Состояние дзен

Тема статьи: Состояние дзен - разбираемся в вопросе, тренды 2019 года.

Дзен — это.Дзен буддизм

Что такое дзен? Это одновременно и то, чем человек является, его истинная суть, выражающаяся вовне мгновение за мгновением, и то, что он делает, практика самодисциплины, через которую становится возможным познать радость существования.Это не система верований, которую нужно принять.В этой духовной практике отсутствуют догмы и доктрины.Дзен — это непосредственный опыт того, что иногда называют высшей реальностью или абсолютом, и вместе с тем его нельзя отделить от обыкновенного, относительного.Этот прямой опыт доступен каждому по праву рождения.Практика «дзадзен» — медитации — позволяет осознать недвусмысленную, яркую, скрытую от мирских глаз комплексную природу всей жизни.

Зарождение буддизма

Именно этот путь к осознанию был продемонстрирован людям более двух с половиной тысяч лет назад индийским принцем Сиддхартхой Гаутамой, приобретшим известность под именем Будда Шакьямуни.Слово «будда» имеет простейший смысл — «пробудившийся».Великое учение индийского принца состоит в том, что каждый человек способен пробудиться, что фундаментально все являются буддами — иудейскими, христианскими, индуистскими, исламскими, светскими.

С этим гибким и непротиворечивым отношением к различным культурам и верованиям на своем пути буддизм охватил все страны Азии.В Китае он слился с даосизмом и эволюционировал в «чан», китайское понятие медитации, превратившееся в «дзен» на японском.В течение последних десятилетий дзен-буддизм интегрировался и в западную культуру.Как сказал известный историк Арнольд Тойнби, одним из самых значимых событий двадцатого века стало путешествие дзен-буддизма с востока на запад.

Уникальное мировосприятие

Дзен-буддизм — это целенаправленная и последовательная духовная практика, через которую человек получает возможность осознать: его «я» и все другие люди — едины, условное и безусловное случаются одновременно, абсолютное и относительное — одно и то же.Из этого осознания рождаются естественное сочувствие и мудрость, миролюбивая и интуитивно правильная реакция на любые внешние обстоятельства.Дзен — это не феномен, буддисты даже не считают его религией.Когда Далай-лама отвечал на вопрос о том, что такое буддизм, он просто назвал своей религией доброту.

Состояние дзен

И все же, состояние дзен — что это такое? Остановитесь.Прекратите попытки объять разумом то, что невозможно понять интеллектуально — просто потому, что рациональному мышлению недоступны такие глубины.Просто сделайте полностью осознанный вдох.Ощутите его на вкус.Почувствуйте благодарность за то, что вы способны дышать.Теперь выдохните — медленно, с пониманием.Отпустите весь воздух, ощутите «ничто».Вдыхайте с благодарностью, выдыхайте с любовью.Получение и дарение — вот что мы делаем при каждом вдохе и выдохе.Дзен — это преобразующая практика, состоящая в дыхании с полным осознанием каждого мгновения, имеющая регулярную основу.

Познать себя

Эта простая, но удивительно глубокая духовная практика позволяет освободиться от оков прошлого и будущего, а также от запретов и барьеров, которые люди сами для себя возложили.Основная ошибка большинства обывателей состоит в том, что они считают эти искусственные ограничения сутью своей личности и неизменной индивидуальности.

И в самом деле: кем вы себя считаете? Если основательно задуматься над этим вопросом, он превратится в коан — бессмысленную фразу, способствующую погружению в медитацию и звучащую как «кто я?».Вы обнаружите, что условные мнения и компульсивные черты, которые общество привыкло считать индивидуальностью, не имеют фиксированной субстанции.

Через последовательный дзадзен человек способен освободиться от самонареченной индивидуальности и обрести истинного себя — открытое и уверенное существо, не стесненное никакими препятствиями, текущее со всем сущим в каждый отдельно взятый момент.Именно потому для всех людей абсолютно естественно заботиться об окружающей среде, начиная с собственных действий: недопущения растраты драгоценных ресурсов планеты, осознания, что каждое действие влечет последствия.Это осознание интуитивно распространяется и на весь окружающий мир.Дзен-буддисты стремятся жить с вниманием к каждому, целостностью, действительностью; они хотят освободить всех живых существ от страданий.

Четыре благородные истины

Отрекшись от мирской жизни и сев под дерево медитировать, Будда достиг просвещения.Он оформил учение дзен доступным языком в форме четырех принципов, или четырех благородных истин.

Первая истина: жизнь означает страдание

До достижения 29 лет принц Сиддхартха оставался заточенным в четырех стенах отцовского замка.Впервые выйдя на улицу, он увидел четыре зрелища, оставившие глубокий след в его нежной и наивной душе.Это были новорожденный ребенок, старый калека, больной человек и мертвец.

Принц, выросший в роскоши и не подозревавший о существовании смерти и горя за пределами дворца, был поражен увиденным.

Во время медитации он осознал, что жизнь означает страдание, потому что люди несовершенны.Мир, населенный людьми, соответственно, также далек от идеала.Чтобы постигнуть дзен, это утверждение необходимо принять.

Будда понял, что в течение всей жизни каждому человеку приходится пережить множество страданий — как физических, так и психологических — в форме старения, болезней, разлуки с любимыми, лишений, неприятных ситуаций и людей, горя и боли.

Все эти несчастья преследуют человека просто потому, что он подвержен желаниям.Если удается заполучить предмет вожделения, можно испытать радость или удовлетворение, однако эти эмоции очень скоротечны и быстро исчезают.Если же удовольствие длится чересчур долго, оно становится однообразным и рано или поздно надоедает.

Три истины о желаниях

Вторая благородная истина: корнем страданий является привязанность.

Чтобы избежать страданий, нужно осознать, что является их первопричиной.Как утверждал Будда, основная причина психоэмоциональных переживаний — это привязанность к желаниям обладать (тяга, жажда) и не обладать (неприятие, отвращение).

Всем людям свойственно иметь желания.Так как невозможно удовлетворить их все, люди становятся раздраженными и злыми, тем самым лишь подтверждая свою подверженность страданиям.

Третья благородная истина: можно добиться окончания страданий.

По утверждению Будды, окончания страданий можно достичь, если регулярно практиковать отсутствие привязанности к желаниям.Освобождение от мук очищает разум от тревог и беспокойства.На санскрите это состояние называется нирваной.

Четвертая благородная истина: надлежит пройти путь к окончанию страданий.

Нирваны можно достичь, если вести сбалансированную жизнь.Для этого необходимо следовать Восьмеричному пути, представляющему собой постепенное самосовершенствование.

Дзен — это первый шаг на Восьмеричном пути.

Что значит дзен?

Здравствуйте, дорогие друзья.

Каждый из вас наверняка слышал слово «Дзен», даже если он далек от буддизма.Термин этот многозначен, имеет прямое отношение к восточной культуре и религии, хотя сам по себе не предполагает ни веры в существование бога, ни его отрицания.

Буддийская философия может показаться европейскому человеку странной и даже парадоксальной.Понятие «Дзен» в этом отношении столь же необычно.Но при ближайшем рассмотрении вполне соответствует общей религиозной традиции.Ниже мы попробуем разобраться, что значит дзен?

Состояние и религия

Существует два основных значения термина Дзен – это духовное состояние (а также упражнения, выполняемые для его достижения) и религиозное течение.Последнее во многом опирается на практику и относится к буддизму, хотя было сформировано на территории нынешнего Китая на рубеже V-VI веках под влиянием популярного тогда даосизма – мистико-философского учения.

Как состояние

О происхождении понятия «Дзен» споры идут до сих пор.Этого слова нет в традиционных буддийских текстах, так как оно имеет японское происхождение и переводится как «созерцание», «медитация».Впрочем, у индусов существовал некий аналог, звучащий на санскрите как «дхьяна» (погружение) – учение о просветлении.Но наибольшее теоретическое и практическое развитие эта философия получила на Дальнем Востоке – в Китае, Корее, Вьетнаме и Японии.

Следует сразу определиться, что в смысле философского состояния или общебуддиского понятия слова «Дзен», «Дхьяна», «Чань» (в Китае), «Тхиен» (во Вьетнаме), «Сон» (в Корее) – тождественны.Также все они имеют сходство со понятием «Дао».

В наиболее узком понимании термина все это – состояние просветления, понимание основы миропорядка.Согласно буддийской практике и философии сделать это способен каждый, тем самым став бодхисаттвой или гуру.

Чтобы найти ключ к миропониманию, не надо даже стремиться к этому.Достаточно на практике освоить состояние «Просто Так».Ведь чем сильнее человек стремится постичь Дао, тем быстрее удаляется от него.

Как философия

В более общем философском понимании Дзен – это учение, которое не имеет отношения к религии:

  • смысл жизни оно не ищет;
  • вопросами мироустройства не занимается;
  • существование бога не доказывает, но и не опровергает.
  • Суть философии проста и формулируется несколькими теоретическими принципами:

  • Каждый человек подвержен страданиям и вожделениям.
  • Они являются следствием определенных событий и поступков.
  • Страдания и стремления можно преодолеть.
  • Отрешение от крайностей делает человека свободным и счастливым.
  • Таким образом «Дзен» — это практический путь отрешения от сущего мира и погружения в самого себя.Ведь частица пробужденного Будды присутствует внутри каждого живого существа.А значит, любой человек при должном терпении и старании может достичь просветления и понять истинную природу ума, а вместе с ней и суть этого мира.

    Сущность философского понятия термина хорошо раскрывает психоаналитик Э.Фромм:

    «Дзэн — это искусство погружения в суть человеческого бытия; это путь, ведущий от рабства к свободе; дзэн высвобождает естественную энергию человека; он оберегает человека от безумия и уродования себя; он побуждает человека к реализации своих способностей любить и быть счастливым».

    В практическом понимании Дзен – это медитация, погружение в особое состояние созерцания.Для этого могут использоваться самые разные инструменты – все определяется практикой каждого конкретного человека, поэтому часто применяются довольно нестандартные пути достижения просветления.Это могут быть резкие выкрики учителя, его смех или удары палкой, занятия восточными единоборствами и физический труд.

    Согласно Дзен-учению, лучшей практикой является монотонная работа, которую следует выполнять не ради достижения какого-то конечного результата, а ради самой работы.

    Наглядный пример такого подхода приводится в одной из легенд об известном дзен-мастере, который определял мытье посуды в обычной жизни как стремление сделать ее чистой, а то же действие в философском понимании – как самодостаточное, предлагая ученикам мыть посуду только ради самого действия.

    Еще одна важная философская практика – это коан.Так называется логическое упражнение по решению парадоксальной или абсурдной задачи.Ее нельзя осмыслить «обычным» (непробудившимся) рассудком, но потратив достаточное время на ее созерцание, можно однажды поймать ощущение понимания, то есть достичь искомого состояния мгновенно, в один момент, чаще всего неожиданно – без какой либо к этому подоплеки.

    Например, одним из классических коанов является поиск «хлопка одной ладонью», то есть «беззвучного звука».

    Как религиозное течение

    Как направление буддизма Дзен-учение оформилось в Китае и широко распространилось на близлежащие страны.Но именно термин в отношении религиозного течения употребляется только в Японии и (как это ни странно) в Европе.Эта философия не является теистичной или атеистичной, а потому хорошо адаптируется к любым другим религиям.

    В Китае она смешалось с даосизмом, в Японии – «легла» на синтаизм, в Корее и Вьетнаме впитала местные шаманские верования, а на Западе активно переплетается с христианскими традициями.

    Особенность любого религиозного Дзен-направления в непризнании возможности передачи знания письменным способом.Научить понимать мир способен только гуру, просветленный или пробужденный.Причем сделать он способен самыми разными способами – вплоть до ударов палкой.Также в религиозном понимании отсутствует четкое определение самого понятия.

    Дзен – это все, что вокруг.Это любое действие, которое предпринимает знающий человек в отношении незнающего, чтобы научить последнего, подтолкнуть его к пониманию, простимулировать его тело и разум.

    Отличие от других направлений буддизма

    Важная часть Дзен-философии – невозможность выражения истины в виде текста, поэтому в течении отсутствуют священные книги, а передача учения осуществляется непосредственно от учителя к ученику – от сердца к сердцу.

    Более того, с точки зрения этого религиозного направления книги вообще не играют сколь-нибудь значимой роли в жизни человека.Учителя часто сжигали священные писания с целью показать ученикам всю тщетность такого способа познания и подтолкнуть их к просветлению.

    Из всего этого вытекает четыре основных принципа Дзен-буддизма:

  • Знания и мудрость можно передать только непосредственно при общении – от знающего человека к незнающему, но стремящемуся познать суть разума и вещей.
  • Дзен – великое знание, которое является причиной существования неба, земли вселенной и мира в целом.
  • Существует множество способов найти Дао, но целью является не само просветление, а путь к нему.
  • Пробудившийся Будда скрыт в каждом человеке, а потому любой может познать Дзен, упорно и много практикуясь.
  • Это направление имеет существенные расхождения с традиционным буддизмом и в практических моментах, например, медитации.Дзен-школа рассматривает ее не как способ прекращения мыслительной деятельности и очищения сознания, а как метод контакта с существующей реальностью.

    Вообще это направление считается наиболее «практичным» и приземленным из всех буддийских школ.Оно не признает логику, как инструмент познания, противопоставляя ему опыт и внезапное просветление, расценивает действие как первичный способ получения духовного опыта.

    Кроме того, здесь отрицается необходимость медитативного отрешения от мира.Наоборот, к миру (то есть «созерцанию») надо прийти здесь и сейчас, став Буддой в своем теле, а не после череды перерождений.

    Заключение

    Дорогие читатели, надеемся, из статьи вы смогли хотя бы в общих чертах понять, что это такое – Дзен. Главная особенность этого направления в том, что объяснить и передать его словами невозможно, а потому все вышенаписанное – лишь жалкие попытки приблизиться к пониманию.Но если долго и упорно идти по пути Дао, то однажды можно достичь просветления.

    Друзья, если эта статья вам понравилась, поделитесь ею в социальных сетях!

    10 правил дзен – философия дзен-буддизма для повседневной жизни

    Дзен — это учение о полном осознании природы реальности, о просветлении.Считается, что эта разновидность буддизма была принесена в Китай индийским монахом Бодхидхармой, а уже оттуда распространилась в Японию, Корею и Вьетнам, а в 19-м и 20-м веках и на Запад.Сам Бодхидхарма определил дзен-буддизм как «непосредственный переход к пробужденному сознанию, минуя традицию и священные тексты».

    Считается, что истина дзен живет в каждом из нас.Нужно просто заглянуть внутрь и найти ее там, не прибегая к посторонней помощи.Практика дзен останавливает любую мыслительную деятельность при помощи концентрации мысли на том, чем вы заняты в настоящий момент, здесь и сейчас.

    Жизнь в стиле дзен

    — Мастер, вы достигли почтенного возраста и глубокого просветления.Как вам это удалось?
    — Все потому, что я не прекращаю практику дзен.
    — Дзен – что это?
    — Ничего особого.Познать дзен – это просто.Когда я хочу пить – пью, когда хочу есть – ем, когда хочу спать — сплю.А в остальном — следую природе и законам естественности.Это и есть основные идеи дзен-буддизма.
    — Но разве не все делают то же самое?
    — Нет.Посуди сам: когда нужно пить – ты перебираешь в голове свои проблемы и неудачи, когда нужно есть — ты думаешь, о чем угодно только не о еде, когда нужно спать — ты пытаешься решить все мировые проблемы.Пьет, ест, спит только твое тело.Мысли же твои крутятся вокруг денег, славы, секса, пищи и еще много чего.Но когда я голоден, я только ем.Когда я устал, я только сплю.У меня нет мышления, и поэтому у меня нет внутреннего и внешнего.

    Задача для практикующего дзен-буддизм — увидеть уникальность, простоту и суть каждой вещи.А увидев это – найти гармонию с миром, каждой вещью в нем и самим собой.

    Человек дзен-буддизма ни к чему не привязывается, и ничего не отвергает.Он, словно облако, которое движется, куда захочет.Живет с открытым сердцем и позволяет жизни спокойно протекать сквозь него, принимая все ее дары: горе и радость, приобретения и потери, встречи и расставания.Быть дзен – значит делать все совершенно.Совершенно заблуждаться, страдать от боли в животе, наблюдать за бабочкой, варить суп или составлять отчет.

    Так вы способны, отбросив предвзятости и ограничения, проникнуть в суть самой жизни.Прямо сейчас.Философия дзен непосредственно перед вами в этот момент.

    Что такое дзен? 10 правил дзен-буддизма для достижения гармонии

    Будьте внимательны ко всему, что вы делаете в настоящий момент.Если вы моете чашку, мойте чашку.Вкладывайтесь на 100% разумом и сердцем в то, чем занимаетесь прямо сейчас, и тогда вы достигнете по-настоящему хороших результатов.Ум всегда будет острым и свежим, если вы научитесь концентрироваться на настоящем моменте.Это несложно, надо просто напоминать себе о том, чтобы быть внимательным.Когда вы едите, осознавайте вкус и фактуру пищи – кстати, так очень легко похудеть, потому что вы больше не будете автоматически съедать лишнего.Когда спускаетесь по лестнице, сосредоточьтесь на спуске, не думайте о бумагах, которые ждут вас в офисе, или о человеке, живущем в другом городе.Монахи практикуют медитацию при ходьбе, – они осознают, как их ступни касаются или отрываются от земли.Отличный способ избавиться от мыслей – слушать свое дыхание.А когда такая внимательность войдет в привычку, ваш КПД возрастет в несколько раз.Вы научитесь легко сосредотачиваться, ни на что не отвлекаться.Станете великим переговорщиком, тонко чувствующим собеседника.И вообще, в работе вам не будет равных.(Но для вас, дзенствующего, амбиции не имеют значения.)

    Действуйте, а не только рассуждайте.Вот настоящий секрет успеха.На Востоке слова без практики не имеют цены: мастерства можно достичь, если каждый день класть кирпичи, но не чтением книг об этом.Бодхидхарма просил своих учеников сжигать писания, чтобы они не становились рабами слов вместо того, чтобы практиковать учение, выраженное словом.Знание – это карта, на которой указана конечная цель, но, чтобы ее достигнуть, нужно самому пройти весь маршрут.

    Совершайте прямые действия.Многочасовые раздумья на тему «что будет, если…» – это не про дзен.Он простой, прямой и непосредственный.Поэтому, если вы хотите что-то сказать или сделать, просто скажите или сделайте, не усложняя.Например, обнимите отца со словами: «Знаешь, папа, я очень тебя люблю».Или скажите начальнику, что вам нужно повысить зарплату.(Или обнимите начальника со словами: «Знаешь, папа, тебе нужно повысить мне зарплату».)

    Расслабьтесь.Это самое приятное в повседневном дзен.Правда, если мир иллюзорен, стоит ли напрягаться? Зачем беспокоиться, если события нельзя изменить? А если можно – беспокоиться тем более не о чем.Позвольте себе немножечко пожить, как трава, поплыть по течению… Примите себя и свои проявления: недостатков не существует, это люди их придумали.Вы совершенны.И перестаньте себя за все укорять.Укоряя себя, вы укоряете божественное начало, Абсолют в себе, как будто он может быть несовершенен.Это все равно что упрекать луну за то, что она недостаточно желтая, а солнце чересчур горячее.

    Отдыхайте.Используйте тихие мгновения, возникающие в течение дня, как время самонаблюдения и спокойствия, медитации или непродолжительного сна.Даже молодым людям пойдет на пользу короткий послеобеденный отдых.Выучите какое-нибудь из упражнений цигун или научитесь дышать животом.Созерцайте что-нибудь приятное.Не забывайте перезаряжать внутренние батареи.

    Слушайте свое сердце.Каждый раз обращайтесь к нему, когда принимаете важное решение.Дон Хуан предупреждал: если у твоего Пути нет сердца, он убьет тебя.Перестаньте заниматься тем, что вам не нравится, и займитесь любимым делом.Если до сих пор вы не выбрали Путь, вспомните о своих мечтах.О самых сокровенных детских желаниях.Может, это как раз то, что вам сейчас нужно?

    Принимайте вещи такими, какие они есть.Приспосабливайтесь к ним.События происходят так, как происходят, а мы делим их на плохие и хорошие вместо того, чтобы взглянуть на факты прямо.Знаете, все что угодно может стать источником конфликта, угрозы или насилия.Но может – сострадания, любви и радости.Все зависит от угла зрения.Наблюдайте за жизнью и двигайтесь согласно ее течению: это поможет вам жить и развиваться.

    Будьте открыты.Слушайте людей не только головой, но всем сердцем, и не ради того, чтобы продолжить свой монолог, когда возникнет пауза.Воспринимайте новые идеи и принципы независимо от того, каким умудренным и опытным вы себя чувствуете.Откройтесь навстречу переменам и неожиданным возможностям – иногда то, что кажется отклонением от пути, оказывается кратчайшей тропой к вашей цели.Продолжайте искать новых друзей, не отгораживайтесь от незнакомцев – кто-то из них может изменить вашу жизнь и оказать огромную помощь.

    Находите смешное в повседневной жизни.Дайте волю своему чувству юмора, не относитесь ко всему слишком серьезно.Серьезность – это способ сделать простые вещи сложными.Почитайте руководство для начинающего медитатора: «Вас подставили.Вас кинули на все ваши бабки до цента.Все деньги – иллюзия.У вас ничего нет.И не было».Или: «Не бойтесь остаться наедине с собой.Вы не кусаетесь».

    Просто будьте.Войдите в свое чистое существование без границ.Дзен не содержит ничего, что сковывает человеческую природу.Среди историй о дзене есть такая: ученик приходит к Учителю и просит показать ему путь к освобождению.»Кто же тебя неволит?» – спрашивает Учитель.»Никто», – отвечает ученик и тут же достигает просветления.

    Философия дзен-буддизма в притчах: 101 дзенская история

    Состояние дзен что это такое

    Здравствуйте!
    Статья на блоге: Состояние дзен что это такое

    Люди во все времена пытаются постигнуть неизведанное.Кто-то где-то слышал про состояние просветления.Про это необычайно светлое состояние человека при просветлении.Люди задаются вопросами.Что такое дзэн.Состояние дзен что это такое.Дзен что это?

    Прежде всего, дзэн — это не мистика.

    Состояние дзен что это такое

    Постижение, состояние дзэн — рациональный метод познания человеком самого себя через учение, философию и медитацию.Лично я считаю, что познание дзэн — способ изменить свой образ жизни через познавание мира.

    Следовательно, простым языком речи, учение дзэн — древний восточный метод в помощь человеку в совершенствовании.

    Согласно изложения Сэкида Кацуки, автора книги «Практика ДЗЭН, Железная флейта.100 коанов ЭЗЭН», основой практики дзэн является дзадзэн.

    Дзадзэн — специальное упражнение, когда познающий сидя контролирует свое физическое тело и ум.
    Традиционно практика дзэн познавалась в глухих монастырях.

    Учение дзэн подразумевает то обстоятельство, что обычный человек в повседневной жизни не просветлен.

    Каждый живущий отягощен скорлупой своего «Я».Следовательно, человек живущий утратил контакт с реальностью.

    Таким образом получается, человек живет в вымышленном мире, в ловушке своего мышления и сознания.

    Практика ДЗЭН.

    Прежде всего, нужно иметь ввиду про существование двух подходов в постижении дзэн.

    В основном проповедуют целью изучения дзэн — достижение просветления, переживание человеком состояния КЭНСЕ, сатори.

    Европейцы воспринимают и отождествляют дзэн с буддийской школой, которая прежде всего опирается на «внезапное просветление.»

    Сэкида Кацуки не преуменьшая и не игнорируя КЭНСЕ, прежде всего ставит первоначальной целью дзадзэн — состояние САМАДХИ.

    Самое главное в состоянии самадхи — ТОТАЛЬНОЕ СПОКОЙСТВИЕ, где ум опустошен, «отпадает ум и тело», нет движения мыслей.

    Далее приведу самое интересное про дзэн из книги «железная флейта.100 коанов ДЗЭН».

    Обманчивость ума

    Основной вид практики дзэн — дзадзэн — дзэн во время сидения.В практике дзадзэн мы достигаем состояния самадхи.

    В этом состоянии деятельность сознания становится остановленной.

    При этом человек перестает осознавать время, пространство, причинность.

    Как вы знаете, — уважаемые друзья, в повседневной жизни — наше сознание всецело занято работой.

    Прежде всего, человек рассматривает все его окружающее в свете возможного использования для своих интересов.

    В борьбе против мира, в борьбе со своим одиночеством и с самим собой, человек утратил ощущение полноты жизни, которое ему было свойственно ему в раннем детстве.

    Жизненно важно для человека: понять, что прежде всего — наше «Я» не имеет устойчивой формы.

    Существование — это процесс непрерывного изменения.

    Сэкида Кацуки в своей книге подчеркивает, что ум человека — как давно не чищенная канава, куда одно поколение за другим сбрасывало разный мусор и хлам.

    Да так закидали, что в канаве образовался слой разлагающейся…

    Как нам известно.средством мысли человека является его язык.

    Слова — суть орудия, при помощи которых мы обращаемся с реальностью.

    Способность пользоваться словами была одной из главных причин прогресса человечества и его выхода из животного состояния.

    Люди начинают думать и предполагать, что если какому-либо, чему-либо предмету дать название — значит заполучить некоторую власть над ним.

    Главная опасность в этом заблуждении в том, что мы — люди начинаем жить в мире слов и мыслей.

    Вот такая жизнь, иллюзорная — из слов и мыслей, прежде всего заменяет нам непосредственную реальность.

    Практически получается так, что мы — люди, на самом деле и не видим реальной жизни.

    Об этом факте в изложении Айрис Мэрдок » Наш ум постоянно активен; он создает завесу озабоченности и обыкновенно всецело занят собой; и такая завеса частично скрывает от нас мир» («Верховная власть добра» Лондон.1970)

    Чтобы увидеть мир таким, каков он есть, нам нужно оставить эту всепроникающую деятельность ума, остановить ее, опустошить ум, ослабить то, что мы воображаем своей словесной властью над миром.


    Дзен что это

    Зрелый ученик дзэн путем долгой практики освобождается от тканей мыслей, ложных понятий, концепций, грез и фальсификаций, которую обычно плетет наш ум.

    Ученик дзэн действительно способен видеть реальный мир, переживает этот самый момент во всей полноте реального мира.

    Восприятие мира у последователя дзэн чистое и незапятнанное.

    Цель дзэн — устранение искаженного взгляда на мир, дзадзен — средство для претворения в жизнь и осуществление цели.

    Постижение Дзэн , прежде всего направлено на возврат человека в реальный мир.

    Эмоции: гнев, плач, резкий окрик, смех — виды разрядки внутреннего напряжения.

    Смех, помимо этого, сближает людей в интимных отношениях, потому что смех как бы растворяет наши «Я».

    Во время смеха удаляется внешняя оболочка «Я».

    Вот почему главная первоначальная цель дзадзэн — не только попытка достичь состояния просветления, а также достижение абсолютного самадхи.

    Самадхи — прежде всего состояние тотального спокойствия, ум опустошен и человек находится в состоянии наивысшей бдительности.

    Учение ДЗЭН

    » Однажды одного человека спросили, что он имеет в себе, что выглядит таким спокойным и удовлетворенным.
    Тот, в свою очередь спросил у вопрошавшего, что он имеет в себе, что выглядит таким беспокойным и неуверенным.
    Тот, кто ничего не имеет в себе, всегда счастлив, но тот, кто полон желаний, никогда не сможет избавиться от сознания своего ничтожества»

    «Где живут другие, я не живу.
    Куда идут другие, я не иду»

    Это изречение поможет вам прежде всего, спастись от нервного перенапряжения.

    В коане также сказано, «Это не значит отвергать общение с другими».

    Эти слова Негене Сэндзаки.Оставил мир 5 мая 1958.

    «Друзья во Дхарме, довольствуйтесь своей головой.Не приставляйте фальшивых поверх собственной.И еще минута за минутой следите за каждым своим шагом»

    Если вам понравилась статья, поделитесь в социальных сетях, напишите комментарий прямо под статьей .

    Как погрузиться в медитативное Дзен состояние всего за час?

    Раньше мастерам требовалось более 10 лет, чтобы освоить это удивительное Дзен состояние… Теперь вы можете погрузиться в него всего за час!

    Что такое Дзен состояние?

    В переводе с японского Дзен — это особое состояние, в котором человек испытывает творческий подъем, внутреннюю чистоту, приподнятое настроение, ощущение счастья, радости и свободы.По сути, это непрекращающаяся медитация, состояние, в котором человек всегда ощущает себя позитивно.

    Конечно, обычный человек без должной подготовки не может всегда находиться в Дзен состоянии.Это по силам лишь просветленным, монахам, йогам и тем, кто достиг очень высокого уровня саморазвития.

    НО! Это состояние действительно стоит испытать, чтобы понять, насколько счастливым и свободным можно быть!

    Что дает Дзен состояние обычному человеку?

    Дзен состояние позволяет:

  • глубже понять себя и суть человеческого бытия;
  • отрешиться от проблем и забот;
  • ощутить внутреннюю свободу;
  • восстановить психику;
  • высвободить свою естественную энергию, чтобы реализовать свои способности.
  • Дзен состояние — это возможность погрузиться в свой внутренний мир и достичь высокого духовного развития.В то же время это измененное состояние сознания¹ способствует тренировке ума, позволяет укрепить память и предотвратить развитие склероза.

    Что дает регулярная практика Дзен состояния?

    Постепенно, занимаясь Дзен медитацией, человек переносит это уникальное состояние счастья и внутренней свободы в повседневную жизнь.А это значит, что никакие стрессы и негативная энергетика ему будут нипочем!

    Раньше требовались годы, чтобы постичь Дзен состояние…

    Зачем медитировать годами, если можно погрузиться в уникальное Дзен состояние всего за один час?

    Получив этот бесценный опыт, можно научиться легко входить в состояние Дзен самостоятельно.У многих практиков на это уходит всего пару недель.

    Но как такое возможно?

    Специальная медитация Ленни Россоловского позволяет погрузиться в Дзен состояние всего за час! Простое прослушивание этой записи активирует оба полушария мозга, а также центральную его часть – шишковидную железу.

    И это не просто слова, это опыт многих практиков!

    Просто кайф и освобождение! Лучше заниматься прослушиванием перед сном, потому что потом сильно хочется спать.

    К тому же, данная запись помогает некоторым людям видеть очень яркие сны, ощущать реальные провалы в пустотное Дзен состояние…

    В этом состоянии также можно открыть третий глаз и увидеть яркие видения, если во время медитации концентрироваться на области межбровья.

    Словами не выразить, нужно пробовать.Штука потрясающая!

    Вот ссылка на эту запись >>> >>>

    P.S. Как говорилось, Дзен состояние позволяет человеку раскрыть заложенные в нем качества и способности.Но какие именно? Узнать о своем личном даре и потенциальных способностях, которые помогут вам достичь успеха в самых разных сферах жизни, вы можете с помощью своей персональной диагностики жизненного предназначения.

    Чтобы бесплатно получить ее, перейдите по ссылке и заполните краткую анкету >>>

    P.P.S. Диагностика составляется для вас лично, поэтому займет некоторое время.

    Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

    ¹ Изменённые состояния сознания — качественные изменения в субъективных переживаниях или психологическом функционировании, замечаемые самим человеком или наблюдателями (Википедия).

    Лучшие способы освоения различных измененных состояний сознания >>>

    Мы в мессенджерах

    Способы, методы, всё это конечно хорошо, но на это можно потратить всю оставшуюся жизнь, но так и не постичь «НИЧТО».
    Со мной произошло странное событие, году эдак в 1987.Поделюсь, а уж ВЫ уважаемые решайте что это было, ноэто БЫЛО .
    Я занимался ремонтом в квартире и мазал кисточкой с клеем стену под наклейку обоев.Работа сами знаете нудная, однообразная и не интересная.И вот вдруг в мозгу возникла мысль: — «А что такое чувство само по себе (без его обозначения словами).И мозг вдруг начал последовательно отключаться, как, например, последовательно гасить свет в много-комнатной квартире.И когда мозг совсем отключился, я ощутил невыразимое чувство наслаждения в середине груди.
    Этот спонтанный опыт подвиг меня на поиски людей испытавших тоже самое ощущение.Так я и вышел, в конечном итоге, на
    Дзен.
    Кто-нибудь получал таковой опыт и так, ведь не было же у меня ни знаний в области восточной философии, ни методик .Очень прошу откликнитесь?

    Валентин, то, что вы испытали, называется состоянием транса.В этот момент процессы возбуждения в мозге сменяются процессами торможения.Все беспокоящие мысли как бы растворяются, становятся ненужными и неважными, вы ощущаете умиротворение и блаженство.Если вы будете регулярно тренироваться, то сможете овладеть различными видами транса.Транс – это очень ресурсное состояние, которое помимо глубокого расслабления и наслаждения может открыть перед вами практически неограниченные возможности.Если вы этого хотите, рекомендую вам лучший документ по трансовым состояниям – «Суперметод».Скачать его вы можете бесплатно по ссылке: http://url.omkling.com/jHXP

    Состояние дзен

    От слияния ведического и даосского духовных потоков родилось уникальное течение, отличающееся необычайной живостью, естественностью, красотой и парадоксальностью — дзэн (чань)-буддизм.Другое (официальное) название — Сердце Будды (кит.Фо Синь); также можно перевести как Ум Будды.Дзэн определяется в системе духовных учений как течение в буддизме традиции Махаяны, принесённое в Китай монахом Бодхидхармой, пришедшим из Индии, и получившее распространение на Дальнем Востоке (Вьетнам, Китай, Корея, Япония).Бодхидхарма обосновался в монастыре Шаолинь, считающемся в наши дни колыбелью китайского чань-буддизма.В историческом отношении дзен является результатом развития двух древних культур: Китая и Индии, и он носит скорее китайский, чем индийский характер.Дзэн (япон.»медитация») — это творческое состояние, наивысшее цветение, чистота и постоянная приподнятость духа, это непрекращающаяся медитация.Вытекает из даосизма, согласно которому основой миропорядка является дао (истинный путь).Задача ученика дзэн — отыскать этот путь и неукоснительно следовать ему, ибо человек дзэн, куда бы он ни шёл, всегда движется к своему Высшему Я, к Источнику Бытия, к источнику насыщения.

    С XII века Дзэн распространился в Японии и получил там поистине творческое развитие.В дальнейшем традиции японского дзэна и китайского чань развивались во многом самостоятельно — и сейчас, сохраняя единую сущность, приобрели свои характерные черты.Японский дзэн представлен несколькими школами — Риндзай (кит.Линьцзи), Сото (кит.Цаодун) и Обаку (кит.Хуанбо).

    Дзэн — это не религия, не философия и не наука; не предполагает веру в существование какого-либо бога; не занимается проблемой существования бога и, по словам Д.Т.Судзуки, дзен ни теистичен, ни атеистичен.Дзен не ищет смысла жизни, он практичен, лишь описывает условия существования страдания и указывает способ его преодоления.Центральная идея дзен проста и удивительна: каждое существо обладает природой пробуждённого Будды, цель жизни — познание этой природы, познание собственной истинной природы и, следовательно, познание самих себя.

    Дзэн родственен даосизму, веданте и йоге.Он удивительно созвучен современной психотерапии и психоанализу, Известный психоаналитик и философ Э.Фромм в своей книге «Дзен-буддизм и психоанализ» писал так: «…дзэн — это искусство погружения в суть человеческого бытия; это путь, ведущий от рабства к свободе; дзэн высвобождает естественную энергию человека; он оберегает человека от безумия и уродования себя; он побуждает человека к реализации своих способностей любить и быть счастливым».

    Дзен Буддизм практикует прямое (без чего-либо неестественного и внешнего) вхождение в контакт со своим внутренним миром, т.е.духовное саморазвитие на основе включения потенциала психической активности личности в процессе систематической тренировки ума.Вполне естественно, что многие люди не готовы или не заинтересованы в духовной практике.Но даже если нет сформированного намеренья практиковать дзэн в качестве духовной дисциплины, вы можете привнести ощущение дзэн в свою повседневную жизнь, чтобы стать намного свободнее и счастливее.

    Два основных вида регулярной дзэнской практики — это сидячая медитация (дзадзен) и простой физический труд.Они нацелены на успокоение и объединение ума.Когда ум успокаивается, неведение и беспокойство уменьшаются.Тогда в ясной тишине практикующий способен увидеть свою природу.Однако, сидячая медитация не является тренировкой терпения или чего-либо другого, а есть по сути своей «сидение просто так».

    Вообще понятие «просто так», «таковости» (татхата) действия — одно из основных понятий дзэн-буддизма.Одно из наименований Будды в Буддизме: «Так приходящий» (Татхагата) — тот, кто приходит и уходит просто так.

    Дзадзэнмедитация в позе «лотоса» требует, с одной стороны, предельной концентрации сознания, с другой — умения не задумываться ни над одной конкретной проблемой.»Просто сидеть» и, не обращая внимания ни на одну вещь в отдельности, воспринимать все окружающее в целом, до малейших деталей, зная об их наличии так же, как знаешь о наличии собственных ушей, не видя их.

    Считается, что дзэну невозможно научить.Можно лишь указать направление пути для достижения личного просветления (сатори) кэнсё.Все люди изначально обладают способностью к просветлению, задача практикующего дзэн состоит лишь в её реализации.Просветление наступает всегда внезапно, как вспышка молнии, оно не знает частей и делений, поэтому его нельзя воспринять постепенно.Японский глагол «сатору» (яп.) означает «осознавать», и осознать можно лишь с помощью некого «шестого чувства», которое в чань называют «не-ум» (у-синь).

    «Не-ум» — это неактивное сознание, не отделяющееся от окружающего мира.Именно такое сознание практикуется в медитации, поэтому медитация так важна в дзэн-буддизме.Нет такой вещи, как просветление, которой можно было бы обладать.Поэтому дзэнские наставникимастера«) чаще говорят не «достичь просветления», а «увидеть собственную природу».Просветление — это не состояние.Это способ виденья.Путь к виденью собственной природы — для каждого свой, поскольку каждый находится в своих собственных условиях, со своим багажом опыта и представлений.Поэтому говорят, что в дзэн нет определённого пути, нет одного определённого входа.Эти слова также должны помочь практикующему не подменять свою осознанность механическим выполнением какой-то практики или идеи.

    По общебуддийским представлениям, есть три коренных яда, из которых возникают все страдания и заблуждения:

  • неведение о своей природе (замутнённость ума, тупость, замешательство, беспокойство);
  • отвращение (к «неприятному», представление о чём-то как самостоятельном «зле», вообще жёсткие взгляды);
  • привязанность (к приятному — неутолимая жажда, цепляние).
  • Поэтому пробуждению способствуют:

  • успокоение ума;
  • освобождение от жёстких взглядов;
  • освобождение от привязанностей.
  • В Дзэн главное внимание на пути достижения сатори уделяется не только (и не столько) Священным Писаниям, и сутрам, а непосредственному постижению реальности на основе интуитивного проникновения в собственную природу (медитация).Согласно дзэн, любой человек может достигнуть сатори уже в этом воплощении, выйдя из бесконечного цикла рождений и смертей (сансары).В дзэне есть такое выражение: «Сансара есть нирвана«, которое выражает эту идею о достижимости просветления в любом воплощении.

    Четыре ключевых отличия дзэн:

    1. Особое учение без священных текстов.
    2. Отсутствие безусловного авторитета слов и письменных знаков.
    3. Передача с помощью прямого указания на реальность — особым образом от сердца к сердцу.
    4. Необходимость пробуждения через осознание своей собственной истинной природы.

    Многие чаньские наставники раннего периода демонстративно сжигали тексты сутр и священные изображения, дабы искоренять в учениках привязанность к букве, образу, символу.Нельзя было даже заговорить о том, чтобы преподавать дзэн, поскольку ему нельзя научить посредством символов.По традиции это особая передача пробуждённого сознания от сердца учителя к сердцу ученика без опоры на письменные знаки — передача иным способом того, что не может быть выражено речью,- «прямым указанием», неким внесловесным способом общения, без которого буддийский опыт никогда не смог бы переходить от поколения к поколению.Сам дзэн есть некая «печать ума (сердца)«, которую не найти в священных писаниях, поскольку она «не основана на буквах и словах».

    Уникальным текстовым явлением дзэна являются коаны: притчи-загадки, не имеющие логически обоснованного ответа.Это некий парадокс, абсурдный для обыденного рассудка, который, став объектом созерцания, как бы стимулирует пробуждение, выводит ум слушающего из равновесия привычной, бытовой логики и делает возможным осознание высших ценностей (см.«101 история дзэн«, «Кости и плоть дзэн» и др.).

    Дзэн не приемлет крайнего аскетизма: человеческие желания не должны подавляться, но глубоко осознаваться.По сути, ежедневные дела, то, что вам нравится делать, — могут стать медитацией — но с одним условием: целиком присутствовать в том, что делаешь.И ни при каких условиях не отвлекаться от этого — будь то работа, кружка пива, занятия любовью или сон до обеда.Любое увлечение может являться способом постижения своей истинной природы.Это превращает саму жизнь в каждом её проявлении в произведение искусства.

    Вся традиция дзэн строится на передаче учения с помощью разных «уловок»: любых подручных и, казалось бы, самых неподходящих для этого вещей, светских и других занятий, таких как заваривание чая (чайные церемонии), театральное представление, игра на флейте, искусство икэбаны, сочинение.То же касается и боевых искусств.Впервые боевые искусства соединились с дзэн в китайском буддийском монастыре Шаолине в качестве развивающей тело гимнастики, а затем ещё и как закаливание духом бесстрашия.Боевые искусства Востока — это именно искусства, способ развития «духовных способностей самурая«, осуществление «Пути» («дао» или «до«), пути война, меча, стрелы.Бусидо, знаменитый «Путь самурая» — свод правил и норм для «истинного», «идеального» воина разрабатывался в Японии веками и вобрал в себя большинство положений дзэн-буддизма, особенно идеи строгого самоконтроля и безразличия к смерти.В условиях боевой ситуации у воина нет времени на рассуждения, обстановка изменяется настолько быстро, что логический анализ действий противника и планирование своих собственных, неизбежно приведут к поражению.Мысль слишком медленна, чтобы уследить за таким техническим действием, как удар, длящийся доли секунды.Чистое, незамутнённое ненужными мыслями сознание подобно зеркалу отражает любые изменения в окружающем пространстве и позволяет бойцу реагировать спонтанно, ненадуманно.Также очень важно во время поединка отсутствие страха, как и любых других эмоций.

    Этика дзен — не относиться к чему-либо ни хорошо, ни плохо.Быть просто наблюдателем, свидетелем.

    Эстетика дзэн включает в себя ряд отдельных направлений: сад камней; иайдзюцу и кендзюцу (искусства владения мечом); кюдо (стрельба из лука); каллиграфия; чайная церемония и др.

    Влияние дзэн сложно переоценить, современная культура наполнена философией дзен (литература, искусство, кино).Принципы дзен отражены в произведениях Г.Гессе, Дж.Сэлинджера, Дж.Керуака, Р.Желязны, в поэзии Г.Снайдера и А.Гинсберга, в живописи В.Ван Гога и А.Матисса, в музыке Г.Малера и Дж.Кейджа, в философии А.Швейцера, в трудах по психологии К.Г.Юнга и Э.Фромма и мн.мн.др.В 60-х гг.»дзэнский бум» охватил многие американские университеты и придал определённую окраску движению битников.

    Влияние дзэна испытали многие психотерапевтические школы — такие как гештальттерапия и сам основатель Фриц Перлс, также известные тренинги, такие как ЭСТ.Джон Энрайт, который многие годы работал в гештальте вместе с Перлсом, в своей книге «Гештальт, ведущий к просветлению» прямо написал, что считает основой целью гештальттерапии именно мини-сатори — достижение особого инсайта или катарсиса, после которого большинство старых проблем растворяются.

    Человек в своей жизни очень многое делает бессознательно, автоматически.Словно не живёт, а спит.Нужно внимательно относиться к каждому действию, к каждому мгновению этой жизни, уметь концентрироваться в моменте «здесь и сейчас» и наблюдать.В этом наблюдении открывается истинная красота мира.Жизнь превращается во что-то осмысленное, уникальное и бесконечно прекрасное.Медитировать может каждый.Для этого нужно только желание.Правильная медитация даёт как минимум удивительное ощущение лёгкости, ясности, покоя и обострения чувств.Тому же, кто действительно решил открыть самые глубокие тайны жизни, потребуется усердие и терпение…

    Рейтинг автора
    Автор статьи
    Валентин Пырьев
    Написано статей
    1036
    Ссылка на основную публикацию