Роль экологии

Тема статьи: Роль экологии - разбираемся в вопросе, тренды 2019 года.

Роль экологии

Планета Земля уникальная среди планет Солнечной системы.В тонком слое, где встречаются и взаимодействуют воздух, вода и земля, обитают удивительные объекты — живые существа, среди которых и человек.Этот слой, населенный организмами, взаимодействующий с воздухом (атмосферой), водой (гидросферой) и земной корой (литосферой), называется биосферой.Все живые существа, и человек в том числе, зависят от сохранения ее цельности.Если слишком сильно изменить какую-либо из составляющих биосферы, последняя может полностью разрушится.Не исключено, что атмосфера, гидросфера и литосфера при этом сохраняются, но в их взаимоотношениях уже не будет участвовать живое.

В центре внимания современного человечества стоят проблемы взаимодействия человека с окружающей природной средой, экологической устойчивости планеты.Экология — наука, исследующая функционирование систем и структур над организменного уровня (экосистем, или биогеоценозов) в их взаимодействии друг с другом и со средой обитания.Отсюда вытекают и задачи экологии — выявить возможные взаимосвязи различных технологий, и в первую очередь химических, биохимических, агрохимических, энергетических, разрушающих или вредно воздействующих на природную сферу, для создания общей экологической безопасности окружающей среды, в том числе и химической, биохимической, радиационной.

Говоря об экологии, мы подразумеваем как локальные, местные проблемы, с которыми сталкиваемся дома, в городе, на заводе, в поле, районе, государстве, так и глобальные.

Экология как наука включает в себя весь комплекс взаимодействия факторов: — как природных и технологических, так и социальных, моральных, нравственных.Более того, социальные факторы в настоящее время становятся определяющими, ведущими, представляют собой сознательную деятельность людей, активно отстаивающих свои цели, интересы, часто далеки от интересов общества и человечества в целом, идущие иногда в разрез с этими интересами.

Еще несколько лет назад шли споры относительно самого факта антропогенного — вызванного человеком изменения климата.За последнее столетие средняя температура поверхности Земли повысилась не менее чем на 0,5-5 °С.Как и было предсказано моделям, так называемого парникового эффекта, зимняя температура повысилась более значительно, чем летняя.Парниковый эффект возникает потому, что углекислый газ, метан, попадая в атмосферу, действуют как стекло в теплице, затрудняя отдачу тепла с поверхности планеты.Длительными наблюдениями установлено, что количество метана увеличивается ежегодно на 1 %, углекислого газа — на 0,4 %.Углекислый газ «ответственен» примерно за половину парникового эффекта.

Реальной экологической угрозой становится истощение озонового экрана в стратосфере.Говоря об этом, обычно отмечают знаменитую «озоновую дыру» над Антарктикой.Однако сокращение количества озона в стратосфере происходит и над нашей страной, где оно достигло уже в среднем около 3 %.Доказано, что сокращение озона только на 1 % ведет к увеличению заболеваний раком кожи на 5-7 %.

Так же стоит отметить и проблемы пресной воды.Чистой воды у нас не хватает.Причина заключается в бесхозном, варварском отношении к воде, как к бесплатному, ничейному природному ресурсу.Ее можно забрать в каком угодно количестве, ее можно без особого наказания загрязнить.Антиэкономичность в водохозяйственном строительстве оборачивается постоянной трагедией для крупных и мелких регионов.

Одной из крупных проблем у нас стало загрязнение подземных вод.Неумеренное применение пестицидов и минеральных удобрений привело к тому, что они в большом количестве оказались в грунтовых водах.

Особой экологической проблемой для нашей страны стали кислотные осадки — увеличение кислотности дождей, снега, туманов в результате выброса в атмосферу окислов серы и азота при сгорании топлива.Кислые осадки снижают урожай, губят естественную растительность, разрушают здания, уничтожают жизнь в пресных водоемах.

Когда среди глобальных экологических проблем называются сокращение видового (генетического) разнообразия живой природы, обычно подразумевают, что эта проблема связана в основном с гибелью влажных тропических лесов — мест, где сосредоточено максимальное разнообразие видов животных и растений.Проблема сокращения биологического разнообразия — это одна их самых странных проблем для будущего человечества, поскольку исчезнувший вид восстановить невозможно.

Значение и роль экологии в современном мире

Экология изучает различные влияния на установленные системы взаимоотношений живых организмов в конкретном регионе.В наши дни эта наука приобрела большое значение.Экологи работают над предотвращением катастрофических ситуаций, оберегают природные взаимосвязи от влияния отрицательных факторов деятельности людей.

Слово «экология» сегодня очень часто встречается на страницах газет и интернет-изданий, звучит в телепередачах и по радио.

Несложно догадаться, что оно имеет какое-то отношение к природе.Но все ли точно знают его значение и понимают, что изучает экология и для чего она вообще нужна?

Что означает слово «экология»?

Термин «экология» впервые появился в научной среде в 1866 году.Тогда этим словом было предложено называть отрасль науки, которая изучает существование различных сообществ живых существ, взаимодействующих между собой и с окружающей их естественной средой.

Уже тогда было замечено, что с изменением внешних условий изменяется и система сосуществования живых организмов разных видов: для одних условия становятся более благоприятными, для других – менее.

С развитием технического уровня цивилизации влияние техногенных факторов на естественную среду обитания постоянно возрастало.Причем это влияние, как правило, имело разрушительный, негативный характер.Когда изменения достигли таких масштабов, что стали влиять уже на жизнь человеческого сообщества, изучение экологии вышло для человечества в ряд первоочередных задач.

С этого времени слово приобрело современный смысл: экология — наука, изучающая все, в том числе техногенные и антропогенные, влияния на сложившиеся системы взаимоотношений живых существ в отдельно взятом регионе.

Некоторые ошибочно считают, что экология изучает только вредные влияния техногенных факторов на природу и методы охраны существующих экосистем, однако это не так.

Сегодня наиболее верным считается определение, которое было выработано в 1990 году на Международном конгрессе экологов: это наука, которая изучает взаимодействие живой и неживой природы.

Что изучает экология?

Мир вокруг нас – это сложный многоуровневый комплекс взаимодействий живых существ и окружающих их неживых объектов.Это не только пресловутые пищевые цепочки, хотя они тоже входят в состав экосистем: растения служат пищей для животных, животные, погибая, служат пищей для микроорганизмов и насекомых, которые, поглощая органические остатки, превращают их в плодородную почву, которая служит питательной средой для растений и т.д.

Не менее важную роль играют и другие факторы среды, которые в совокупности образуют уравновешенную саморегулирующуюся систему.

Эти факторы среды и изучает экология, выявляющая, как взаимодействуют между собой отдельные составляющие экосистемы.Среди них ученые различают:

— физико-химические факторы (почва, рельеф местности, климат и т.д.);

— биологические и биотические факторы (взаимодействие живых организмов между собой);

— антропогенные факторы (влияние на природную среду человека и его деятельности).

Кроме того, экология изучает популяции животных: от чего зависят увеличение и уменьшение численности отдельных видов, какое влияние на них оказывает неживая природа и какое – другие виды живых существ, от микроорганизмов до крупных хищников.

Немаловажное значение для экологов имеет изучение биоценозов – сообществ живых существ, зависящих друг от друга.

Для чего нужна экология?

Экология – наука, получившая сегодня огромное значение.Деятельность человека все больше изменяет окружающий мир, разрушая устоявшиеся экологические системы.Нередко от этого страдает и сам человек, поскольку непродуманные действия порождают серьезные последствия.

Один из наиболее ярких примеров – практически полное исчезновение за последние полвека Аральского моря и всей его экосистемы.Там, где еще 50-60 лет назад была гладь моря, полного рыбы, а вокруг расстилалась зеленая степь, сегодня можно увидеть лишь бесплодные барханы и солончаки.


Работа экологов может предупредить подобные катастрофы, сохранив природные взаимосвязи от воздействия негативных факторов деятельности человека.Наблюдение за сохранением равновесия природных экосистем поможет вовремя заметить появление серьезного негативного воздействия, обнаружить и нейтрализовать его влияние.

Мы обязаны сберечь богатство и многообразие живой природы для наших внуков и правнуков, чтобы они могли жить в чистом, здоровом и дружелюбном мире, радоваться его красоте и гармонии.

1.Роль экологии в современном обществе

1.1 Экология как наука: предмет и задачи, история её развития, методологическая основа

Существование человека неразрывно связано с определенными условиями среды (температура, влажность, состав воздуха, качество воды, состав пищи и другие).Эти требования вырабатывались в течение многих тысячелетий существования человека.Понятно, что при резком изменении этих факторов или отклонении от нормы, требуемой организму, возможны нарушение обмена веществ и как крайний случай – несовместимость с жизнью человека.Невозможно охранять природу, пользоваться ею, не зная, как она устроена, по каким законам существует и развивается, как реагирует на воздействие человека.Всё это и является предметом экологии.

В настоящее время существует много определений экологии как науки.Одно из них: «Экология – это наука о взаимных связях и взаимном влиянии живых организмов и окружающей их среды» [1].

Термин «экология» предложен в 1869г.Эрнстом Геккелем (немецкий естествоиспытатель).От греческого «ойкос» – дом, «логос» – наука.Как научная дисциплина экология имеет более чем вековую историю.Систематические экологические исследования ведутся приблизительно с 1900г.Основы экологии можно найти в научных трудах ученых прошлого века (Гумбольт, Ламарк, Северцев и др.).В развитие экологии значительный вклад внесли русские ученые Вавилов, Сукачев, Павловский, Шварц, Колесников и др.Особая заслуга принадлежит В.И.Вернадскому.

Сам Э.Геккель дал такое определение экологии: «Экология – это познание экономики природы, одновременное исследование взаимоотношений всего живого с органическими и неорганическими компонентами среды, включая непременно неантагонистические и антагонистические взаимоотношения животных и растений, контактирующих друг с другом» [8].Одним словом, экология – наука, изучающая все сложные взаимосвязи и взаимоотношения в природе, рассматриваемые Ч.Дарвином как условия борьбы за существование.

В современном же понимании экологиянаука о взаимоотношениях между живыми организмами и средой их обитания.

Ввиду сложности и глобальности предмета изучения, на который претендует экология, некоторыми учеными высказывались сомнения: а является ли экология самостоятельной наукой? Не есть ли она лишь искусственный синтез других отраслей знания?

На этот вопрос можно ответить с позиций науковедения.Область знаний может претендовать на роль самостоятельной науки, если имеет самостоятельные, присущие только этой науке: 1) предмет изучения; 2) цели и задачи; 3) набор методов и средств исследования, т.е.методологию.

По этим признакам на вопрос о самостоятельности науки «экология» следует ответить положительно.Т.к.ответ основывается на самом важном следствии иерархической организованности живой природы: при переходе от низших подсистем к более крупным системам, у последних возникают принципиально новые качества, свойства и законы их функционирования, которых не было на предыдущем уровне и которые не могут быть предсказаны на основании свойств подсистем низшего порядка [9].

При каждом объединении подмножеств в новое множество возникает, по крайней мере, одно новое качество или свойство [8].

Этот принцип в экологии называется принципом эмерджентности (от англ.emerdgent – неожиданно возникающий).Например, свойства воды не могут быть предсказаны на основании свойств кислорода и водорода.Применительно к живой природе принцип эмерджентности заключается в том, что биологические системы обладают свойствами, которые нельзя свести к сумме свойств составляющих их подсистем.Из принципа эмерджентности вытекает выбор подхода в изучении экологических систем.

Науке известны два различных подхода и способа мышления в изучении сложных систем [8]:

холистический (от гр.holos – весь, целый), при котором система изучается в ее целостности, исследуются общие для системы, системные функции и законы;

редукционистский (от лат.reductio – сведение сложного к простому) или мерологический (от гр.meros – часть), при котором система изучается путем детального анализа все более и более мелких подсистем, их функций и законов.

Человек от природы обладает склонностью к редукционному складу мышления, т.е.человеку свойственно выявление единичных, простых причинно-следственных связей и простых функциональных зависимостей типа «причина – следствие».Этим, в частности, объясняется сложность изучения процессов в биосфере, где имеют место многопараметрические процессы, многоуровневые обратные связи, замкнутые циклы, круговороты вещества и энергии, где следствие является одновременно и причиной многих явлений.

Следовательно, каждый уровень организации живой материи требует самостоятельного изучения.Организация и функционирование надорганизменных биологических систем: популяционных, сообществ, экосистем и биосферы – суть и являются предметом изучения экологии.

Таким образом, предметом изучения экологии в широкой постановке вопроса является система «организмы плюс среда их обитания», причем среда, преобразованная самими организмами и, в частности, человеком.

В последние десятилетие, когда угроза глобального экологического кризиса коснулась всего человечества, произошел взрывообразный рост обеспокоенности и общественного интереса к экологической проблематике.Если до 60-х годов прошлого столетия на экологию смотрели, главным образом, как на один из разделов биологии, то сейчас она вышла за ее рамки, переросла в новую интегрированную дисциплину, связанную с естественными, инженерно-техническими и гуманитарными науками.Важность и актуальность экологических проблем для судеб человечества столь велика, что для их решения необходима мобилизация всех отраслей знаний, накопленных человечеством.Происходит взаимопроникновение и взаимообогащение целями, идеями и методами между такими науками, как: науки о Земле, математика, физика, химия, классическая экология, вычислительная техника, теория больших систем, экономика, социология, политология, юриспруденция, этика, философия, медицина и др.

Этот процесс проникновения идей и задач экологии в другие области знания получил название экологизации.Экология становится интегральной гипернаукой («природа не знает факультетов») [9].

Расширение предмета экологии привело к появлению новых ее определений.Авторитетный американский эколог Юджин Одум даёт такое определение (1986 г.): «Экология – междисциплинарная область знания об устройстве и функционировании многоуровневых систем в природе и обществе в их взаимосвязи» [16]. Это очень широкое определение, но оно больше других соответствует современному широкому пониманию экологии.Экология приобретает роль всеобъемлющего мировоззрения и превращается в учение о выборе путей выживания человечества.

Целью изучения экологии является изучение законов функционирования экологических систем всех уровней и биосферы в целом в условиях природопреобразующей деятельности человечества и выработка тактики и стратегии поведения человечества в целях оптимизации функционирования этих систем [11].

Задачи экологии прямо вытекают из цели и существующих на планете проблем:

1) всеобъемлющая диагностика состояния природы планеты и ее ресурсов;

2) определение порогов выносливости экологических систем по отношению к антропогенной нагрузке;

3) выработка критериев оптимальности функционирования экологических систем;

4) изучение обратимости и путей восстановления антропогенных нарушений экологических систем;

5) разработка прогнозов изменений в биосфере и состояний окружающей человека среды при разных сценариях политического, экономического и социального развития человечества;

6) отказ от дискредитировавшей себя природопокорительной идеологии и формирование идеологии и методологии экоцентризма, направленной на экологизацию экономики, производства, политики и образования.

Методологическую основу современной экологии составляет сочетание:

1) системного анализа;

2) натурных наблюдений и измерений;

Признание экологических систем предметом экологии, принцип эмерджентности и холистический подход к изучению неизбежно приводят к необходимости использования в качестве методологической основы науки экологии системного анализа.Системный анализ – это направление научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объекта как системы [6].

Системный подход в экологии состоит в определении составных частей экологической системы (подсистем) и взаимодействующих с ней объектов внешней среды, установлении совокупности внутренних и внешних связей, нахождении законов функционирования и их изменений в результате различных воздействий [10].Экологические системы как объект изучения имеют ряд особенностей по сравнению с искусственными кибернетическими системами, созданными человеком:

а) беспрецедентная структурная сложность;

б) многоуровневость и перекрестность связей;

в) управляющие функции и обратные связи экологических систем диффузны и формируются внутри нее, а не направлены извне;

г) законы функционирования многофакторны, сложны и всегда нелинейны.

Системный анализ завоевал признание лишь во второй половине прошлого века, что связано, прежде всего, с развитием инструментальных и дистанционных методов наблюдений и измерений, вычислительной техники, давших возможность изучать природные системы как целостные системы на количественном уровне, а также с проникновением в экологию идей кибернетики.

Натурные наблюдения – исторически первый метод экологического исследования.Современная система наблюдений включает космические, атмосферные, наземные подземные, наводные, подводные измерительные комплексы [12].В настоящее время действуют международная (глобальная) и национальная системы мониторинга – т.е.система контроля, оценки и прогноза качества природной среды, включающая исследование антропогенных воздействий.

Эксперименты широко применяются в экологии, как и в других естественных и технических науках.Отличие эксперимента от наблюдения состоит в том, что при эксперименте сознательно организуется определенное воздействие на экологическую систему и затем изучается реакция системы на это воздействие.Эксперименты делятся на: лабораторные и натурные.

Лабораторные эксперименты позволяют обеспечить контроль большого числа факторов, исключив воздействие неконтролируемых.Классической схемой проведения лабораторных исследований является однофакторный эксперимент, когда изучается влияние избранного фактора при фиксированных значениях всех остальных.

Натурные эксперименты позволяют исследовать влияние одного или нескольких факторов в реальных условиях.

Особое место в изучении экологических систем занимают непреднамеренные эксперименты, которые явились следствием естественных процессов (извержение вулканов, образование и исчезновение островов и т.п.) или деятельности человека [12].По существу непреднамеренные антропогенные эксперименты — это вся история развития цивилизации, в процессе которой человечество постоянно «экспериментирует» с природой.

Моделирование – это изучение экологических закономерностей с помощью лабораторных, натурных или математических моделей.Под моделью понимается имитация того или иного явления реального мира, позволяющая делать прогнозы.

Влияние экологии на человека

Природа – одна из составляющей людского существования, человек, как главный элемент составных частей жизненного потока, может существовать только во взаимодействии и постоянстве с природой и окружающей экологией.

Человеческий род зависим от природных условий, ведь человеку просто жизненно необходим воздух, вода, естественно пища, природа дает много человеку, взамен она просит лишь бережно относиться к экологии, чем зачастую человек пренебрегает.Экология, является источником необходимых для жизни организма элементов, в зависимости от географического положения.

Для человека же, природное окружение всегда являлось главным учителем жизненного пути и развития.Не загрязненная экология, чистое природное окружение приобретает оттенок любви, гармонии, чувство добра, человек в таком окружении, просто расцветает, как духовно, так и приобретает жизненный здоровья глоток.

Экология и здоровье человека, взаимосвязаны, как ни крути, если с одной стороны идет нарушение, то соответственно и с другой идут перебои.Здоровье – экология и ее влияние, вводят рационализацию во взаимоотношения человека и окружающих технологических процессов обитания в целом.

Роль экологии в жизни человека

Шагая в одном русле со стабильной чистой экологией, человек получает как физические, так и духовные дары природы, но в наше время, особенно в больших мегаполисах, экология нарушена довольно сильно.Ее нарушение оставляет печальный след на человеческом роде, многочисленные болезни дыхательных систем организма, раковые заболевания, депрессивное настроение, расстройство нервной системы, загрязненная пища, вода, воздух – все это ведет к дисфункции человека и само собой земли в целом.

Испорченная экология влияет на воду и пищу, ведь употребление некачественного продукта ведет к неблагоприятным последствиям.Роль экологии в повседневной жизни заметна, ведь она влияет также и на умственные способности, так сказать, когда радиационный грязный воздух попадает в легкие человека, то он нарушает кровообращение, что ведет к недостаточному попаданию кислорода в мозг.

Для восстановления организма, в настоящее время восточные учителя, трактуют восточную медицину, йогу, аюрведу, и прочее, благодаря которым можно найти баланс природной оболочки, с внутренней духовной струной.

Аюрведические советы по улучшению здоровья через экологию

Ведическая система медицины – Аюрведа, предлагает человечеству спасение от экологического нарушения, путем восстановления баланса, при помощи пяти элементов, таких как: воздух, вода, огонь, земля, эфир.Эта система построена на восстановлении баланса между природой и душой, что влечет за собой и физическое восстановление.

Советы Аюрведы будут такими: для восстановления нервной системы – необходим размеренный образ жизни, занятие не очень активным спортом и употребление белого вина в малых дозах, ежедневно.

Для укрепления организма, Аюрведа советует заниматься йогой, применять лечебные травы, делать утреннюю активную гимнастику с восходом солнца.

Для излечения, укрепления отдельного органа есть система лечебной гимнастики, эфирные масла, а также травяные настои.Загрязненный воздух, нечистая вода, неактивный образ жизни – вот главные факторы нарушения экологии, тут Аюрведа советует каждую неделю, утренние велосипедные поездки в экологически чистые районы, и там же проводить занятия йогой.

Аюрведа и экология – ведут взаимную борьбу с неблагоприятными внешними факторами, и стараются найти общий язык для восстановления баланса человека с экологией.Аюрведа дает еще один ответ, как жить полноценной и здоровой жизнью при не совсем благоприятной экологии.

РОЛЬ ЭКОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

В последние несколько лет человечество достигло такой численности и приобрело техногенную мощь, способную представлять потенциальную опасность для жизни на Земле.Экологический кризис — это не только угроза дикой природе и загрязнение.Он касается и самих людей и ставит вопрос о том, что мы должны изменить в себе, чтобы выжить.Эволюция природных процессов и явлений, в том числе и человека, в конечном счете вызвала озабоченность мирового сообщества судьбой биосферы, представляющей собой ныне нераздельное единство природных, техногенных и духовных элементов.

Краткая история охраны природы

В течение первых десятилетий прошлого века слово «экология» употреблялось очень ограниченно.Для большинства людей оно оставалось неизвестным.Однако в 1960-е гг.появляются сразу две публикации, которые ознаменовали собой новый этап в отношении людей к природе.Публикация Р.Карсон «Безмолвная весна» (1962) была посвящена проблемам загрязнения окружающей среды, а в книге П.Эрлиха «Бомба перенаселения» (1968) анализировались последствия быстрого роста населения Земли.

Обе книги имели большой общественный резонанс и определили вектор природоохранной политики в 1970-е гг.(табл.1.1).Началась борьба за снижение загрязнения окружающей среды.Это время вошло в историю охраны природы под названием «высоких труб» и «тонких фильтров».Пытаясь избежать загрязнения приземного воздуха диоксидом серы, строители воздвигали высокие трубы, что, однако, приводило к усиленному превращению диоксида серы и оксидов азота в кислоту и их распространению на сотни километров от источника.Близорукость подобной природоохранной политики позднее стали обозначать как «синдром конца фабричной трубы» (End-of-pipe technology).

Краткая история охраны природы

Форма охраны природы

Парадигма или «лозунг времени»

Отсутствие обеспокоенности о судьбе природы

Первые публикации, имевшие большой общественный резонанс

Снижение уровня загрязнения окружающей среды («высокие трубы» и «тонкие фильтры»)

1-я Международная конференция по окружающей среде и развитию (Стокгольм, 1972)

  • 1.Экология
  • 2.Развитие
  • Разработка технологических систем, снижающих воздействие на природу: технологии «замкнутого цикла» и безотходного производства

    Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее» (1987)

    Формирование долговременных и многокомпонентных систем охраны природы: ISO, EMAS, LA21 и др.

    2-я Международная конференция по окружающей среде и развитию (Рио-де — Жанейро, 1992)

    Разработка и внедрение концепции «экоэффективности» (Есо — Efficiency)

    3-я Международная конференция по окружающей среде и развитию (Йоханнесбург, 2002)

    Стратегия образования для устойчивого развития (2005)

    «Думать о будущем — действовать сейчас»

    В условиях экологического кризиса 1950-х — 1970-х гг.потребительские концепции сменились озабоченностью человечества судьбой биосферы, появились различные общественные движения, отражающие реакцию людей на разрушение среды обитания.На конец 1960-х — начало 1970-х гг.приходится образование общественного движения «Друзья Земли» (Friends of the Earth) (1969) и наиболее хорошо известной общественной организации Гринпис (Greenpeace) (1971).Кроме того, этот период был отмечен созданием первой глобальной экологической модели «Пределы роста» (The Limits to Growth).Она была разработана по заданию Римского клуба и представлена в виде доклада, подготовленного Донеллой Медоуз с соавторами в 1972 г.Основываясь на динамике таких показателей, как рост населения, загрязнение среды и истощение природных ресурсов, авторы показали, что темпы промышленного роста будут возрастать до тех пор, пока не достигнут пределов развития, после чего произойдет катастрофа.Доклад вызвал бурную критику, особенно со стороны политических лидеров.В ответ на что авторы в 1992 г.подготовили новый доклад «За пределами роста» (Beyond the Limits).

    Опубликование доклада с пессимистическим названием совпало с важнейшим событием 1970-х гг.— 1-й Международной конференцией по окружающей среде и развитию (Стокгольм, 1972).Промышленно развитые страны (так называемые страны Севера) столкнулись с последствиями бурного экономического роста: реки были переполнены отходами, терпели крушение танкеры, смог накрывал города.Чтобы сделать мир чистым, лидеры стран Севера предложили собраться на конференции и выработать стратегию по очищению планеты.Они полагали, что расходы должны нести все страны поровну, независимо от их вклада в загрязнение среды.Развивающиеся страны (так называемые страны Юга) представляли задачу Стокгольмской конференции иначе — для них проблемой была бедность.Они готовы были усвоить западные способы развития, даже с неизбежными при этом негативными экологическими последствиями.Тем не менее мало кто из представителей стран Севера обратил внимание на проблемы стран Юга.Отвечая на это безразличие, Индира Ганди сказала: «Главное, что загрязняет наши страны, — это бедность.Мы хотим больше развития».Но ни она, ни другие представители стран третьего мира не достигли желаемого.Итогом конференции стало рождение двух понятий, двух парадигм: экология и развитие, разделивших мир.Для того чтобы его объединить, была создана комиссия по окружающей среде и развитию, которую возглавила Гру Харли Брундтланд.

    К началу 1980-х гг.общество пришло к пониманию того, что основной причиной загрязнения, деградации природной среды и истощения ресурсов планеты служит сочетание перенаселения в развивающихся странах и перепотребления в промышленно развитых странах.В это время начинают формироваться целевые программы по охране природы.Широкое распространение получают технологии «замкнутого цикла» и программы по переработке отходов, в которых акцент делается на развитии и совершенствовании технологий.

    Основные изменения в природоохранной политике связаны с деятельностью комиссии Г.Х.Брундтланд.Ее итогом стало объединение интересов стран Севера и Юга — на смену экологии и развитию пришла новая парадигма: экологическое развитие. Для представителей стран Севера оно воплощало замкнутый цикл производства, эффективность использования энергии, реабилитацию поврежденных районов и т.п., тогда как представители стран Юга увидели в нем политику, направленную на достижение равенства, честности, уважения к закону.В 1987 г.под названием «Наше общее будущее» был опубликован отчет о деятельности комиссии.Его успеху способствовало то обстоятельство, что Г.Х.Брундтланд стала премьер-министром Норвегии (ныне она возглавляет ВОЗ), что позволило ей привлечь на свою сторону многих мировых лидеров: М.Тэтчер, М.Горбачева, Ф.Миттерана, И.Ганди.

    1990-е годы — время становления и развития долговременных, многокомпонентных программ, направленных на решение экологических, экономических и социальных проблем, затрагивающих различные стороны жизнедеятельности общества.Чтобы избежать негативных последствий диспропорции в развитии стран Севера и Юга, общество разработало систему регулирования природоохранной деятельности, цель которой состоит в реорганизации хозяйственной жизни предприятия и охране природных объектов.Так, была разработана и внедрена система стандартов ISO (International Standards Organization); соблюдение ее правил гарантирует экономический успех предприятию при минимально негативном воздействии на окружающую среду.Преимущества, получаемые от внедрения системы ISO и иных аналогичных систем, заключаются в снижении расходов на производство, в более полном удовлетворении потребительского спроса, в расширении возможностей снижения экологического риска и т.п.

    Требования, предъявляемые международными системами, постоянно расширяются и ужесточаются.Так, число предприятий, сертифицированных в соответствии с последней версией стандарта (ISO 14 001), колеблется в разных странах, достигая максимума в Японии и Германии.В России на начало XXI в.было зарегистрировано всего 14 предприятий, удовлетворяющих стандартам ISO 14 001.

    Следующий этап в жизни планеты прошел под девизом: устойчивое развитие. Еще в 1989 г.Организация Объединенных Наций (ООН) начала готовить Конференцию по окружающей среде и развитию, чтобы сформулировать принципы достижения устойчивого развития.В течение двух лет эксперты со всего мира вырабатывали трудные соглашения, готовя встречу в Рио-де-Жанейро.Международная система ведения переговоров была открытой, как никогда прежде.Тысячи людей из неправительственных организаций, из области бизнеса, образования, представители женских групп, коренных народов и многие другие внесли свой вклад в «процесс Рио».

    Вторая Международная конференция по окружающей среде и развитию, состоявшаяся в Рио-де-Жанейро (Бразилия) 3—4 июня 1992 г., принадлежит к числу наиболее значительных событий современности.Идея проведения такой конференции вынашивалась в кругах общественных и политических деятелей, озабоченных ухудшением состояния природной среды Земли.Внимание участников конференции сосредоточилось на обсуждении путей устойчивого развития человечества; в результате они приняли три важных документа:

  • 1.Декларация по окружающей среде и развитию («Декларация Рио»).
  • 2.Долгосрочная программа действий в глобальном масштабе («Повестка дня на XXI век»).
  • 3.Принципы рационального использования, сохранения и освоения всех видов лесов («Лесные принципы»).
  • Кроме того, участникам конференции были предложены для подписания две конвенции: о биологическом разнообразии и об изменении климата.

    Для обеспечения устойчивого развития человечество нуждается не только в правовой базе (правилах поведения), но и в предметноорганизационной основе, программе или стратегии.В документах, касающихся охраны окружающей среды, обычно содержится всесторонний анализ и оценка сложившейся ситуации, выявляются проблемы, определяются сроки, пути и средства их решения.Таковы «План действий», принятый на Стокгольмской конференции в 1972 г., «Всемирная стратегия охраны природы», второе издание которой было опубликовано в 1991 г.под названием «Забота о Земле.Стратегия устойчивой жизни».«Повестка дня на XXI век» также образует предметно-организационную основу человеческой деятельности в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов для обеспечения благополучного и бесконечного существования людей на Земле.

    По своей юридической силе «Повестка дня на XXI век» близка к многостороннему международному соглашению.Она принята путем консенсуса представителей государств — участников Конференции.Это означает, что государства приняли на себя общую обязанность руководствоваться данным программным документом в процессе своей деятельности.Таким образом, «Повестка дня на XXI век» — акт «мягкого» международного права, который оказывает влияние на практику главным образом в силу высокого научного и политического авторитета.И одновременно под этим названием существует и развивается самое массовое экологическое движение современности.

    В России в 1991 г., за год до конференции в Рио-де-Жанейро, был принят Закон «Об охране окружающей природной среды», который является головным законодательным актом прямого действия.Это означает, что нормы других законов по охране природы не должны противоречить данному нормативному документу.Под природой понимается природная среда как объективная реальность, существующая независимо от человека как следствие эволюционного развития материального мира и состоящая из естественных экосистем.Под окружающей средой в юридическом смысле — часть природной среды, преобразованная антропогенной деятельностью.Природа и окружающая среда создают окружающую природную среду, внутри которой живет и действует человек.

    После конференции в Рио-де-Жанейро в Европе начался активный процесс по реализации принятых на Конференции решений.Вопросы перехода к устойчивому развитию и разработки «Повесток дня на XXI век» стали ключевыми в деятельности многих международных организаций.Основной способ реализации «Повестки дня на XXI век» состоит в развитии «Местных повесток на XXI век» (Local Agenda 21 — LA21) на уровне города, поселка, муниципалитета.Встав на путь реализации «Местных повесток на XXI век», мировое сообщество переходит к новым взаимоотношениям с окружающей средой.Ранее охрана природы рассматривалась как отдельный сектор управления и не воспринималась каждым жителем района в качестве убедительного повода к действию.Стало ясно, что путь контроля, запретов и выдачи разрешений недостаточен для эффективного управления природопользованием.Защита окружающей среды становится делом каждого и делом каждого дня.

    В XXI веке человечество вошло с ясным пониманием пути, которому надо следовать, а также реального масштаба проблем на этой дороге.Концепция «экоэффективности» реализует на практике идею устойчивого развития, сочетая в себе различные инструменты и методы оценки, позволяющие предприятию одновременно увеличивать прибыль и сокращать вредное воздействие на окружающую среду.Реализация программ по повышению экологической эффективности требует не только капиталовложений, но и в первую очередь принятия грамотных решений, основанных на объективной информации, полученной с помощью экологического аудита, оценки экологической эффективности, воздействия на окружающую среду и др.

    Итоги десятилетнего пути были подведены на 3-й Международной конференции по окружающей среде и развитию.Она состоялась в городе Йоханнесбурге в начале сентября 2002 г.Данная встреча позволила оценить участие общественных организаций и движений как необходимое условие перехода к устойчивому развитию.Был «реабилитирован» доминировавший в 1950-е — 1970-е гг.технократический путь: мировоззрение, провозгласившее своей целью сохранение жизни на Земле и создание экологически устойчивой экономики, не отвергающее технологий, которые между тем должны использоваться в гуманных целях охраны всех форм жизни, а не для их разрушения.Основные итоги прошедшей конференции приняли форму декларации: «Мы обязуемся действовать сообща, будучи объединенными нашей общей решимостью спасти нашу планету, содействовать развитию человеческого потенциала и достичь всеобщего процветания и мира!».

    Роль и место экологии в современном обществе

    Экология в современном обществе, ее место и роль.Исследование будущего, модели Мира.Компьютеризация комплексного исследования взаимодействия человека и биосферы.Экология городов, сельскохозяйственных районов.Формирования экологического сознания.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто.Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    1.Роль и место экологии в современном обществе

    2.Исследование будущего.Модели Мира

    3.Экология городов

    4.Экология сельскохозяйственных районов

    5.Формирования экологического сознания

    Современный мир отличается необычайной сложностью и противоречивостью событий, он пронизан противоборствующими тенденциями, полон сложнейших альтернатив, тревог и надежд.

    Конец XX века характеризуется мощным рывком в развитии научно-технического прогресса, ростом социальных противоречий, резким демографическим взрывом, ухудшением состояния окружающей человека природной среды.Поистине наша планета никогда ранее не подвергалась таким физическим и политическим перегрузкам, какие она испытывает на рубеже XX — XXI веков.Человек никогда ранее не взимал с природы столько дани и не оказывался столь уязвимым перед мощью, которую сам же создал.

    Что же несет нам век грядущий — новые проблемы или безоблачное будущее? Каким будет человечество через 150, 200 лет? Сможет ли человек своим разумом и волей спасти себя самого и нашу планету от нависших над ней многочисленных угроз? Эти вопросы, несомненно, волнуют многих людей.Будущее биосферы стало предметом пристального внимания представителей многих отраслей научного знания, что само по себе может быть достаточным основанием для выделения особой группы философско — методологических проблем экологического прогнозирования.Разработка этих проблем является одним из важнейших требований развития человеческой культуры на современном этапе развития человечества.Ученые согласились, что принятая политика по принципу “реагировать и исправлять” бесплодна, повсеместно завела в тупик.“Предвидеть и предотвращать — единственно реалистический подход”.Исследование будущего поможет всем странам мира решить самый насущный вопрос: как направить огромную по своим масштабам циркуляцию природных сил и ресурсов по пути, который будет полнее удовлетворять потребности людей и не нарушать при этом экологические процессы? Рост масштабов хозяйственной деятельности человека, бурное развитие научно-технической революции усилили отрицательное воздействие на природу, привели к нарушению экологического равновесия на планете.Поскольку запасы угля, нефти, газа, железа и других полезных ископаемых не возобновляемы, они будут исчерпаны, по расчётам учёных через несколько десятилетий.Главный фундамент жизни-почвы повсюду на Земле деградируют.В то время как Земля накапливает один сантиметр чернозёма за 300 лет, ныне один сантиметр почвы погибает за три года.Не меньшую опасность представляет собой загрязнение планеты.Огромные нефтяные пятна губительны для жизни океана.В океан сбрасываются миллионы тонн фосфора, свинца, радиоактивных отходов.На каждый квадратный километр океанской воды сейчас приходится 17 тонн различных отбросов суши.Самой уязвимой частью природы стала пресная вода.Сточные воды, пестициды, удобрения, ртуть, мышьяк, свинец и многое другое в огромных количествах попадают в реки и озёра.Сильно загрязнены Дунай, Волга, Рейн, Миссисипи.Концентрация вредных для здоровья веществ в воздухе превышает медицинские нормы во многих городах в десятки раз.Кислотные дожди, содержащие двуокись серы и окись азота, являющиеся следствием функционирования тепловых электростанций и заводов, несут гибель озёрам и лесам.Авария на Чернобыльской АЭС показала экологическую угрозу, которую создают аварии на атомных электростанциях, они эксплуатируются в 26 странах мира.

    Цель работы: рассмотреть и изучить роль и место экологии в современном обществе.

    Задача: раскрыть полной смысл данной темы.

    экология компьютеризация биосфера город

    Космический корабль Земля уникальная среди планет Солнечной системы.В тонком слое где встречаются и взаимодействуют воздух, вода и земля, обитают удивительные объекты — живые существа, среди которых и мы с вами.Этот слой, населенный организмами, взаимодействующий с воздухом (атмосферой), водой (гидросферой) и земной корой(литосферой), называется биосферой.Все живые существа, и мы в том числе, зависят от сохранения ее цельности.Если слишком сильно изменить какую-либо из составляющих биосферы, последняя может полностью разрушится.Не исключено, что атмосфера, гидросфера и литосфера при этом сохраняются, но в их взаимоотношениях уже не будет участвовать живое.В центре внимания современного человечества стоят проблемы взаимодействия человека с окружающей природной средой, экологической устойчивости планеты.

    Экология — наука, исследующая функционирование систем и структур надорганизменного уровня (экосистем, или биогеоценозов) в их взаимодействии друг с другом и со средой обитания.Отсюда вытекают и задачи экологии — выявить возможные взаимосвязи различных технологий, и в первую очередь химических, биохимических, агрохимических, энергетических, разрушающих или вредно воздействующих на природную сферу, для создания общей экологической безопасности окружающей среды, в том числе и химической, биохимической, радиационной.Говоря об экологии, мы подразумеваем как локальные, местные проблемы, с которыми сталкиваемся дома, в городе, на заводе, в поле, районе, государстве, так и глобальные.

    Экология, как наука включает в себя весь комплекс взаимодействия факторов — как природных и технологических, так и социальных, моральных, нравственных.Более того, социальные факторы в настоящее время становятся определяющими, ведущими, представляют собой сознательную деятельность людей, активно отстаивающих свои цели, интересы, часто далеки от интересов общества и человечества в целом, идущие иногда в разрез с этими интересами.За последнее столетие средняя температура поверхности Земли повысилась не менее чем на 0,5-5°С.Как и было предсказано моделям, так называемого парникового эффекта, зимняя температура повысилась более значительно, чем летняя.Парниковый эффект возникает потому, что углекислый газ, метан, попадая в атмосферу, действуют как стекло в теплице, затрудняя отдачу тепла с поверхности планеты.Говоря об этом, обычно отмечают знаменитую «озоновую дыру» над Антарктикой.Однако сокращение количества озона в стратосфере происходит и над нашей страной, где оно достигло уже в среднем около 3 %.Доказано, что сокращение озона только на 1 % ведет к увеличению заболеваний раком кожи на 5-7 %.Это означает, что 6-9 тыс.человек на европейской территории нашей страны ежегодно заболевает раком кожи только по этой причине.Коротко о проблемах пресной воды.Чистой воды у нас не хватает.Причина заключается в бесхозном, варварском отношении к воде, как к бесплатному, ничейному природному ресурсу.Одной из крупных проблем у нас стало загрязнение подземных вод.Особой экологической проблемой для нашей страны стали кислотные осадки — увеличение кислотности дождей, снега, туманов в результате выброса в атмосферу окислов серы и азота при сгорании топлива..

    Сегодня решение экологических проблем стало одним из глобальных критериев гуманности общества, уровня его технических и научных разработок.

    Экология, на мой взгляд, все больше становится одной из наук о человеке и в определенном смысле интересует многие научные направления..

    Научное прогнозирование (в отличие от разнообразных форм ненаучного предвидения) — это соответственно непрерывное, специальное, имеющее свою методологию и технику исследование, проводимое в рамках управления, с целью повышения уровня его обоснованности и эффективности.Исследование будущего разделяется на два качественно различных направления: поисковое (исследовательское) и нормативное прогнозирование.Поисковое прогнозирование — это анализ перспектив развития существующих тенденций на определенный период и определение на этой основе вероятных состояний объектов управления в будущем при условии сохранения существующих тенденций в неизменном состоянии или проведения тех или иных мероприятий с помощью управленческих воздействий.Нормативное прогнозирование (иногда его называют “прогнозированием наоборот”, т.к.в данном случае исследование идет в обратном направлении: от будущего к настоящему) представляет собой попытку рационально организованного анализа возможных путей достижения целей оптимизации управления.А отсюда и рекомендации: немедленно свести к нулю рост народонаселения и производства.Однако эти предложения авторов модели нереальны, неприемлемы, да и просто утопичными, но дали пищу для развития антинаучных и антигуманных теорий, способствовали резкой вспышке всякого рода неомальтузианских и геополитических рассуждений, уводящих от реальных путей преодоления экокризисных явлений.Не случайно уже следующая модель М.Месаровича и Э.Пестеля — “Человечество у поворотного пункта” — была значительно более обоснованной.Однако “прогресс” Месаровича и Пестеля можно свести к тому, что они, отвергая неизбежность “единой” глобальной экологической катастрофы, будущее человечества видят в длительных, разнообразных кризисах — экологических, энергетических, продовольственных, сырьевых, демографических, могущих постепенно охватить всю планету, если общество не примет их рекомендации перехода к “органическому росту” — сбалансированному развитию всех частей планетарной системы.Но это также далеко от реальностей, которыми полон современный мир.Постепенно модели становились все более конкретными, а проблемы — более цельными.К настоящему времени методологические принципы, техника, методика современного глобального прогнозирования неизмеримо усложнились по сравнению с исторически первыми и простейшими методами оценки экологической емкости Земли.В новых условиях обострившихся потребностей в нахождении эффективных способов целенаправленного воздействия на процессы взаимодействия человека и биосферы встают задачи разработки конкретных прогнозов будущего человечества, формирования конкретных научно обоснованных представлений об основных возможных тенденциях развития человечества на ближайшие 50 — 100 лет.Существенно то, что результаты такого прогнозирования спектра возможностей “должны быть сформулированы не только на языке теории, но и на языке управленческой практики”.Поэтому “насущная необходимость” в создании системы глобального прогнозирования с самого начала должна осмысливаться с учетом мировой практики управления сверхсложными системами и соответственно в качестве необходимости создания “человеко-машинной системы”, т.е.автоматизированной информационно-прогнозирующей системы.Основная задача автоматизированного компьютерного прогнозирования взаимодействия человека и биосферы состоит в том, чтобы обеспечить наиболее оптимальные условия объединения усилий экологов, социологов, экономистов и других специалистов “для оценки и выбора возможных вариантов международных решений” на междисциплинарном уровне.е науки в этой области на “порог эры человеческого новаторства”.

    Компьютеризация комплексного исследования взаимодействия человека и биосферы — исторический рубеж, которого достигла наука за очень короткий исторический промежуток времени на основе создания математических моделей живой природы.Экология уже оперирует не только простыми динамическими теориями популяций, но и всеми средствами теории динамических систем (уравнения в частных производных, в конечных разностях, интегральные и интегро-дифференциальные уравнения и т.д.)..Интегрированные информационно прогнозирующие системы “стратегические ресурсы человечества” — получили наиболее впечатляющее применение, позволив пользователю обращаться к информации о динамических системах в режиме реального времени.Новой информационной технологии экологического прогнозирования уже принадлежит немаловажная заслуга: она “способствовала тому, что за сравнительно короткий исторический промежуток времени глобальные проблемы оказались в поле зрения мировой общественности и стали подлинно общечеловеческими не только по своей сути, но и по признанию, которое они себе завоевали”.Это, безусловно, важное достижение экологического прогнозирования должно быть дополнено решительным преодолением отмеченного в публикациях ООН недостатка “методологических инструментов интегрированного аналитического подхода к формированию и применению адекватной политики и планирования”.А здесь встают задачи, требующие длительной и кропотливой проработки методов принятия рациональных решений, учитывающих объективные условия иерархичности структуры систем управления, информационную ограниченность и специализацию их органов, национальные и региональные особенности в выработке систем критериев в оценке эффективности, трудно обозримое многообразие целевых установок и задач управления и т.д.

    Экологические проблемы городов, главным образом наиболее крупных из них, связаны с чрезмерной концентрацией на сравнительно небольших территориях населения, транспорта и промышленных предприятий, с образованием антропогенных ландшафтов, очень далеких от состояния экологического равновесия.Темпы роста населения мира в 1.5-2.0 раза ниже роста городского населения, к которому сегодня относится 40 % людей планеты.За период 1939 — 1979 гг.население крупных городов выросло в 4, в средних — в 3 и малых — в 2 раза.Социально-экономическая обстановка привела к неуправляемости процесса урбанизации во многих странах.Процент городского населения в отдельных странах равен: Аргентина — 83, Уругвай — 82, Австралия — 75, США — 80.Над крупными городами атмосфера содержит в 10 раз больше аэрозолей и в 25 раз больше газов.При этом 60-70 % газового загрязнения дает автомобильный транспорт.Самоочищению атмосферы препятствует снижение на 10-20 % солнечной радиации и скорости ветра.При малой подвижности воздуха тепловые аномалии над городом охватывают слои атмосферы в 250-400 м, а контрасты температуры могут достигать 5-6° С.С ними связаны температурные инверсии, приводящие к повышенному загрязнению, туманам и смогу.

    Водоносные горизонты под городами сильно истощены в результате непрерывных откачек скважинами и колодцами, а кроме того загрязнены на значительную глубину.На больших площадях, под магистралями и кварталами, он физически уничтожается, а в зонах рекреаций — парки, скверы, дворы — сильно уничтожается, загрязняется бытовыми отходами, вредными веществами из атмосферы, обогащается тяжелыми металлами, обнаженность почв способствует водной и ветровой эрозии.Растительный покров городов обычно практически полностью представлен “культурными насаждениями” — парками, скверами, газонами, цветниками, аллеями.Важно рассмотреть экологические проблемы крупных городов более детально и конкретно на примере Москвы.Исчерпывающую оценку экологического состояния столь крупного и сложного объекта, как Москва, дать затруднительно по следующим основным причинам:

    · оценка должна учитывать множество самых разных показателей по всем районам и предприятиям, производственным зонам, магистралям, системам связи, рекреационным площадям и т.д.;

    · полученные сведения должны быть систематизированы, сведены в единую легко интерпретируемую систему;

    · система сбора и обобщения имеющихся данных пока что не имеет единой научной концепции, разрознена и даже не всеми поддерживается.Социально-экологическая модель Москвы — задача предстоящих исследований.

    Обобщенные данные свидетельствуют о сложном экологическом состоянии Москвы.Город стремительно растет, переходит за кольцевую дорогу, сливается с городами-спутниками.Средняя плотность населения 8.9 тыс.чел.на 1 кв.км.Сотни тысяч источников выбрасывают в воздух огромное количество вредных веществ, т.к.частичная очистка внедрена только на 60 % предприятий.Особый вред наносится автомобилями, технические параметры которых не соответствуют требованиям и качеству воздуха.Выхлопные газы автомашин дают основную массу свинца, износ шин — цинк, дизельные моторы — кадмий.В целом на 1 москвича приходится 46 кг вредных веществ в год.

    Расход воды в Москве на 1 жителя — около 700 л/сутки.Водные ресурсы используются нерационально — более 20 % воды уходит неиспользованной.Например, только для бритья москвич за один раз использует до 100 литров.В районах со счетчиками (г.Зеленоград) водопотребление в 2-3 раза меньше.

    Дефицит воды — один из факторов сдерживания жилищного строительства.Из 1650 главных промышленных предприятий систему оборотного водоснабжения имеют лишь 160.

    В пределах города почвы значительно отличаются от своих аналогов в данной природной зоне — кислых дерново-подзолистых.Почвы обогащены также органическими веществами, главным образом сажей — до 5 % вместо 2- 3 %.Содержание тяжелых металлов в 4-6 раз превышает фоновое.

    Зеленые насаждения занимают 30 % площади города, что дает 25-30 м 2 на человека (Париж — 6, Лондон — 7.5, Нью-Йорк — 8.6).Вместе с тем насаждения внутри города мало связаны с лесопарковым поясом, да и последний слишком узкий — 15-20 км.Только с севера Москва относительно защищена зеленым поясом.До 30-40 % насаждений затронуто болезнями, угнетено и потеряло способность к самовозобновлению.Лесопарковый пояс в дни отдыха ежедневно принимает до 4 млн.человек.Заболеваемость москвичей в среднем выше, чем по другим районам страны: распространены болезни органов дыхания, астма, различные виды аллергии, сердечно-сосудистые заболевания, болезни печени, желчного пузыря, органов чувств.Из 94 крупнейших городов мира Москва по рождаемости находится на 62-м, по смертности — на 70-м, по естественному приросту — на 71-м месте.В периоды преобладания восточных и юго-восточных ветров Москва получает менее чистый воздух, поскольку юго-восток области залесен на 25-30 %, значительно распахан и более индустриальный.Северо-запад столицы имеет более чистые водоемы, поскольку основные водотоки Подмосковья текут с северо-запада на юго-восток.Северо-запад Москвы более возвышенный, холмистый, имеет более тяжелые, глинистые и суглинистые почвы.

    4. Экология сельскохозяйственных районов

    Сельскохозяйственные районы весьма различны по природным условиям, типам землепользования и степени освоения.Тем не менее экологические проблемы в них имеют много общего.Это связано со следующими обстоятельствами:

    · охватом антропогенными нагрузками больших площадей, иногда практически на 100 %;

    · малой лесистостью и небольшими площадями лугово-степных участков;

    · значительной обнаженностью, дефдированностью и эродированностью почвенного покрова;

    · преобладанием определенных видов загрязнения в почве, воде и грунтах, связанных с удобрениями.

    Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о специфике экологического состояния сельскохозяйственных районов, о правомерности выделения “агроэкологического” типа оценок территории.Основной аспект агроэкологической оценки — анализ условий развития сельскохозяйственных растений: их роста, фенологии, урожайности, отношения к удобрениям, болезням, сезонным изменениям условий тепла и влаги — морозам, заморозкам, засухам, переувлажнению.

    Наибольшую роль здесь играет загрязнение серой, которая в виде сернистых соединений легко разносится воздушными потоками.В нормально увлажненных нейтральных почвах влияние этого вида загрязнения невелико, но в кислых оно усиливает подкисление.На переувлажненных почвах, особенно на поймах, это может привести к резкому зачислению после осушения.Основные изменения почв в земледелии связаны с механическим воздействием на нее и с внесением удобрений.Наряду с рыхлением идет и уплотнение почвы.Велико также значение органических и минеральных удобрений, мировое потребление которых — около 90 млн.т в год.В развивающихся странах этот показатель в 5 раз ниже.Получение высоких урожаев в настоящее время невозможно без использования различных ядохимикатов для защиты растений — пестицидов, потребление которых превышает 4 млн.т/год.

    Чрезмерные антропогенные нагрузки приводят к напряженной экологической обстановке во многих районах сельскохозяйственного освоения.Одним из примеров этого может служить Харьковская область.Из 3140 тыс.га площади области сельхозугодьями занято 2314 тыс.га, т.е.более 70 %.Средняя лесистость — 10,5 % при оптимальной примерно 20 %.Эродированные земли — 1700 тыс.га, нарушенные — 3,2 тыс.га.

    5. Формирования экологического сознания

    Государство должно особое внимание уделять воспитанию экологического сознания своих граждан и, особенно, детей, так как именно детям необходимо осознать, что в первую очередь от экологии зависит их будущее и будущее следующих поколений.Воспитание уважительного отношения людей к природе своими корнями уходит вглубь веков.На заре своей жизни на Земле человек должен был вести жестокую борьбу за свое существование.Масштаб влияния его на окружающую среду в то время был весьма незначительным.В ходе развития человечества его пассивная зависимость от сил природы все более уступала место активному влиянию, и постепенно люди начали познавать законы природы и изучать природные явления.Все это способствовало появлению и развитию естественных наук — ботаники, зоологии, зоогеографии и других.При изучении растений и животных люди постепенно начали обращать внимание на их взаимоотношения и на необходимость заботливого отношения человека к природе.Историческими предпосылками формирования экологического сознания были нравственные и гуманные отношения людей к природе, особенно к животному миру.

    Экологическое сознание — это понимание необходимости охраны природы, осознание последствий нерадивого отношения к ней.Кроме того, экологическое сознание — это понимание и осознание того, что каждый человек несет ответственность за сохранение как отдельных видов животных и растений, так и в целом жизни на Земле.

    Но для того, чтобы до конца понять и разобраться, что же такое экологическое сознание и каким образом его можно формировать у учащихся, сначала посмотрим, что же такое сознание вообще.

    Сознание — это единство всех психических состояний и свойств человека, как личности.Сознание представляет собой единство всех форм познания и переживаний человека и его отношения к тому, что он отражает.Это специфическая форма жизнедеятельности человека, продукт его взаимоотношений с объективной действительностью.В процессе жизни на каждого человека воздействуют предметы и явления, события и другие люди, составляющие окружающий его мир.Но человек, подвергаясь влияниям внешнего мира, так или иначе воздействует на него: что-то использует для удовлетворения своих потребностей, от каких-то влияний стремится уклониться, чему-то противостоит, что-то создает.Человек не только определенным образом относится к объективной действительности.В отличие от животного он определенно относится к своей жизнедеятельности, то есть к своему собственному отношению, объективно направленному на окружающий его мир.Каковы же важнейшие характеристики сознания?

    Первая дана уже в самом его наименовании: сознание.Человеческое сознание включает в себя совокупность знания об окружающем нас мире.В структуру сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания.К числу этих процессов могут быть отнесены ощущения и восприятия, память, воображение и мышление.С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент.Память позволяет возобновить в сознании образы прошлого.Воображение — строить образные модели того, что является объектом потребности, но отсутствуют в настоящее время.Мышление обеспечивает решение задач путем обобщения знаний..

    Вторая характеристика сознания — закрепленное в нем отчетливое различие субъекта и объекта, то есть того, что принадлежит «Я» человека и его «не Я».Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружающему, продолжает сохранять в своем сознании противопоставления и различения.

    Третья характеристика сознания обеспечение целеполагающей деятельности человека.В функции сознания входит формулирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносится в него все необходимые корректировки и т.д.

    Всякое нарушение в результате болезни или по каким-либо иным причинам возможности осуществить целеполагающую деятельность, ее координацию и направленность рассматривается, как нарушение сознания.Наконец, четвертая характеристика сознания — включение в его состав определенного компонента.

    Мы вынуждены сегодня признать, что тревожная экологическая ситуация сложилась во многих регионах нашей страны в результате некомпетентного хозяйствования, недостатка знаний и действий вслепую, потребительского отношения к природным богатствам, отождествления слов И.В.Мичурина о том, чтобы не ждать милостей от природы, а брать их у нее, с нещадной эксплуатацией природных ресурсов, а также превалирования технократического мышления, при котором процесс ассоциируется со всевозрастающими количествами извлеченного из недр Земли угля, выплавленной стали, произведенной электроэнергии.Значение охраны природы как неприемлемого условия выживания человечества и каждого человека сейчас осознается нашим обществом, однако, к сожалению, оно мало готово к последовательной и безусловной реализации природоохранных мер, причем не только из-за недостатка необходимых для этого средств, но и вследствие отсутствия экологической культуры населения, несформированности экологического мышления у работников народного хозяйства.Таким образом, решение экологических проблем в огромной степени зависит от постановки экологического образования и воспитания подрастающих поколений.Вступающие в трудовую жизнь люди должны иметь четкое представление о том, что природные ресурсы не бесконечны и технология производства любой продукции должна удовлетворять такому, с экологической точки зрения, требованию, как минимальной потребление материалов и энергии.Они должны хорошо знать законы природы, пронимать взаимосвязь природных явлений, уметь предвидеть и оценивать последствия вмешательства в естественное течение различных процессов.У них должно быть выработано «экологическое мировоззрение», т.е.сознание приоритетного решения экологических проблем при осуществлении любых проектов, разработок современных технологий, создание машин и механизмов, при всяком хозяйственном начинании, а также твердое убеждение в том, что без уверенности в безвредности для окружающей среды того или иного мероприятия оно не должно реализовываться.

    Производственная деятельность людей должна постепенно менять основу.Предстоит новая модернизация, которую естественно назвать экологической, поскольку она будет ориентироваться на создание производств, не разрушающих равновесного состояния биосферы, т.е.вписывающихся в ее биогеохимические циклы.Преодоление экологического кризиса только техническими средствами невозможно.Тем более невозможно поддержание состояния равновесия, если общество не будет преобразовывать само себя, свою нравственность, а будет опираться только на технические решения.Человечество ожидает длительный и весьма трудный процесс совместного преобразования природы и общества, причем решающее значение в его длительности будет иметь формирование цивилизации, отвечающей новым потребностям человека, согласованным с новыми реалиями окружающей природы.Новая цивилизация для того, чтобы она оказалось способной обеспечить дальнейшее существование на Земле человечества как развивающегося вида, должна опираться не только на новую технологическую основу производственной деятельности людей, но и на глубокое понимание места человека в окружающем мире, без чего невозможно формирование новой нравственности, т.е.нового общественно необходимого поведения людей.Охрана природы — задача нашего века, проблема, ставшая социальной.Снова и снова мы слышим об опасности, грозящей окружающей среде, но до сих пор многие из нас считают их неприятным, но неизбежным порождением цивилизации и полагают, что мы ещё успеем справится со всеми выявившимися затруднениями.Однако воздействие человека на окружающую среду приняло угрожающие масштабы.Чтобы в корне улучшить положение, понадобятся целенаправленные и продуманные действия.Ответственная и действенная политика по отношению к окружающей среде будет возможна лишь в том случае, если мы накопим надёжные данные о современном состоянии среды, обоснованные знания о взаимодействии важных экологических факторов, если разработает новые методы уменьшения и предотвращения вреда, наносимого Природе Человеком .Только по-настоящему образованное и интеллигентное общество будет способно вступить в эпоху ноосферы или в период своей истории, когда оно сможет реализовать режим коэволюции природы и общества.

    Следовательно, наряду с новой модернизацией человечеству предстоит создать новую культуру во взаимоотношениях между людьми, так и с природой, субъектом которой является человек.В ее основе должно лежать всеобъемлющее воспитание и образование, которое естественно назвать экологическим .

    1. Алимов А.А., Случевский В.В.Век XX: экология и идеология.- Л.: Лениздат, 1988.- 111 с.- (Мифы и реальность: На фронтах идеологической борьбы).

    2.Горшков С.П.Экзодинамические процессы освоенных территорий.- М.: Недра, 1982.

    3.Григорьев А.А.Города и окружающая Среда.Космические исследования.- М.: Мысль, 1982.

    4.Кузнецов Г.А.Экология и будущее: Анализ философских оснований глобальных прогнозов.- М.: Изд-во МГУ, 1988.- 160 с.

    5.Математические модели в экологии и генетике.М., 1981.

    6.Моисеев Н.Н.Путешествие в одной лодке // Химия и жизнь.1977.№ 9.

    7.Никитин Д.П., Новиков Ю.В.Окружающая Среда и человек.- М.: 1986.

    8.Одум Ю.Основы экологии.- М.: Мир, 1975.

    9.Радзевич Н.Н., Пашканг К.В.Охрана и преобразование природы.- М.: Просвещение, 1986.

    10.Эшби У.Р.Введение в кибернетику.М., 1959.

    11.Юнг Р.Будущее уже началось// Курьер ЮНЕСКО.1971.Апр.

    Рейтинг автора
    Автор статьи
    Валентин Пырьев
    Написано статей
    1036
    Ссылка на основную публикацию