Путь на кайлас

Тема статьи: Путь на кайлас - разбираемся в вопросе, тренды 2019 года.

Оглавление

Рерих Н.К.— Путь на Кайлас.Серия «Святые горы»

Картина Николая Рериха «Путь на Кайлас» включена в серию «Святые горы».Эта работа в технике темперной живописи написана в 1933 году.Кайлас – одна из вершин одноимённой горной цепи.Высота данной горной вершины достигает свыше шести тысяч метров.Кайлас обладает особой структурой.Для горы характерна четырёхгранная пирамидальная форма.Усложнённый образ многогранной вершины дополняется пространством больших снегов.«Снеговая шапка» лежит плотным белым тоном.

Картина Рериха «Путь на Кайлас» рисует перед нами образ далёкой горной вершины, исполненный света, где кажется, что застыло время, а пространство воспринимается как момент вечного бытия.Смысл живописного полотна заключен в самом названии работы.«Путь на Кайлас» олицетворяет собой вечное движение к свету, к истине, постоянный поиск правды.Яркий белоснежный образ Кайласа напоминает поэтический образ «кормчих звёзд», которые источают свет и направляют странников в их долгих поисках верного пути.Гора Кайлас возвышается над землёй, при этом неразличимым предстаёт само подножие гор.Оно словно утопает в мягком плотном тумане, похожем на зелёную дымку.Этот загадочный эффект задымлённости придаёт ощущение призрачного, отчуждённого от всего привычного, мирского бытия.Прожилки гор, глубокие тени, скалистые грани наполнены схожим зелёным свечением.Картина практически монохромна.В ней использовано преимущественно два основных цвета, которые создают рисунок благодаря выстраиванию светотеневых контрастов.Белоснежный Кайлас обыгрывается тонально, благодаря необычной цветописи.Небо, воздух, туманы – всё здесь, кажется, дышит этой «зелёной волной».Образ гор получился живой, подлинно настоящий.В изображении нет ничего лишнего, для картины характерна этюдность и определённая недосказанность.Образ получился неуловим и лиричен, и одновременно строг и ясен.Использование художником темперных красок создаёт явление зыбкого, матового воздуха, в котором тонут и гаснут яркие лучи солнца.Небо точно подсвечено изнутри, несмотря на то, что выписано в едином тоне.

Николай Константинович Рерих по-особому видел и понимал этот мир.Художник во всём замечал и чувствовал не только предметную реальность, но и мир духа.Быть может, именно поэтому все художественные образы Рериха наполнены светом, редкой духовностью и особой идеей святости.

На Кайлас.Лахул.# 66
1932

Кайлас — одна из вершин Гималаев, высотой 6724 м.Картина относится к Гималайской серии и хранится в Нью-Йоркском музее.На полотне изображена священная гора Богов Кайлас, или легендарная Меру.Согласно греческим мифам, Гея Кибела на Горе Богов вращает ось мира.Для индусов местом пребывания Богов были высоты Гималаев — Кайлас.Отшельники показывают на снежные горы около Кайласа, на которых пребывают Боги, в неусыпном дозоре направляя духовный рост человечества.

«Перед нами путь на Кайлас.Высится одно из 15 чудес, численных в книге Тибета, гора Колокола.По острым кряжам ходят к вершине её.Стоит она поверх последнего можжевельника, поверх всех желтых и белых складок нагорных.Тут ходил и Падма Самбхава, о том говорит древний монастырь Гандола.Именно здесь пещеры Миларепы.И не одна, а многие, освещенные именем отшельника, слушавшего перед зарей голоса Дэв.Здесь же и духовные твердыни Гаутама Риши.Недалеко и легенды, сложенные около Пахари Баба.Ходили тут многие Риши.И тот, кто дал горе зовущее имя Колокола, тоже думал о колоколе для всех, о помощи всем, о благе Вселенском! Здесь жили Риши во Благо Вселенское! Когда же на горных путях встречаются Риши, Они не спрашивают друг друга: откуда? От Востока ли, от Запада, от Юга, от Севера? Ясно одно — за Благом и от Блага.А сердце возвышенное, утонченное, пламенеющее знает, где Оно и в чем Оно — Благо.» (Н.К.Рерих.Сказки.ст.Риши, 1991, с.135)

«У каждого народа имелись предания и легенды о Горах Богов, овеянных самыми сокровенными народными чаяниями; к ним обращался он со всею верою своей души и с надеждой на будущее.Согласно этим легендам, вершители народных судеб редко обитали на равнине.В основном они пребывали на высоких неприступных горах, величественностью поражавших и восхищавших народное сознание.Кроме того, здесь они были как бы вне земных превратностей и уз пространства и времени.Такие горы почитались в народе святыми, на них воздвигали храмы и жертвенники.Правители и пророки нередко поднимались туда перед важными решениями.И так же, как Бог и боги были средоточием духовной жизни каждого человека, так и эти Горы Богов считались центром мира.

Мы знаем, что у древних греков обителью богов был Олимп.Для индусов местом пребывания богов были высоты Гималаев — Кайласа, или легендарная гора Меру.На мифической горе Меру обитали святые.Чем духовно-святозарнее было их сознание, тем выше им отводились обители.Ни одна грешная мысль смертных не может достичь этих вершин, всегда окутанных облаками.Горы во всех религиях были местом духовного преображения.На горе Фавор преображался Фавор, на горах герои греков приобщались к божественности.Вообще древнее, и особенно восточное религиозное воображение неизменно представляло себе страну блаженства среди панорамы гор.Народные сказания повествуют, что где-то на Востоке, на краю Света, в недоступном для людей месте — на вершинах высоких гор — находится желанный земной рай, где живут Боги.

И посейчас немало паломников, приближаясь к святой горе Кайласа, или Раю Шивы, последний участок своего пути вокруг закованной в лёд горы, в великом своём фанатизме нередко проходят на коленях.

В пещерах над пропастями Кайласа некогда медитировал Миларепа, там погружались в духовное созерцание ученики Будды.На горе Кайлас отшельники и посейчас живут в пещерах этой чудесной горы, наполняя пространство зовами, пробуждающими людей к праведности.» (Р.Рудзитис.Братство Грааля)

Преодолев затворы малых «я», отвергнув плен земного притяженья,

Мы познаем законы Бытия и обретаем духоразуменье.

И по путям, которым нет конца, и по высотам, коим нет предела,

ТУР 34A: УНИКАЛЬНЫЙ МАРШРУТ НА КАЙЛАС ПО КОЛЬЦЕВОЙ ДОРОГЕ

ЗАЕЗД 15 АВГУСТА

Дата заезда: 15 августа — 31 августа 2015
Крайний срок бронирования: 23 июля 2015

Это не просто путешествие на Кайлас.Это уникальный маршрут по настоящему Тибету, Тибету не туристическому, Тибету дикому и первозданному.Путь из Лхасы на Кайлас пролегает через Священное озеро Нам-цхо и уходит на север вдоль самого большого в Тибете и самого высокогорного в мире озера Сэнли-цхо (5386м.) в районах вечной мерзлоты.Преодолеваем горы Даюйшань, Кацзиушань и Нъэнчентанглха.Проезжаем живописные дикие природные районы, наблюдая стада диких животных и стаи диких птиц.Вдоль горных хребтов Гандисышань, Куньлунь, Танглха.Мы проедем по самым высокогорным дорогам Тибета — по крыше «Крыши мира»! Будем наблюдать диких тибетских антилоп, диких яков, дикий ослов, архаров и множество диких видов птиц. После захватывающего путешествия по настоящему нетуристическому Тибету, через уезд Гар (Шицюаньхэ) мы выезжаем на традиционную хорошо нами объезженную дорогу, посещаем Древнее городище Цапаранг — столицу Царство Гугэ, смотрим уникальную фресковую живопись, сохранившуюся в монастыре Толинг, изучаем пещерное царство Шамшунг в Долине Гаруды.Далее мы переезжаем в Дарчен и проходим традиционную тибетскую кору вокруг Священного Кайласа на полнолуние.По желанию и согласованию всех участников заезда эту кору можно пройти по бонской традиции против часовой стрелки! Чтобы спокойно пройти кору, обдумать свой Путь и расстаться с прошлым это лучшее время.Кора вокруг Кайласа, пройденная со светлыми мыслями улучшает карму человека, несет прощение грехов и возможность начала новой жизни.Паломничество в Тибет, меняющее жизнь человека, готового работать над собой! Завершив внешнюю кору вокруг Кайласа мы совершим выход к Южному лицу Кайласа с возможностью совершить внутреннюю кору — обход вокруг горы Нанди! Спустившись с внутренней коры, ночуем на Священном озере Манасаровар.Из Западного Тибета возвращаемся в Лхасу через Сага и Шикадзе.Вылет из Тибета из аэропорта Гонкар.

2015 год Овцы, в этом году паломничества к Священным озерам Тибета засчитываются многократно в карму паломника.В этом туре включены сразу два Священных озера: Священное озеро Нам-цхо и Священное озеро Манасаровар.

По вопросам стоимости и бронирования этого тура в Тибет обращайтесь по e-mail: [email protected] или звоните по телефонам +7(499)641-0018, +86-15208147574, +86-15289017097.

Посмотреть другие даты заездов по туру кора вокруг Кайласа в 2015 году.

Встреча в Пекине.Групповой трансфер в отель 3*.Размещение в отеле.

(Внимание: групповой трансфер встречает участников, прибывающих в Пекин рейсами с 7 до 10 утра 15 августа 2015 года! Если Ваш рейс прибывает раньше или позже, мы встретим Вас индивидуальным трансфером.Если Вы прибываете рано и не хотите ждать остальных участников, Вы можете взять индивидуальный трансфер.)

День 2
16 августа 2015

Трансфер в аэропорт, вылет Пекин – Лхаса.Встреча аэропорту Лхасы.Трансфер, размещение в отеле 3*.Акклиматизация.

Прибытие в Лхасу – столицу Тибета (3650 м над уровнем моря), «город небожителей», административный центр и главный священный город Тибета.В аэропорту гид приветствует туристов с тибетскими национальными шарфами Хадак.По дороге из аэропорта Вы будете очарованы высокогорными пейзажами и видами тибетских деревень, а также видом на самую высокогорную в мире реку Брахмапутру.Дорога займет менее часа.После прибытия в город – размещение в гостинице, послеобеденный отдых, акклиматизация в условиях высокогорья.Ночь в Лхасе.

День 3
17 августа 2015

Завтрак.Монастырь Папонка.Монастырь Сэра.храм Джоканг.

Монастырь Папонка (3900 м) выглядит очень необычно.Главный его павильон построен на вершине огромного камня, диаметр которого более 30 метров! Камень имеет внутри естественные пещеры, которые также используются монахами в качестве келий.Возможно, он был древнейшим пещерным монастырем, задолго до прихода сюда и бона, и буддизма.Ныне же здесь проживают несколько десятков монахов, изучающих школу Гелугба.Папонка — это один из важнейших исторических центров Тибета.Это место старше и Лхасы, и Поталы.Известно, что, когда в VII веке тибетский царь Сронцзенгампо подбирал место для столицы и своего дворца, он заехал на место сегодняшнего монастыря и медитировал здесь.После же именно здесь Сронценгампо собрал ученых монахов для создания тибетского письменного языка.Тибетская письменность была создана здесь!

Посещение одного из древнейших храмов Лхасы Храм Джоканг(7 в.).Сюда приходят паломники со всех уголков Тибета, чтобы поклониться священной статуе Шакьямуни, привезеной в Лхасу в X в.В храме 14 отдельных молитвенных помещений, посвященных Цзонкапе, основателю школы Гелугба, Авалокитешваре (одному из главных проявлений Будды), знаменитому учителю (гуру) Ламе Римпоче.

Кора вокруг монастыря Джоканг по улице сувениров Баргхор, обладающей тибетской, непальской и индийской спецификой.

Монастырь Сэра (секта Гелугба-желтошапочников), расположенного в 5 км на север от Лхасы.Означает «дикая роза».Монастырь основан в 1419 году одним из учеников Цзонхавы.Количество монахов в лучшие времена насчитывало 5000 человек.Это крупный учебный центр, акцент здесь делается на философию тибетского буддизма.В настоящее время здесь служит около 500 монахов.Один из тройки Лхасских больших монастырей.Ежедневно монахи в своих традиционных одеждах ярко красного цвета, устраивают диспуты на философские темы.

День 4
18 августа 2015

Завтрак.Переезд на Священное озеро Нам-цхо.Размещение на полуострове Дзаси.Осмотр монастыря.Ночь на озере.

Самое большое соленое озеро в Тибете, самое большое по площади высокогорное озеро в мире.По-тибетски означает «Небесное озеро».Ежегодно здесь устраиваются ритуалы поклонения этому священному озеру, в год Овцы по тибетскому календарю паломники совершают 20-30 дневное шествие вокруг озера.Посетить Озеро Нам-цхо в год Овцы — самое большое накопление заслуг!

День 5
19 августа 2015

Переезд озеро Нам-цхо — Баньгэ — Ньима.

От озера Нам-цхо движемся на северо-запад вдоль самого большого в Тибете и самого высокогорного в мире озера Сэнли-цхо (5386м.) в районах вечной мерзлоты.Преодолеваем горы Даюйшань, Кацзиушань и Нъэнчентанглха.Проезжаем живописные дикие природные районы, наблюдая стада диких животных и стаи диких птиц.Ночь в гестхаузе.

День 6
20 августа 2015

Ньима — Гердзе.Ночь в гестхаузе.

Путь пролегает мимо множества чистейших живописных высокогорных озер и горных хребтов Гандисышань, Куньлунь, Танглха.

День 7
21 августа 2015

Гердзе — Гар (уезд Шицюаньхэ).Ночь в гестхаузе.

Проезжаем живописные дикие природные районы, наблюдая стада диких животных и стаи диких птиц.Вдоль горных хребтов Гандисышань, Куньлунь, Танглха.Мы проедем по самым высокогорным дорогам Тибета — по крыше «Крыши мира»! Будем наблюдать диких тибетских антилоп, диких яков, дикий ослов, архаров и множество диких видов птиц.

День 8
22 августа 2015

Переезд в город Джада.Посещение Пещерного города Цапаранг – столицы царства Гугэ и монастыря Толинг.

День 9
23 августа 2015

Переезд в Долину Гаруды.Изучение древнего пещерного города Куньлунг «Серебряный Дворец Гаруды».Бонский монастырь Гуригьям.Переезд в Дарчен.

Священная гора Кайлас (6714 м.) Верующие четырех религий — индуисты, буддисты, джайнисты и приверженцы Бон — считают эту необычайную гору «сердцем мира», «осью земли», местом соприкосновения космических сфер.Со склонов этой горы берут свое начало великие реки Индии — Ганг, Брахмапутра, Инд, Кали Гандаки.В этом центре возможен прорыв уровней и обретение сакральных знаний.

Подготовка к коре.Гид помогает паломникам нанять носильщиков, лошадей или яков для предстоящей завтра коры.

Ночь в Дарчен (подножие горы Кайлас).

День 10
24 августа 2015

Кайлас, кора день 1.Тарбоче, Монастырь Чуку гомпа.Дом счастливого камня, Западное лицо Кайласа, монастырь Дирапук, Северное лицо Кайласа.

Наш путь начинается рано утром от Дарчена (4800м).Путь лежит вдоль западного склона Кайласа.Если в местечке Сер-шунг отклониться на запад, пройти через реку, то можно посетить монастырь Чуку Гомпа, в котором сохранились три великие драгоценности: древняя ритуальная ракушка, беломраморный Будда, медный чан, в котором вода кипела без огня.13 кор вокруг этого монастыря защитываются за одну внешнюю кору.Попросив благословения на кору, начинаем путь до монастыря Дирапук Гомпа, где сохранилась медитационная пещера Мастера Миларепы.(4910м).В первый день мы преодолеваем 15 км, около 6-8 часов в пути.

Ночь в гестхаузе.

День 11
25 августа 2015

Кайлас, кора день 2.Монастырь Дирапук, мимо Долины смерти, кладбище Шивацал, перевал Зеленой тары, озеро Гаурикунд, Топор кармы, монастырь Зутулпук.

Преодоление перевала Зеленой тары в день полнолуния является большим накоплением заслуг в карму паломника! Одна кора засчитывается за три.

Второй день коры самый сложный физически 18 км, около 7-9 часов пути, нам предстоит преодолеть перевал Дорма-ла (5500м).Мы пересекаем скалистый перевал, нужно быть осторожными, чтобы не оступиться, дорога усыпана огромными камнями.Паломники оставляют на перевале свои одежды или личные предметы в знак окончания прошлого периода своей жизни с надеждой на новую жизнь.Преодолев перевал, спускаемся к монастырю Зутул Пук (4910м).Здесь находятся самые важные медитационные пещеры Миларепы, где Великий Учитель размышлял о полете на Кайлас.

Ночь в палатках или в монастырском приюте, по обстановке.

День 12
26 августа 2015

Кайлас, кора день 3.Возвращение в Дарчен.

Сегодня спуск, 15 км, нас ждут около 3-4 часов пути.Дорога лежит по живописной долине Баркха, по дороге мы можем поразмышлять о пройденной коре.Возвращение в Дарчен.Ночь в Дарчене.Восстановление сил перед внутренней корой.

День 13
27 августа 2015

Радиальный выход к Южной стене Кайласа.Возможно прохождение Внутренней коры (25 км) через перевал Чуксум (5834м).

ВНИМАНИЕ: МАРШРУТ ВНУТРЕННЕЙ КОРЫ ТЕХНИЧЕСКИ СЛОЖЕН И РЕАЛЬНО ОПАСЕН ДЛЯ ЖИЗНИ!

Переезд на Мансаровар, ночь на Манасароваре.

Манасаровар — самое священное, почитаемое и известное озеро во всей Азии.Вместе с горой Кайлас озеро Манасаровар является местом паломничества, привлекая религиозных людей из Индии, Тибета и других окрестных стран.Чтобы избавиться от грехов, люди купаются в озере и пьют его воду.По легенде, озеро Манасаровар было первым сотворённым в сознании Брахмы объектом.Последователи буддизма также полагают, что Манасаровар является легендарным озером Анаватапта, где королева Майя зачала Будду.По пути проезжаем Мертвое озеро Ракшас-тал.

В этот день можно принять горячую ванну в природных лечебных источниках Чу.Стоимость 50 юаней с человека.Ночь в гестхаузе у монастыря Чу на берегу озера.

В этот день по желанию можно совершить кору вокруг Священного озера Манасаровар (за отдельную плату 300 юаней с человека) на местном специальном автобусе.2015 год Овцы, в этом году паломничества к Священным озерам Тибета засчитываются многократно в карму паломника.

День 14
28 августа 2015

Манасаровар — Сага (возможно Лацзы).Размещение в гестхаузе.

День 15
29 августа 2015

Лацзы – Шикадзе.Около 10 часов в пути.Монастырь Ташилумпо.

КРАЙНИЙ СРОК БРОНИРОВАНИЯ (ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СКАНОВ ВИЗ И ПАСПОРТОВ УЧАСТНИКОВ) 23 ИЮЛЯ 2015.

Стоимость данного тура при наборе группы 3-4 человека 3965$ с человека.

Стоимость данного тура при наборе группы 5-7 человек 3380$ с человека.

Авиабилет Пекин – Лхаса – Пекин 990$.

Доплата за одноместное размещение 210$ с человека.

Участники групповых заездов самостоятельно оформляют туристическую визу КНР и выкупают международные авиабилеты из своего города в Пекин и обратно.Если Вам требуется содействие в оформлении визы и международных авиабилетов, обращайтесь!

Все обслуживание внутри Китая (Пекин и Тибет) включено в стоимость.Детали смотрите в пунктах «в стоимость включено» и «в стоимость не включено».

Группа встречается 15 августа 2015 в Пекине.Вылет в Лхасу самолетом 16 августа 2015.

В стоимость тура включено:

1.Отели: в Пекине, Лхасе и Шикадзе 3* двухместное размещение с завтраком.В остальных пунктах гестхаузы (не гарантируется двухместное размещение и наличие удобств в номере).На Кайласе возможно размещение в гестхаузах или стационарных палатках.

2.Питание: только завтраки в отелях Пекина, Лхасы и Шикадзе, в остальных пунктах без питания.Удобно оплачивать наличными.

3.Авто: туристическое авто в Тибете.Туристическое авто на 4 групповых трансфера в Пекине.

4.Русскоговорящий гид в Пекине, англоговорящий гид в Тибете.Доплата за русскоговорящего гида в Тибете 280$ с группы.

5.Входные билеты на объекты по программе.

6.Документы: пермит на въезд в Тибет и все разрешения для проезда по маршруту.

7.Стандартная (7 дней) пересылка оригинала пермита в Пекин.

В стоимость тура не включено:

1.Личные расходы

2.Чаевые гиду и водителю (по желанию клиентов).В связи с физической сложностью маршрута, советуем группе оставлять гиду и водителю в Тибете каждому по 100 юаней в день с группы.

3.Страховка (советуем застраховаться в своей стране)

4.Авиабилеты Пекин – Лхаса – Пекин 990$ (Внимание! эти авиабилеты выписывает принимающая сторона!)

5.Носильщики, яки, погонщики яков на коре вокруг Кайласа, стоимость от 400 до 600 юаней в среднем в день за единицу помощи.Нанимается на месте, стоимость может изменяться непредсказуемо.

1.Страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями запрещено путешествие в Тибет.

2.Перед отправлением в Тибет, просьба каждому туристу ознакомиться с информацией о мерах безопасности и туристических правилах в Тибете и поставить подпись.(«Меры безопасности и туристические правила» высылаются при бронировании).

3.Если Тибет или отдельные районы Тибета, входящие в программу, по любым причинам или без объяснения причин и письменных подтверждений будут закрыты местными властями и их посещение будет не возможным, принимающая сторона оставляет за собой право изменять программу тура по ситуации.

Порядок бронирования и оплаты:

После того, как Вы выкупили международные авиабилеты Ваш город – Пекин – Ваш город (предоставили нам полетные данные) и приступили к оформлению визы КНР (однократная туристическая), за Вами бронируется место в группе.

Просьба не бронировать, если Вы до конца не уверены в возможности совершить поездку.Стоимость тура зависит от количества участников.Поэтому бронирование – является 100% подтверждением Вашего участия в заезде.При аннуляции тура по причине клиента предусмотрен штраф.

После того, как готова Ваша виза КНР, Вы присылаете сканированные копии визы и главной страницы загранпаспорта в формате JPG в одном файле: слева паспорт, справа виза.

Далее Вам высылается инвойс и меры безопасности.Потребуются Ваши подписи в этих двух документах.Документы с подписью Вы можете выслать нам в отсканированном виде по электроной почте [email protected]

После получения инвойса Вы производите оплату и присылаете нам сканкопию платежной квитанции.

В инвойсе прописываются банковские реквизиты на перевод оплаты.

Способы оплаты:

От туристических фирм переводом со счета турфирмы на счет турфирмы.

От физических лиц переводом на банковский счет физического лица, Western Union или Money Gram.

Примечания:

Если Ваша виза КНР является отличной от туристической визы, потребуется дополнительная справка для оформления пермита, образец которой будет выслан вместе с инвойсом.

Обладателям дипломатических и журналистских паспортов пермит не выдается, просьба ставить визу в личные гражданские паспорта.

Список необходимых вещей:

Непромокаемая обувь (подойдут горные или военные ботинки, лучше купить дома и немного разносить до поездки, в Тибете могут быть проблемы с размерами)

Теплый спальник (максимально комфортно в спальнике на критическую температуру -15 или -10).Вы можете взять спальный мешок в аренду.

Головной убор, перчатки, повязка на лицо

Качественные солнцезащитные очки, защищающие от ультрафиолетового излучения

Крем от солнца с максимальным фактором защиты

Лекарства для личного использования: от простуды, от отравления, от поноса, лейкопластырь (для мозолей).

Любимые продукты питания в дорогу, например, консервы, шоколад, сухарики.

Список не обязательных вещей, которые могут пригодиться и которые можно купить в Лхасе:

Альпеншток.Вы можете взять альпеншток в аренду

Лекарства от горной болезни

Горная одежда (Фирменные утепленные горные куртки «Новый Путь» можно купить в Лхасе за 50$)

Список не обязательных, но полезных вещей:

(Поездка непростая как физически, так и энергетически.Во время поездки приходит много мыслей и идей, которые будут забыты после возвращения домой, очень важно сохранить информацию.)

По вопросам стоимости и бронирования этого тура в Тибет обращайтесь по e-mail: [email protected] или звоните по телефонам +7(499)641-0018, +86-15208147574, +86-15289017097

Посмотреть другие даты заездов по туру кора вокруг Кайласа в 2015 году.

Тибет: Путь на Кайлас

На закрытой до середины прошлого века для иностранцев территории когда-то, согласно легендам, жили святые, творили чудеса настоящие маги и волшебники, обладавшие способностью летать и находиться в нескольких местах одновременно, не говоря уже о ясновидении, невосприимчивости к холоду, умении материализовывать предметы буквально из воздуха.У кого-то из них две тысячи лет назад якобы учился чужестранец-иудей по имени Иса.

Елена Блаватская, всемирно известный мистик, и художник Николай Рерих верили, что где-то в горах Тибета незримые силы охраняют вход в Шамбалу — таинственную страну, где хранится Истинное Знание, где сосредоточены святые Силы Земли и откуда в трудные минуты приходит помощь в виде озарений, подсказок и даже конкретных людей (всем, наверное, приходилось слышать сообщения вроде: «Провалившихся под лед детей спас случайный прохожий, который тут же ушел, пожелав остаться неизвестным»).

Жизненный путь Григория Распутина, что сыграл не последнюю роль в том, что произошло с Россией в 17-м году, не раз пересекался с судьбой бурятского врача, знатока тибетской медицины Петра Бадмаева.Последний с помощью трав и заклинаний вытаскивал старца с того света и избавлял его от разных болячек.Некоторые исследователи Третьего рейха утверждают, что Гитлер и его ближайшие соратники не раз снаряжали на Тибет экспедиции за секретными знаниями, дающими власть над миром и людьми, рецептами бессмертия и прочим, и даже вывезли в Германию (а в конце войны — в Южную Америку) несколько десятков монахов — черных магов.И наконец, священная гора Кайлас — согласно представлениям сразу пяти восточных религий духовный центр Земли — тоже находится в Тибете.

Согласитесь, что после такой информации трудно удержаться от соблазна съездить в Тибетские Гималаи, чтобы самому все увидеть, понюхать, потрогать…

Закрытая территория

Абсолютно ошибочно полагать, что только в одних русских заложены тяга к поиску смысла жизни и особая жажда духовности, а другим остается только: американцам — трескать гамбургеры и толстеть, а немцам — заедать пиво сосисками и пукать.На самом деле в Тибете полно немцев с американцами, японцев с корейцами и прочего народа, навьюченного огромными рюкзаками и периодически глотающего таблетки от кишечных расстройств и горной болезни.Не факт, что все эти люди приезжают в страну за мистическими откровениями, но даже то, что они, в принципе не знающие, что такое «удобства во дворе», перебои с горячей водой и отоплением, все же едут да еще платят за это немалые деньги, вызывает уважение.

Тибет — страна высокогорная (средняя высота над уровнем моря — 3 тыс.метров), а потому по большей части бесплодная.Перевалы, долины, снова горы.Лишь изредка по берегам рек возникают какие-то очаги земледелия, теплится жизнь вокруг столицы Лхасы да еще нескольких относительно больших городов и поселков городского типа.А так — можно сутками трястись в машине, но ничего, кроме песка, камней и редкой жесткой травы, не видеть.Тем не менее эти унылые пейзажи могут быть потрясающе красивы.То зависнут облака над головой так низко, что, кажется, их можно достать рукой.Окрасятся горы светом заходящего солнца в нереальные лилово-розово-голубые тона (в точности как на картинах Рериха).Или неожиданно возникнут барханы чистейшего морского песка — это на высоте в 4 тысячи! А еще огромные звезды.И очень близкая Луна…

Местным жителям, правда, не до красот.Тибетцы живут в кочевых шатрах либо в домах, сложенных из глиняных кирпичей или камней.Ни стекол, ни даже пленки в окнах нет — такая вот естественная вентиляция.Туалет — выложенный из камней в половину человеческого роста загон — невдалеке от дома.Понятно, что при постоянном пронизывающем ветре, да еще в мороз под минус тридцать, не до эстетики.Погодные условия в Тибете жуткие, поэтому у многих взрослых и детей на скулах, носах, щеках пятна бурого цвета — последствия неоднократных обморожений.Одеты крайне бедно — грязные, рваные пиджаки, платья, а кочевники ни зимой, ни летом не расстаются с тулупами из шкур яков.Без яков в Тибете, наверное, вообще не было бы жизни: мало того что на них ездят и перевозят грузы, в ход идет все — от мяса, молока, костей и шкур до навоза, который собирают, скатывают в колобки, потом разминают в тонкие блины, сушат на солнце и топят им печи.Такого тепла, как дрова, они не дают, но местным жителям достаточно.Когда-то у этих людей было много своеобразных обычаев: например, несколько братьев могли брать в жены одну девушку на всех.Но теперь такого уже не встретишь.

Несмотря на суровые условия жизни и нищету, тибетский народ очень дружелюбный.Правда, таким он был не всегда.До того как в VIII веке в этой стране распространился буддизм, кочевые племена, исповедовавшие до этого религию бон, наводили ужас на всех.

Новые хозяева

Тибетцы рубились не только друг с другом, но и со всеми остальными: однажды в боевом запале дошли до Самарканда, не раз гоняли императоров Китая.Обида, вероятно, крепко засела в генной памяти китайских товарищей, потому что в 1950 году они без всякого предупреждения ввели войска и захватили Тибет, провозгласив его своей провинцией.Как водится, в процессе наведения коммунистического порядка 80% монастырей было разрушено, полтора миллиона человек из шестимиллионного населения уничтожено.Глава буддистов далай-лама XIV вскоре бежал в Индию, где живет до сих пор.

По всей стране разбросаны воинские части и контрольно-пропускные посты, где солдаты в военной форме на два размера больше нужного тщательно проверяют у иностранцев многочисленные разрешения на проезд по территории страны.Судя по личным впечатлениям, наибольшее подозрение вызывают американцы — в аэропорту китайские пограничники «шмонают» их дольше всех и даже конфискуют аудиокассеты с поп-музыкой и беллетристику.

Достопримечательностей в Тибете много, но все они одного плана: это действующие либо разрушенные буддистские монастыри.Особняком стоит Потала — дворец далай-ламы в Лхасе — величественное многоэтажное бело-красно-желтое здание, где хранятся огромные золотые ступы с прахом почти всех лам, которые правили страной, золотые статуи Будды и других святых, древние реликвии и рукописи, что не сумел взять с собой далай-лама XIV, когда бежал в Индию.

Следы на камнях

Если в Потале и паре других мест и присутствует какая-никакая роскошь, то рядовые монастыри откровенно бедны.Иначе и быть не может, поскольку существуют они исключительно за счет пожертвований из близлежащих деревень, и число монахов зависит от того, скольких могут прокормить местные крестьяне (а их самих кто-нибудь бы накормил).Внутри храмов только танки — буддистские иконы на бумаге с религиозными сюжетами, Будды в разных ипостасях да фигуры других святых… В некоторых монастырях хранятся следы их ног и рук, отпечатанные в камне.Тибетцы уверены, что этим титанам духа прошлого было вполне под силу сконцентрироваться до такой степени, чтобы своей энергией изменить материю.

В одной монашеской обители лежит огромный плоский камень со странной вмятиной посередине.Старик, который приставлен к этой святыне, рассказывает паломникам, что на этой плите летал йог Падмасамбхава, и позволяет прикасаться лбом к углублению, бормоча при этом специальные молитвы — мантры.Падмасамбхава — самый почитаемый в Тибете святой.По легенде, он родился из лотоса в Пакистане, обрел магические способности и считается бессмертным.В заслугу ему ставят то, что он принес из Индии и распространил в Тибете буддизм, сломав сопротивление приверженцев религии бон.

Бон, в отличие от гуманного буддизма, была под стать природе этого края — суровой, конкретной и жесткой.Служители бон знали, как с помощью заклинаний и обрядов управлять погодой: собирать или, наоборот, разгонять дождь, град, снег, воздействовать на животных и людей — лечить или, наоборот, сокращать их жизненный путь.Секрет в том, что все в мире подчинено закону вибраций, все — неодушевленные предметы и живая материя — вибрирует с определенной частотой.Магу остается только найти ключевую ноту, войти в резонанс, чтобы разрушать или, наоборот, созидать.По этому принципу работают и наши бабушки, которые заговаривают от ячменей, сглаза и прочих напастей.

Бон, как и буддизм, в изначальном своем варианте предполагала полное очищение от грехов и просветление, то есть достижение божественного состояния, но в процессе идеологической войны между двумя верованиями ламы бон были объявлены черными магами и выставлены в таком неприглядном свете, что от некогда могущественной религии сейчас почти ничего и никого не осталось.(*последователи Бона проиграли в диспуте Гуру Падмасамбхаве.После этого было уничтожены все тексты, в которых содержались опасные ритуалы черной магии.А их было очень много.- прим.ред). Кстати, еще один почитаемый святой отшельник — поэт и йог Миларепа, для того чтобы отомстить злым родственникам за обман, прошел обучение черной магии и с ее помощью уничтожил врагов.Потом, он раскаялся и благодаря этому стал великим духовным учителем и йогом (не утратив, однако, магических способностей, левитации, то есть парения в воздухе, и ясновидения).

В высокогорном монастыре нам показали пещеру, где несколько лет медитировал Падмасамбхава.В одной из внутренних каменных перегородок — сквозное отверстие.Монах не без гордости заметил, что это Падма прожег камень своим телом, когда летал туда-сюда.Что ж, в таком месте грех не помедитировать.Паломники расселись вдоль стены, закрыл глаза и я.Стало спокойно, темно и тихо.И вдруг — спустя минут пять — яркая вспышка света.«Неужели пришло то, к чему все так стремятся, — просветление?!» — пронеслось в голове.Увы, это всего лишь монах, который остался снаружи, обеспокоился тем, что иностранцы долго не возвращаются назад, повернул рубильник — и в пещере зажглась лампочка.

Между тем, электричество — единственное из благ цивилизации, чем обладает большинство монастырей.А так вместо дверей в иных монашеских кельях — какие-то тряпки.Согреваются в лучшем случае возле печек с горящими ячьими лепешками, но чаще — собственным дыханием.У Рериха есть картина, где монах, который сидит на вершине горы, жаром своего тела растапливает снег вокруг себя, — это у них называется «разжиганием внутреннего огня».В том монастыре особенно «порадовал» туалет, притулившийся на почти отвесной скале (высота 4700 м над уровнем моря): просто два каменных выступа рядом с тропой.Садишься к пропасти задом, к горе передом, порыв ветра посильнее — и полет с последующим скольжением по унавоженному склону обеспечен.

Странная гора

Несмотря на комичность некоторых ситуаций, места непростые.То после неудачной шутки в пещере отшельника голубая молния туриста ударит, то еще что-нибудь.В таких местах порой творились непонятные вещи: в ушах возникал странный шум, появлялось чувство легкости и пустоты, а все остальные звуки уходили на второй план, словно находишься в другом энергетическом поле.И было чувство, что мы здесь не одни, что нас слушают и наблюдают… Нечто похожее потом повторялось и за пределами Тибета.

Следы ног святых

В одной из таких пещер на берегу священного озера Манасаровар — то есть Осознания и Просветления — мы однажды заночевали.Когда-то в этой пещере обитали отшельники, после которых остались лишь тонкий слой соломы на полу да алтарь, вырубленный в стене.Меня положили у алтаря, другой участник экспедиции расположился у входа, третий дремал, сидя между нами.В итоге человек у входа проспал всю ночь относительно спокойно, проснувшись лишь один раз, как ему показалось, от чьего-то взгляда.Открыв глаза, он обнаружил, что на него смотрит в упор какая-то жуткая морда.Кто это был — человек или нет, — парень (у него, кстати, с головой все в порядке — занимается разведкой нефтезапасов для крупной западной компании) понять не успел.А я промаялся в спальнике на грани сна и бодрствования до рассвета.Какая только ерунда не лезла в голову — и только восход солнца заставил наваждение отступить.

Озеро Манасаровар — священное, тибетцы считают, что его освятил сам Будда, поэтому обход вокруг него способен не только напитать позитивной энергией, но и снять с человека грехи буквально на несколько жизней вперед.Индуисты уверены, что озеро — это душа бога Брахмы, а также место, где купались бог Шива и его жена Парвати.Кстати, часть праха великого индийского деятеля Махатмы Ганди была развеяна на его берегах.

Озеро глубиной более 70 метров по форме напоминает восьмилепестковый лотос и лежит в долине на высоте 4600 м над уровнем моря.А неподалеку расположено другое — Дьявольское, или Великое Черное, озеро, которое считается заряженным негативной энергией, и только шаманы, практикующие черную магию, да суровые последователи тантра-йоги заходят в него искупаться и набраться силы.Последним не страшна эта энергия.Как-то на рынке мне предлагали чашу для тантрических обрядов, сделанную из половинки черепа молодой девушки.Для тантриков это нормально, ведь все, что связано со смертью, не вызывает у них особенных волнений (еще бы, один из их обрядов — ночь рядом с трупом).

А в ста километрах от Манасаровара белой шапкой над другими горами высится Кайлас (или Кайлаш), священная гора для последователей сразу пяти религий: буддизма, индуизма, ламаизма, джайнизма, тибетского бон, не говоря уже о мистиках и эзотериках разного калибра.Чтобы увидеть вблизи это чудо природы, пришлось четыре дня трястись в джипе, ночевать в палатках, преодолевать высокогорные перевалы и разливы рек.Кайлас (высота 6714 м) еще называют Гора-Свастика: мало того что по форме гора напоминает ступенчатую пирамиду и имеет отчетливые вертикальные и горизонтальные полосы, она еще четко ориентирована по сторонам света.Из района Кайласа берут начало четыре реки, включая Инд и великую Брахмапутру, которые несут свои воды в направлении четырех сторон света — на Китай, Индию, Европу и Сибирь.Согласно тибетскому тантрическому буддизму, на Кайласе живет Демчок — гневная составляющая Будды Шакьямуни.Индусы верят, что Кайлас — это проявление духовного центра Вселенной, вокруг которого вращается мир, и что это место обитания Шивы Разрушителя (об этом писалось в древнеиндийских Ведах еще несколько тысячелетий назад).Кроме того, считается, что Кайлас — одно из 32 главных оккультных мест на земле, откуда исходит некое мистическое излучение, которое ускоряет духовное развитие человека и способствует установлению телепатической связи с высшими существами.

Кстати

  • Ежегодно Тибет посещает около 1 млн.туристов.Каждый седьмой из них — иностранец.
  • Население этого региона составляет 1,9 млн.человек.Из них китайцев — только 4%, а остальные в основном — тибетцы.
  • Въезд в Тибет негражданам КНР разрешен правительством страны только в 1980 году.Да и то до последнего времени было возможно только групповое посещение (минимум 5 человек).Но с 1 июля 2003 года это требование было китайскими властями отменено, и теперь возможны и индивидуальные туры.
  • Средняя стоимость 2-недельного тура составляет порядка 2,5 тыс.долл.
  • Туристическая индустрия, связанная с этим загадочным местом, приносит в казну Китая по 100 млн.долл.ежегодно.
  • Левая рука считается в Тибете нечистой.Прикасаться к буддистским святыням, передавать любые предметы незнакомым людям можно только правой.(это относится только к Непалу и Индии.- прим.ред)
  • Поскольку все боги, «живущие» на Кайласе, серьезные, то и энергии вокруг горы довольно жесткие.Энергетический столб, «бьющий» в небо, настолько мощный, что даже орлы не подлетают близко к горе.

    Чужие здесь не ходят

    Вообще, считается, что в эти места пускают не всех.Бывает, соберется человек приехать, да только раз — и неожиданно заболеет.Или, уже доехав, сломает на тропе ногу либо сляжет с высокой температурой (такое часто бывает на высотах и в непростых погодных условиях).Есть десятки примеров, когда нестарые и физически крепкие люди внезапно оказывались не в состоянии совершить обход Кайласа.А ведь именно ради коры — ритуального обхода протяженностью 53 км — многие и приезжают сюда.

    Кора — как обряд посвящения — очищает от жизненных грехов.Считается, чем больше обходов, тем карма становится чище (то есть грехи прощаются) не только в этой жизни, но и в будущих, а после 108-го круга наступает просветление.Некоторые тибетские монахи тратят месяцы, чтобы не пройти, а проползти вокруг священной горы.

    На второй день пути вокруг Кайласа путники достигают перевала, где, как считается, проходит грань между прошлым и будущим каждого паломника.В этом месте принято символически оставлять что-то от старой жизни: одежду, отстриженные волосы или ногти — и уже после этого делать шаг в новое измерение.Чуть дальше — еще одно место поклонения.По преданию, в этих краях бился за победу буддизма с черным магом религии бон уже упоминавшийся тибетский йог и маг Миларепа.Памятью о сражении остались стоять один на другом огромные камни.В самом большом выбиты углубления — это правоверные тибетцы высекают пыль (она считается обладающей магической силой), чтобы отправить получившуюся щепотку в рот.На другом валуне, как водится, — отпечатки ног гигантов духа прошлых веков.

    Еще одно ритуальное место носит название Гора Голодного Черта: по преданию, там то ли проводили обряды жертвоприношений, то ли это было местом ритуальных погребений (в Тибете не роют могил — почва каменистая, поэтому раньше трупы расчленяли и мясо склевывали птицы, теперь их просто сжигают).Но лично я человеческих останков не видел — только выбеленные кости, черепа яков и множество разбитых бутылок.Ничего не поделаешь — цивилизация добралась и до этих мест.Битьем стеклотары особенно развлекаются китайцы, как бы подчеркивая этим, что для них тут ничего святого нет.Да и самих местных тибетцев заботит в большей степени туристический бизнес, чем экология.

    Глядя на монахов в тибетских монастырях, ловил себя на мысли: и что — эти люди, которые в своей жизни не видели ничего, кроме окружающих гор, эти простые, неграмотные дети крестьян и есть хранители древних тайных знаний человечества? Ясно, что циничный ум белого человека вовсю начинал сомневаться.Но вот однажды мы напросились в гости в дом к тибетскому ламе.Его молодой помощник провел в комнату, увешанную изображениями будд, где за низким стеклом сидел седой, короткостриженый пожилой настоятель монастыря в оранжевой тоге.Мы знаками попросили его позволить нам посидеть рядом.Он кивнул, налил традиционного чая из своего термоса и продолжил перебирать какие-то бумаги на столе, не обращая больше на нас никакого внимания.Через пять минут у меня начало закладывать уши, окружающий воздух зазвенел и, казалось, стал более плотным.Потом откуда-то из глубины сознания в голове стали возникать различные вопросы — от философских до бытовых.И точно так же, «из воздуха», появлялись ответы.Практически то же самое происходило с моими спутниками.А лама в это время как ни в чем не бывало отхлебывал чай, покашливал и всматривался в настольный календарь.Так по какой книжке из эзотерических магазинов этому можно научиться?

    Пришельцы в скалах

    А ещё желания, загаданные в районе Кайласа, не у всех, конечно, но сбываются.Стоит попросить хорошей погоды — и вот оно, солнце, появляется из-за облаков.Во время ритуального обхода можно задавать в пространство вопросы относительно судьбы, прошлого и будущего.Ответы, как правило, приходят.И что самое поразительное — совпадают и выполняются.

    Вокруг этой странной горы располагаются не менее необычные скалы.Одни отшлифованы так, что подобны каменным зеркалам, другие имеют вогнутую форму и стоят друг против друга (некоторые считают, что в районе таких аномальных зон изменяется время).А то на крутом склоне на немыслимой высоте вдруг встретится огромных размеров отшлифованный каменный куб, причем по цвету абсолютно отличающийся от окружающих скал.

    На одной из отвесных скал на уровне человеческого роста замечаю небольшое круглое углубление — словно специально для головы.Подхожу, прислоняюсь лбом и… вижу в глубине горного массива очертания двух фигур: явно человеческих, только головы крупнее наших.

    Вокруг Кайласа существует и более короткая тропа, но она только для тех, кто уже сделал более 13 обходов.На этой внутренней коре есть также два озера с живой и мертвой водой (то есть с позитивной и негативной энергией) и несколько загадочных мест, о которых знают немногие посвященные ламы.Например, пещера, где находится 13 золотых ступ.

    Однажды мы подошли к Кайласу на расстояние примерно в километр, что в принципе делать не рекомендуют: якобы в этих местах действуют очень тонкие энергии, которые влияют на неподготовленный организм разрушительным образом.Так вот, переводя дух после подъема (как-никак высота больше 5 тысяч), я присел на камень, но тут же вскочил, почувствовав, что от него идет такая энергия, от которой у меня завибрировали почки.Попробовал сесть еще — все повторилось, только к почкам добавились еще и легкие с сердцем.

    К подобным «забавным» случаям можно добавить и такие моменты, когда во время медитации рядом с горой начинали потрескивать волосы на голове и как по команде стихал ветер, дующий в тех местах практически постоянно.С погодой нам в принципе повезло, потому что, кроме ветра, в дороге ничего не мешало: ни дождь (иногда бывает так, что паломники делают кору, а Кайласа не видят, поскольку он закрыт тучами), ни снег — тибетский проводник рассказывал, как он буквально на себе нес молодых англичан, когда за одну ночь намело сугробов по пояс.Хотя для европейского человека даже в хорошую погоду высокогорная прогулка — занятие не из легких.Каждый шаг — как последний, кислорода не хватает, сердце вот-вот — и вырвется из груди.Поэтому, когда через три дня круг замыкается, счастью нет конца.И что же потом, спросите вы? Наступает просветление? Открывается «третий глаз»? Да как бы не так! Как сказал наш проводник: «Вы, иностранцы, странные.Тут люди всю жизнь живут, молятся в надежде когда-нибудь, может, в следующей жизни, если повезет и если они будут жить правильно, стать одними из посвященных.А белые приедут на пару дней и сразу: ну что, где тут у вас Шамбала? Но так просто ничего не бывает.Это только начало пути».

    Кстати

    С 1996 года сторонники маоистской компартии Непала неоднократно пытались установить в стране коммунистический режим.За это время в небольшом гималайском королевстве в результате вооруженных столкновений погибли более 8 тысяч человек.Последнее соглашение о перемирии было достигнуто зимой, однако 28 августа этого года коммунисты объявили о выходе из перемирия.Сегодня Непал стоит на пороге гражданской войны.Все чаще жертвами нападений террористов становятся иностранные туристы.Как сообщили нам в отделе стран Азии МИДа РФ, в связи с обострением в королевстве внутренней обстановки россиянам рекомендуется временно воздержаться от поездок в эту страну.

    Николай Солдатенков, сентябрь 2003 года,
    участник экспедиций турцентра «Кайлаш» в августе 2001

    Рейтинг автора
    Автор статьи
    Валентин Пырьев
    Написано статей
    1036
    Ссылка на основную публикацию