Психотерапия материнской любовью

Тема статьи: Психотерапия материнской любовью - разбираемся в вопросе, тренды 2019 года.

Интеллектуальные развлечения.Интересные иллюзии, логические игры и загадки.

Добро пожаловать В МИР ЗАГАДОК, ОПТИЧЕСКИХ
ИЛЛЮЗИЙ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ РАЗВЛЕЧЕНИЙ
Стоит ли доверять всему, что вы видите? Можно ли увидеть то, что никто не видел? Правда ли, что неподвижные предметы могут двигаться? Почему взрослые и дети видят один и тот же предмет по разному? На этом сайте вы найдете ответы на эти и многие другие вопросы.

Log-in.ru© — мир необычных и интеллектуальных развлечений.Интересные оптические иллюзии, обманы зрения, логические флеш-игры.

Привет! Хочешь стать одним из нас? Определись
Если ты уже один из нас, то вход тут.

Западноафриканское племя матами играет в футбол человеческим черепом.

Психотерапия материнской любовью (Драпкин Б.З.)

Книга известного психотерапевта Б.3.Драпкина представляет собой курс лекций, прочитанный для психотерапевтов и психологов, в котором изложены теоретико-методологические основы нового направления психотерапии — психотерапии материнской любовью, а также обсуждаются общие проблемы детской психотерапии, проблема установления диагноза и выбора оптимальной терапии для конкретного ребенка.

Автор предлагаемой книги, может быть, впервые показал не только причины развивающихся психических расстройств, но и дал реальные практические пути их профилактики и лечения.Он показал, что одной из важнейших причин психических расстройств, как у детей, так и у взрослых людей, является лишение маленького человечка, ребенка материнской любви.

Большое внимание уделено лечению заикания, что делает эту книгу полезной и интересной для логопедов.

Лекционный стиль изложения позволит специалистам понять глубинное содержание метода Б.3.Драпкина, чтобы практически использовать его как в работе с детьми, так и при работе со взрослыми пациентами.

Об авторе: Борис Зиновьевич Драпкин – один из самых известных детских психиатров и психотерапевтов, удостоенный звания «Почетный професссор психотерапии».Уроженец Ленинграда, пережил блокаду, ветеран Великой Отечественной войны.Б.З.Драпкин создал первое в стране подростковое психиатрическое отделение.еще…

«Терапия материнской любовью»

Этот метод разработан детским психиатром, психотерапевтом Борисом Зиновьевичем Драпкиным.Спектром применения данного метода дети: с нервно-психическими, психосоматическими заболеваниями, страдающих задержками физического, умственного и речевого развития и имеющих проблемы со здоровьем, обучением и поведением.Более полную информацию об этом методе можно прочитать в его книге «Психотерапия материнской любовью».В этой статье я расскажу, как использовать этот метод, при лечении психосоматических расстройств у детей до 9 лет, он должен использоваться в комплексе мер, применяемых психологом и родителями, по улучшению состояния ребёнка.Как правило, улучшения становятся заметны уже после 2 недель.

Это упражнение восстанавливает связь между мамой и ребёнком, которая была ещё внутриутробно (самое защищённое и ресурсное состояние).Через 30 минут после засыпания ребёнка мама подходит к кроватке, садиться удобно, представляет своего ребёнка в идеальном образе (здоровый, весёлый и т.д.).После этого прикасается к нему рукой и начинает читать текст, каждая строчка читается сначала про себя, потом вслух.Весь текст читается 1 раз.Если ребёнок просыпается во время чтения, мама говорит не меняя тембра голоса « Спи, всё хорошо, я тебе читаю сказку, чтобы ты был сильным, здоровым и красивым.Во время чтения могут быть различные двигательные реакции, ребёнок может кашлянуть, что-то сказать во сне, и если реакция на одной и той же фраз, то можно говорить, что это зона хронического конфликта.На тот период пока читается текст, мама ведёт дневник, где отражает дату, реакцию ребёнка(если, она была во сне) и какие события произошли за день.Когда текст спокойно воспринимается, то дальше можно модифицировать, т.е.добавлять в текст необходимые фразы.Например: Ты всё хорошо запоминаешь и понимаешь (Если у ребёнка проблемы с памятью).Фраза должна быть сформулирована позитивно.Ещё один пример: С каждым днём тебе всё легче и легче …..

Текст читается, пока есть симптоматика.Отмена происходит постепенно: 1 я неделя – убираем один день, который самый лёгкий.2 я неделя читаем через день.3 я неделя – читаем только в «сложные дни».Если ребёнок заболел или что-то случилось – опять читаем.

На просторах интернета вы можете встретить текст этого упражнения в изменённом виде, использовать этот текст в лечении психосоматических расстройств не советую, так как многие изменённые фразы могут принести не пользу, а вред.Текст, приведённый в данной статье, изменён именно для лечения психосоматических расстройств, если ребёнок девочка, меняем окончания.Текст читает только мама!

Я тебя очень, очень сильно люблю.

Ты моя родная частица, родная кровинушка.

Моя любовь освобождает тебя

От всего тяжелого и больного, что у тебя есть.

Моя любовь помогает тебе

Стать здоровым, сильным, красивым

Мы все тебя очень любим .

Ты красивый, здоровый и сильный мальчик.

Ты хорошо кушаешь и поэтому хорошо растёшь и развиваешься.

У тебя крепкое, здоровое сердечко, животик, грудка.

Ты легко и красиво двигаешься.

Ты закаленный, редко и мало болеешь.

Тебе нравиться быть здоровым.

Утром ты просыпаешься легко и в хорошем настроении.

Я забираю и выбрасываю твою болезнь.

Буду благодарна вам за выражение одобрения этой публикации (если она вам приглянулась) в форме «сказать спасибо» (чуть ниже)

Узнай правду!

Драпкин (ивер) «Психотерапия материнской любовью»

Драпкин (ивер) «Психотерапия материнской любовью»

МАТЬ – ГЛАВНОЕ ЛЕКАРСТВО
ДЛЯ РЕБЕНКА

Уважаемые читатели! С любезного разрешения автора, наша газета начинает печатать фрагменты книги Б.З.Драпкина «Психотерапия материнской любовью», вышедшей в издательском доме «ДеЛи принт» в Москве небольшим тиражом.В этом номере мы знакомим вас с книгой, ее автором и предлагаем первые извлечения из текста.

Борис Зиновьевич Драпкин – один из самых известных детских психиатров и психотерапевтов, удостоенный звания «Почетный професссор психотерапии».Уроженец Ленинграда, пережил блокаду, ветеран Великой Отечественной войны.
Б.З.Драпкин создал первое в стране подростковое психиатрическое отделение.С 1962 года он – внештатный преподаватель на кафедре детской и подростковой психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Российской медицинской академии последипломного образования.До 1996 года – главный детский психотерапевт Министерства здравооохранения Советского Союза и России.

Предлагаемая вашему вниманию книга создана на основе курса лекций, в котором изложены теоретико-методологические основы нового направления психотерапии – психотерапии материнской любовью.
Автор впервые показал не только причины развивающихся у детей психических расстройств, но и как на практике лечить и предупреждать их.Он убеждает нас, что одна из важнейших причин психических расстройств и у детей, и у взрослых – это лишение человека материнской любви.

«Психотерапевтическое, психологическое и лечебно-педагогическое воздействие получает все большее распространение и развитие при лечении и коррекции детей.В то время как в психотерапии взрослых постоянно появляются новые или модифицируются известные методы и приемы, и их число очень велико, в психотерапии детей методов немного.Распространенные за рубежом психодинамические методики, поведенческая и другие виды психотерапии у нас не получили большого распространения.

Чем младше ребенок, тем осторожнее следует подходить к лечению и воздействию на него психотерапевтическими, психологическими и экстрасенсорными приемами.Нужно учитывать возможные парадоксальные ответные реакции, связанные с физиологическими особенностями детского возраста, своеобразием формирования функциональных структур детского мозга – незрелого, бурно развивающегося и очень чувствительного.

На протяжении целого ряда лет я разрабатывал и совершенствовал свой метод эффективного, безвредного и адекватного лечебного воздействия на детей с нервно-психическими, психосоматическими заболеваниями, страдающих задержками физического, умственного и речевого развития и имеющих проблемы со здоровьем, обучением и поведением.С моей точки зрения, использование огромных возможностей матери в процессе ее взаимодействия с ребенком, является наиболее перспективным в лечении и помощи детям.Связано это с психоэмоциональной общностью матери и ребенка, основополагающим значением родительской, и в первую очередь материнской, любви, и установочной ролью материнского голоса и речи в здоровье, счастье, радости и жизненной успешности ребенка (здесь и далее выд.ред).

Как научить родителей самим помогать своим детям, способствовать их здоровью, счастью? Как правильно любить ребенка? Что самим можно сделать, если ребенок болеет, задерживается в развитии, плохо говорит и т.д.? Всегда ли в этих случаях нужны и полезны лекарства? На эти и многие другие вопросы я постарался ответить в лекциях, прочитанных в Московском профессиональном объединении психотерапевтов, медицинских психологов и социальных работников в 2001–2002 годах.

Родителям, которые.заинтересуются нашим методом и захотят помочь себе и своим детям, мы настойчиво рекомендуем работать в контакте со специалистами, которые владеют этой методикой.»

«Мое кредо: детей и зверей нужно любить и защищать всегда и везде.Не любя детей, нельзя быть врачом и учителем.И верьте – эта любовь обязательно вернется к вам, даст вам силы и продлит жизнь».

«Каждый ребенок – чудо, и это чудо нужно сберечь и вырастить, и тогда пойдет цепная реакция радости, любви, счастья и здоровья.Хотят или не хотят люди, проповедующие зло, агрессию, жестокость, эгоизм, себялюбие и стяжательство, они будут вынуждены отступить.И такие негативные явления, как ТУПОСЕРДИЕ и СКУДОДУШИЕ, исчезнут и отомрут.»

«Каждый ребенок, не считая сильно травмированных неполноценных детей, рождается, чтобы стать разумным, добрым человеческим существом..Кем в дальнейшем становится ребенок – это наша с родителями работа.Свое дитя нужно любить.И не просто любить, а им наслаждаться.Поищите в маме эти качества.Каждому ребенку необходимо, чтобы его ласкали, улыбались ему, играли с ним, любили его и были с ним нежны.Это эмоциональное общение для каждого ребенка более важно, чем витамины и калории.Если вы его много и правильно любите, это научит его в дальнейшем любить других людей, наслаждаться жизнью, то есть нести в себе те положительные эмоциональные качества, которые вы ему прививаете.Ребенок, которому не хватает любви и ласки, вырастает холодным, черствым, отчужденным человеком.Любить ребенка нужно таким, какой он есть, за его наружность, какой бы она ни была, за его повадки.Не нужно в этой любви.вспоминать о тех качествах, которые бы вы хотели, чтобы были в ребенке, но которых в нем нет.Это мешает любить.Если вы его любите таким, какой он есть, он вырастает уверенным человеком, верящим в свои силы, а значит, человеком счастливым.Этот человек всегда сумеет себя реализовать.»

«Если в основе взаимоотношений матерей и детей не лежит любовь, то все остальное: дисциплина, успехи в учебе, школе, взаимодействие со сверстниками не имеет большого значения.Все идет шиворот навыворот.Если нет любви, то все эти отношения основываются на насилии, они как бы лишены определенного фундамента.Очень важно объяснить родителям, что отношения между ними – отцом и матерью – не менее значимы.

.Какие могут быть советы? Мы говорим родителям: «Как не разрушить внутрисемейное поле, внутрисемейную обстановку, когда люди.привыкают друг к другу и начинают видеть недостатки чаще, чем достоинства.Надо понять, что в жизни не бывает ничего совершенного, и требовать от своего спутника по жизни совершенства – это опрометчиво.Второе: в каждом из наших партнеров есть плюсы и минусы.Можно больше думать о минусах, а нужно – о плюсах.Во главу угла надо стремиться ставить позитивные черты нашего партнера.И наконец то, что мы требуем от наших матерей по отношению к детям: надо любить своего партнера таким, какой он есть.А жизнь говорит о том, что мы не соблюдаем эти правила и занимаемся поиском лучших вариантов: расходимся, заводим другие семьи и т.д.Нужно помнить, что, когда мы творим на этом фоне новые семейные отношения, мы несем на себе комплекс вины.И этот комплекс постоянно где-то исподволь точит нас, мешает нормальным отношениям в новых парах.Мы говорим о нормальных семьях, хотя сейчас ценности смещаются и становится модным создавать все новые и новые семьи, разрушать свои семьи.Для детей это всегда оборачивается очень большими трудностями.

Я тут выписал из Нового Завета очень важное изречение про любовь и про взаимоотношения: «Любовь долго терпит, милосердствует.Любовь не завидует.Любовь не превозносит, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла.Не радуется неправде, а радуется истине.Все покрывает.Всему верит.На все надеется и все переносит».

«Дети не только эмоционально сверхчувствительны, они также сверхуязвимы.Любой ребенок постоянно всеми известными ему невербальными способами спрашивает своих родителей: «Вы меня любите?».Ребенок задает этот эмоциональный вопрос в основном своим поведением, очень редко словами.И в жизни каждого ребенка ответ на этот сакраментальный вопрос абсолютен, является самым важным.От нашего с вами ответа на этот жизненно важный вопрос зависит его основное отношение к жизни, его дальнейшее развитие.Учтите: все поведение, вся психосоматика на этом построены.Ребенок своим здоровьем как бы спрашивает родителей.Если снижен его эмоциональный уровень, возникает тревога, которая порождает психосоматику.Обязательно в общении с мамой, когда вы разбираете вместе с ней состояние ребенка, его поведение, не забывайте маме это объяснить.Это очень важно.

У каждого ребенка есть эмоциональный резервуар, определенные эмоциональные потребности.И то, как они удовлетворяются (любовь, понимание, взаимоотношение) и определяет то, как ребенок себя чувствует.Доволен ли он, зол ли, подавлен или полон радости, активности, счастья.Поведение ребенка является сигналом, который указывает на состояние этого резервуара.Только если этот резервуар будет полон, ребенок будет счастлив, ему в дальнейшем удастся достичь своего наивысшего жизненного потенциала в физическом, умственном, интеллектуальном и других видах развития.Родителям нужно объяснять, что их ребенок – это зеркало, которое отражает их любовь.Но никогда ребенок не начинает любить родителей первым.»

«Как передавать любовь? Необходимо как можно больше смотреть в глаза своим детям, всегда испытывая к ним то положительное, эмоциональное, что хотим передать.Как можно больше поглаживать, смотреть в глаза, физически контактировать.Это осуществляет не только мама, но и отец, и все члены семьи.Взгляд родителей должен быть открытым, естественным, доброжелательным, взгляд – прямо в глаза ребенку.

Коммуникация приобретает огромное значение с раннего детства и играет огромную роль в дальнейшем.Использование контакта глаз без любви особенно негативно действует, когда ребенок совсем маленький.Поэтому у маленького ребенка строгий взгляд порождает страх перед родителями, делает его покорным, послушным, вялым.А дальше по мере взросления…страх сменяется гневом, обидой, агрессией и депрессивными формами настроения.»

«Надо учить родителей: «не терзайте эмоционально своих детей, не вымещайте на них свое настроение, свои негативные состояния».Это проверено моей огромной практикой.Для ребенка мучительней, когда родители избегают смотреть на него, чем когда они его физически наказывают.Эмоциональная потеря и удар по ребенку куда страшнее именно когда родители не разговаривают с ребенком и не смотрят на него, чем когда они берут ремешок и начинают выражать свое негодование при помощи физического истязания.У ребенка возникает на фоне страха и боли чувство протеста.А когда его эмоционально напрягают, то это связано со многими патологическими состояниями.К этим двум моментам – пополнению эмоционального резервуара и взгляда глаза в глаза и тактильного контакта – прибавляем мой метод».

«Я создал свой метод на основе трех моментов: психоэмоциональная общность, любовь и мамин голос.»

«Несчастная, больная, одинокая, раздраженная мама никакого витамина любви дать не может, даже если бы она хотела.»

«Любовь должна быть разумной.Надо любить не себя в ребенке, а ребенка в себе.Патологическая любовь – это любовь себя в ребенке.В этих случаях мы то, что не получили сами, хотим получить в ребенке.Хотим заставить его быть таким, как нам хочется, потому что мы его «любим».Очень трудно маме любить ребенка, если самой плохо, если она несчастна.А вот семье надо помогать, надо искать.Метод не имеет никаких границ: ни возрастных, ни других.Так что вперед!»

Лекция 1
Метод психотерапии материнской любовью как часть детской психотерапии.
Его основы, принципы и возможности.

Я ознакомлю вас с методикой, .которая дополняет арсенал эффективных методов детской психотерапии и доступна практическим психотерапевтам, врачам, психологам и логопедам, использующим психотерапию в своей работе.Основанием для разработки предлагаемого метода явились следующие моменты.

Врачи-психиатры и невропатологи в процессе общения с больными детьми и их родителями очень часто чувствуют себя достаточно беспомощными.Что было раньше у нас на вооружении? Добрые советы по улучшению семейной ситуации, советы, как надо, с точки зрения врачей, общаться со своими детьми, затем джентльменский набор лекарственных препаратов и очень ограниченные психотерапевтические возможности.…Методики психоанализа, да и психодинамической аналитической терапии, созданной на его основе, сложны, громоздки, и ими надо очень хорошо владеть.Кроме того, конечный результат достигается очень нескоро.

Относительно гипнотерапии….гипноз в раннем детском возрасте, с моей точки зрения, должен применяться с осторожностью.Детский мозг необычайно пластичен, парадоксален по своим реакциям, и когда мы, владея возможностью оказывать глубинное воздействие на человека, входим в сознание и подсознание маленького ребенка, неизвестно, что мы там делаем.К сожалению, конечный результат непредсказуем.Кроме того, дети нередко испытывают страх перед незнакомыми людьми и их действиями.Поэтому гипноз может приносить совершенно непредсказуемый результат.Вам хорошо известно, что такие же парадоксальные реакции нередко дает и медикаментозная терапия.Те, кто работают с детьми, знают, что на успокаивающее лекарство ребенок подчас отвечает еще более сильным возбуждением.И наоборот, когда заторможенному ребенку мы даем стимуляторы, то порой получаем еще более глубокое торможение.Опять же в этих случаях детский мозг отвечает непредсказуемо.

Игровая психотерапия.Да, бесспорно, это психотерапия детского возраста, но ее возможности и круг воздействия ограничены…в основном ее применяют при неврозах, фобиях и негрубо выраженных поведенческих реакциях….В широком же плане психотерапевтического воздействия на самые различные состояния игровая психотерапия оказывает подсобное, но не решающее действие.Она малоэффективна и может быть использована как вспомогательный метод при тех заболеваниях, когда ведущей является лекарственная терапия или наиболее эффективны другие методы психотерапии и лечебной педагогики.

Семейная психотерапия.Да, так же как и игровая, это действительно психотерапия детского возраста.Но …в настоящее время отечественная семейная терапия в основном сводится к тому, что мы выясняем наличие конфликта внутри семьи и ошибки воспитания, но глубинного семейного воздействия все-таки еще оказывать не умеем.

…Еще один метод, который действительно великолепно воздействует на детей маленького возраста – так называемое чрезпредметное косвенное внушение.Этот метод используют «бабушки», которые очень хорошо «заговаривают» болезни.На нем же основан эффект плацебо1.

.Постепенно…сложилась методика, которую я назвал «терапия материнской любовью».Почему так назвал? Да потому, что основополагающей в развитии ребенка…является материнская любовь.Без нее дети не могут вырасти здоровыми и счастливыми.

.Если на протяжении первого года жизни рядом с ребенком нет мамы, то маме потребуется не меньше года-полутора, чтобы наверстать упущенное время.А если мамы нет два года, то уже потребуется больше двух-трех лет.А если три года не было мамы, то, что бы она потом ни делала, скорее всего ребенок будет социопатом и иметь набор различных патологических нарушений.

Чрезвычайно важно то, что между мамами и детьми существует общее психоэмоциональное поле.…Это аксиома: психоэмоциональное состояние мамы целиком отражается на состоянии ребенка.

…С начала беременности все, что есть у мамы, есть и у ребенка.….Мамин голос всегда при нем.Мама-то всегда здесь.А что такое голос? Голос отражает психоэмоциональное состояние мамы.Мама на подъеме, мама в хорошем настроении, у мамы все прекрасно, мама улыбается и голос у нее радостный… А что еще.В крови у нее «химия радости».Ведь за любой эмоцией еще и химия скрывается.

…И наоборот.Мама в депрессии, в тревоге, голос потухший, и так далее.Что в крови? А в крови – химия тревоги и депрессии.А значит, и плод в тревоге и депрессии пребывает, как мама.… И каким рождается ребенок? Ну, в лучшем случае, невропатом.А в худшем – с мощным комплексом врожденной агрессии.

….В момент родов ..происходит мощнейшее замыкание эмоциональной связи между мамой и ребенком.

Дальше ребенок растет, мамин голос продолжает звучать.Он постоянно его слышит.Тогда, когда ребенок был в утробе, мы говорили о химии состояний и их обмене с мамой.И эта химия с эмоциональной окраской голоса тесно связана.И когда ребенок уже существует самостоятельно, голос мамы все равно продолжает влиять на его эмоциональное состояние.Теперь уже у него его собственный химический «завод» вырабатывает ту самую химию, которая была в период беременности.Он уже наладился на выработку.Значит, если мама раздражена, то кроме непосредственного психогенного экзогенного воздействия на сознание ребенка идет и эндогенное: ребенок отвечает своей химией на состояние мамы.Потом… ребенок развивается, слово приобретает свое истинное значение.Он начинает понимать слово, и наступает новый этап общения мамы с ребенком: когда надо не только следить за тем, чтобы правильно передавать эмоциональное состояние, но и думать о том, что говоришь.Слово – это всеобъемлющий фактор.Физически – слабый раздражитель, психологически – обладающий совершенно неграниченными возможностями воздействия на сознание, подсознание, а через них – и на весь организм человека.

Таким образом, есть три момента: психоэмоциональная общность, любовь и мамин голос.На основе использования этих моментов я…начал создавать свой метод.Метод вроде бы прост и вместе с тем очень сложен.В нем вся психотерапия, и он дает результаты у всех и во всех состояниях.

….Мой опыт показывает, что у метода очень большие возможности.Это, естественно, не панацея, но его с успехом можно применять при многих вариантах пограничной психической патологии, включая психосоматику и задержки развития.В будущем это еще и профилактика наркотоксикомании.Потому, что этот метод – проникновение в подсознание, прямая дорога, на которую ребенку можно дать пожизненную установку.Он является частью психологической защиты.

Не думайте, что берем тяжелого ребенка и из него обязательно сделаем здорового.Но помочь мы можем каждому!

….Многолетний опыт показал, что метод не помогает только в одном случае: если мы не находим общего языка с мамой или мама не желает, не хочет работать.Такие случаи есть.Главное же, я говорю своим коллегам – детским психиатрам: когда к вам пришел ребенок с мамой, не надо сразу ему выписывать нейролептики, транквилизаторы… Не надо давать специфические вещества, которые неизвестно как влияют на детский мозг.

В психоневрологии… желательно придерживаться принципа: минимально необходимые дозы лекарства и максимально короткие сроки его применения.Ведь есть много общих и масса народных средств.Вы должны научиться общаться и настраивать соответствующим образом маму.Это зависит от нашей с вами культуры, от нашей с вами опытности, от наших с вами знаний.Это было маленькое введение.

В.Юджин Смит.Мои дети
Сначала мы даем и осваиваем базовый вариант метода – он неспецифический.Он действует практически на любого ребенка и помогает ему.Ну что тут плохого, если мама находит способ объяснить своему ребенку, что она его любит?! А дальше на основании того, что мы знаем, и на основании базовой программы для каждого ребенка задается специфическая программа.На базовой программе мама учится работать, а затем она переходит к специфической индивидуальной.Метод работает как индивидуально, так и в малых группах и в больших аудиториях.

На прием приходит мама с ребенком… Их надо вместе брать в кабинет, тогда вы многое видите.Именно в процессе их общения на приеме и складывается общее впечатление.Одна мама страдает молча, глаза у нее несчастные, ребенок же делает все, что угодно.Другая мама не дает ребенку пальцем пошевелить, она ему все время делает замечания.

После беседы мы с мамой договариваемся: «Мама, я должен Вас проинформировать, что лекарствами я вашего ребенка лечить не буду.Но я Вам предлагаю соответствующую систему работы, которая заключается в том, что Вы с сегодняшнего или с завтрашнего дня начинаете самостоятельно работать со своим ребенком по той системе, которая будет вам предложена».И дальше излагаете систему: «В процессе вашего общения с ребенком имеет значение не столько его прошлое, сколько настоящее.Работая в настоящий момент, мы можем на время вернуться назад и тут же думать о движении вперед, но работать надо «здесь и сейчас».Вы очень многое можете сделать.Если Вы не надеетесь на меня, то лучше идите к другому специалисту.Я Вам могу предложить только совместную работу.Мы работаем вместе, Вы и я.Причем поначалу моя роль достаточно авторитарна, но по мере работы Ваши значение и роль будут увеличиваться.И я из направляющей и организующей силы превращаюсь в Вашего помощника и консультанта, т.е я буду Вам помогать, но главное будете делать Вы».

В процессе подробного знакомства с мамой, когда вы рассказываете о материнской любви, рассказываете о голосе, рассказываете об общности, вы должны убедиться, что мама все понимает и хочет работать.И тогда вы говорите: «Значит, мы с Вами договорились…Но, единственное, что у Вас не получится, заранее могу Вам сказать, я просто этого не допущу, у меня есть такие возможности….– сделать ребенка абсолютно таким, как Вам хочется: послушным, как бы зомбированным.Мы с Вами будем делать ребенка здоровым, радостным, счастливым.Но не послушным, не исполнителем, не роботом.Только здоровым, только радостным, только способным к развитию».

Мы должны помнить общий закон психотерапии: мы всячески стремимся уйти от фраз и суггестий2 с частицей «не»: «не будет», «не следует»…Мы всегда говорим о том, что будет хорошее, и не фиксируем внимание на плохом, то есть настраиваем маму на позитив: на развитие, на радость и здоровье.

Наконец, вы чувствуете, что мама готова работать.Тогда вы даете маме базовую программу.Вы говорите: «Мамочка, теперь…берите бумагу, я Вам буду диктовать базовую программу, состоящую из четырех блоков.Это как бы ночная сказка.Примерно через 20-30 минут после того, как Ваш ребенок заснул, Вы садитесь рядом с ним, берете программу.Пока Вы ее не выучите, Вы ее читаете.Ваша рука должна быть рядом с ручкой или головкой ребенка.Можно подстраиваться под его дыхание….И дальше Вы по программе читаете фразы – программа состоит из фраз.Прочитав фразу, Вы ее затем мысленно передаете ребенку, как бы вкладываете свою мысль в его сознание.Мысли материальны, Вы это знаете! Затем ту же фразу повторяете вслух.И так идете по всей программе».

«Сказка наша состоит из четырех блоков.Каждая фраза базовой программы проверена и отработана на многих детях.И ее формулировка ужу достаточно постоянна.Фразы базовой программы желательно не менять.Это жесткий стереотип, по нему, пожалуйста, и идите».

Работа по базовой программе является как бы испытательным сроком.В зависимости от того, как мама ее будет воспринимать, как мама будет ее реализовывать, как мама будет работать, вы понимаете, стоит ли продолжать лечение.Примерно 15–20 процентов мам не могут работать по нашему методу, но остальные работают – и работают хорошо.

.Маме дается базовая программа для индивидуальной работы с ребенком.

Первый блок.
Витамин материнской любви

1.Я тебя очень-очень сильно люблю.

Объясняйте мамам, что они все любят своих детей, бабушки любят своих внуков.Каждый их любит по-своему.Но существует еще вселенская биологическая любовь, общая у людей и животных.Вот мамы, будучи «человеками», забывают, что надо в своей любви отдавать себя.Они отдают внимание, отдают заботу, уход, целуют, а вот потратить себя не умеют.Посмотрите на животных.Самка нередко идет на смерть ради своего детеныша.

2.Ты самое дорогое и родное, что у меня есть.

Эта фраза продолжает объяснение матери в любви к своему ребенку.

3.Ты моя родная частичка, родная кровинушка.

Эта фраза не всегда годится.Приемным детям ее говорить нельзя.

4.Я без тебя не могу жить.

Эта фраза углубляет убеждение ребенка в его огромной роли в жизни матери.

5.Мы все тебя очень сильно любим.

Эта фраза действует великолепно.

Второй блок.
Физическое здоровье

Я всегда требую, когда мама работает со вторым блоком, она должна мысленно держать перед глазами улучшенный портрет своего ребенка.Я говорю мамам: «Девочка замечательная.Ну, просто загляденье, мальчик.Но все-таки он может быть лучше, вот каким бы вам хотелось в идеале.Старайтесь его перед внутренним взором держать».

1.Ты сильный, здоровый, красивый.

2.Ты хорошо кушаешь, и поэтому быстро растешь и развиваешься.

Подводные камни: не все нуждаются в том, чтобы лучше кушать, – и так лопают за обе щеки.Фразу можно построить так: «Ты нормально кушаешь.» Но в общем фраза замечательно работает.Почему? Ведь мамы и особенно бабушки ломают аппетит у детей с необычайной легкостью.Не говоря о том, что часто идет однообразное питание до года, и есть просто ряд продуктов, которые ребенок не знает, не любит.И тогда в эту фразу можно внести такую поправку: «Тебе очень нравится и хочется кушать то-то и то-то».Здесь совсем другой принцип: тебе хочется кушать! И аппетит возникает как бы сам собой, изнутри.И проблемы очень быстро снимаются, поверьте мне.Ребенок начинает нормально есть, потому что ему хочется есть.У него появляется внутренняя установка на еду.

3.У тебя крепкие и здоровые сердечко, грудка, животик.

Здесь вся психосоматика.Это общая фраза, а потом по отдельности: для бронхиальной астмы одно, для дискинезии кишечника – другое, для легких проявлений диабета – третье, мы потом сюда включим содержание.Мы идем по системам организма.

4.Ты легко и красиво двигаешься.

Сюда потом, при составлении индивидуальных программ, многое можно включить.И спастику, и моторную незрелость.«Тебе хочется бегать».«Тебе хочется наступать на ножку».«Тебе хочется двигать пальчиками».То есть все время через желание, через потребность.

5.Ты закаленный – мало и редко болеешь.

Сюда ОРВИ, частые простуды.Каждая фраза – это микроблок для дальнейшей работы.

Третий блок.
Нервно-психическое здоровье

1.Ты спокойный мальчик/спокойная девочка.У тебя хорошие крепкие нервы.

Практически нормализуется сложная нейропсихическая динамика процессов раздражения, торможения, их подвижность и взаимодействие.Уменьшается раздражительность ребенка, возбудимость, нервозность.

2.Ты совсем не любишь (или тебе совсем не нравится) плакать.Дальше сюда включаются: Ты можешь внимательно и подолгу играть в игры.Тебе нравится быть спокойным.Все, что касается астенических и неврастенических проявлений.

3.Ты умный мальчик /умная девочка.У тебя хорошо развиваются головка и ум.Ты все хорошо понимаешь и запоминаешь.

Эти фразы для школы, для подготовки к школе, для компенсации задержек развития.

4.У тебя хорошее настроение.Ты любишь улыбаться.

Это раздел для всех аффективных нарушений.Субдепрессия (неглубокая депрессия) у детей – это одна из очень серьезных патологий.Она является основной причиной психосоматических заболеваний.Мы часто недооцениваем субдепрессивные и депрессивные состояния у детей младшего возраста.

5.Ты хорошо спишь.Ты легко и быстро засыпаешь.

Это фраза, с которой обычно начинаются улучшения в нервно-психической сфере.Сон очень быстро налаживается.Потом сюда можно включать: «Тебе нравится засыпать одному.Тебе нравится засыпать при слабом свете или даже в темноте».

6.Ты очень хорошо отдыхаешь, когда спишь.

Сон становится глубоким, спокойным.Ребенок просыпается свежим, радостным, активным.

7.Ты видишь только хорошие добрые сны.

Снимает устрашающие, травмирующие ребенка сновидения, после которых у многих детей возникают различные страхи и другие невротические расстройства.

8.Ты очень смелый и храбрый ребенок.

Эта фраза возможна в двух вариантах: «Тебе очень нравится и хочется быть смелым и храбрым».Сюда будут включены все фобические расстройства (при составлении индивидуальных программ).

9.У тебя хорошо развивается речь.

Эта фраза относится к развитию речи, здесь вся речевая патология.

Четвертый блок.
«Народная медицина»

1.Я забираю и выбрасываю твою болезнь.

Первую неделю этот блок мы можем даже не включать в программу.Потому, что мы еще не знаем, что мы забираем, и что мы выбрасываем.

Завершающая фраза: «Я тебя очень сильно люблю».

.Мама все это записала.Базовая программа дается обычно маме без ребенка.Потом вы говорите: «Ну, мама, а теперь давайте учиться.Представьте, что ребенок там, на расстоянии, и Вы передаете ему информацию.Вы сейчас сами не будете читать программу, я Вам буду диктовать первый блок.Вы его слушайте и каждую фразу передавайте своему ребенку.Я Вам сейчас говорю фразу, Вы ее как будто прочитали, мысленно передайте своему ребенку, как бы вложите в его сознание, а затем эту фразу повторите вслух»..Оптимальная последовательность – сначала мысленно, потом вслух.Делали наоборот – хуже.Значение мысленной передачи программы очень велико.

Какие здесь бывают ошибки? Первое.Вместо мысленной части начинают сразу говорить.Мысленная же часть может оказаться куда значимей, чем словесная и определять эффект у детей в возрасте до одного года.Второе.Спешка.Мама начинает спешить, особенно в мысленной части.И третье, при проговаривании вслух нет выразительности, а мысленно – нет сосредоточенности.

Дали программу.Мама ее проговорила.«А теперь, до свидания.Наша следующая встреча через неделю.Я буду проверять, как Вы работаете.Вы в моем присутствии, приведя ребенка или без него, будете проговаривать всю базовую программу».

Базовая программа дается всем родителям одинаковая, а индивидуальная создается на основе наших представлений о ребенке и данных объективного обследований и на основе дневников мамы и других членов семьи.«Соберитесь всей вашей семьей.и напишите все, что Вас тревожит.Важны трудности, которые испытывает ребенок, а не чем он труден для Вас» (выд.ред).Например: «Ему трудно сосредоточиться, он не может усидеть на месте больше 5 минут, очень обидчивый, боится знакомиться с детьми и т.д.

Затем вы говорите: «В нашей работе прошлого нет.Будущее будет.Это то, к чему мы стремимся.Мы говорим о настоящем: здесь и сейчас.И когда Вы напишете вот это все, считайте, что все, что Вас волнует и тревожит, Вы как бы отдали бумаге, а через бумагу – мне.И у Вас на душе этого груза больше нет.Вы к нему не возвращайтесь.Вы воспринимайте ребенка таким, какой он есть сейчас.Вот он такой.Вот Вам уровень, планка, с которой мы начинаем, мы воспринимаем ребенка здесь и сейчас, вся наша работа устремлена в хорошее будущее.Возврата в сторону плохого не будет – это невозможно! А нужно, чтобы он был таким, замечательным и здоровым, каким мы хотим его видеть.Будем над этим работать.

Ни в коем случае не вспоминайте прошлое и к нему не возвращайтесь.Вы с ребенком – единое поле, и пока все это сидит в Вас, это будет сидеть и в нем.Вы должны очистить себя, и вместе с Вашим очищением будет очищаться и Ваш ребенок.Это психологически необходимо.Нет прошлого.Было.И хватит это жевать.Давайте работать, чтобы этого не было.В детском возрасте очень многое компенсируется даже спонтанно».

Дальше вы говорите родителям: «Вы берете тетрадку.На первом листе пишете базовую программу.На следующем листе пишете все, что вас тревожит.А дальше, что очень важно, идет дневник, в котором потрудитесь не возвращаться к тому, что плохо.Только если вы забыли что-то, тогда припишите туда, на вторую страницу, а чтобы в дневнике плохого не было.В дневнике должно быть только позитивное, только хорошее.И Вы не ждите, когда хорошее проявится так, что Вы его легко заметите.Вы его как бы программируйте в себе.Вы ждите это хорошее.Внутренне вызывайте, чтобы ребенок Вам ответил этим хорошим.Постарайтесь отметить даже самую маленькую хорошую динамику.И все это пишите в дневнике: «Да, мне нравится это.Да, ребенок лучше спит.Да, он улыбается».

Понимание этого чрезвычайно важно.Например, мы работаем с заиканием.Пока из сознания семьи, из поля семьи не ушло заикание, оно будет оставаться или возвращаться.Надо перестать страдать, перестать ждать от ребенка запинки.

.На следующее занятие мама приходит с дневником.Вы берете дневник, и на его основании и основании того, что вы о ребенке знаете, составляете индивидуальную программу.Если же индивидуальная программа сложна, то вы говорите: «Недельку еще или три дня поработайте по базовой».А за это время мы должны подготовить индивидуальную программу.Получив индивидуальную программу, мама через неделю приходит уже с результатами.И тут начинается основная работа, как бы единоборство – ваше вместе с мамой против болезни или ваше противостояние с мамой.

.До какого возраста можно так работать? – Чем младше, тем лучше.Чем старше, тем сложнее.До 8-9 лет хорошо.Потом мальчишки перестают воспринимать мамины признания в любви.Они уже мужчины.Но по существу – это всевозрастная программа.Главное, грамотно построить.Это зависит от того, насколько умен доктор и насколько умна мама.Здесь вся психотерапия: от рациональной до семейной и суггестивной.В принципе, это материнская суггестия (внушение – ред.).Только она безопасна для ребенка.Потому что мама повредить ребенку не может.есть в ней святое.А все остальные могут ему повредить.

С какого возраста можно так работать?

– Я начинаю работать с периода зачатия.Можем работать с беременными.Возраст не имеет нижней границы.Да и верхней, наверное, не имеет.Я работаю иногда с подростками.Но работа с подростками – это дело будущего развития метода.

.состояние ребенка не является противопоказанием к проведению работы.Заболел, температура – все равно работайте.А вот состояние мамы является прямым показанием или противопоказанием.Если мама больна.истощена.если у мамы неприятности, этот день надо пропустить.Никакого витамина материнской любви она передать в таком состоянии не может.

(взято с сайта Благотворительный фонд профилактики и реабилитации больных наркоманией «Нарком»)

Психотерапия материнской любовью

Издатель: ДеЛи Принт

Год издания: 2004

Возраст: с 0 лет

Книга известного психотерапевта Б.3.Драпкина представляет собой курс лекций, прочитанный для психотерапевтов и психологов, в котором из­ложены теоретико-методологические основы нового направления психоте­рапии — психотерапии материнской любовью, а также обсуждаются общие проблемы детской психотерапии, проблема установления диагноза и выбора оптимальной терапии для конкретного ребенка.Автор предлагаемой книги, может быть, впервые показал не только причины развивающихся психиче­ских расстройств, но и дал реальные практические пути их профилактики и лечения.Он показал, что одной из важнейших причин психических рас­стройств, как у детей, так и у взрослых людей, является лишение маленького человечка, ребенка материнской любви.

Большое внимание уделено лечению заикания, что делает эту книгу полезной и интересной для логопедов.

Лекционный стиль изложения позволит специалистам понять глубин­ное содержание метода Б.3.Драпкина, чтобы практически использовать его как в работе с детьми, так и при работе со взрослыми пациентами.

Книга доступна и полезна также и мамам (отцам, бабушкам и дедушкам), заинтересованным в хорошем воспитании и правильном развитии своих детей.

Примеры из книги Драпкин Б.З.«Психотерапия материнской любовью»

  1. Ты хорошо кушаешь и поэтому быстро растешь и раз­виваешься.

Подводные камни: не все нуждаются в том, чтобы лучше ку­шать, — и так лопают за обе щеки.Фразу можно построить так: «Ты нормально кушаешь…».Но в общем фраза замечательно работает.

Почему? Ведь мамы и особенно бабушки ломают аппетит у детей с необычайной легкостью.Не говоря о том, что часто идет однообраз­ное питание до года, и есть просто ряд продуктов, которые ребенок не знает, не любит.И тогда в эту фразу можно внести такую поправку: «Тебе очень нравится и хочется кушать то-то и то-то» (продукты, которые раньше ребенок не принимал).Обычно как боролись с пло­хим аппетитом? Сидит маленький «монстр» за столом, мама с ложкой прицелилась, в ложке — каша.Для того чтобы закинуть кашу, надо чтобы он открыл рот.А чтобы он открыл рот, надо его как-нибудь удивить.И вот бабушка на четвереньках бегает по кругу.И это ма­ленькое существо от удивления, от хохота открывает рот, и мама как в кочегарку кидает туда еду.В результате ничего, кроме выплевывания, нет.Здесь же совсем другой принцип: тебе хочется кушать! И аппетит возникает как бы сам собой, изнутри.И проблемы очень быстро сни­маются, поверьте мне.Ребенок начинает нормально есть, потому что ему хочется есть.У него появляется внутренняя установка на еду.

СКАЧАТЬ Драпкин Б.З.«Психотерапия материнской любовью» Драпкин Б.З.«Психотерапия материнской любовью»

Рейтинг автора
Автор статьи
Валентин Пырьев
Написано статей
1036
Ссылка на основную публикацию