Путь к богу с чего начать

Тема статьи: Путь к богу с чего начать - разбираемся в вопросе, тренды 2019 года.

Два пути к Богу

Существует два пути, два направления человеческой жизни: путь всецелого служения Богу, который наиболее полно проявляется в монашестве, и путь служения Богу через исполнение евангельских заповедей в миру – создание семьи.Эти два пути различны, но не противостоят друг другу.Теперь обе дороги одинаково окутаны густым туманом.Люди идущие по ним беспрерывно сталкиваются с препятствиями, не знают, как их преодолеть, теряют ориентиры, и, наконец, сами не понимают, где они, зачем, и куда им надо идти.

Монашество это концентрация духовных сил на самом главном, – на общении человека с Богом.Это как бы исчезновение человека перед Богом, воскресение через благодать его души прежде воскресения мертвых.Это желание и готовность пожертвовать всем ради единственного богатства и сокровища – стяжания Духа Святаго.Монах – тот, кто не привязан к этому миру, кто умер для него и живет в будущей жизни, чье сердце пребывает в непрестанной молитве, кто смотрит на землю как бы из вечности.

У современного монашества много препятствий и трудностей, искушений и соблазнов.Самая большая трудность заключается в том, что в нашей стране монашество было почти все уничтожено, и образовалась дистанция, похожая на глубокий ров, между прошлым и современным монашеством.Прервалась преемственность, исчезла живая традиция, умерли последние старцы, т.е.опытные в духовной жизни монахи, и все надо начинать сначала.

Вторая трудность – характер современного человека, гордого и самонадеянного, который больше хочет учить, чем учиться.Здесь проявляется притязание молодых монахов на старчество, с одной стороны, и значительной части монахов, которые не хотят послушания и считают, что можно руководствоваться одними книгами.

Следующая опасность – это переход на внешнюю деятельность, когда молитва, очищение сердца от страстей и внутренняя жизнь ставятся на второй план.Такая деятельность стала характерной для католических монастырей и превратила их в специализированные монашеские ордена, между тем, как восточное монашество относится к этому вопросу по-иному, а именно, монашество – это образ жизни, стремление к безмолвию, это общение с миром через молитву.У монаха есть послушание, но нет специальности и профессии.

Монашество – это новый образ жизни.В связи с либерализацией нашего общества понятие о монашестве постепенно исчезает и в пример монашеству ставится бурная внешняя деятельность, которая доступна в такой же степени для мирян.Здесь ценен опыт современных монастырей тех стран, где монашеская традиция не была порвана в связи с историческими потрясениями.

Второй путь – это создание семьи, и здесь мы видим психологическую неподготовленность людей для христианского брака.Основа семьи – это любовь и взаимопонимание.Однако, для современного человека слово любовь сливается с представлением о страстном влечении людей друг к другу.Исчезает страсть, или вытесняется страстью к третьему лицу, и любовь пропадает.Люди, развращенные с детства трудно воспринимают такое свойство любви, как верность.Между любовью и страстью существует коренное различие.Страсть хочет захватить другого, присвоить его к себе; а любовь – это жертвенная самоотдача.Современный человек разучился жертвовать для других, а потребительский принцип делает семью полем противоречий.

Одно из чувств, противостоящих любви, это гордость.Современный человек горд.Он считает, что в семье ему должна принадлежать руководящая роль, поэтому в семье идет постоянная борьба за власть, и другое лицо воспринимается, как конкурент и противник, которого надо подавлять.Такое же желание господствовать нередко проявляется и по отношению к детям.Родители следят за каждым поступком ребенка не чтобы исправить, а чтобы придраться и показать свое превосходство.Из-за этого вырастают или же маленькие деспоты, или безвольные люди, которым трудно принимать самостоятельное решение.Иногда родители впадают в противоположную крайность: они вообще не обращают внимания на детей, а занимаются своими делами.И в первом, и во втором случаях одна причина – дефицит любви.

Супруги должны стараться понять друг друга, посмотреть друг на друга или на конкретную жизненную проблему глазами другого человека.Поэтому в браке кроме любви должно быть единство или сходство во взглядах на жизнь, общие нравственные принципы, а для верующих людей – духовное единство как исповедание одной веры.Между тем, люди, вступающие в брак, часто не интересуются верой и мировоззрением того человека, с которым они собираются связать свою жизнь.Им кажется, что все утрясется само собой, больше интересует другое: положение в миру, образование, материальный достаток, и часто, после брака, рядом оказывается душевно чужой человек, который не может или не хочет понять тебя, который в лучшем случае может быть только партнером.

Брак – это помощь друг другу во временном и вечном, в материальном и духовном.Брак налагает на человека определенные обязательства.Если есть любовь, то несение этих обязанностей доставляет удовлетворение и радость, а если ее нет, то воспринимается как обуза, как тяжесть, которую надо нести на своих плечах, и вызывает только раздражение и взаимные упреки.Основа брака – это честность супругов друг перед другом, а ложь стала универсальным явлением современной жизни, и семья не представляет исключения.Поэтому фальшь разъедает взаимоотношения, казалось бы, самых близких людей, как ржа разъедает железо.

Семья должна быть оазисом, где человек находит отдых от знойной пустыни мира, а она превращается в место непрерывных сражений.Человеку не хочется приходить в свой дом, где нет душевного тепла, и он ищет счастья на стороне – иллюзорного счастья в вине, наркотиках и разврате.Даже в семьях, которые можно считать благополучными, наблюдается следующее: супруги по вечерам сидят у телевизора рядом друг с другом, но как бы разделенные стеной, с взорами, устремленными на голубой экран.Они живут в нем.Они забыли о существовании своей семьи, – она им не нужна.Они живут чужой жизнью, которая проходит перед их глазами.Часто рядом с родителями сидят их дети.Теперь редко какая передача обходится без порнографии, и дети постепенно перестают уважать родителей, которые перестают быть для них нравственными авторитетами.

Самое могучее средство для воспитания ребенка это пример родителей, а родители не могут быть примером своих детей.Это чувствуют дети, и в них возникает протест против собственных родителей.Семья распадается на враждебные группы, родители перестают любить своих детей.Раньше рождение ребенка, его воспитание было источником радости; в ребенке родители как бы заново переживали свою жизнь.Теперь рождение ребенка воспринимается как новая тяжесть, которую нужно нести неизвестно для чего.

В современном мире убийство плода принимает форму эпидемий, которая уносит десятки миллионов жизней на пяти материках.Совместное преступление не соединяет, а разделяет супругов.Убийство младенцев это тот грех, который делает семью владением темных сил.Люди чувствуют, что в их домах происходит что-то неладное: это вспышки ненависти друг к другу, уныние, часто беспричинная раздражительность, переходящая в ярость.Кровь детей мстит за себя, поэтому семьи разваливаются с легкостью карточных домиков.

Человек должен подготовить себя к браку.Только в христианской семье возможно счастье.В физике есть закон: от перемены температур в самом твердом металле образуются микротрещинки, невидимые глазом, затем они расширяются, металл становится хрупким и неожиданно ломается.То же происходит и в семье: мелкие неприятности, неуважение друг к другу, взаимные оскорбления – это маленькие трещинки во взаимоотношении супругов, которые затем расширяются и углубляются.Ссоры переходят в привычку, и если о них скоро забывают, то они все равно остаются в глубине подсознания, и человек становится перед фактом: он не любит и не хочет семьи.Поэтому человек, вступая в брак, должен осознать, какую ответственность берет на себя, и искать силы в молитве к Богу.Семья должна быть школой терпения и борьбы с эгоизмом, а в наше время она часто превращается в предмет захвата, когда человек относится к другому, как инструменту, который можно употребить в своих целях, а затем отбросить прочь.

Синонимом христианского брака является венчание.Если раньше венцы символизировали собой чистоту, которую сохранила чета до брака, то теперь они все больше приобретают символический смысл будущей награды за терпение, которое супруги должны проявлять друг к другу в их совместной жизни, в рождении и воспитании детей.В наше время брак часто превращается в мученичество, поэтому христианский брак награждается как подвиг.

Для начинающих церковную жизнь

Что делать после Крещения?

— Прежде всего осознать, что после Крещения человек становится членом Церкви, а членство в любом обществе или организации предполагает наличие прав, обязанностей и ответственности.Церковь важнее любой земной организации, так как имеет неземное происхождение и ее Главой является Господь наш Иисус Христос.Крещением открывается дверь в Царство Небесное и человеку дается право в эту дверь войти и при условии исполнения обязанностей, которыми являются заповеди Божии, наследовать жизнь вечную.Ответственность означает ответ или отчет о проделанной работе по исполнению обязанностей, который каждый человек даст Богу на частном суде, то есть по окончании земной жизни и на всеобщем Страшном суде, который будет после Второго Пришествия Христа Спасителя на землю.Путь указан, дверь открыта, остается только приложить усилия, чтобы по этому пути пойти, то есть начать воцерковление.

Как быть, если чувствуешь себя неуверенно при посещении храма, боясь сделать что-то не так?

— Не надо этим смущаться.Неуверенность быстро пройдет, если начать регулярно ходить в храм.Чтобы больше узнать о правилах поведения в храме можно приобрести в церковной лавке соответствующую литературу.

Не следует обижаться, если кто-то в храме не вполне корректно сделал замечание, например о том, что не той рукой и не так поставлена свеча или что-то другое сделано не верно.Надо постараться таких людей не осуждать, а сказать им: «Простите Христа ради».Или отойти молча, помолившись: «Господи! Прости мне грехи мои, как и я этому человеку прощаю!»

Что означает слово «воцерковленный»?

— Воцерковленный христианин — это тот, кто ясно понимает цель христианской жизни — спасение.Он соразмеряет свои мысли и поступки с Евангелием и Священным Преданием, хранимым Церковью.Для такого человека христианского — норма жизни, пост для него не просто ограничение в пищи и питии, но и время покаяния о своих грехах, церковные праздники — время торжества о событиях, имеющих прямое отношение к Промыслу Божию о спасении человека, а главное — к нему самому.

Воцерковление человека прямо влияет на его служебные и личные отношения.Они становятся ярче, глубже и ответственнее.Нарушая церковные установления, он понимает, что поступает не просто неправильно, но обедняет и губит этим свою жизнь.И при первой же возможности он прибегает к Таинствам Исповеди и Причащения, видя в них единственно возможное лекарство для исцеления своей души.Наконец, воцерковленный человек — это тот, кто ощущает себя сыном Церкви, для которого всякое отдаление от нее мучительно и трагично.Невоцерковленному человеку лишь предстоит обрести в себе такое сыновное чувство и понять, что вне Церкви нет спасения.

С чего начать воцерковление?

— Молитва, посещение храма, регулярное участие в Таинствах Исповеди и Причащения — являются началом и основой церковной жизни православного христианина.

Какие могут быть препятствия на пути воцерковления?

— Препятствиями на пути воцерковления могу служить те соблазны и нестроения, которые иногда встречаются в церковной жизни.Эти соблазны и пороки бывают действительные, реальные, но бывают и кажущиеся, надуманные.Но в любом случае для правильного отношения к ним необходимо всегда помнить о том, что Церковь по своей природе одновременно и небесная, и земная.Небесное в Церкви — это действующий в ней Господь, Его благодать, Его угодники и бесплотные ангельские силы.А земное — люди.Поэтому и в церкви можно столкнуться с человеческими недостатками, совершенно «земными» интересами, немощами людей.В этом случае очень легко соблазниться и разочароваться.Но надо попытаться это правильно понять.Люди приходят в церковь спасаться, но при этом они не становятся автоматически святыми.Они приносят сюда свои болезни, страсти, свои греховные навыки.Многие с Божией помощью побеждают себя, свои худые наклонности, но на это иногда уходят годы.

Необходимо познать себя самого, свою собственную немощь, чтобы никого не осуждать.Важно не судить Церковь как бы со стороны, нужно жить в ней, ощущать себя ее неотъемлемой частью , считать ее недостатки своими недостатками.

Также необходимо знать, что враг спасения всегда стремится поссорить, разобщить людей, восстановить их друг против друга.И тут главное его оружие — это ложь.Он показывает то, чего реально нет, мелкие промахи представляет страшными преступлениями.

Надо всегда помнить, что очень многое зависит от того, с каким помыслом, с каким внутренним устроением оценивает человек окружающую его реальность.Замечательно рассуждает о том, на сколько зависит оценка этой реальности от «помысла», старец Паисий Афонский: «Когда некоторые говорили мне, что соблазняются, видя в Церкви много неподобающего, я отвечал им так: «Если спросить муху, есть ли здесь в окрестностях цветы, то она ответит: «Насчет цветов не знаю.А вот консервных банок, навоза, нечистот вон в той канаве полным-полно».И муха начнет по порядку перечислять тебе все помойки, на которых она побывала.А если спросить пчелу: «Не видела ли ты здесь в окрестностях какие-нибудь нечистоты?», то она ответит: «Нечистоты? Нет, не видела нигде.Здесь так много благоуханных цветов!».И пчела начнет перечислять тебе множество разных цветов — садовых и полевых.Видишь: муха знает только о помойках, а пчела — о том, что неподалеку растет лилия, а чуть подальше распуститься гиацинт.

Как я понял, одни люди похожи на пчелу, а другие на муху.Те, кто похож на муху, в каждой ситуации выискивает что-то плохое, и занимаются только этим.Ни в чем они не видят ни капли доброго.Те, кто похож на пчелу, находят доброе во всем».«Если хочешь помочь Церкви, исправь себя самого, и сразу исправится одна частичка Церкви.Если бы это все, естественно, исправилась бы Церковь».

Человек, осуждающий чужие недостатки и грехи, сам со временем приходит в полное духовное расстройство и никому таким образом помочь не может, а может только навредить.

И, напротив, христианин, проводящий внимательную жизнь, работающий над собой, борющийся со своими страстями, становится добрым примером и помощником для тех, кто находится рядом с ним.И в этом (в том, чтобы делать то, к чему призван каждый на своем месте, стараясь, чтобы это было по Богу) заключается самая реальная польза, которую может принести верующий человек всей Церкви.

Как и с чего начать духовную жизнь?
— «Обратись к Господу и оставь грехи; молись пред Ним и уменьши твои преткновения.Возвратись ко Всевышнему, и отвратись от неправды, и сильно возненавидь мерзость» ( Сир.17:21–23 ).

Духовная жизнь — это внутренняя жизнь.Надо больше внимать внутреннему состоянию души, состоянию совести, стремиться жить по заповедям Божиим, постоянно следить за мыслями, чувствами, никого не осуждать, ни на кого не раздражаться и всех прощать.

Для желающего начать духовную жизнь необходимо:

1) Обратиться с молитвой к Богу, прося Его даровать чистую, глубокую веру, без которой нет спасения души.

2) Приобрести Священное Писание и прочитать Новый Завет.Причем, прочитав его первый раз полностью, вновь открыть сначала и каждый день читать по одной или две главы, не торопясь, внимательно, размышляя над прочитанным, стараясь вникнуть в смысл заложенного в тексте Божественного Откровения.Хорошо и полезно при этом читать Толкования на Новый Завет (например, блаж.Феофилакта Болгарского).

Можно начинать знакомство со Священным Писанием с прочтения Детской Библии, в которой простым доступным языком изложена вся история взаимоотношений Бога и человека, кратко и ясно описаны земная жизнь Господа Иисуса Христа и Его учение о Царствии Божием.

Желательно также приобрести и прочитать «Закон Божий», составленный протоиереем Серафимом Слободским, книгу, в которой объясняются основы вероучения, заповеди Божии, основные молитвы, правила поведения в храме.

3) Начать чтение святоотеческих книг, составляющих сокровищницу духовных знаний.

Подбор святоотеческой литературы для чтения есть дело сугубо индивидуальное, совершаемое по благословению духовного наставника, но есть авторы, чьи труды, понятны и полезны всем.Это епископ Феофан Затворник, святой праведный Иоанн Кронштадтский.Из современных авторов — книги архимандрита Иоанна (Крестьянкина).И, конечно, душеполезно для всех читать жития святых.

4) Для того чтобы начать обучение молитве, необходимо приобрести «Православный молитвослов» — сборник молитв, составленных святыми отцами, людьми, всю свою жизнь посвятившими служению Богу и настолько очистившими свои души, что Господь сотворил их сосудами Благодати, проводниками Божественного Откровения.Можно сказать, что Сам Дух Божий продиктовал святым отцам тексты молитв, которые Церковь впоследствии включила в сборник для всеобщего употребления.

5) Соблюдать установленные Церковью постные дни и все многодневные посты.

6) Регулярно участвовать в таинствах Исповеди и Причащения.Наиболее распространенной является частота Причащения один раз в три недели.Возможно это делать и чаще, испросив благословения у священника.

7) Необходимо молить Бога о даровании духовного руководителя — священника, которому можно было бы доверить свою душу для духовного руководства.

Чего надо остерегаться, чтобы не повредить своей душе?
— Не следует вступать в прения и слушать сектантов, убеждающих, что их вера — самая правильная.

Прежде, чем войти в незнакомый храм, надо узнать, не «служат» ли в нем раскольники.

Не следует ходить для молитвы и к «инославным» (т.е.не православным христианам).

Нельзя общаться с представителями оккультизма, «Белого братства», «Богородичного центра», мормонами, восточными и псевдовосточными кришнаитами, рериховцами, экстрасенсами, колдунами и «бабками», многочисленными «православными целителями».Общение с ними наносит сильный вред не только духовному, но и телесному здоровью.

Не нужно слушать людей, распространяющих различные суеверия.Не стоит брать ни у кого самодельных, переписанных от руки или отпечатанных на машинке молитв и заклинаний, хоть дающий и будет убеждать: «Это очень сильная молитва!» Если же что-то подобное уже взято, надо подойти к священнику и показать ему, священник скажет, как с этим поступить.

Со всеми проблемами следует обращаться к духовнику или к служащему в храме священнику.Не надо обижаться на священника, если покажется, что он оказал недостаточно внимания, важно помнить о том, что есть и другие люди, которые также нуждаются в пастыре.Надо стараться внимательно слушать проповеди священников, читать православную духовную литературу, в которой можно найти ответы на все касающиеся духовной жизни вопросы.

Не следует увлекаться политическими страстями — народ имеет таких правителей, каких заслуживает по своему духовному состоянию; изменять нужно, прежде всего, свою собственную греховную жизнь, улучшит каждый себя — улучшится и окружающий мир.

Важно помнить, что у человека нет ничего дороже собственной души, не стоит увлекаться безудержной погоней за мирскими ценностями, отнимающими силы и время, опустошающими и убивающими душу.

Нужно благодарить Бога за все посылаемое: радости и скорби, здоровье и болезни, богатство и нужду, так как все приходящее от Него есть благо; и даже скорбями, подобно горькому лекарству Господь исцеляет греховные язвы человеческих душ.

Встав на путь христианской жизни, надо не малодушествовать, не суетиться, «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» ( Мф.6:33 ) — все необходимое даст Господь в свое время.

Во всех своих поступках и словах надо руководствоваться главной заповедью любви к Богу и ближним.

Можно ли христианину пить вино?
— «Вино полезно для жизни человека, если будешь пить его умеренно.Что за жизнь без вина? Оно сотворено на веселие людям.Отрада сердцу и утешение душе — вино, умеренно употребляемое вовремя; горесть для души — вино, когда пьют его много, при раздражении и ссоре.Излишнее употребление вина увеличивает ярость неразумного до преткновения, умаляя крепость его и причиняя раны.На пиру за вином не упрекай ближнего и не унижай его во время его веселья: не говори ему оскорбительных слов и не обременяй его требованиями» ( Сир.31:31–37 ).«И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» ( Еф.5:18 ).

Почему курение — грех?
— Курение потому признается за грех, что эта привычка, именуемая даже в светском обществе вредной, порабощает себе волю человека, заставляет вновь и вновь искать своего удовлетворения, в общем, имеет все признаки греховной страсти.А страсть, как известно, доставляет душе человека только новые муки, лишает ее свободы.Иногда курильщики говорят, что сигарета помогает им внутренне успокоиться и сосредоточиться.Однако известно, что никотин действует разрушающе на мозг и нервную систему.А иллюзия успокоения возникает потому, что никотин оказывает еще и тормозящее воздействие на рецепторы головного мозга.Греховным является все, чем человек наносит вред своему здоровью.Здоровье — дар Божий.

Чем опасна нецензурная брань?
— Слово играет большую роль в жизни человека, который, в отличие от всех остальных живых существ назван существом словесным.Слово есть воплощенная мысль и выражение чувств человека.У каждого человеческого слова есть свой дух, сокровенное содержание, которое влияет на душу человека в зависимости от того, какое это слово.Слова молитв облагораживают и приближают душу к Богу, а грязные и нечистые слова приближают душу к тем невидимым существам, которые сами нечисты.Известно, что одержимость нечистыми духами иногда проявляется в виде жуткого сквернословия.И потому тот, кто приучает себя произносить скверные слова, невольно склоняет самого себя к одержимости.Действительно, не одержимость ли тот случай, когда матершинники уже просто не могут говорить без скверных слов, и если вынуждены в определенных условиях долго сдерживать себя, то чувствуют внутреннее побуждение к мату, как будто внутри кто-то требует произнести злое слово.Так что погубить свою бессмертную душу можно простой привычкой произносить нечистые слова.«Ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишъся» ( Мф.12:37 ).

Накажет ли Бог тех, кто смотрит телевизор?
— Церковь не запрещает смотреть телевизор, она предупреждает, как опасно быть зависимым от телевизора.Даже не говоря о передачах, разрушающих сознание и души детей и взрослых.Надо уметь выбирать, что полезно, а что вредно и губительно для души.Есть немало и хороших передач, в том числе православных, но немало в других передачах и откровенного развращения, насилия, ненависти к человеку.Надо уметь вовремя нажать кнопку.«Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» ( 1 Кор.6:12 ).

Могут ли православные христиане содержать в своем освященном жилище собаку?
— Мнение о недопустимости нахождения собак в квартирах и иных помещениях, где есть иконы и другие святыни является суеверием.Собака, равно как и иные не опасные для людей животные, могут жить в жилище христиан.При этом необходимо предпринимать меры предосторожности, чтобы домашние питомцы не имели доступа к святыням (иконам, святым книгам, антидору, святой воде и т.д.).

В чем разница между религией и наукой?
— Религия и наука — две разные и одинаково законные области человеческой жизни.Они могут входить в соприкосновение, но противоречить друг другу они не могут.Религия движет науку в том смысле, что она пробуждает и поощряет дух исследования.Сама Библия учит: «Сердце разумного ищет знания, уста же глупых питаются глупостью» ( Притч.15:14 ).«Послушает мудрый — и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы» ( Притч.1:5 ).

Обе — религия и естественная наука — требуют для своего обоснования веры в Бога, только для религии Бог стоит в начале, а для науки — в конце всего мышления.Для религии Он является фундаментом, для науки — венцом разработки миросозерцания.Человек нуждается в естественных науках для познания, а в религии — для действования (поведения).

Для чего человек живет на земле?
— Земная жизнь дана человеку для подготовки к жизни вечной.Подлинный смысл жизни может заключаться лишь в том, что не исчезает со смертью человека, поэтому искать этот смысл надо в благе не для тела, а для бессмертной души — в ее добродетельных качествах, с которыми она пойдет к Богу.«Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» ( 2 Кор.5:10 ).Душа бессмертна, и наслаждаться приобретенным даром благодати сможет вечно.«Благодатию вы спасены через веру, и это не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился.Ибо мы — Его творение — созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» ( Еф.2:8–10 ).Однако, чтобы душа смогла наслаждаться не только здесь, на земле, необходимо ее просвещать, воспитывать, обучать, чтобы духовно возрастать и совершенствоваться, чтобы она смогла вместить ту радость, которую Господь предуготовил всем любящим Его.

Именно в поиске добра и творении его, постепенном, но неуклонном взращивании в душе всей полноты любви, на которую она по своей природе способна, в поступательном продвижении души на пути к Богу — в этом обретается единственный истинный, непреходящий смысл жизни человека.Цель жизни — подражание Христу, стяжание Духа Святого, постоянное богообщение, познание и исполнение воли Божией, то есть в богоуподоблении.Цель жизни достижима при условии воплощения главного смысла ее, который заключается в непрестанном возрастании в любви к Богу и людям: «Возлюби Господа Бога Твоего…, и ближнего твоего, как самого себя» ( Мк.12:30–31 ).Пример всесовершенной жертвенной любви дал Сам Спаситель, пойдя на крестные страдания ради спасения всех людей (см.Ин.13:15 ).«Подобны будьте мне, как я Христу» ( 1 Кор.4:16 ).

Если нет стремления к этому, то жизнь, с христианской точки зрения, бесцельна, бессмысленна и пуста.Но чтобы стяжать Духа Святого, надо очистить сердце от страстей и, прежде всего, от гордыни — матери всех пороков и грехов.

Всю земную жизнь человек должен посвятить заботе о своей бессмертной душе, которая будет жить вечно, а не о теле и не о приобретении земных временных благ.«Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» ( Мк.8:36 ).

Источник: Православная газета, Екатеринбург.

Комментарии 4

Рассмотрим предложение-,Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим.Если вчитаться внимательно в эту фразу-получается, чтобы Создатель простил нам долг мы должны его иметь этот долг и иметь должников.Это типа прошу Спаси от наводнения, но если наводнения нет — значит его надо сделать, а потом спасать тебя от этого наводнения.Миллиарды людей по нескольку раз в день просят — Избави от лукавого и его искушений-Это значит, чтобы избавить тебя — это должно произойти.Покаяние это не тот путь он — ложный.Благодарение Создателя за всё прекрасное, что с тобой присходит-это истинный путь .

Я согласна с вами Николаи.но если мы перед благодарением еще и покаемся .как вы думаете .ето будет лучше и сильнее.может путь к Богу-ето не ровная дорога.А ето ступени вверх.первая-покояние.вторая-благодарение.а третья.Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ ГОСПОДИ.

Каяться надо грешникам.А вот ребёнок читает Отче Наш-Ну какие у него долги? Какие должники? Искушения?-Ведь ребёнок ещё ангел, а уже виновен! Кайся! кайся-ведь ты уже рождён, и автоматом виновен.БИБЛИЮ ПИСАЛ НЕ ВСЕВЫШНИЙ — А ЦАРЬ — КОНСТАНТИН.ОН ПРОВОДИЛ РЕДАКТИРОВАНИЕ ВСЕГО НАПИСАННОГО.ЧТО ЕМУ НРАВИТЬСЯ-ПЕЧАТАЕМ.ЧТО НЕ НРАВИТЬСЯ-В ОГОНЬ.НО Я ТАК ПОНИМАЮ — ЕГО МНЕНИЕ РАСХОДИЛОСЬ С МНЕНИЕМ И РАБОВ , И ТОРГОВЦЕВ, И РЕМЕСЛЕННИКОВ .,И ПРОЧИХ ЛЮДЕЙ, ОН-ЦАРЬ КОНСТАНТИН ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР БИБЛИИ.( ПОЧЕМУ И ГОРОД ЗАВОЕВАН, ПОСЛЕ ?),НО ВСЁ РАВНО-ОН ГЕРОЙ — КТО БЫ РЕШИЛСЯ НА ТАКОЙ ВЕЛИКИЙ ПОСТУПОК-СОЗДАНИЕ БИБЛИИ?.МНЕНИЕ ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА — НЕ ЕСТЬ АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА.ТВОРЕЦ МИРА ТАЙНОГО И ЯВНОГО-МНОГО ВЫШЕ ЭТИХ ПИСЕМ И ПИСАНИЙ.ТВОРЕЦ-ЛЮБОВЬ, АБСОЛЮТНЕЙШАЯ ИСТНА, СМЫСЛ НАШЕЙ ЖИЗНИ.ТВОРЕЦ СОЗДАЛ ЭТОТ МИР ДЛЯ РАЗВИТИЯ, ПОСТРОЕНИЯ ТОГО ЧТО, ОН САМЫЙ ВЕЛИЧАЙШИЙ ВЕЛИКОЛЕПНЕЙШИЙ ЗАДУМАЛ-И ЭТО ЕСТЬ МЫ С ВАМИ.ПРОСТО МЫ ОБ ЭТОМ НЕ ПОМНИМ-В ЭТОМ ИЗЮМИНКА.СОЗДАТЕЛЬ МИРОВ НАС СОЗДАЛ ДЛЯ СЧАСТИЯ — ЛЮБВИ — БРАТСВА-МИЛОСЕРДИЯ ДРУГ К ДРУГУ.КТО ПРОТИВНИК ЭТОМУ ТОТ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ПЕРСОНАЖ.БОРЬБА ДОБРА И ЗЛА ПРОДОЛЖАЕТСЯ.ВЫ ПРОСТО НЕ ПОНИМАЕТЕ — ВЫ-БОГИ — КАЖДЫЙ ИНДИВИДУУМ ЖИВЕТ И ДЕЙСТВУЕТ В ЛИЧНОЙ В ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ! КУДА БЫ ЧЕЛОВЕК НЕ ПОШЁЛ — ОН ИДЁТ ПРАВИЛЬНО.ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ПЕРСОНАЖИ, КАК ЧЁРНАЯ КРАСКА ПАЧКАЮТ ВСЕ ЦВЕТА УДИВИТЕЛЬНОЙ РАЗНОЦВЕТНОЙ ПАЛИТРЫ ЦВЕТОВ СОЗДАТЕЛЯ ЖИЗНИ.БИБЛИЮ ПИСАЛ НЕ ВСЕВЫШНИЙ — А ЦАРЬ — КОНСТАНТИН.ОН ПРОВОДИЛ РЕДАКТИРОВАНИЕ ВСЕГО НАПИСАННОГО.ЧТО ЕМУ НРАВИТЬСЯ-ПЕЧАТАЕМ.ЧТО НЕ НРАВИТЬСЯ-В ОГОНЬ.НО Я ТАК ПОНИМАЮ — ЕГО МНЕНИЕ РАСХОДИЛОСЬ С МНЕНИЕМ И РАБОВ , И ТОРГОВЦЕВ, И РЕМЕСЛЕННИКОВ .,И ПРОЧИХ ЛЮДЕЙ, ОН-ЦАРЬ КОНСТАНТИН ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР БИБЛИИ.( ПОЧЕМУ И ГОРОД ЗАВОЕВАН, ПОСЛЕ ?),НО ВСЁ РАВНО-ОН ГЕРОЙ — КТО БЫ РЕШИЛСЯ НА ТАКОЙ ВЕЛИКИЙ ПОСТУПОК-СОЗДАНИЕ БИБЛИИ?.МНЕНИЕ ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА — НЕ ЕСТЬ АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА.ТВОРЕЦ МИРА ТАЙНОГО И ЯВНОГО-МНОГО ВЫШЕ ЭТИХ ПИСЕМ И ПИСАНИЙ.ТВОРЕЦ-ЛЮБОВЬ, АБСОЛЮТНЕЙШАЯ ИСТНА, СМЫСЛ НАШЕЙ ЖИЗНИ.ТВОРЕЦ СОЗДАЛ ЭТОТ МИР ДЛЯ РАЗВИТИЯ, ПОСТРОЕНИЯ ТОГО ЧТО, ОН САМЫЙ ВЕЛИЧАЙШИЙ ВЕЛИКОЛЕПНЕЙШИЙ ЗАДУМАЛ-И ЭТО ЕСТЬ МЫ С ВАМИ.ПРОСТО МЫ ОБ ЭТОМ НЕ ПОМНИМ-В ЭТОМ ИЗЮМИНКА.СОЗДАТЕЛЬ МИРОВ НАС СОЗДАЛ ДЛЯ СЧАСТИЯ — ЛЮБВИ — БРАТСВА-МИЛОСЕРДИЯ ДРУГ К ДРУГУ.КТО ПРОТИВНИК ЭТОМУ ТОТ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ПЕРСОНАЖ.БОРЬБА ДОБРА И ЗЛА ПРОДОЛЖАЕТСЯ.ВЫ ПРОСТО НЕ ПОНИМАЕТЕ — ВЫ-БОГИ — КАЖДЫЙ ИНДИВИДУУМ ЖИВЕТ И ДЕЙСТВУЕТ В ЛИЧНОЙ В ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ! КУДА БЫ ЧЕЛОВЕК НЕ ПОШЁЛ — ОН ИДЁТ ПРАВИЛЬНО.ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ПЕРСОНАЖИ, КАК ЧЁРНАЯ КРАСКА ПАЧКАЮТ ВСЕ ЦВЕТА УДИВИТЕЛЬНОЙ РАЗНОЦВЕТНОЙ ПАЛИТРЫ ЦВЕТОВ СОЗДАТЕЛЯ ЖИЗНИ.

А АВТОРУ ЗА ЕТУ СТАТЬЮ ОГРОМНАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ.

Путь Богопознания

О том, что приводит к Богу, а что уводит от Него, даже если и есть интерес к «Божественному», надо ли бояться Бога, есть ли Бог в душе, о Промысле Божием и свободе человека рассказывает профессор Алексей Ильич Осипов.

Покаяние – начало обращения к Богу

Для многих путь к Богу открывается, когда они видят бессмыслицу своей жизни, когда им надоедает жизнь в разного типа грехах – а жизнь в грехе ужасна.Душа болит, ищет выхода из жизненного тупика.А где этот выход? В философии? В литературе? Нет! Ни философия, ни литература, ни искусство, ни явления культуры не могут снять с души то бремя – именно бремя, которое налагает человек на свою душу многими поступками, в разной степени уязвляющими совесть – она просто вся изранена.И путь к Богу начинается с поиска, как освободиться от этого бремени.

Если нет покаяния, искание Бога будет не более чем увлечением и развлечением

Путь, который предлагает только христианство, и прежде всего Православие, – это покаяние.Тот, у кого нет раскаяния в своих прошлых делах, нет желания освободиться от этого груза, не может начать путь к Богу.Покаяние – это первое и необходимое.

Вспомним также, что не только Иоанн Креститель, но и Сам Христос, выйдя после искушения в пустыне на проповедь, говорил: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.4: 17).Вот начало! Если покаяния нет, то приход к христианству может так и окончиться ничем.Или будешь искать в Православии мистику.Или христианство станет этаким пустым развлечением, как вот сейчас многие увлеклись Апокалипсисом.Или станет сродни увлечению игрой в шахматы.А в христианство должна привести боль души, раскаяние.А дальше, если у человека это чувство есть, он должен, конечно, познакомиться с тем, что такое христианство.

Наказывает ли Бог?

Удивительное и потрясающее отличие христианского учения о Боге от всех других, даже и от ветхозаветного, иудейского, в том, что оно не ограничивает свободу воли в человеке.Во всех религиях Кем был Бог? Тем, Кто может сделать то, что хочет.Может помиловать, может наградить, может послать скорби, может послать изобилие.Он определяет.От человека требуется только одно: как бы угодить Богу, не оскорбить Его.Это самый центр, самая суть всякого нехристианского учения.

А что говорит христианство? Бог, оказывается, не может притеснить человеческую свободу, не может ограничить ее ни на йоту.Он, Который является Любовью, по христианскому учению, не может даже спасти человека без воли человека.Не может, если сам человек не хочет спастись! Ибо человеку дарована такая свобода, к которой никто и ничто не смеет прикоснуться.Ни обстоятельства, ни Сам Бог.

Но есть Промысл Божий.Что это такое? Промыслом Божиим христианство называет устроение жизни – одного человека, или общества, или даже целого народа, – совершаемое по духовным законам.И все эти законы не каприз или помышление Бога: мол, подумал Бог – и, пожалуйста, вот вам закон.Нет! Это не выдумка Бога.Все эти законы являются не чем иным, как выражением Божественных энергий, то есть Самого Бога.И эти духовные законы неизменны.И жизнь каждого человека, как и любого народа, устрояется в соответствии с этими законами.

В чем же суть их проявления? Я часто привожу такой пример из истории Византии.В 602 году взбунтовалась армия, а затем избранный ею главнокомандующим Фока, человек жестокий и свирепый, сверг императора, казнив его мучительным образом, и захватил власть.Его правление было тяжким, со многими казнями и расправами, империя пришла в полное расстройство.Тогда один монах всю ночь горячо молился, взывая: «Господи, за что?! Ведь у нас столько церквей и монастырей! Мы верные чада Православной Церкви! Мы так верим!» И ему под утро был голос: «Искал худшего, но не нашел».Монах остолбенел, а потом всё понял.

Мы не видим душ человеческих.Есть закон, который можно кратко выразить так: дух творит себе соответствующие формы.То есть духовное состояние и каждого человека, и народа в целом обуславливает всю совокупность жизни.Как в каждом человеке его духовное состояние определяет его направление мысли, его философию, если хотите, определяет его дела, его отношение к другим людям, так и положение государства, его законы, течение жизни в нем определяет духовное состояние его народа.

Мы любим ругать начальство: и президент у нас такой-сякой, и министры, и наш начальник… Да потому что мы сами такие! И как глубоко наш народ выразил эту идею в пословице: «По Сеньке и шапка»! Дурная власть вовсе не в наказание нам.Но духовное состояние народа, кристаллизуясь, выражается, в частности, и в том, что у народа оказываются такие вот руководители.

Да, ничего без воли Божией не может быть.Я упал в лужу.По воле Божией? Конечно.Но следует ли из этого, что я и дальше должен по воле Божией лежать в луже? Нет.Но я же по воле Божией упал! И что? Мы часто не понимаем вот этого: тот факт, что я упал в лужу, должен подвигнуть меня задуматься.Над чем? – Над собой.Случайностей нет.И то, что мы называем Промыслом Божиим, происходит в результате нашего того или иного отношения к духовным законам жизни.И совокупное состояние духа рождает соответствующее явление в жизни, причем вплоть до природных явлений.

Катаклизмы – это наказание Божие? Нет! Это естественное следствие того духовного состояния, в котором находится человечество

«Не имать дух Мой пребывати в человецех сих, зане суть плоть» (ср.: Быт.6: 3).И когда человечество погружается в плоть, случаются катаклизмы, Можно много примеров тому вспомнить – и библейских, и не библейских.Да хотя бы потоп или Содом и Гоморру.Что это? Наказание? Мол, вы грешная плоть, и Я вас уничтожу? Нет, это естественное следствие того духовного состояния, в котором находилось тогда человечество.Естественное!

И преподобный Марк Подвижник говорил о том же: что не Бог каждый раз творит то-то или то-то, а это действие законов, которые установил Бог, и об этом только невежды не знают.Все совершается по этим божественным законам.Вот он, Промысл Божий.

И духовное состояние человека зависит только от самого человека.И это тоже божественный закон.Я творю свое духовное состояние.И я себя награждаю или наказываю.Почему обращение к Богу, молитва к Богу так много значит? Потому что это покаяние, то есть изменение меня, моего духовного состояния.И через это изменение я приобщаюсь к Богу.Как пишет Антоний Великий: «Когда мы живем по Богу, мы приобщаемся к Богу; когда мы противимся заповедям Божиим, мы соединяемся с демонами-мучителями».Вот так и проявляется Промысл Божий.А мы всё на Бога валим: «Что я, хуже всех, что Бог меня наказал?!» Да ты пошел по гвоздям, и у тебя началось заражение крови.Ну, верно, Бог тебя наказал: Он тебя по гвоздям заставил идти.

Страх Божий – это страх любви

Но раз Бог не наказывает, что же, Его бояться не надо? Надо.Но! Давайте разберемся, что значит «бояться Бога».Ведь бывает, что боятся Бога, как боятся зверя, который может растерзать.И потому чувства возникают такие, я бы сказал, отчаянные.Вот у А.Веделя в его «Покаяния отверзи ми двери» есть слова: «Окаянные трепещут».А кто окаянные? Да я окаянный, и я трепещу.Я должен затихнуть в этом трепете.А у Веделя орут вовсю: «Окаянные трепещут.» Всё, Престол Божий заколебался, землетрясение, штукатурка сыплется.Ну полное непонимание сути.Бог – не зверь лютый, которого надо бояться.Страх Божий – это любовь, которая скорбит.Мне и стыдно, и срамно… Вот разве можно обидеть согбенную годами старушку-мать, которая отдала тебе всю себя, все свои силы, всю жизнь свою… Ты можешь ее оскорбить? Да избави Бог это сделать! Это потом всю жизнь будет страданием невероятным! И я боюсь ее обидеть.А почему боюсь? Что, она что-то мне сделает, как-то меня покарает? Вот о каком страхе речь, когда говорят, что Бога бояться надо.Есть прекрасное выражение: «Страх любви».

Страх Бога – это не страх наказания! Бог никого не наказывает – мы сами себя наказываем

Страх Бога – это страх любви.Не страх наказания! Бог никого не наказывает – мы сами себя наказываем.Бог всё нам дал, предупредил, чтобы мы по гвоздям не ходили.

Человек постепенно приходит к пониманию этого.А это очень важно знать изначально: страх Божий – это страх любви.

Подумай о Боге!

Еще один важный момент, на котором надо обязательно остановиться: Бог у нас в душе.Только понимать это надо не так, как понимают обычно те, кто не хочет ходить в церковь: мол, мне церковь не нужна, у меня Бог в душе.

Бог действительно у нас в душе.Тертуллиану приписывают слова (возможно, что и правильно приписывают): «Душа по природе своей христианка».То есть душа по самой природе своей не от мира сего, и потому она ощущает Бога.Но это ощущение может быть очень разным.И это чувство заглушают грехи.Они закрывают душу человеческую, затыкают уши души, и человек становится всё менее и менее способным услышать Бога.Но образ Божий присутствует в каждом и пробивается в этой заскорузлой уже душе, как трава иногда пробивается сквозь асфальт.

А какие грехи особенно мешают увидеть и услышать Бога? Христос говорил: «Не отягощайте себя…» (см.: Лк.21: 34).А чем? Объедением.Пьянством, что уже похуже объедения.И далее: «суетой житейской».Это самое страшное – суета житейская.Когда не остается даже минуты, чтобы подумать о Боге.А подумать очень надо: подумать о смысле своей жизни – о том, как ты живешь.Подумать о смерти.И нечего отгонять мысль о смерти, ведя себя, как страус, который перед лицом опасности голову в песок прячет.Ты должен об этом думать! И должен решить для себя величайшей важности вопрос: есть Он или нет? Если есть, то Кто Он? Это же в высшей степени важно! Религий много, так разберись, какая из них верная.Ведь если Бога нет, то всё бессмысленно.А если есть Бог, есть и смысл.

Но страсти ослепляют человека.Ведь люди дошли до того, что считают, будто мир сам собой произошел.Во всем его великолепии, многообразии, потрясающей сложности и красоте – и сам собою.Как можно дойти до такого, я бы сказал, простите, безумия?! Возьмите живую клетку: это нечто просто потрясающее! Это такая сложность! Столько там законов соединилось! И оказывается, это произошло само собой! А где вы, люди науки, нашли закон, по которому из неживой материи может произойти жизнь? Нет такого закона.Тогда откуда вы его взяли?

Кстати, страстями движутся и революции.В самом корне своем революция строится не на камне прочном, а на песке (ср.: Мф.7: 24–27).Потому все построенное ею рушится и падает.

Преподобный Максим Исповедник говорит: «Бог знаем не по существу Его, но по великолепию творений Его и Его о них Промыслу».Само устройство мира, его красота и целесообразность говорят нам о Боге.Поэтому очень многие ученые – физики, математики – и приходят к мысли о Боге.

Но, еще раз повторю, страсти огрубляют человека.Настолько огрубляют, что сама мысль о Боге ему претит.И нет ничего удивительного в том, что он приходит к отчаянию.Посмотрите, сколько людей сейчас кончает жизнь самоубийством.И с каждым годом все больше и больше – и в Европе, и в Америке, да и у нас в России.Почему? Потому что душа чувствует бессилие, безысходность, бессмыслицу жизни.Мысли о Боге у человека нет, и его душа задыхается.

А можно дойти и до такого состояния, когда душа уже мертва, уже не чувствует духовного мира.Вспомните, что говорится в Евангелии: когда один из учеников сказал Христу: «Позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего», Иисус ответил: «Пусть мертвые погребают своих мертвецов» (Мф.8: 21–22).А почему духовно умирают, что приводит к этой мертвости? Общие причины понятны, а если искать конкретных причин, то у каждого человека они свои.Как у каждого свой путь к Богу, так у каждого свой путь и к смерти.Об этом нужно отдельно с каждым человеком беседовать.

Рейтинг автора
Автор статьи
Валентин Пырьев
Написано статей
1036
Ссылка на основную публикацию