Правда и ложь

Тема статьи: Правда и ложь - разбираемся в вопросе, тренды 2019 года.

Правда и ложь

1.Можно ли легко относиться ко лжи?

В наше время растет число людей, которые, попав в затруднительное положение, без особого стеснения прибегают к маленькой и большой лжи.Причем эта «ложь от смущения» используется не только в действительно сложных ситуациях, а по малейшим поводам, когда, сказав неправду, можно избежать каких-то обременительных мелочей или неприятного выяснения отношений.

Мы все, конечно, горой за правду, но лишь до тех пор, пока правду можно говорить без неприятных последствий.Мы все за правдивость, когда хотим кому-то «сказать всю правду в глаза».Но как только выясняется, что прямота высказываний может привести к тяжелым и болезненным конфликтам, большинству людей ложь начинает казаться столь же естественной и уместной, как незадолго до этого правдивость.Очень многим не хватает веры в единственно спасительную и целебную силу правды, как она звучит в словах Ифигении: «Горе, горе лжи – она не делает нас свободными, как всякое правдиво сказанное слово!»

Такое пренебрежение долгом всякого человека говорить правду тесно связано с духом времени.Там, где человек забывает о своем духовном предназначении, где спасение души становится пустыми словами, там, конечно же, ощутимые преимущества лжи обретают власть над душой, высмеивая твердость и последовательность характера.

С точки зрения абсолютной мирской целесообразности строгая правдивость является глупостью, пощечиной здравому смыслу, противной современной гуманности, противоречащей всевластному стремлению к комфорту и легкой жизни.Короче, она представляется чем-то вроде мрачной и утрированной строгости, уже не вписывающейся в наше время, то есть в эпоху мягких сидений, водоотталкивающих плащей и международных спальных вагонов.

Ниже мы хотим, вступив в противоречие с духом времени, привести ряд доводов в пользу необходимости абсолютной правдивости.

Почему во все времена люди с недюжинным характером испытывали глубокое отвращение ко лжи? Почему знаменитый греческий философ Аристид не мог солгать даже в шутку? Любовь к безоговорочной правдивости берет свое начало в глубинном инстинкте самосохранения характера.Суть характера заключается в согласии человека с самим собой, в цельности стиля, пронизывающего все его жизненные проявления.Когда наши слова, наша мимика и жесты не гармонируют с нашей личностью, когда мы произносим слова, противоречащие нашему сокровенному бытию и знанию, это единство тут же начинает разрушаться, что влечет за собой всякое иное разрушение.Потому и сказано в «Гамлете»: «Всего превыше: верен будь себе.Тогда, как утро следует за ночью, Не будешь вероломным ты ни с кем».Эти слова доводят до нашего сознания, почему лживое высказывание приводит к нарушению всей душевной жизни: кто лжет, тот попытается солгать себе самому, чтобы лучше лгать другим.Вскоре он станет неосознанно отчуждаться от своей доброй совести и лучшего разумения, а это, в свою очередь, расколет надвое все его существо и разорвет глубокую связь всех его жизненных проявлений со стержнем характера.Известный факт, что ложь очень скоро приводит к самообману и что от него до патологического вранья всего один шаг, с достаточной ясностью подтверждает разрушительное воздействие лжи на внутренний мир и душу человека.

Правдивость самым тесным образом связана с сутью, существом характера еще в одном отношении.Ведь ложь в большинстве случаев проистекает из человекобоязни, а потому совращает нас к слабоволию и трусости, в то время как полное признание того, что мы делаем и чего не делаем, твердость воли во всех неприятностях – лучшая школа становления сильной личности.

Эту истину наглядно иллюстрирует Данте в своем описании ада: там он узнавал всех кающихся, но не узнавал лжецов; у лжецов вообще нет лица, ложь убила их как личность, они вообще ничто, лишь отражения удобных случаев, приспособления к обстоятельствам – короче, трусливого бегства от всех реальных фактов.

Поэтому так важно упражнять волю в правдивости, ведь тем самым мы наилучшим образом подготавливаем себя к истинной храбрости во всех жизненных ситуациях.В этом смысле как раз борьба с мелкой ложью в затруднительной ситуации – истинная высшая школа укрепления характера.

Великие о правде и лжи

Правда и ложь — ещё два интересных диаметрально противоположных полюса человеческих отношений, вопросов и споров, которые зарождались ещё века назад и длятся столетия.Истина рядом.

Высказывания великих людей о правде и лжи, которые иной раз превращаются в афоризмы и крылатые фразы и мы уже точно не помним кто автор этих выражений.

Афоризмы про правду и ложь

Ложь — удел рабов, свободные люди должны говорить правду.(Ш.Монтень)

Обожаю слушать ложь, когда знаю правду.(А.Челентано)

Говорите правду — и вы будете оригинальны.(А.В.Вампилов)

Тысячи путей ведут к заблуждению, к истине — только один.(Жан Жак Руссо)

Существует три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика.(Марк Твен)

Даже если ты прав, то это вовсе не значит, что тебе будут верить.За правду надо бороться.(Сергей Бодров)

Самая обычная и распространенная причина лжи есть желание обмануть не людей, а самих себя.(Л.Н.Толстой)

Мы — поколение сильнейших и умнейших людей, которые когда-либо жили.С потенциалом, который растрачивается впустую.Целое поколение работников бензоколонок, официантов — рабов в белых воротничках.Реклама заставляет нас покупать тачки и тряпки.Мы вкалываем на ненавистных работах, чтобы купить ненужное нам дерьмо.Мы — пасынки истории.Ни цели, ни места.На нашу долю не выпало ни великой войны, ни великой депрессии.Наша великая война — духовная.Наша великая депрессия — наше существование.Нам внушали по телевизору, что однажды мы станем миллионерами, кино — и рок-звездами, но нам это не светит.Постепенно до нас это доходит и бесит, страшно бесит.(Курт Кобейн)

Источник нашей веры и надежды — правда.(Анри Барбюс)

Если вы исключите невозможное, то, что останется, и будет правдой, сколь бы невероятным оно ни казалось.(Артур Конан Дойль)

Только то хорошо, что честно.(Марк Туллий Цицерон)

.настоящая правда всегда неправдоподобна.Чтобы сделать правду правдоподобнее, нужно непременно подмешать к ней лжи.Люди всегда так и поступали.(Ф.М.Достоевский)

Ложь обойдет полсвета прежде, чем правда успеет надеть башмаки.(Английская пословица)

Не следует обижаться на людей, утаивших от нас правду: мы и сами постоянно ее утаиваем от себя.(Франсуа де Ларошфуко)

Прошу простить меня за правоту.(Уильям Шекспир)

Говорить правду — это не столько дело воли, сколько привычки.(Марк Аврелий)

Правда жизни в том, что нелегко в жизни тому, кто говорит всегда правду.(Аврелий Марков)

Если истина многогранна, то ложь многоголоса.(Уинстон Черчилль)

Часто бывает, что человек, который ни разу в жизни не соврал, берется судить о том, что правда, а что ложь.(Марк Твен)

Легче найти ошибку, чем истину.(Иоганн Вольфганг Гёте)

Кто промолчит, зная правду, подобен лжесвидетелю.(Конфуций (Кун-Цзы))

Скажите людям правду, и страна будет в безопасности.(Авраам Линкольн)

Со временем всякая правда обнаруживается.(Менандр)

Для того, чтобы выучиться говорить правду людям, надо научиться говорить ее самому себе.(Лев Николаевич Толстой)

В общем-то сказать можно все.Надо лишь правильно выбрать время, иначе правда станет хуже лжи.(Сергей Лукьяненко)

Там, где одни видели абстракцию, другие видели истину.(Альбер Камю)

Правда редко бывает чистой, а уж тем более святой.(Оскар Уайльд)

Слух — черный ход для правды и парадный для лжи.Правду мы часто видим, но редко слышим — в чистом виде почти никогда, особенно когда она идет издалека: в ней тогда есть примесь пристрастий, через которые она прошла.(Бальтасар Грасиан-и-Моралес)

Если говорить людям одну только правду, рано или поздно вас в этом уличат.(Оскар Уайльд)

Правда подобна солнцу.От неё можно закрыться на какое-то время, но от этого она никуда не исчезнет.(Элвис Пресли)

Чистая совесть — превосходное снотворное.(Артур Конан Дойль)

Только правда оскорбительна.(Наполеон Бонапарт)

Правда и ложь

Где правда, а где ложь, невооруженным глазом видно только в детских сказках и нравоучительной литературе.В жизни даже технические приспособления вроде детектора лжи помогают слабо.

Даже если вам удастся изловить лжеца и опутать его датчиками.

Прибор будет регистрировать только физиологическую реакцию: изменение пульса и частоты дыхания, которые могут быть доказательством лжи, а могут – следствием слишком эмоционального отношения к предмету обсуждения.А что уж говорить о реальной жизни, где правда с ложью переплетена еще теснее.

Комментарий специалиста
Часто бывает, что человек, который ни разу в жизни не соврал, берется судить о том, что правда, а что ложь.

Марк ТвенВранье во всех его видах
Если смотреть на вопросы неправды с теоретической колокольни (то есть, с точки зрения формальной логики), то дело обстоит проще некуда.Любые утверждения могут быть либо истинными, либо ложными, а третьего не дано.Но стоит только, вооружившись теорией, перейти к практике, как начинаются препятствия.

Можно не произнеся ни слова лжи, солгать поступком; можно быть не в курсе изменившейся информации, и т.д.Недаром правде и истине противостоит целое море антонимов: вранье, клевета, притворство, фальсификация, искажение, неискренность, навет, фантазия, выдумка, жульничество.

С обманом все более ли менее понятно: это намеренная дезинформация.Ее можно осуществить как вербально, так и действием.Но эффективнее всего одно подкрепить другим.Почему Иванова не было на совещании? И тут появляется розовощекий Иванов с рукой, замотанной бинтом до самой шеи.Оказывается, собака покусала беднягу Иванова.Была ли та собака, не было – никто не узнает.То есть с точки зрения формальной логики, забинтованный Иванов намеренно заменил информацию о несуществующей собаке на информацию о собаке существующей и кусачей.С бытовой точки зрения такой способ подтасовки фактов называется выдумкой.То есть, у Иванова еще есть шанс, допустим, стать неплохим писателем или актером.

Иначе обстоит дело с неправдой – то есть, передачей недостоверной информацией.«Бедняга Иванов, его покусали бешеные собаки!», – воскликнет сотрудница забинтованного симулянта.И получится чистой воды неправда: не было никакой собаки, тем более бешеной.Именно таков механизм распространения всевозможных слухов и уток в СМИ.

Один из самых верных способов скрыть нежелательную информацию и при этом не оказаться пойманным за руку – это полуправда.Вот если бы многострадального Иванова из нашего примера действительно покусала собака, а он захотел бы это скрыть, допустим, от своей мамы, то ему было бы достаточно в телефонном разговоре достаточно только упомянуть о собаке и сразу перевести беседу на что-то другое.

А вот когда слова не совпадают с деяниями, получается неискренность.В общем, выходит, что личины лжи одна другой неприятнее.

Что случится, когда исчезнет ложь?
В обществе

Ни для кого не открытие, что для мирного сосуществования с согражданами, полностью искренними быть невозможно.То есть, конечно, теоретически можно, но последствия скорее всего окажутся малоприятными: нормы любого общества предполагают ношение определенной социальной маски.

Пример, человека, попробовавшего быть искренним со всеми в течение одного дня, известен нам из школьной программы: это Чацкий, рубивший правду-матку направо и налево и в результате угодивший в сумасшедшие в глазах общественного мнения.

Впрочем, Чацкий не первый и, наверное, не последний.В истории есть несколько примеров обществ, которые, стремясь к безоговорочной искренности, умудрялись даже вводить наказания за бытовую ложь.И, что характерно, долго такие общества не существовали.

По большому счету, вся художественная литература (а вместе с ней – театр и кино) – чистой воды вранье.Причем чем более отточенное и правдоподобное, тем более волнующее.«Чем грандиознее ложь, тем легче ей поверить», – говорил один художник-недоучка, ставший впоследствии идеологом нацизма.

Ну хорошо, пускай не ложь, а выдумка.Наиболее впечатляющая выдумка называется «классикой» и читается людьми на протяжении нескольких столетий.О природе этого явления написаны целые библиотеки.Самая распространенная точка зрения на искусство состоит в том, что выдуманные истории позволяют нам сопереживать, канализируют наши эмоции, расширяют кругозор и сообщают о том, какие действия могут вызвать какие последствия.

А Аристотель – тот вообще считал, что любое искусство – это подражание природе.То есть вранье или нет – неважно для того, кто хочет уподобиться творцу.

Ложь во спасение часто применяется при постановке диагноза.Понятно, что это применяется в основном в работе со слабыми, мнительными пациентами.В XIX веке врачи нередко использовали другой метод: вместо бытового названия болезни сообщали пациенту ее латинское наименование: «У вас не чахотка, милочка, а всего-навсего Tuberculosis».И, наконец, знаменитый эффект плацебо, по сути, тоже – абсолютное вранье.

Политический опыт свидетельствует о том, что все попытки искоренить ложь в целом или хотя бы демагогию как прием политической борьбы оканчиваются ограничением свободы слова.И вообще могут привести к диктатуре.То есть, появляется институт, который контролирует не только правду и ложь, но и вообще все потоки информации.Действительно, удобнее контролировать все сразу, чем избирательно.

В чем сила, брат? Сила в правде!
Тем не менее, не все могут смириться с тем, что ложь является органичной частью нашей.Например, представители гуманистического направления психологии считают, что на ложь (самим себе и другим), поддержание неверного о себе мнения, «нужные» эмоции люди тратят исключительно много времени.Которое с куда большим успехом мог бы потратить на самореализацию.

Ведь ложь – это не только то, что мы говорим, фактически она руководит нашими поступками: от дружбы с «нужными», но неинтересными людьми до неверно выбранного жизненного пути.

Маску, которую предлагает носить современное общество, гуманистические психологи под предводительством Абрахама Маслоу предлагают заменить на самоактулизацию.В их понимании самоактуализация – это момент высших переживаний, наиболее полного раскрытия себя и собственных способностей.Не поверить в то, что самоактуализировавшийся человек – счастливый человек, читая Маслоу, практически не возможно.И главное – такому человеку действительно уже не надо использовать обман ни в каком виде.Но вот только как достичь самоактуализации, не слишком ясно.

В любом случае первый шаг по освобождению от накопившегося вранья состоит в том, чтобы перестать врать самому себе.И только после этого можно переключаться на окружающих.

Правда и ложь

Если вы видите эту страницу, значит с вашего IP-адреса поступило необычно много запросов.Система защиты от роботов решила, что c данного IP запросы отправляются автоматически, и ограничила доступ.

Чтобы продолжить, пожалуйста, введите символы СЃ картинки РІ поле РІРІРѕРґР° Рё нажмите «РћС‚править».

Если у вас возникли проблемы или вы хотите задать вопрос нашей службе поддержки, пожалуйста, воспользуйтесь формой обратной связи.

ЛОЖЬ И ПРАВДА: ДВА ЛИКА ИСТИНЫ?

Правда такова: все лгут.Даже тот, кто утверждает, что никогда не лжет, на самом деле говорит неправду.По результатам опроса, проведенного в уходящем году в 19 странах международной компанией GfK Custom Research, «люди стали обманывать друг друга гораздо чаще, чем десять лет назад, причем во всех сферах жизни», отмечает газета РБК daily.По мнению респондентов, в России за годы, минувшие со времени дефолта, чаще стали мошен ничать в коммерческих операциях (44 процента ответивших согласны с этим) и при уплате налогов (39 процентов), в школах и вузах (37 процентов) и спортивных соревнованиях (32 процента).Среди обманутых все чаще оказываются любимые люди (25 процентов) и коллеги (24 процента).

«Что полжешь, то и поживешь», «Неправда светом началась, светом и кончится», «Умная ложь лучше глупой правды», «Не солгать, так и правды не сказать», «Живут люди неправдой — не ухвалятся», «Что слово, то и ложь».

И рядом — другие прописные истины: ведь вековая мудрость тоже рождается в спорах.»Какова резва ни будь ложь, а от правды не уйдет», «Неправда выйдет наружу», «Раз солгал, а век веры не имут», «Как ни хитри, а правды не перехитришь», «Правда есть, так правда и будет», «Все минется, одна правда
останется».

Но две чаши весов не долго остаются в равновесии.Библейские заповеди и сентенции философов, призывы проповедников и рассуждения моралистов — все ложится на вторую чашу весов, все взывает к правде и клеймит лживую очевидность недобрых сердец, как тяжкий грех.

Однако психологи, социологи и биологи, изучающие природу человека всеми новейшими методами, единогласно реабилитируют и такую сторону нашего естества, как инстинктивную привычку ко лжи.Любой из нас склонен утаивать правду, привирать, мухлевать, пускать пыль в глаза или плести словеса сладкой лжи ради.

Без неправды жизнь не клеится, на лжи мир стоит.В нашей жизни правда и кривда чередуются, как день и ночь.Обман так же естественно сшивает вереницу событий, упорядочивая их сумбур, как и присущая нам изначально искренность.

Со сказанным можно спорить, обвинять ученых в моральной неразборчивости, в этическом безразличии, в потакании низменным человеческим чувствам.Но ведь ученый — всего лишь зеркало, отражающее дорогу, а не табличка в придорожной пыли: «Только этот путь ведет в храм!»

Конечно, в нашем конкретном случае — Россия, год 2008, — можно много рассуждать о «росте мошен ничества во всех сферах жизни», о «неправильно построенной экономике», о всепоглощающей коррупции и бедности.Но попробуем остановиться там, где экономика еще не начиналась и, посматривая друг другу в глаза, поищем ответы на вопросы: «Почему люди так охотно обманывают других? Почему нам так трудно уличать обманщиков?»

В стенах Массачусетсского технологического института был проведен любопытный опыт, в котором участвовал 121 доброволец.Их просили пару минут поговорить с незнакомым им человеком и произвести на него самое лучшее впечатление.Все — и студенты, и студентки — справились с заданием.Они показались своим визави людьми милыми и толковыми.Вот только за счет чего это было достигнуто? Как создаются репутации?

Ответ оказался прост.Бесстыдной ложью! Вторая часть эксперимента заключалась в «работе над успехами».Каждый студент в тишине и покое просматривал видеозапись и пунктуально — как на духу — отмечал, сколько раз он приврал, прихвастнул, подпустил пыли в глаза, убеждая незнакомца в своем высшем предназначении.И если отвечавшие на этот раз были честны перед собой, то 60 процентов из них — вольно или невольно — хитрили, стараясь завоевать внимание собеседника.Лгали ему.Некоторые даже успевали за пару отведенных им минут соврать несколько раз.

Одни, поддакивая репликам имярека, тепло отзывались о человеке, которого якобы знали и о котором, «по-моему, не слышали никогда вообще».Другие утаивали свои слабости, пытаясь представить себя лучше, чем есть на самом деле.А один не моргнув глазом сообщил, что он — «звезда местной рок-группы».Юноши, как и подобает мужчинам, стремились ложью приукрасить себя.Мужчины ведь неизменно склонны выставлять себя в лучшем свете, нежели они есть.Ложь женщин чаще похожа на лесть: они пытаются убедить своего собеседника в том, что он — самый лучший.

В другом таком же опыте, длившемся уже десять минут, некоторым его участникам перед началом беседы сообщили, что они больше никогда не увидят этого человека.Теперь процент говоривших неправду достиг 78.В то же время был отмечен и такой факт: если студентки знали, что снова увидятся с незнакомцем, они чаще врали ему.

Что говорит нам подобная серия испытаний на честность? Конечно, о том, что «грешен наш мир, грешен».Ложь — и без всяких опросов ясно — широко распространена, она встречается на каждом шагу.Лгут политики и коммерсанты, журналисты и врачи, родители и дети.В то же время из этих и других наблюдений явствует, что ложь имеет определенное социальное назначение, играет свою роль в обществе.Особенно тонко это чувствуют женщины.Недаром они чаще обманывали первых встречных, если думали, что еще увидят их.Выходит, в основу длительных отношений надо, как жертву, закладывать ложь? Она скрепляет связи между людьми? Когда же мы начинаем лгать себе и другим?

Психологи отмечают, что дети лишь в четыре-семь лет пробуют придумывать всякие небылицы — лгать сверстникам и взрослым.Поначалу эта ложь выглядит довольно нелепо.Малыш, весь перепачканный в шоколаде, отвечает на мамин вопрос: «Ты шоколадку съел?» — «Нет!» И все же это первое безоглядное вранье является важной приметой… умственного развития ребенка.Он понял, что можно смотреть на происходящее другими глазами, догадался, что люди думают не всегда так, как он.

Вот нехитрый опыт, который можно поставить с детьми, — так сказать, «занимательная психология».Попробуйте им рассказать такую историю.»У Саши была шоколадка, он ее спрятал в коробку и ушел погулять.Его сестра Маша подсмотрела, где шоколадка лежит, и перепрятала ее — сунула к себе в сумочку, а затем тоже ушла из дома.Теперь Саша вернулся.Где он примется искать шоколад?»

Малыши до четырех лет уверенно отвечают: «В сумке!» Они еще не понимают, что факты, известные им, неведомы самому Саше.Его в комнате не было, он не видел, как лакомая плитка перекочевывала из коробки куда-то.Чтобы догадаться об этом, надо представить себе действия участников всей этой истории, надо рассудить, что они знают, а что не знают.На это способны лишь дети постарше.Именно они безошибочно ответят на тот же вопрос: «У себя в коробке!» Ведь «Саша» из этой истории — это «другой», он не слышал то, что сейчас рассказали про хитрости Маши.Как только малыш поймет это, значит, у него стало развиваться абстрактное мышлени е.И еще одно наблюдение психологов: примерно через полгода ребенок сам начнет врать.Теперь, уяснив уже, что его сверстники или кто-то из взрослых не знают всего, что происходит с ним самим, он активно
пользуется этим и врет — ради какой-то выгоды, в шутку, ради простого интереса.

Очевидно, ложь требует куда больших умственных усилий, чем правда.Прикрашивать последнюю — значит развивать свой интеллект.Говорить правду — бесстрастно фиксировать действительность, как это делает фотоаппарат.Некоторые психологи полагают, что появление лжи во многом повлияло на эволюцию коры головного мозга.Тот, кто не лжет или хотя бы не воображает такую возможность, тот заставляет свой мозг работать вполсилы, «на холостых оборотах».

Биологи полагают, что способность обманывать других коренится в очень далеком прошлом.Естественный отбор благоволил хитрецам, способным не моргнув обмануть и съесть.Так что, ложь помогала сохранить свой набор генов и искоренить из проекта «Эволюция» чужой.Впору назвать ложь «движителем эволюции».

В самом деле, простейшие живые существа практически не способны кого-либо обманывать.Зато птицы и млекопитающие открыто хитрят.Это помогает им побеждать естественных конкурентов в борьбе за пищу, территорию, ранг в стае — или за любовь.К примеру, самцы ласточек пугают самок тревожными вскриками, когда рядом покажется их соперник, хотя никакой настоящей опасности нет.Ложные сигналы о приближении врага порой подают и сурки, загоняя сородичей в норки, когда заметят, что рядом есть чем полакомиться.

Наши ближайшие родственники, обезьяны, вполне ясно понимают, что лгать бывает полезно.Вот сценка из жизни шимпанзе.Какой-нибудь хитрец из стаи тайком от остальных припрятывает бананы — водит сородичей буквально за нос.Лакомится фруктами, когда никто не видит.Но вот находится другая обезьяна, которая начинает подозревать обманщика.Она прячется где-нибудь в кустах и наблюдает за тем, как плут, боязливо озираясь, подходит к тайнику и достает оттуда банан.Все! Мошенник переигран.Его самого сейчас обманут, как только он покинет сцену, на которой исполнил свою роль, — проиграл клад.

Но это все мелочи по сравнению с хитростью и двуличием людей.У многих наших соплеменников — авантюристов и брачных аферистов, строителей финансовых пирамид и воров — вся стратегия выживания основана исключительно на лжи.Они готовы лгать так же естественно, как мы, другие, дышим, лгать, теряя подчас всякое представление о том, где они честны, а где врут.Но в принципе и любой нормальный человек каждый день говорит неправду — по разным подсчетам, в зависимости от того, что называть ложью, совершает этот грех от 1,8 до 200 раз в день.

Говорит! С появлением речи искусство обманывать воспаряет на невиданную прежде высоту.В конце концов, наш язык — настоящее орудие лжи.Слова просто идеально приспособлены для того, чтобы вуалировать действительность, талантливо называть черное белым и наоборот.Искусно ловча ими, можно представлять все происходящее в выгодном для себя свете.Лингвистические ухищрения давно стали не только жизненной нормой, но и фундаментом всей мировой политики, в чем легко убедиться хотя бы на примере отдельно взятой России.Для любого события, любого явления найдется пара подходящих названий-антонимов.Какие-нибудь «террорист» и «борец за свободу» всякий раз оказываются двумя ликами одной и той же истины, «победа» в скоротечной войне легко ассоциируется с «поражением», да и кто должен их отличать? Истина наверняка лежит где-то посредине, и вероятность уличить обманщиков тоже будет «пятьдесят на пятьдесят».Все-таки искусный выбор слов многое решает, и даже наглая ложь часто выглядит неуязвимой.

Когда-то Блаженный Августин категорично отказывал людям в праве на ложь.»В современной философии, — отмечает немецкий психолог Хельмут Лукеш, — например, позволено лгать, если этим можно спасти человеческую жизнь.Или лгать по соображениям секретности.Некоторые философы даже принципиально сомневаются в том, что у людей может быть право на правду».Они говорят, что мы живем «в эпоху, когда само понятие правды устарело».

Так, исследование, проведенное в США, показало, что две трети событий, так или иначе интерпретируются… путем подмешивания в них лжи или утаивания какой-то информации, то есть опять же их образ искажается ложью.Каждый третий менеджер вносит заведомо неверную информацию в подготавливаемые им документы.Другое исследование, проведенное среди студентов, показало, что мы лжем в зависимости от того, с кем говорим.Чаще всего студенты врали своим матерям — в каждом втором разговоре с ними.

Причин обмана множество — и не в одной экономике дело! На первый план выходят самые банальные.Больше всего мы лжем, стараясь скрыть собственные промахи и тем самым избежать ненужных ссор с близкими и конфликтов с коллегами.Мы сами все понимаем, что наделали, и не хотим, чтобы лишний раз нам об этом напоминали.Сорок один процент лжи уходит на это «заглаживание вины».В 14 процентах случаев мы скрываем от ближних наши привычки и поступки, которые им не понравятся: все так же курим тайком от матерей и пропускаем рюмочку поутру незаметно от жен.В восьми процентах случаев мы плутуем, приукрашивая себя, и надеемся, что такими нас точно полюбят.Еще в шести процентах случаев привираем, чтобы оправдать нашу лень.

Как видите, в большинстве случаев ложь не так уж преступна.Мы охотно подтасовываем факты, задним числом придумываем причины поступков, разбавляем пресную воду яви чарующим вином фантазии.Создать свой «рекламный» образ гораздо легче, чем переделать себя, свой характер, стать таким, как мы хотим.На это уйдут годы, а казаться хорошим можно уже сейчас! Ложь исцеляет наши души, помогает видеть собственную жизнь в розовом свете.

«Умение человека обманывать себя — одна из самых блистательных программ поведения, когда-либо появлявшихся в природе», — полагает американский философ Дэвид Нюберг.Человек придумывает сам себя, и сам же становится главным положительным героем фильма о своей жизни, режиссируемого им всю эту жизнь.По ходу фильма он примеряет сразу несколько масок, которые всякий раз ладно сидят на нем лишь потому, что он заставляет себя думать именно так.Он — блистательный любовник, хороший семьянин, надежный друг, исполнительный сотрудник.»Я умный, добрый, я идеальный», — такими были бы субтитры к любому из снятых кадров.И конечно, «я правдивый» не моргнув глазом соврал бы автор этого кино.

Все так! На наших иллюзиях обычно и основывается чувство собственного достоинства.Постоянный самообман становится одним из средств душевной терапии.Чем реже мы вспоминаем свои неприглядные поступки, чем удачнее скрываем неблаговидные мысли, тем лучше у нас на душе.Мы ретушируем свой портрет постоянно, мы хотели бы, как Дориан Грей, неизменно удивлять окружающих своей красотой и чистотой помыслов.Темные же стороны души мы старательно прячем от посторонних глаз, как порочный денди таил уличающий его холст.

Итак, все мы грешные, все лжем, каждый день, почти каждый час, а вот лжецов терпеть не можем.Исследователи из Регенсбургского университета составили список из 555 качеств, которыми должен отличаться человек, если он хочет вам понравиться.Итак, чтобы стать вашим избранником — будь то любимым, будь то другом, — он должен быть 1) откровенным, 2) добросовестным, 3) чутким, 4) верным, 5) честным, ну а, в пятьсот пятьдесят пятых (именно так!), он может быть лживым.Мы страшно не любим в других, особенно в ближних, то, что без раздумий попускаем в себе, что кажется нам чем-то естественным, от чего никогда не избавиться, как от родимого пятна.

Не парадокс ли? Мы готовы врать «во всю губу», «что по-писаному», — так, что стены покраснели бы, если б они, по присловью, имели уши, и в то же время в других мы ни на волос лжи не приемлем.

«Чужая правда помогает нам ориентироваться в жизни и вырабатывать свою линию поведения, — отмечает немецкий философ Ханс Рот.— Правда не всегда делает нас счастливее, но вот, когда нам нужно достичь определенной цели, тут чрезвычайно важно опираться на надежную, проверенную информацию — в экстремальной ситуации от этого зависит сама наша жизнь».Положившись на фальшивые сведения, доверившись уговору мошен ников, мы можем просто погибнуть.

Еще один парадокс.В современном обществе, пронизанном ложью на каждом шагу, сложился стараниями масс-медиа своего рода абстрактный культ правды.В мире, где будущее выглядит таким шатким, ненадежным, неопределенным, любой из нас стремится к какой-то уверенности, стабильности.С каждым же словом лжи под нашими ногами вновь разверзается пропасть.Мы уже не уверены ни в чем, даже в себе.Зато правда, убранная в золоченую оправу истины, отлитая в чеканную форму заповедей и законов, становится основой нашего мышлени я, фундаментом бытия, являясь нам то в облике религиозного учения, то в виде свода научных знаний, то в строках спортивной хартии.Мы взыскуем правды, как вопиющие в пустыни, и на каждом шагу блаженно врем.»Лишь бы нас самих не уличили!» — вот голая правда
поведения.

Тем поразительнее, что большинство из нас просто не способны распознавать ложь, хотя многочисленные улики выдают лжецов с головой.Привирая, те испытывают некоторое волнение.Иными словами: стресс.Это сопровождается физиологическими изменениями и непривычным — для внимательного наблюдателя — поведением:

кровяное давление растет, сердцебиение учащается, лицо бледнеет;

периферические кровеносные сосуды сужаются, руки потеют;

работа желудка и кишечника замедляется, во рту пересыхает;

дыхание учащается, становится глубже;

зрачки расширяются, нарастает мышечный тонус, в редких случаях человек начинает стучать зубами;

тон голоса повышается;

если человек и улыбается, то как-то наигранно, в его глазах нет никакой улыбки;

человек совершает ненужные жесты — оправляет одежду, потирает голову, в то время как число жестов, призванных подтвердить сказанное, бывает заметно ниже обычного;

сами жесты и выражение лица перестают соответствовать словам.

Почему же мы в упор не видим этих «доверительных признаний» лжеца? Даже профессионалы — психи атры, судьи, агенты спецслужб — в каждом третьем случае не замечают неправды.Пресловутые детект оры лжи — и те! — ошибаются с удручающей частотой.(Кстати, пять лет назад, по результатам обширного исследования Национальная академия наук США вынесла свой вердикт: нет никаких научных оснований использовать детект оры лжи и в дальнейшем, поскольку эти машины одинаково реагируют и на симптомы, сопровождающие лживые высказывания, и на симптомы, вызванные стрессовыми условиями проведения проверки.)

«Чтобы уличить лжеца, — отмечает американский исследователь Пол Экман — нужно одновременно следить за его голосом, мимикой, жестикуляцией, словами, осанкой и направлением взгляда.Ни одна машина не может все это сделать сразу.Если же всматриваться только в лицо говорящего, то количество ошибок составит порядка 30 процентов».По его словам, лишь один человек из ста может безошибочно определить, говорит ли собеседник правду или лжет.

Так почему мы склонны верить лжецам? Не потому ли, что нам нужна ложь? Что мы готовы принять ее за правду? Утешиться ей? Она — составная часть нашей жизни.Наша повседневность настолько сложна, что даже немыслима без обмана.Если б мы говорили на каждом шагу правду, жизнь была бы убийственно неприятна.Конфликты возникали бы постоянно.Мутная вода лжи смягчает напряжение в обществе, сглаживает острые углы.

«Ложь, — отмечает венгерский социолог Петер Стигниц, — дозволена, а значит, полезна до тех пор, пока не причиняет другим людям сознательного вреда».Всевозможные словесные штампы, как правило, насквозь лживые, оказываются, например, незаменимыми в совместной жизни.»Нет, дорогая, ты совсем не располнела», «Конечно, ты была права» или «А готовишь ты так вкусно!» Если бы в каждом подобном случае мы настаивали на правдивой версии событий, наверняка было бы не избежать или скандала, или женских слез.Мы и себе лжем на каждом шагу — особенно глядясь в зеркало.Не будь этой спасительной лжи, добавляет Стигниц, «мы надолго бы погрузились в пучину депрессии».

«Определенная мера обмана и самообмана просто необходимы и для стабильности общества, и для душевного здоровья каждого из нас.В любой человеческой культур е обман терпят, вероятно, еще и потому, что он позволяет избежать излишней конфронтации, — полагает Дэвид Нюберг.— Иногда было бы аморально всегда и во всем отказываться ото лжи, стремиться любой ценой к правде — есть в этом что-то болезненное».

Так мудро или трусливо поступаем мы, обманывая себя и других? Так сразу и не ответишь.То и другое, похоже, правда.То и другое.С одной стороны, история персонажа, который бы старательно исполнял «формальный долг человека» (Иммануил Кант) — всегда и везде говорил правду, могла бы стать сюжетом лишь для «комедии положений».С другой стороны, трудно представить себе и общество, где все напропалую врут, где обман — естественная форма жизни.Как и в кулинарии, все зависит от дозы.Щепотка лжи повышает наше самоуважение, облегчает общение с другими, в то время как густая россыпь лжи делает жизнь неудобоваримой — едва ли пригодной, чтобы жить.»Неправда с нами ела и пила» (Николай Тихонов) — как уж тут не пропитаться ей до полной интоксикации!

Есть ложь — и ложь.Эти рассуждения вовсе не призваны оправдать мошен ников, лихоимцев и прочую воровскую нечисть, паразитирующую на нашей доверчивости.Их случаи, скорее, casus belli: «Я объявляю вам войну».Они действуют пусть и хитро, умно, но их поступки асоциальны — рано или поздно человеческое сообщество должно починять себя, избавляясь от этих людей, изолируя их.Так организм истребляет популяцию поселившихся в нем вредных микробов.

Ложь в других устах может быть, наоборот, социально полезна.Достойна хвалы! Не чудеса ли? Сладкая ложь утешает нас в беде, спасительная — хранит от горших испытаний, ложь, сказанная «во имя», не дает провалиться сквозь землю от стыда.В отношениях с другими людьми нам так часто не хватает гибкости, а ее-то и привносит скользкая, обтекаемая толика лжи.Она помогает нам легче ладить с коллегами, иногда прикрывать глаза на неприглядные факты, избегать ненужных ссор, не рубить правду-матку вкупе со своим собеседником, а, наоборот, укреплять его, ободрять, наставлять.Ложь и лесть на поверку оказываются важнейшими тактическими средствами повседневной жизни.Тот же, кто готов все вывернуть наизнанку, лишь бы показать, «как оно есть на самом деле», рискует вскоре оказаться один.

Никто не любит правдолюбца, раздирающего чужие раны.В любом коллективе у такого человека складывается репутация «жалкого склочника», вокруг него возникает заговор молчания.Коллектив отторгает его, как организм — неудачно вживленный в него орган.Умение ладить с другими людьми кажется нам более важной ценностью, чем банальная честность, заставляющая ее обладателя безоглядно идти вперед, не давая никому спуска.

Впрочем, рядом со многими из нас есть все-таки один-два человека, которые нам никогда не лгут.Это показало исследование, проведенное теми же психологами из Регенсбургского университета.

Так кто эти странные люди, которые всегда лезут за правдой в карман? Это — ваш лучший друг или лучшая подруга.Они рядом с вами, как зеркало, что показывает ваш облик без всяких прикрас.И поразительно, что это обычно и не вызывает никаких конфликтов.Опять чудеса да и только! Чудеса правды.

Говорить правду или быть честным? Правда и ложь

Фрагмент книги Николаева Е.И.Как и почему лгут дети? Психология детской лжи.М.: Питер.2011

Что такое правда и ложь? Каковы причины детской лжи? Как ее распознавать и как с ней справляться? Ответы на эти и многие другие горячие вопросы вы найдете в книге известного петербургского психолога Елены Николаевой.Написанная просто и доступно, эта книга поможет вам разобраться в себе и преодолеть как реальные, так и мнимые трудности в воспитании собственных детей.

Я не люблю, когда мне врут,
Но от правды я тоже устал.
Виктор Цой, «Муравейник»

В моем детстве любимым развлечением взрослых было спрашивать детей о том, кого они больше любят — маму или папу? До сих пор помню поднимавшуюся во мне ненависть к вопрошавшему.Даже малыш понимает, что каков бы ни был его ответ, это будет предательством по отношению к одному из родителей или просто ложью.В послевоенные годы и то и другое в детской среде считалось недостойным поведением.Я любила обоих родителей, но это была разная любовь.Ее нельзя сравнивать.Моих филологических познаний было недостаточно, чтобы искренне выразить чувства словами.Я всегда отвечала однотипно: «И маму, и папу», — потому что, согласно правилам воспитания, взрослым нужно было отвечать, а не убивать их, даже мысленно и взглядом.

Зачем взрослые задавали такой вопрос? Им было все равно, что ответит ребенок, потому что при любом ответе можно было ввернуть что-нибудь ехидное и поддеть его родителей.До сих пор многие взрослые, пользуясь правом сильного, ничтоже сумняшеся загоняют ребенка в угол, из которого только один выход — ложь.

Однажды, когда мне было лет пять, я болела и лежала дома одна, потому что родители работали.Они пришли вечером, каждый — с чувством вины (но не пойти на работу никто из них не мог — еще живо было в памяти время, когда за опоздание давался лагерный срок) и яркой книжкой в твердой обложке.Это оказалась одна и та же книжка — «Приключения Буратино», поскольку на прилавках в те времена большого выбора не было.Родители решили вернуть одну книгу в магазин.Я не могла выбрать ту, которую нужно отдать, потому что очень боялась обидеть того, кто мне ее принес.Тогда я впервые почувствовала, но смогла сформулировать только сейчас, что говорить правду и быть честным — это разные вещи.Говорить правду нужно другим, а быть честным — перед собой.

Правда и ложь различаются только в сказках, в реальности же события каждый интерпретирует в меру собственных знаний и опыта.В привычной жизни мы рассматриваем факты в контексте, который нам знаком, а потому близок к истине.Но как только мы выпадаем из контекста, тут же оказываемся в зоне неопределенности.Это неверно, что существуют только правдивые и ложные утверждения, а третьего не дано.Например, Бородинское сражение считается победой и у русских, и у французов.При этом каждая сторона приписывает поражение противнику.

Мы уже говорили, что в повседневной жизни нас спасает контекст: постоянные условия, уточняющие ситуацию множеством факторов и оттенков ситуации и позволяющие не удаляться слишком далеко от реальности.Но можно провести эксперимент, который я часто провожу со студентами.

Я показываю им портрет Олега Васильевича Волкова.Поскольку студенты, как правило, ничего не знают об этом человеке, то можно сообщить и его фамилию.Но я поступаю иначе.Шесть добровольцев выходят из аудитории в коридор, а затем заходят по очереди.С оставшимися в аудитории я договариваюсь, что буду говорить только правду, чистую правду, ничего кроме правды, но лишь часть этой правды.

Затем заходит первый студент, и я сообщаю ему, что перед ним портрет писателя, но не Толстого (поскольку многие тут же пытаются соотнести привычный образ писателя с тем, что они видят).Я прошу ответить, глядя на портрет, какими особенностями обладал изображенный человек:

  • Был он добрым или злым?
  • Умным или глупым?
  • Была ли у него семья?
  • Если была, то как он к ней относился?
  • Как он относился к детям, если они были?
  • Каков достаток этого человека?
  • Была жизнь его легкой или трудной?
  • После ответов первого студента я вновь предупреждаю, что говорю правду и только правду.

    Затем заходит второй студент, и я сообщаю ему, что перед ним портрет человека, который 25 лет провел в заключении и лагерях.

    Следующему студенту я говорила, что перед ним человек, который отказался от своей жены и ребенка, а в тот период, когда был создан портрет, он женился на женщине моложе его на 30 лет, а его младшему ребенку один год.

    Следующая информация состояла в том, что на портрете изображен человек, знающий восемь языков.

    Затем было сказано, что это — человек, написавший несколько книг о лесе и охоте.

    И, наконец, последнему добровольцу не сообщалось ничего из биографии человека на портрете.

    Затем мы обсуждали со студентами то, какой жестокой неправдой может оказаться частичная правда, вырванная из контекста.

    Я рассказывала о человеке огромных знаний, свободно владеющем восемью языками, которого в 1928 году впервые арестовали и который провел в общей сложности 25 лет в ссылках и лагерях.Он был невероятно образованным человеком.Чтобы спасти свою семью, он отказался от жены и ребенка.Вернувшись через 25 лет, он понял, что с прежней женой они уже разные люди, и женился на женщине, с которой познакомился в лагере.Затем он написал несколько книг о лесе и замечательную книгу о годах, проведенных в лагерях.

    Частичная правда нередко является ложью.Каждая вырванная из контекста часть правды уже неправда.Но главное — эта ложь воздействовала на слушателя, и он видел в человеке на портрете то, что слышал в комментарии.Если речь шла о писателе, герою приписывали положительные качества и в глазах находили мудрость.Если утверждалось, что на портрете — преступник, то в глазах чудилась хитрость и злоба.Если упоминалось, что герой отказался от ребенка, то в характере обнаруживался эгоизм, а жизнь его рисовалась легкой и безоблачной и т.д.

    Далее мы обсуждали то, что люди, глядя на портрет, не видят внутренний мир человека, а считывают то, что становится известно из тех или иных дополнительных источников.

    Проблема состоит в том, что и о себе ребенок знает исходя не из собственного опыта, а из слов окружающих.Далее запускается механизм самоосуществляющегося пророчества.Мать утверждает: «Из тебя ничего не получится!» И в какой-то ответственный момент человек, уже взрослый, вспоминает эти слова и бросает учиться, не приходит на важную встречу и т.д.«Мать была права», — скажут окружающие.Но, может, она укоренила в ребенке ложь о себе самом?

    Если слова родителей ведут к личностному росту ребенка и учат его преодолевать препятствия, они полезны.Если же они ведут к разрушению личности — они вредны.Но слова в данном случае не могут являться ни правдой, ни ложью.Это — интерпретация, основанная на единичных фактах вне контекста жизни ребенка.

    У нас есть внутренний страж наших действий — совесть, которая следит за тем, как наши деяния соотносятся с принятыми в социуме нормами.Но Зигмунд Фрейд смог доказать, что для того, чтобы человек действовал в соответствии с совестью, она не должна быть гипертрофированной.Оказывается, что и слабая совесть, и выраженная совесть не способствуют честности.Мы обладаем специальными неосознанными механизмами — механизмами психологической защиты, которые удаляют из осознания информацию, не приятную чрезмерно выраженной совести, а потому мы либо просто забываем о своих плохих поступках, либо находим им веские оправдания.Слово «оправдание» в этом случае очень подходящее: нечто, вообще не имеющее отношения к правде, но выдаваемое за нее.

    Зигмунд Фрейд смог найти выход из положения.Если совесть не оказывает на человека сильного давления (когда нельзя практически все), а позволяет принимать ошибки и исправлять их, то человеку незачем лгать, в том числе и себе.Следовательно, родители не должны постоянно взывать к совести ребенка, чтобы тот мог видеть свои ошибки и исправлять их, а потому не лгать.

    Существуют люди, которые считают, что никогда не лгут, им приходится что-то делать с той информацией, которая противоречит этому тезису.Ведь ложь возникает не потому, что мы ее запланировали.Мы можем услышать прогноз погоды, предсказывающий, что завтра дождя не будет, и всем рассказать об этом.Но наутро польет дождь.Человек с адекватным чувством совести посмеется над своей ошибкой и скажет, что не стоит слишком доверять прогнозам.Человек с выраженной совестью либо забудет о своих словах, либо скажет, что он говорил про другой регион, другое время и т.д.Механизмы психологической защиты обнаруживают себя в виде отсутствия юмора и выраженной эмоциональности высказывания.

    В одном из психологических экспериментов студентов просили в коротком разговоре с незнакомым человеком сделать все, чтобы ему понравиться.Студенты справились с заданием.Оказалось, что более 60 % из них добились желаемого за счет того, что говорили неправду.Кто-то преувеличивал свои достоинства, кто-то менял свой статус.Кто-то говорил то, что, как он чувствовал, нравилось собеседнику, и поддакивал ему.Если же студенты знали, что более с этим человеком никогда не увидятся, то врали практически 80 % из них.

    Воспитывая детей, не стоит каждый раз жестко указывать им на их ошибки и ложь.Нужно прощать, чтобы дети понимали, что главное — не избегать ошибок всеми силами, а уметь исправлять их.Только в этом случае ребенок сможет находить верное решение, быть инициативным, что вкупе обусловит его личностный рост.Стоит отметить, что он не получит абсолютных истин, абсолютных представлений о себе, но сможет принимать и себя, и других в той мере, в которой сможет достичь удовольствия от взаимного общения, совместных действий и достижений.Возможно, наиболее значимый механизм защиты от лжи — самоирония, юмор, легкость восприятия жизни.Как только мы захотим добиться вечных окончательных истин, нам придется лгать.

    Эту относительность многих жизненных явлений отразил Стивен Фрай в романе «Теннисные мячики с небес», утверждая, что враг может в один прекрасный день обратиться в друга, а друг — во врага, ложь может стать правдой, правду могут признать ложью, покойника же никогда и никакими средствами оживить не удастся.Гибкость — вот что важнее всего.

    По поводу превращений правды в ложь и обратно мне хотелось бы привести еще один пример.Я родилась в маленьком сибирском городке, который за время сталинских репрессий из маленького поселка превратился в город.Когда мама забеременела мной, тамошние врачи настаивали на аборте, поскольку у нее были проблемы со здоровьем.Но это был 1953 год.Благодаря сфабрикованному «делу врачей» Сибирь пополнилась высококвалифицированными врачами, один из которых отбывал ссылку в моем родном городе.Именно он настоял на том, что ребенка надо оставить.Я не сторонница сталинских репрессий и, безусловно, лучше, когда проживание в любом городе страны комфортно для профессионалов.Но сколько еще детей и взрослых были спасены на периферии нашей родины руками репрессированных врачей?

    Даже столь печальные факты имеют потенциал для интерпретации.Но есть нечто, что вообще не нуждается в интерпретации — это наши чувства.Искренность либо есть, либо ее нет.Доверие либо есть, либо его нет, и каждый может точно сказать, что он чувствует.Мы ошибаемся только в любви, потому что привыкли называть этим словом разные вещи.Любви обучают в семьях.Ребенок знает, что то, что делают его родители, — это и есть любовь.Но он приходит в другую семью и видит, как там под любовью понимают нечто иное.Таким образом, очень сложно определить, что такое любовь, но поскольку это эмоция, то легко понять, когда она прекращается.Вот как это описывает Марина Цветаева:

    Ты, меня любивший фальшью
    Истины — и правдой лжи,
    Ты, меня любивший — дальше
    Некуда! — За рубежи!
    Ты, меня любивший дольше
    Времени — Десницы взмах!
    Ты меня не любишь больше: Истина в пяти словах.

    Большинство психологов сходится в том, что базовое чувство, необходимое человеку для выживания и дальнейшей самореализации, — это доверие миру.Оно не предполагает отсутствие лжи.Оно предполагает, что ошибки исправляются, и, подав нужный сигнал, мы получим необходимый ответ.

    Если заглянуть внутрь себя, то можно обнаружить, что нам и не нужна вся правда.Нам не нужно, чтобы при сообщении об убийстве того или иного человека камера показывала его в том состоянии, в котором он был найден.Неподготовленному человеку тяжело наблюдать процесс рождения детей, и отцам совсем не нужны подробности появления на свет их сыновей и дочерей.Многие из нас не смогут сказать близкому человеку, что у него рак в терминальной стадии.Но именно в этом случае сказать правду может быть более значимо, чем не сказать ее: чтобы человек подготовил нужные документы и вещи, чтобы он смог дать необходимые распоряжения, которые облегчили бы жизнь его близким.Но у нас не хватает мужества, чтобы причинить столь невыносимую боль тому, кого мы любим.

    Питер Хег в романе «Женщина и обезьяна» говорил, что умный человек отличается от глупого тем, что лепит не всю правду-матку, а пропускает ее через фильтр, в зависимости от собеседника.

    Человек получает удовольствие, слушая музыку Чайковского.Разве в этот момент ему необходимо помнить, что композитор был гомосексуалистом? И нужно ли обсуждать это после смерти композитора, когда он не может ответить своим критикам?

    Иногда правда превращается в ложь.Нобелевский лауреат Лев Давидович Ландау создал несколько теорий, каждая из которых могла претендовать на Нобелевскую премию.Но, будучи творческим человеком, он экспериментировал и в жизни.У него было много женщин.Но когда поставили фильм по воспоминаниям его жены Коры Дробанцевой, написавшей их после его смерти, безусловно, у зрителя возник вопрос, если все было так плохо, то почему об этом нужно говорить сейчас, а не тогда, когда человек мог ответить? Жена Ландау не ушла от него при жизни и пользовалась всеми благами, которые имел тогда Нобелевский лауреат.Почему мы должны доверять ее видению ситуации? В этом фильме актер смог сыграть только сексуальность, но не смог передать гениальность героя, а потому история превратилась в чистую ложь.Когда о гении пишет бездарность и играет бездарность, то правды не может быть.

    Можно предположить, что каждый человек хотя бы раз в жизни солгал, солгал не из страха или ради получения выгоды, а просто по незнанию.Следуя нити, которая проходит сквозь всю книгу, можно сказать, что проблема не во лжи как таковой, а в том, какой вывод человек сделал из этого.

    Марк Твен (1980) вспоминает, что когда был мальчиком, ходил в школу, где наказание березовыми прутьями было привычным делом.Писать на парте строжайше запрещалось, под угрозой штрафа в пять долларов или публичной порки — на выбор.Однажды он этот закон преступил.Отец решил, что публичная порка слишком тяжелое испытание для сына, и дал ему пять долларов.В те времена пять долларов были немалой суммой, тогда как порка, согласно представлениям маленького Твена, особых последствий не имела.Так он заработал свои первые пять долларов.Данная ложь не имела последствий, поскольку не было пострадавших.Отец продемонстрировал любовь к сыну, следствием чего явились инициативность и творчество (творить легко, когда тебя любят).А мальчик смог сделать самостоятельный ответственный выбор.

    Мы говорили, что частичная правда — это ложь.Мы обсуждали и то, что, по большому счету, нам не нужна вся правда.Но истина в том, что иногда ложь важнее правды, особенно если это касается человеческих отношений.

    На занятиях по психологии в первом классе я часто зачитывала отрывок из произведения М.Твена «Приключения Тома Сойера».Особенная атмосфера возникала в тот момент, когда учитель Доббинс обнаруживал, что некто порвал его книгу.Учитель в гневе поднимает одного ученика за другим и страшным голосом задает один и тот же вопрос — не он ли порвал книгу.Маленькие слушатели уже знают, что именно Бекки нечаянно сделала это.Наказанием в этой ситуации должна быть порка.Девочка никогда не испытывала ее на себе.Она трепещет.Мы чувствуем ее переживания.Учитель с вопросом приближается к ней.Сейчас на нее обрушится катастрофа.Когда я читаю этот отрывок, в классе всегда стоит полная тишина.Сказывается гениальность автора, сумевшего описать все так, что каждый ребенок ставит себя на место героини.И вдруг Том Сойер вскакивает и говорит, что это он порвал книгу.В классе, где я читаю отрывок, проносится легкий вздох облегчения, а одна девочка даже вскрикивает от радости.

    Для ребенка не существует просто истины.Она всегда соотносится с объектом.Если ребенок любит объект, то ему приписывается больше правды.Если не любит — ребенок позволяет по отношению к нему ложь.Бекки и Том — любимые герои, а учитель Доббинс — нет, его можно обмануть.И эту истину нам поведал не только Марк Твен.

    Еще более щемящая история лжи из-за любви описывается в рассказе О’Генри «Последний лист».Художник узнает, что соседская девочка тяжело больна.Она лежит на кровати и может видеть в окно, как осенний ветер срывает с дерева листья.В бреду она решает, что умрет, когда оборвется последний лист.Художник забирается на дерево и рисует на оконном стекле зеленый лист.Девочка видит, что ветер рвет листья, но ему не удается справиться с одним, сохранившим зеленый цвет.И этот лист придает ей силы для борьбы с болезнью.Она выздоравливает и узнает, что пожилой художник в соседней комнате простудился и умер.Художник обманул девочку.Но мы благодарны ему за ложь.

    Людские отношения не следуют прямой «правда — ложь».Мы не можем повторить одну и ту же информацию одними и теми же словами.Это обусловлено особенностями нашей памяти.Мы не вспоминаем каждый раз, а заново восстанавливаем события из той информации, которую имеем.Но каждый день мы получаем разную информацию, а потому восстанавливаем разные вещи.

    Еще в начале ХХ столетия психолог Фредерик Бартлетт предложил своим студентам скопировать один рисунок.Затем он попросил воспроизвести рисунок по памяти несколько раз через разные промежутки времени.Все рисунки у студентов получились разными.Чем больше времени проходит, тем больше наше воспоминание отличается от реальности.

    Эта изменчивость нашей памяти позволяет нам менять представление о прошлом, даже о детстве.Многочисленные эксперименты показывают, что описывая взрослым людям ложные события их детства, можно активировать их воспоминания об этом.

    Именно поэтому, когда человек начинает фразу словами «на самом деле…», подчеркивая тем самым, что он единственный обладатель правды, то он не прав.И любая книжка с названием «Вся правда о.» обязательно содержит очередную порцию лжи, которую либо не осознает (а значит, он некомпетентен), либо осознает (тогда он лжет) ее создатель.

    Русская пословица передает это понимание: «На небе солнце и луна, а на земле — правда да кривда».Они так слились, что трудно представить одну без другой.

    Правда хороша с теми, кому доверяешь, но есть люди, которым нельзя сообщать правду.Сколько жизней сохранила ложь в разные периоды человеческой вражды.Яркий пример — список Оскара Шиндлера, спасшего более 1000 евреев во времена Холокоста.С помощью лжи спасали идеи.И большинство с любовью повторяет шотландскую балладу «Вересковый мед», переведенную Самуилом Яковлевичем Маршаком на русский язык.

    Рейтинг автора
    Автор статьи
    Валентин Пырьев
    Написано статей
    1036
    Ссылка на основную публикацию