто пыталась усвоить сама и передать другим важные и дерзкие советы, которые Трунгпа Ринпоче давал своим ученикам.

Изучая свои записи, я все отчетливее понимала: мне предстоит еще долгий путь, прежде чем я в полной мере смогу оценить то, чему меня учили.Но я также видела, что, применяя советы Ринпоче на практике и пытаясь поделиться этим опытом с другими, я обрела устойчивое счастье и удовлетворенность, которых не знала раньше.Становилось смешно от осознания правдивости моих же слов: стоит только подружиться со своими демонами и принять свои слабости, как жизнь наполнится радостью и легкостью.

Примерно через полгода мой редактор Эмили Хилберн Селл спросила, нет ли у меня записей лекций, которые могли бы лечь в основу третьей книги.Я отправила ей коробки с теми записями, что у меня были.Она прочитала расшифровки и, исполнившись воодушевления, сказала в издательстве Shambhala Publications: «У нас будет еще одна книга».

Следующие полгода Эмили работала с материалом: отбирала, удаляла, правила.А я работала над каждой следующей главой в свое удовольствие.Я полностью погрузилась в эти лекции, делая перерыв лишь на то, чтобы посмотреть на океан или погулять по холмам.Однажды Ринпоче дал мне совет: «Расслабься и пиши».Годы спустя я наконец смогла им воспользоваться.

Эта книга — результат моего ничегонеделания в течение года и сотрудничества с Эмили.

Пусть эта книга вдохновит вас сделать первые шаги к обретению гармонии, и вы примите близко к сердцу эти учения о честности, доброте и храбрости.Если ваша жизнь хаотична и полна стрессов, вы найдете в этой книге много полезных советов.Если вы страдаете от утраты или испытываете беспокойство, то эти учения для вас.Главный их смысл в том, что нам всем нужно помнить о важности умения принимать все, что возникает, и превращать все, с чем мы сталкиваемся, в путь к просветлению.

Применяя эти наставления на практике, мы присоединяемся к длинной линии учителей и учеников, которые использовали дхарму, или учение Будды, для работы со взлетами и падениями в повседневной жизни.Мы, как до этого они, способны подружиться со своим эго и раскрыть в себе изначальную мудрость.

Я благодарю Видьядхару, достопочтенного Чогьяма Трунгпу Ринпоче за то, что он посвятил свою жизнь дхарме и с такой готовностью передавал ее суть западным людям.Пусть вдохновение, полученное мной, охватит и вас.Пусть мы, подобно ему, станем на путь бодхисаттвы и всегда будем помнить его слова: «Хаос — это очень хорошие новости».

монастырь Гампо, Плэзант Бей, Новая Шотландия, 1996

Близкое знакомство со страхом

Страх возникает как естественная реакция, когда мы приближаемся к истине.

Духовные поиски можно уподобить путешествию в утлой лодке через океан в надежде открыть неизведанные земли.Вместе с искренней практикой приходит вдохновение, но рано или поздно мы также сталкиваемся и со страхом.Ведь мы знаем только то, что, достигнув горизонта, окажемся на краю мира.Как и всех первооткрывателей, нас тянет узнать, что же ждет нас там, но мы не уверены, что нам хватит мужества встретиться с этим лицом к лицу.

Если нас заинтересовал буддизм и мы решили выяснить, что он может нам предложить, то вскоре мы узнаем, что существуют разные подходы к практике.Выбирая медитацию прозрения, мы начинаем с внимательности, с того, что полностью осознаем все свои действия и слова.В практике дзен мы получаем учения о пустотности и стараемся соединиться с открытой, безграничной ясностью ума.Учения ваджраяны знакомят нас с тем, как работать с энергиями любых ситуаций, воспринимая все, что возникает, как просветленную энергию.Можно использовать любой из этих подходов, но если мы хотим проникнуть глубже и практиковать без колебаний, то неизбежно в какой-то момент столкнемся со страхом.

Страх знаком каждому существу.Даже крошечное насекомое испытывает страх.Когда мы опускаем руки в воду рядом с мягкими, раскрытыми морскими анемонами, они закрываются.Это спонтанная реакция всех существ.Совершенно нормально, что мы испытываем страх, когда сталкиваемся с неизвестным.Страх — часть жизни, он свойственен всем существам.Такова наша реакция на возможность одиночества, смерти или отсутствия опоры в жизни.Страх возникает как естественная реакция, когда мы приближаемся к истине.

Если мы решимся быть здесь и сейчас, наша жизнь заиграет новыми красками.

Во время одного из длительных ретритов на меня снизошло озарение: мы не можем одновременно быть в настоящем и отвлекаться на свои мысли! Я знаю, это кажется очевидным, но, когда вы сами откроете это для себя, ваша жизнь изменится.Непостоянство проявляется особенно отчетливо в настоящем моменте.То же касается сострадания, изумления и мужества.И страха.На самом деле любой, кто стоит на краю неизведанного, полностью погруженный в настоящее и лишенный точки отсчета, переживает своего рода состояние невесомости.В этот момент наше понимание становится глубже, мы обнаруживаем, что пребывание в настоящем моменте — довольно уязвимое состояние и что оно может быть одновременно и пугающим, и мягким.

Когда мы отправляемся в духовное путешествие, мы тащим с собой багаж всевозможных представлений и ожиданий.Мы ищем ответы, желая утолить голод, который испытываем уже очень давно.Но последнее, чего нам хотелось бы, — знакомиться со своими внутренними демонами еще ближе.Конечно, люди пытаются нас предупредить.Помню, когда первый раз получила наставления по медитации, женщина, объяснявшая мне практику, сказала: «Пожалуйста, не думай, что медитация спасет тебя от раздражения».Но все предостережения мира не способны нас убедить.Они, скорее, толкают нас на путь.

Речь идет о том, чтобы узнать страх, познакомиться с ним поближе, посмотреть ему прямо в глаза.Мы делаем это не для того, чтобы решить свои проблемы, а чтобы научиться совершенно по-новому видеть, слышать, ощущать вкус и запах, мыслить.Но стоит нам начать, и мы все время будем вынуждены проявлять смирение.У нас не останется поводов для надменности, которая возникает, когда мы следуем каким-нибудь идеалам.Наша готовность сделать следующий шаг будет отсекать ее.Те открытия, которые мы сделаем благодаря практике, не имеют ничего общего с верой во что-либо.Скорее, они связаны с готовностью умирать, готовностью все время умирать.

И наставления по осознанности, и учения о пустотности или работе с энергиями говорят об одном: пребывание в настоящем моменте пригвождает нас к той точке во времени и пространстве, в которой мы находимся.Когда мы останавливаемся и не предпринимаем никаких действий, тогда мы встречаемся со своим сердцем.Как красноречиво сказал один из моих учеников: «Природа будды хитро маскируется под страх и пинком заставляет нас быть открытыми и восприимчивыми».

Однажды я была на лекции, на которой ведущий рассказывал о своем духовном опыте, приобретенном в 1960-х годах в Индии.Этот человек был полон решимости избавиться от своих негативных эмоций.Он боролся с гневом и похотью, с ленью и гордостью.Но больше всего ему хотелось избавиться от страха.Его учитель медитации все повторял этому человеку: «Перестань бороться», но для него эти слова были лишь очередным способом объяснения того, как преодолевать препятствия.

Там, где страшно.

Вся наша библиотека находится в свободном доступе:
пожалуйста, расскажите о нас в социальных сетях!

Пема Чодрон первая женщина Запада, принявшая монашество в буддизме, выдающаяся ученица великого тибетского мастера Чогьяма Трунгпа. «Там, где страшно» это беседы Чодрон с её учениками и послушниками монастыря Гампо (Нова Скотия, Канада). Цикл встреч «Там, где страшно» посвящён тому, что такое человеческие страхи и как они влияют на нашу жизнь, как находить точку опоры среди ежедневно возникающих проблем и неурядиц, как извлекать силы и мудрость из сложных, дискомфортных, даже критических жизненных ситуаций. Книга адресована широкому кругу читателей и, несмотря на насыщенность цитатами восточных мудрецов и ссылками на буддийские учения, вполне доступна и применима к жизни любого, даже далёкого от буддийских практик человека.

Пролог от Пемы Чодрон

Когда я читаю лекции, мною движет сочувствие, ибо надеюсь, что мы будем использовать это учение в повседневной жизни, благодаря чему освободим себя и других людей от страданий.

Во время лекции я побуждаю слушателей, быть непредубеждёнными и восприимчивыми. Для сравнения я привожу в пример, как ребёнок смотрит на мир без каких-либо идей и представлений. Как сказал мастер дзен Судзуки Роши: «Ум новичка открыт бесконечному числу возможностей, тогда как ум знатока лишь немногим из них».

В конце лекции я посвящаю то, чего мы добились, всему живому. Чтобы лучше понять смысл этого дружественного жеста, можно провести аналогию с каплей свежей ключевой воды: если поместить каплю на камень под палящими лучами солнца, она вскоре испарится; но если она попадёт в океан, она никогда не исчезнет. Поэтому и мы не должны оставлять учение только для себя, а использовать его на благо всех существ.

Такой подход к чтению лекций отражает три благородных принципа: быть добродетельным в начале, быть добродетельным в середине и быть добродетельным в конце. Эти принципы там, где страшно можно применять ко всему происходящему в нашей жизни. Начиная любое дело новый день, приём пищи, практику мы приступаем к нему с намерением быть открытыми, гибкими и добросердечными. Затем, в продолжение всего действия, проявляем любознательность. Как говорит мой учитель Чогьям Трунгпа Ринпоче: «Относись к жизни как к эксперименту».

Завершая начатое, независимо от того, преуспели мы или нет, мы думаем о других, обо всех, кто добился успеха или потерпел неудачу. И желаем, чтобы то, что мы узнали из своего опыта, послужило на благо всех живых существ.

Именно так я предлагаю вам читать эту книгу, рассказывающую о пути сострадательного воина. Пусть она принесёт пользу всем живым существам на трёх этапах пути. Пусть она поможет нам идти туда, где страшнее всего. И пусть она обогатит нашу жизнь и поможет умереть без сожаления.

Пема чодрон

Буддизм.Интервью Опры Уинфри с Пемой Чодрон

В современном духовном мире она имеет один из самых влиятельных голосов, писатель, чьи книги передаются из рук в руки, жизнь привела ее из подготовительной школы в Коннектикуте в монастырь на диком побережье Новой Шотландии.Пема Чодрон объясняет секрет избавления от тягостных переживаний, и как это ее призвание привело к двум ее детям — практики медитации, которая навсегда поможет удержать вас от чувства одиночества, и почему, наконец, «этот момент является идеальным учителем».
Словосочетание «буддийская монахиня», вероятно, не приходит на ум большинству из нас, когда созерцательное делание вносит изменения в нашу жизнь.Но в начале 1970-х годов Пема Чодрон, рожденная как Диэрдре Бломфилд-Браун, будучи матерью двоих детей, однажды обнаружила в себе проявление своего рода эмоциональной агонии, которая вызвалась резким перенапряжением.До этого момента ее жизнь была совершенно обычной: младшая из трех детей в католической семьи из Нью-Джерси, Пема училась в престижной школе мисс Портер в штате Коннектикут и Колледже Сары Лоуренс.
Она познакомилась и вышла замуж за молодого юриста и родила дочь Арлин, и сына Эдварда.Семья переехала в Калифорнию, где Пема получила степень магистра в области образования в Университете Калифорнии в Беркли и стала учителем начальной школы.Однако, через несколько лет ситуация начала меняться.Пема с мужем развелась, чуть позже она вновь вышла замуж за писателя, и пара переехала в Нью-Мексико, где Пема продолжала преподавать и воспитывать своих детей от первого брака.Однажды муж Пемы сказал ей, что у него роман, и он намерен расстаться с ней, и она погрузилась в сильнейшую депрессию.
Она изо всех сил пыталась найти способ освободиться от этого состояния, но обычные советы, похоже, не помогали.Случайно она наткнулась на журнал, который был открыт на статье Чогьяма Трунгпа, известного буддийского учителя медитации, он описал, как боль и страдание могут действительно приблизить нас к истине, вместо того, чтобы просто избегать их.Эти слова не только изменили отношение Пема к ее переживаниям, но направили ее на путь, который изменил всю ее жизнь, а также жизни многих других.

Несколько месяцев спустя, во время посещения суфийского лагеря во французских Альпах, Пема встретила тибетского ламу, или мастера, с которым она затем отправилась в Лондон учиться.В течение года она приняла буддийский обет провести остаток своей жизни в помощи другим, ищущим просветления и прекратить все их страдания.Чогьям Трунгпа был ее учителем, и в 1981 году, Пема стала первой американской женщиной, которая полностью приняла все монашеские обеты в тибетской традиции.Во время своего духовного обучения, она получила имя Пема Чодрон, что означает «Лотосовый Светоч Дхармы» (вольный перевод может быть «Лампа Истины»).
В 1984 году Пема стала настоятелем Гампо монастыря в Новой Шотландии — первый тибетский монастырь, основанный в Северной Америке для европейцев.
В настоящее время ей 71 год, она преподает в Соединенных Штатах и Канаде, дает интервью, подобный этому, а также Пема пишет книги включая «Начни тогда, когда все рухнет», «Практика мира в эпоху войны».Именно эти книги находятся на полке у моей постели, я читала их так много раз, и отмечала важные места так часто, что похоже почти каждое предложение выделено.Возможно, именно это послание Пемы находит такой сильный отклик в сердцах людей, независимо от их религии или духовного пути, это послание — универсально.Каждый из нас испытал душевную боль, и то, как мы взаимодействуем с этим чувством, говорит Пема, может создать основу для более радостной жизни, в самые безнадежные моменты.Это именно то, что она научилась делать.

Опра: Вы были обычной матерью двоих детей, а затем вы стали буддийской монахиней.Что вы прочитали в той статье, которая попалась вам на глаза?

Пема: Я заинтересовалась Буддизмом, именно с той позиции, с которой многих людей привлекает буддизм: тогда, кода все начинает разваливаться, и это то, что случилось со мной.Когда мой второй брак распался, он просто раздавил меня, но у меня, все же, оставалась небольшая толика здравомыслия, которая твердила, что существует нечто глубинное, которое кое-чему тебя может научить, поэтому я начала искать это.В первой строке статьи Чогьям Трунгпа «Работа с негативностью», я прочитала: «Все мы испытываем негативность — основа агрессивности относительно желаемых вещей, которые кажутся, но не являются таковыми».Далее сказано: «Посмотрите на позитивную сторону», и далее: «Останься со своим опытом».Вот как все начиналось.

Oпра: Это то, что вы посоветуете нам делать, когда все развалится, остаться с этим?

Пема: Да.Проблема в том, что у нас так мало терпимости к дискомфортным ощущениям.Я даже не говорю о неприятных внешних обстоятельствах, но это ощущается в животе — «Я не хочу, чтобы это происходило».Вы пытаетесь избавиться от этого любым путем, но если каким-то образом вы могли бы остаться в настоящем и соприкоснуться с болезненным опытом, именно это могло бы действительно чему-то вас научить.

Oпра: Когда вы говорите людям прикоснуться к болезненности и прочувствовать ее, то что они должны делать? Они уже чувствуют боль.

Пема: Иди в свое тело и свяжись с физическими ощущениями.Это всегда тяжело переживается; это, как правило, сжимание в горле или сердце, или солнечном сплетении.Оставайтесь в этом месте и скажите себе: «Миллионы людей во всем мире испытывают такой же дискомфорт, страх — я даже не могу представить все эти страдания — это чувство нежелания, чтобы все было именно так.Это моя связь с человечеством».Подключите идею, что этот момент является общим опытом во всем мире.

Oпра: Что произойдет, если вы выберите не оставаться в этом переживании?

Пема: Это оградит вас от вашего сострадания и сочувствия к другим.Это то, что порождает цепную реакцию, которая заставляет людей прибегать к самоуничтожению или быть бессердечным к боли других людей.Это источник сильнейшей боли и разрушений, которые мы видим в современном мире.

Oпра: Так что же вы делаете, чтобы оставаться в этом переживании?

Пема: Я думаю, что самый простой способ дышать очень глубоко и соединиться с этим чувством, и выпустить его на выдохе.Я называю это сострадательным постоянством.Это означает пребывание с самим собой, хотя, возможно всю свою жизнь, вы избегали этого.

Oпра: Для меня все это упирается лишь в пакетик чипсов.

Пема: Да, для многих людей, это еда.Но можно пройтись вниз по списку, все, от жевания чипсов до делания гораздо более разрушительных вещей.

Oпра: Я припомнила историю, которую вы рассказывали о Мастере Джарвисе Джеи, заключенного в камере смертников в тюрьме Сан-Квентин, и как он принял обет мира.[Во время буддийской церемонии, мастер поклялся: «С этого дня я не буду причинять вред другим людям, даже если это будет стоить мне жизни.»]

Пема: Я многому научилась у этого человека, с точки зрения того, как он использует слова на практике и как это приносит ему столько сочувствия к другим людям.

Oпра: Мне нравится идея создания обета о том, как вы хотите быть в соответствии с вашими истинным призванием или вашим путем.

Пема: Обет имеет большую силу, особенно если слова обета построены по-своему.Это также как говорить, например: «В это утро я вновь даю обет быть более внимательным к людям, даже если мне не нравится, что они говорят, и я начинаю напрягаться».

Oпра: Да.Или: «Я клянусь, что я не буду сплетничать или говорить недобрые слова по отношению к другой личности, чтобы попробовать свое эго, почувствовать себя достойно.

Пема: Совершенно верно.Это все то, что называется – эго.Я считаю, что позиция эго – это попытка понять все, а не плыть по течению.Это способ закрывает твое сердце и твой ум по отношению к человеку или ситуации, которая находится прямо перед вами, а вы так много упускаете.

Oпра: Как вы писали в «Когда все рухнет»: «…это тот самый момент, который является идеальным учителем».Одну вещь, которую я хотела у вас спросить относительно сложных ситуаций: «Что это здесь, может учить меня?»

Пема: Это очень мощный способ видения.Люди часто используют духовность как лекарство, когда они находятся в сложной ситуации, и начинают придумывать свои собственные способы выражения духовности, как вы только что сделали.Все религии указывают на то, что, находясь в настоящем теле, являющимся единственным местом, в котором вы можете просветлеть, а не тогда, когда уйдете.Поэтому вы должны найти свой собственный простой язык сказать это себе сейчас, вот, например прекрасный способ выразить это: Что это за момент, ситуация или человек пытается учить меня? Вот еще одно, которое мне нравиться: «Это уникальный момент.Может быть, я даже рад тому, что это больно, но я не хочу упустить его потому, что это никогда не повторится вновь.Так, что давайте пробовать, нюхать, испытывать его».

Oпра: Вы также писали в «Когда все рухнет», что каждый день дает нам возможность либо что-то открыть, либо закрыть, и это самая ценная предоставленная возможность, когда вы думаете, что не можете справиться с тем, что происходит.Так, если в этот момент, вы тренируете себя, чтобы открываться вместо закрывания .

Пема: Так происходит, когда вы достигаете реальной трансформации.

Oпра: Не кажется ли вам, что это трудно, правда? Я имею в виду, когда жизнь приперла вас к стене, и вы должны сказать: «Позвольте мне открыться и получить еще несколько ударов»?

Пема: Конечно, это трудно.Я посвятила свою жизнь, пытаясь найти способ высказаться так, чтобы это нашло отклик в людях.Это начинается с медитации — вы просто сидите сами с собой.Это способ быть полностью открытым к тому, что происходит в вашем уме, и вы осознаете, что ваш ум необуздан и безумен во всех проявлениях.Рецепт очень прост: постоянно возвращайтесь к своему дыханию.Когда вы говорите: «Это практически невозможно!», это не так, но я знаю, как это тяжело.Именно поэтому у меня есть стимул, чтобы найти способ передать, что вы можете иметь вкус к жизни, как она есть, а не жизнь, какой вы хотите ее видеть.

Oпра: Почему буддисты всегда кажутся такими спокойными? Я никогда не встречал буддистов, которые бы активно не искали покоя.Кажется, что есть что-то очень успокаивающее в .как бы вы это называете, философия, или образ жизни?

Пема: И тот и другой является полезными способами думать об этом.И если есть повод для спокойствия, я думаю, тогда вы приучите себя быть восприимчивым ко всему, что бы ни произошло, мелочи не имеют значения.

Опра: Что значит быть буддистом?

Пема: На мой взгляд, суть в том, чтобы верить, что природа вашего ума и сердца безгранично открыты, свободны от предрассудков и предвзятостей, и что вы можете открыть все свои чувства тому, что происходит без сужений и непреложной точки зрения, которая отрицает, что так может быть, и должно быть иначе.Это приводит к негативному восприятию человечества и ужасных людей.

Опра: Почему буддисты такие спокойные?

Пема: Может быть это и так.С другой стороны, вам не обязательно быть буддистом, чтобы это практиковать, вот это я точно знаю.Если вы взглянете на учениях всех мудрых людей на протяжении всей истории, то, что они практиковали — это способность влезть в чужие ботинки.Мартин Лютер Кинг сказал, что пока мы все не исцелимся, никто не исцелится.

Oпра: Это звучит как прекрасный стимул к жизни.Можете ли вы делать это все время? Или вы просто ходите окруженная сияющей любовью?

Пема: Ну, я бы не хотела делать здесь какие-либо ложные заявления — мои дети могут прочитать это и оторвать мне голову! Но это мое стремление и моя страсть.Я замечаю, когда я теряю мою точку зрения.Это момент истины: собираюсь ли я быть открытой или закрытой.Тогда я думаю: «Я должна сделать это для всех людей, которые находятся в куда более сложных ситуациях, чем моя».Если я не могу сделать это в моих роскошных условиях жизни, как я могу ожидать, чтобы кто-нибудь это сделал? Я чувствую, что у меня есть ответственность сделать это.И мне это нравится; это то, что сделало мою жизнь достойной и значимой.

Oпра: Ваши дети были подростками, когда вы решили стать буддийской монахиней.Как они восприняли эту новость?

Пема: Моему сыну Эдварду было 13 лет, а дочери Арлин -15 лет.Эдвард, которому сейчас за 40, говорит, что сразу принял это как данность, но с моей дочерью мне пришлось долго беседовать.Она воспринимала это отрицательно.Я все еще оставалась в ее жизни – это не выглядело, как будто, я навсегда ушла, но моя страсть и внимание были направлены в другую сторону от семьи.

Oпра: Когда вы стали посвященной в сан, ваша семья думала, что вы немного ку-ку?

Пема: Нет, я не думаю, что кто-то так думал.Это благословение! Так или иначе, постепенно, все в семье были горды тем, что я выбрала этот путь.Никто другой не последовал за мной, но они все были очень благожелательны.

Oпра: Вы очень хорошо известны в духовных кругах.Вы входите в комнату и люди говорят: «О, Пема Чодрон, я читал ваши книги, спасибо за вашу мудрость .» У вас когда-нибудь бывает плохой день, и вы расстроены людьми?

Пема: Вы хотите сказать, могу ли я себе позволить, потому что моя репутация под угрозой? Хорошо, насколько я ценю моего учителя, я ценю моих детей, мою семью, и старого друга, потому, что они не считают меня такой уж важной птицей.Мой сын, Опра, это было так замечательно, недавно, мой сын так сладко сказал: «Мама, скажи мне честно, что твой Буддизм должен сделать с тем фактом, что ты так тревожишься о вещах?», Я просто покатились со смеху.Я сказала: «Ничего не надо делать с моим Буддизмом вообще, кроме того, я не истязаю себя за это».Ваша семья и ваши старые друзья по-прежнему видят вас как человека, которым вы всегда были.Без них вы не могли бы подумать, что вы были очень горячей штучкой

Oпра: Что вы считаете основной жемчужиной мудрости в учении Будды?

Пема: О, боже мой! Из всех основных жемчужин мудрости .Могу ли я описать это в христианских терминах?

Oпра: Да, я пойму это.

Пема: Это будет что-то вроде: «Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой».Также, оставайся открытым к тому, что жизнь дарит вам, потому что это научит вас многому, если вы позволите.Это о сохранении беспристрастности сердца и ума.Многое из этого формируется на безусловной дружбе с самим собой, когда вы начинаете видеть обусловленность всех вещей.

Oпра: Когда вы спросили, можно ли это передать в христианских терминах, мне стало интересно, можно ли быть и христианкой и буддисткой одновременно?

Пема: Конечно, вы можете быть хорошим христианином, полностью вовлеченным в эти идеи и размышления.И существует официальная церемония, которую необходимо пройти, чтобы стать буддистом, и вам решать, каким будет ваш путь.Есть много людей, которые не хотят выбирать никакой путь, но они разделяют похожие идеи.

Oпра: Моя подруга Тина Тернер — тоже буддистка.Что означают речитативные повторения?

Пема: Мне стыдно признаться, что из всех школ буддизма, это тот аспект, который я почти не знаю, хотя я испытываю безмерное уважение к нему.И я считаю, что это связывает вас с просторами ума и сердца.Мой главный акцент базируется на основе медитации сохранения открытости к тому, что возникает, а также практика Тонглен, которая связывает ваши переживания с тем, что другие чувствуют, и эта боль и радость жизни соединит вас со всеми людьми.Это именно то, о чем говорила Элис Уокер.

Oпра: Она тоже такая спокойная, и великолепная.В книге «Ешь, молись, люби», Элизабет Гилберт описывает, как в период медитации, она испытала нирвану, она почувствовала, что была в ладони Бога.Вы когда-нибудь испытывали ничего подобное?

Пема: Да.Для меня это прояснение относительности всех факторов жизни, видеть вещи с гораздо более обширной и вневременной точки зрения.Это не означает, что относительные вещи не возникают в вашей жизни, но есть ощущение легкости в том, что все преходяще, но вечное сейчас всегда здесь, всегда существует, и всегда доступно для всех.В соответствии с буддийской верой, вы можете пойти дальше и дальше до бесконечности, так что вы увидите свою жизнь, как просто короткий промежуток времени.Как вы относитесь к этому моменту, и насколько вы открыты, похоже, что только эти два аспекта имеют значения.Одна из причин, почему я трачу так много времени на уединенные медитации, связанно с этим чувством постоянства.

Опра: Ничего себе.Поэтому, вы можете быть более взаимосвязаны с тем, что превосходит вас…

Пема: Это связь с тем, что выше, чем эго – ограниченное пространство, в котором вы становитесь эгоцентричным и это все о том «Как я выгляжу?»

Oпра: И «Что я должен?» и «Что я делаю?» и «Что другие люди думают, что я делаю? Я — отдельно от всех остальных, и я отделено от того, что я думаю, мне не хватает, и я отделено от Бога».

Пема: Совершенно верно.Это сильное чувство разделения, даже если вы реально не осознаете этого.Допустим, вы разговариваете с кем-то, и вы заинтересованы в том, что они говорят — и ты тут.Но когда эту мысль пресекает ваш ум: «Сказал ли я только что глупость?» — и ты уже не там больше.

Oпра: Это отвлекает от дискуссии.

Пема: И это отвлекает вас от удивительной способности быть полностью открытыми и любящими.

Oпра: Чем больше вы будете медитировать .

Пема: …тем больше у вас будет легкости в понимании того, что происходит в вашей жизни.Но это не о том, чтобы становиться равнодушным к жизненному опыту, медитация действительно позволяет вам быть более естественным по отношению к тому, что происходит, потому, что вы испытываете это во вневременном пространстве.Вы полностью вовлечены, но видите это с другой точки зрения.Один из способов подумать об этом – это момент смерти, но какое это тогда будет иметь значение?

Oпра: Итак, когда вы медитируете и чувствуете единство и любовь, которые связывают нас всех, это делает другие вещи менее значимыми.Но попытка почувствовать, что мы все связаны, может быть затруднена, учитывая, сколько разногласий в нашем мире происходит от людей, которые полагают, что они правы, а не другой человек или группа.

Пема: Иногда духовные идеи людей становятся догматичными, и они их используют против тех, кто не разделяет их убеждений, по сути, они становятся фундаменталистами.Это очень опасно — перст праведным негодованием указывает на человека, который признается плохим или неверным.Вы получаете достаточно ошибочной уверенности от этого, и лежащую в основе черствость, она есть в каждом из нас, и проявляется в негативном мнении, относительно других людей.Но когда вы знаете себя на самом глубинном уровне, вы знаете и других людей.Потому очень трудно осуждать их, поскольку их умы заражены или чрезмерно эмоциональны, и это то, что вы можете видеть в себе.

Oпра: Это возвращает нас к идее попытки управление эго, так чтобы ваша жизнь не была контролируема им.Так много боли и страданий мы испытываем, потому что мы не можем держать в узде эго.

Пема: Если вы всегда стараемся, чтобы вещи работали так, чтобы они приносили удовольствие, а не боль, то вы застреваете в этом круговороте, который обречен на провал.Это убеждение является одной из основных причин страдания.Вы ошибочно думаете: «Хорошо, у других людей есть похожие переживания, и если бы я мог достаточно бороться, я мог бы избежать всех дурных чувств».И Будда сказал: нет, это миф, думать, что вы можете выстроить все части так, что все само собой сложиться.Вот это я имею в виду: быть открытым и восприимчивым к ситуации, вместо того, чтобы контролировать все.Будда учил, что мы на самом деле ничем не управляем, что является довольно страшной мыслью.Но если вы позволите вещам быть, как они есть, вы будете гораздо счастливее, более гармоничным, сострадательным человеком.

Oпра: Это возвращает нас в настоящий момент, без сопротивления или попытки изменить его.

Пема: Совершенно верно.»Пребывание в настоящем» стала такой фразой, действительно, очень глубинной.

Oпра: Мне понравилось, как Экхарт Толле обыграл этот момент в своей книге «Власть сейчас».Он сказал, что все напряжение и боль в мире о невозможности быть в настоящем времени, потому что это не позволяет этому моменту быть здесь и сейчас, даже если это момент отчаяния, желаем, чтобы было что-то другое, это и является причиной боли и страдания.

Пема: Это является основным учением Будды.Не только это, но и боль, которую вы носите, отвлекает вас от понимания других людей.Можно сказать, что это медитация о восприимчивости, а не о сопротивлении.Это требует подготовки, но если вы достаточно страдали, вам будет легче это сделать.

Oпра: В конце концов, это понимание того, что вы в себе содержите, в «Когда все рухнет» — все мы настолько заботимся достичь цели, но путь сам по себе является целью.

Пема: Путешествие — это все, что есть на самом деле.Будущее никогда не наступит, потому что это всегда настоящий момент.

Oпра: А когда вы знаете это, вы оказываетесь в мире без сильных стрессов.Что бы вы предложили для тех из нас, которые не обязательно хотят стать буддистами, но кто хочет продолжать самосовершенствоваться, как нам быть? Медитация?

Пема: Да.И замечать, когда вы в ловушке – это значит, вас что-то зацепило.Вы начинаете ломать эту ловушку и готовы вырваться и ослабить пребывание в настоящем.

Oпра: Что вы делаете, когда это происходит?

Пема: Концентрируюсь на этом, затем пауза, от трех до пяти глубоких вдохов.Просто делаю это как замену.Затем вы можете сделать что-то другое.

Oпра: Это здорово, то, что вы сказали совершенно верно — когда вы понимаете все это, что раздражает или цепляет вас, и при помощи глубоких вдохов, вы изменяете частоту колебаний и позволяете произойти чему-то позитивному.

Пема: Да.Когда вы практикуете, осуществляете осознанное дыхание, вы начинаете понимать, если вы постоянно говорите себе, что вы сами являетесь источником этого переживания.Чувство приходят менее интенсивные; вы применяете снова этот метод с тем же результатом.

Oпра: Но если остановиться и дышать, вы открываете дверь, чтобы привнести что-то новое.

Пема: Да.И вы открываете для себя бесконечные возможности.

Рейтинг автора
Автор статьи
Валентин Пырьев
Написано статей
1036
Ссылка на основную публикацию