Способности мозга

Тема статьи: Способности мозга - разбираемся в вопросе, тренды 2019 года.

Оглавление

Тайны и возможности человеческого мозга.Скрытые возможности человеческого мозга

Головной мозг – сложное биологическое устройство, орган, состоящий из множества связанных между собой клеток и отростков.Если представить себе все связи в мозге в виде одной линии, то она была бы в 7-8 раз длиннее, чем расстояние от Земли до Луны.И в то же время это очень небольшой орган – у современного человека он весит от 1020 до 1970 грамм.

Два судьбоносных прорыва

Тайны и возможности человеческого мозга долгое время оставались для исследователей больным вопросом.До недавнего времени они могли только строить теории о его работе, а сам орган удавалось наблюдать лишь во время вскрытия.Первый большой прорыв произошел, когда врачи научились имплантировать электроды непосредственно в мозг.Примерно тогда же стало понятно, как работает нейрон и как происходит передача данных по нервам и от одного нейрона к другому.

Второй большой шаг вперед случился, когда появились методы электроэнцефалографии, магнитоэнцефалографии, позитронно-эмисионной и функциональной магниторезонанской томографии.Они дали возможность «заглянуть» внутрь живого, работающего мозга.С помощью этих средств врачи и исследователи способны «увидеть», какие части мозга активны во время сна, разговора, мышления, появилась возможность отличать нормальную работу органа от его патологии, обнаруживать нарушения и ставить более точные диагнозы.

Человеческий мозг: особенности и возможности

Этот относительно небольшой орган, который занимает лишь 2% от общей массы тела, тем не менее потребляет около 20% всего кислорода, который поступает в организм.С рождения и до смерти он никогда, ни на минуту, не прекращает своей деятельности.

Человеческий мозг, возможности и способности которого по-прежнему превосходят самые современные компьютеры, способен запомнить в 5 раз больше информации, чем содержится в Британской энциклопедии.По некоторым подсчетам, ему по силам вместить от 3 до 1000 терабайт.Это и близко не сравнимо с тем, что сейчас существует в технике: к концу 2015 года планируется достичь емкости всего 20 терабайт.

Раньше считалось, что у взрослого человека этот орган статичен — нейронные ткани остаются неизменными и могут только погибнуть, вырастить же новые организм не в состоянии.Однако к концу ХХ века благодаря исследованиям Элизабет Гуд стало понятно — на протяжении всей жизни организма продолжают вырастать новые нейроны и нервная ткань.

Впрочем, возможности человеческого мозга не ограничиваются новыми нейронами.Бытовало мнение, что этот орган не способен восстанавливаться после повреждений и травм.Ученые из Каролинского университета и университета Лунда провели исследование, результаты которого могут перевернуть с ног на голову современные представления об этом.Согласно их исследованию, в местах, пораженных инсультом, организм может «выращивать» новые нейроны взамен поврежденных.

Способность обрабатывать информацию

Умение обрабатывать информацию и приспосабливаться к обстоятельствам – еще одно свойство, которым обладает этот орган.Причем подобная приспособляемость заставляет подозревать скрытые возможности человеческого мозга у многих «обычных» людей.Способность воспринять и хранить неограниченное количество информации у Кима Пика или сонарное зрение у таких людей, как Дэниел Киш и Бен Андервуд, – лишь два примера подобных загадок.

Дэниэл Киш и человеческая эхолокация

Можно ли поверить в то, что человек способен ориентироваться на слух, словно летучая мышь? Что совершенно слепой человек сможет ходить без поводыря, без трости, без современных технических ноу-хау? И не просто ходить – бегать, играть в игры, заниматься спортом, ездить на горном велосипеде? Человеческий мозг, особенности и возможности Дэниела Киша позволяют ему это — он один из тех, кто освоил сонарное зрение, или человеческую эхолокацию.

Дэниел потерял способность видеть в очень молодом возрасте, вскоре после того, как ему исполнился год.Чтобы ориентироваться в пространстве, он начал использовать звуки – щелчки языком, эхо от которых возвращалось к нему и позволяло «увидеть» окружающее.Постепенно он усовершенствовал свою способность настолько, что мог делать все то же, что и обычные дети – играть в игры, ездить на велосипеде и, разумеется, гулять без поводыря.

Из-за отсутствия зрения у многих слепых сильно развит слух.Однако здесь не просто отличный слух — Дэниел Киш, если так можно сказать, развил из него новое чувство, сумевшее заменить одно из пяти отсутствующих.С помощью щелчков языком он как бы посылает звук в пространство и по получаемому в ответ эху способен «увидеть» рельеф, расстояние до предметов, их форму и другие детали.Однако Дэниел Киш не остановился на достигнутом — он создал организацию World Access for the Blind и активно обучает сонарному зрению других слепых детей и взрослых.

Один из самых талантливых его учеников – Бен Андервуд, которому из-за рака удалили оба глаза в возрасте трех лет.Кроме него, невероятные результаты показывают и другие ученики Киша – Лукас Мюррей и Брайан Бушвей.Это ясно показывает, что далеко не полностью изучен человеческий мозг, особенности и возможности его выходят далеко за пределы тех навыков, которых большинству людей достаточно для повседневной жизни.

По предположениям ученых, в процессе эхолокации задействованы те участки мозга, которые у зрячих людей отвечают за преобразование сигналов глаз.В случае слепых они просто «перепрофилировались».Есть также теория, что сонарное зрение не является чем-то уникальным – подобные способности, просто совершенно не развитые, есть примерно у 5% человек.И научить им вполне можно и слепых, и зрячих.

Соревнование на сверхспособности

За исключением профессиональных официантов и мнемоников, немногие способны запомнить двадцать не связанных друг с другом слов подряд.А несколько сотен слов за 15 минут? Кажущиеся невероятными возможности человеческого мозга – обычное дело для участников чемпионата мира по памяти, который каждый год собирает несколько десятков человек.

Участники подобных соревнований используют мнемонику – совокупность различных приемов и техник запоминания, которая позволяет развить обычные возможности человеческого мозга и сохранять в памяти информацию любого типа и почти любого размера.

Эти люди соревнуются в запоминании большого количества лиц и имен, цифр, абстрактных картинок, карт, случайных слов за ограниченное время: например, нужно запомнить, в какой последовательности шли в течение 15 минут абстрактные картинки.Или как можно больше случайных цифр в течение часа.Среди чемпионов этого необычного вида спорта – Доминик О’Брайен, Саймон Райнхард, Йоханнес Маллоу и Йонас фон Эссен.

Большинство чемпионов получили подобные способности регулярными тренировками – как уверяет Бен Придман, трехкратный чемпион мира по этой дисциплине, этого может добиться каждый.Однако такие сверхвозможности человеческого мозга бывают и врожденными – например, у мнемониста С.В.Шерешевского и американца Кима Пика.

Ким Пик и Соломон Шерешевский

Соломон Шерешевский попал под наблюдение психолога А.Лурье, когда был достаточно молодым человеком – причем память его была феноменальной безо всяких тренировок.Его способ «сохранения» информации похож на известные сегодня приемы мнемоники.Создавалось впечатление, что объем его памяти не ограничен ничем.Единственной его проблемой было научиться забывать.

Этот человек обладал так называемой синестезией.Во всем остальном С.В.Шерешевский оставался вполне обычным.Не та ситуация с Кимом Пиком – он родился с определенными расстройствами, которые, впрочем, сами по себе не должны были сделать из него ни гения, ни больного.Однако уже в 16 месяцев ребенок научился читать, к трем годам освоил газеты, а к семи выучил Библию наизусть.Неплохо описывают возможности человеческого мозга книги Дэниэла Таммета (который так же, как и Ким Пик, «савант», однако куда более социален и, в отличие от других, может объяснить, как именно делает подсчеты).

Ким Пик держал в голове карты американских городов, сотни произведений классической музыки, помнил несколько тысяч прочитанных книг.Все это было не просто «мертвым грузом» — он понимал имеющуюся в его памяти информацию, мог интерпретировать и использовать ее.

В 2002 году он начал играть на фортепиано, озвучивая многие произведения по памяти.Именно он вдохновил Барри Левинсона снять ставший знаменитым фильм «Человек дождя».

Феномены науки

На протяжении человеческой истории случались многие вещи, которые сложно объяснить науке.Причем есть случаи, которые в буквальном смысле заставляют ученых почувствовать, что возможности человеческого мозга отнюдь не ограничиваются современными представлениями о нем.

Человек с половиной мозга

В 14 лет Карлос Родригес попал в автомобильную аварию: машина, которую он вел, врезалась в столб, а он сам вылетел через лобовое стекло и «приземлился» на голову.В результате этого после операции он потерял около 60% мозга.Самое удивительное — то, что Родригес по-прежнему жив.Сейчас ему уже больше четверти века, и он продолжает жить обычной жизнью.

Хотя медицина шагнула далеко вперед по сравнению с тем, что было во время Финеаса Гейджа, такие повреждения все еще считаются очень серьезными.Кроме того, считается, что без мозга, всех его частей, человек жить не может или же живет, как «овощ».

Родригес, Гейдж и многие другие люди, пережившие серьезные травмы и потерю части мозга, доказывают, что современные взгляды и теории все еще ошибочны.

Финеас Гейдж: «человек с дырой в голове»

В середине XIX века произошел случай, который до сих пор не смогли объяснить ученые и медики: строитель Финеас Гейдж выжил, получив тяжелую рану и лишившись части мозга, после того как металлический лом прошил его голову.На тот момент Гейджу было 25 лет.

Штырь вошел ниже левого глаза и вышел из тела, пролетев еще несколько метров, оставив молодого строителя без хорошей части мозга.Однако он не умер.Более того, вскоре пришел в сознание, и его отвезли к доктору в ближайшую больницу.Врач наложил повязку и очистил рану от осколков — это было все, что медицина того времени могла предложить.Люди были уверены, что Финеас Гейдж умрет.

Через некоторое время развилась бактериальная инфекция, а также разрослась плесень.Тем не менее спустя примерно 10 недель пациент выздоровел – он сохранил память, ясное сознание и свои профессиональные навыки.Умер Финеас Гейдж в 1860 году, а этот поразительный случай так и не нашел однозначного объяснения.

Феномен Циперовича

Однако упомянутые случаи – не самые удивительные.Есть явление, демонстрирующее еще более изумительные возможности человеческого мозга — феномен Цеперовича.Яков Цеперович – человек, который уже более тридцати лет не спит, мало ест и совершенно не стареет.Время словно остановилось для него – он и сейчас выглядит так же, как на фотографиях 70-х годов.

История этого человека началась в 1979 году – после сильного отравления он находился в состоянии клинической смерти, после чего впал в кому.Выйдя из нее спустя неделю, Яков обнаружил, что не может спать – даже лежать горизонтально у него не получалось.Врачи не могли ни объяснить, ни изменить это состояние – лишь через несколько лет, занявшись йогой и медитацией, Цеперович научился ненадолго принимать горизонтальное положение, но не для сна, а для полудремы.

До того случая Яков был обычным человеком – любил подраться, выпить, работал электриком.После начал интересоваться восточными практиками, разработал собственную систему упражнений.В последнее время живет в Германии.

Можно ли научиться сверхспособностям

Не только ученых, врачей и «обычных» людей также интересуют возможности человеческого мозга – документальный фильм от ВВС, Discovery, сюжеты других телеканалов и съемочных групп неизменно находят зрителей.

Всевозможные тренинги, направленные на развитие личности или каких-то ее аспектов, также пользуются все большей и большей популярностью.Не исключение и довольно нетрадиционные и несанкционированные официальной наукой обучающие материалы от Вячеслава Бронникова или Мирзакарима Норбекова.

Огромную популярность имеют разнообразные методы из вотчины практической психологии.К примеру, проект, также развивающий возможности человеческого мозга, – «5 сфер».Здесь, в отличие от, к примеру, метода Бронникова, речь идет о вполне традиционных и вписывающихся в теории современной психологии советах.

Вполне возможно, что дальнейшие исследования ученых докажут и реальность альтернативного зрения, и возможность излечивать собственные болезни без современных медицинских технологий, простым усилием воли, и другие, считающиеся пока сверхъестественными, возможности.Ясно одно – в будущем нас ждет множество интересных открытий.

Использование мозга на 100 %

Использование мозга на 100 %

Человечество накопило огромное количество знаний, но доля знаний о самом человеке составляет среди них не более 3 %.Получается, человек больше знает о планетах Солнечной системы и строении атома, чем об устройстве самого себя.Более того, последние исследования показывают, что возможности своего мозга человек использует тоже не на 100 %!

Человек средних способностей использует свой мозг на 20–30 %.

Мозг использует столько своих ресурсов, сколько человеку в данный момент нужно.Однако мозг изначально имеет все возможности для решения любых задач, которые возникали, возникают и будут возникать перед человеком.Использование способностей мозга на 100 % возможно в экстремальных, критических ситуациях, когда человеку, например, приходится бороться за свою жизнь.

Существует интересное явление — феномен детектора ошибок, открытый в Институте мозга человека им.Н.П.Бехтеревой в 1968 году.Возникает он в виде реакции мозга на отклонение деятельности человека от какого-либо плана.Например, уходя из дому, человек проверяет, выключил ли он утюг.Достаточно сделать это один раз, как в мозгу формируется некая контролирующая программа.В результате спешащий на работу человек уже на улице начинает чувствовать дискомфорт.Его беспокойство усиливается до тех пор, пока он не возвращается домой и не обнаруживает, что забыл выключить утюг.Оказывается, мозг сам, независимо от человека, проверяет, все ли его хозяин сделал правильно.Если нет, он доступными способами пытается сообщить об ошибке.Чем опаснее отклонения от нормы, тем громче об этом заявляет мозг.Часто это называют интуицией.

Однажды сотрудник Института экспериментальной медицины В.Смирнов занимался стимуляцией мозга больного.Внезапно тот словно резко поумнел — в два раза улучшилась память, он стал быстрее считать.Пациент сказал, что ощутил что-то вроде озарения.Такое чувство возникает у творческих людей в момент, когда они становятся способны написать выдающиеся стихи, музыку, сделать открытие или изобретение.

В мозгу каждого человека имеется все необходимое, чтобы стать гением.Каждый мозг обладает сверхвозможностями, и это подтверждено научными исследованиями.У людей, которых мы называем талантами, эта способность открыта с рождения.Бывает, что она включается в экстремальных ситуациях.Большинство же людей этими возможностями не пользуются.

Не многие гении дожили до преклонного возраста.Это связано с тем, что при активированных сверхвозможностях у них в мозгу были выключены защитные механизмы, призванные защитить человека от самого себя.Те гении, которые дожили до глубокой старости, такую защиту имели.

Как же развить в себе умение максимально или, по крайней мере, в большей степени использовать в жизни способности своего мозга, заложенные в нем природой? Для этого нужно понять принцип работы нашего разума.В нем три составляющие: сознание, подсознание и сверхсознание.Когда нам необходим ответ на какой-либо вопрос, наше сознание, проходя через разные схемы поведения и действий, содержащихся в мозгу, ищет нужные.

Сознание знает, что абсолютно любая информация где-то есть, и ищет ее, пока не найдет.Степень потребности в данной информации определяет скорость поиска.Все тайны жизни и память прошлых воплощений содержатся в сверхсознании.Сверхсознание после нашего вопроса посылает ответ в подсознание, и подсознание начинает истолковывать ее нашему сознанию в форме образов или символов.Наше подсознание с накопленными в нем знаниями действует как барьер между сознанием и сверхсознанием, и нельзя просто так попасть из сознания в сверхсознание и наоборот.Нужно действовать только через подсознание — то есть с помощью, опять-таки, наших скрытых, не осознаваемых и не используемых на 100 %, но имеющихся возможностей.

Наше сознание в состоянии справиться с желаемым знанием и может принять его: в нем нет страха и негатива.Наше подсознание в состоянии сохранить полученные сведения и правильно их интерпретировать и запомнить.

Чтобы получить доступ к сверхсознанию, мы должны очистить подсознание от лишних и негативных данных, которые в нем скопились, научиться удалять и стирать из памяти негативные воспоминания, привычки и страхи.

Все мы храним в своем подсознании многое из того, что нам не нужно, не желательно и бесполезно.Если наше подсознание переполняется отрицательными данными, то оно создает отрицательные схемы поведения и на уровне сознания, а это оказывает соответствующее влияние на нашу повседневную жизнь и отношение к ней.Для этого есть много причин: взаимоотношения с людьми в прошлом, неудачи, обиды, проблемы детства, разочарования, неудачи в карьере, финансовые кризисы, потрясения.

Есть очень простое упражнение, которое поможет нам освободиться от груза воспоминаний и достигнуть определенного уровня безмятежности и спокойствия.

Отключите телефоны, выключите свет, зажгите благовония или свечу, включите спокойную негромкую музыку.Полностью расслабьтесь, мысленно проходя от кончиков пальцев ног до макушки головы, как можно более отчетливо представляя те части тела, которые расслабляете.Дышите плавно, спокойно и глубоко, все свое внимание сосредотачивая на дыхании.Представьте, что чистая золотая энергия наполняет все тело и расслабляет его еще сильнее, все органы наполняются светом этой энергии и мягким теплом.Проговорите мысленно: «Доверяю свой разум и тело в прошлом, настоящем и будущем бесконечной вселенской любви.Будьте благословенны те, кто встречался на моем жизненном пути, будьте благословенны те, кто еще встретится на нем».Откройте глаза на выдохе.

Что делать, чтобы использовать весь потенциал мозга:

1.Решайте загадки и головоломки.

2.Развивайте способность одинаково хорошо владеть правой и левой рукой.Старайтесь чистить зубы, расчесывать волосы, писать своей неосновной рукой.

Пишите обеими руками одновременно.Меняйте руки во время еды при пользовании ножом и вилкой.

3.Работайте с двусмысленностью, неопределенностью.Научитесь наслаждаться такими вещами, как парадоксы и оптические иллюзии.

4.Блокируйте одно или несколько ощущений.Ешьте с завязанными глазами, затыкайте на время уши тампонами, принимайте душ с закрытыми глазами.

5.Развивайте сравнительные вкусовые ощущения.Учитесь полноценно чувствовать вкус различных продуктов и напитков.

6.Ищите области пересечения между на первый взгляд не связанными между собой вещами.

7.Учитесь печатать вслепую.

8.Придумывайте новые способы применения для обычных предметов.

9.Не останавливайтесь на очевидном, устремляйтесь мысленно дальше первого, «верного» ответа на вопрос.

10.Всегда задавайте себе вопрос «А что, если.»

11.Развивайте критическое мышление.

12.Решайте логические задачи.

13.Мыслите позитивно.

14.Займитесь каким-нибудь видом искусства — скульптурой, живописью, музыкой.

15.Развивайте ловкость рук.

16.Ешьте продукты, полезные для мозга.

17.Стремитесь к тому, чтобы постоянно испытывать легкое чувство голода.

18.Выполняйте физические упражнения.

19.Сидите прямо.

20.Пейте много воды.

21.Глубоко дышите.

22.Выберите хобби.

23.Заботьтесь о хорошем сне.

24.Слушайте музыку.

25.Играйте в шахматы, решайте кроссворды.

26.Ведите дневник.

27.Изучайте иностранные языки.

28.Читайте длинные слова наоборот.

29.Посещайте музеи.

30.Старайтесь по ощущениям оценивать промежутки времени.

31.Медитируйте.Тренируйте концентрацию внимания и полное отсутствие мыслей.

32.Мысленно решайте математические задачи.

33.Примерьте на себя чужое сознание.Как бы, по-вашему, другие люди думали на вашем месте, решали ваши проблемы? Окружайте себя людьми, чье мировоззрение отличается от вашего.

34.Ищите корни всех проблем.

35.Коллекционируйте цитаты известных людей.

36.Читайте классиков.

37.Развивайте самосознание.

38.Описывайте свои ощущения в мельчайших деталях.

39.Развивайте искусство визуализации.Уделяйте этому минимум 5 минут в день.

40.Записывайте свои сны.Обучайтесь осознанным сновидениям.

41.Заведите словарь интересных слов.Создавайте собственные слова.

42.Ищите метафоры.Связывайте абстрактные и конкретные концепции.

43.Управляйте стрессом.

44.Ходите каждый день разным маршрутом.Меняйте улицы, по которым вы идете на работу, бегаете трусцой или возвращаетесь домой.

Наш мозг легко приспосабливается к стремительно возрастающему информационному потоку — он осваивает новую технику, технологии, которые и не снились людям, жившим всего 50–100 лет назад.

Возможности головного мозга человека

В каждой специализированной энциклопедии можно прочитать о функциях, структуре, строении и других особенностях головного мозга.При этом многие ученые утверждают, что на данный момент этот орган человека не изучен даже наполовину.Наука и медицина в последние годы сделали огромное количество открытий, но это не позволяет нам говорить о том, что мы всё знаем про возможности мозга человека.

За счет процессов, протекающих в нем, мы способны приобрести различные качества, интересы, навыки, умения, характер.Мужчины и женщины, маленькие дети и пенсионеры – все люди имеют безграничные возможности для развития мозговой деятельности (если внутренние ресурсы организма позволяют).Учиться никогда не поздно и не рано.

Как развивать способности мозга?

Давно было доказано, что человек сам способен развивать возможности своего мозга.Это можно делать с помощью книг, специальных компьютерных программ, интересных упражнений.Все названное помогает в накоплении полезной информации, улучшении памяти, концентрации внимания.При этом для развития мышления нам нужно периодически решать сложные задачи, отгадывать загадки, тренируя мозговую деятельность.

Тренировать способности своего мозга рекомендуется с помощью занятий новыми видами деятельности.В то же время желательно подкреплять полученные знания практическим опытом.

Существует множество теорий о том, что сознание человека способно на многое.Причем это «многое» зачастую выходит за пределы физики.Некоторые люди уверены в том, что можно натренировать свой мозг таким образом, чтобы получить возможность задерживать дыхание на несколько часов, самостоятельно излечиваться от тяжелых болезней, замедлять сердцебиение, обладать телекинезом и другими сверхъестественными способностями.Сейчас всё это видится невозможным, потому что идет вразрез с наукой.

Восточные мудрецы на протяжении многих веков изучали возможности развития скрытых способностей человеческого мозга.Они отмечали, что даже для небольшого продвижения в этом деле потребуется:

  • Терпение.
  • Настойчивость.
  • Хороший учитель.
  • Много времени.
  • Наверное, многие люди хотя бы раз в жизни отмечали у себя небольшой всплеск мозговой деятельности, которая могла проявиться в фантастической интуиции в критические моменты.

    Психолог К.Юнг говорил о том, что наше сознание – это вершина айсберга, а большая часть, бессознательное, является той частью айсберга, которая скрыта под водой.При этом неизвестна глубина погружения айсберга, поэтому возможности мыслительной деятельности человека принято считать неограниченными.Именно эта глубина является скрытыми способностями мозга человека, изучение которых является невероятно сложным делом.

    Огромную работу в области изучения мозга человека провели В.М.Бехтерев (в свое время) и В.С.Савельев (если говорить о наших современниках).В своих исследованиях эти ученые, как и многие другие зарубежные коллеги, пришли к выводу, что крайне важно развивать способности своего сознания и мышления в течение всей жизни.При этом очень сложно сказать о том, каким будет человек, который сможет использовать все возможности своего мозга.

    Размеры мозга никак не влияют на интеллект и качество мыслительной деятельности конкретного человека.

    Важно понимать, что развитие способностей – это не только чтение книг, решение задач и выполнение других мыслительных процессов.Прежде всего, необходимо найти способ заложить качественный фундамент, на который можно будет укладывать новые знания и возможности, чтобы развить свой интеллект.Ученые дают следующие рекомендации по этой теме:

  • Избавление от гиподинамии.Гиподинамия – нарушение функций разных систем организма человека в результате малой физической активности.Именно из-за малоподвижного образа жизни происходит гипоксия мозговых структур (недостаток кислорода).В таком состоянии наш мозг не способен развиваться.При серьезном дефиците кислорода мозговые структуры начинают деградировать.
  • Обеспечение организма достаточным количеством фосфатов и углеводов.При отсутствии дефицита фосфатов и углеводов мозг человека в полной мере готов к изучению нового и развитию способностей.
  • Систематические занятия спортом, общение с другими людьми.
  • Нормализация рациона питания, обеспечение организма достаточным количеством всех необходимых витаминов и микроэлементов.
  • Избегание стрессовых ситуаций, нормализация сна.
  • Полноценный физический и умственный отдых, когда на то возникает необходимость (оптимальные решение – освоение методик релаксации).
  • Учитывая особенности мозга человека, влиять на его способности и возможности могут самые разные факторы: плохое питание, неблагоприятная экологическая обстановка, стрессовые состояния, хронические заболевания и многое другое.Поэтому важно сформировать для себя благоприятную среду, в которой будет комфортно не только морально, но и физически.

    Многие ученые убеждены, что мозг человека скрывает свои настоящие возможности, демонстрируя их только в те моменты, когда это действительно необходимо.

    Возможности человеческого мозга неразрывно связаны с различными аспектами его деятельности, одним из важнейших из которых является мышление.Мыслительный процесс – безостановочный поиск наиболее подходящего решения задач, которые были поставлены перед человеком.Когда нам нужно принять даже самое простое и незначительное решение, наш головной мозг обрабатывает сразу несколько вариантов, анализируя потенциал, характеристики и полезность каждого из них.Иными словами, все люди буквально каждую секунду выстраивают в своей голове древо возможностей с огромным количеством ответвлений.Правильное использование этих ответвлений – самое важное в мыслительном процессе.

    Но что делает наше сознание, когда нужно выбрать оптимальный вариант с отсутствующим алгоритмом поиска? В этом случае на помощь приходит эвристика.Эвристика – научная область, которая изучает специфику творческой деятельности.С ее помощью интеллект человека использует различные методы и приемы, которые помогают решить всевозможные практические, конструктивные, познавательные задачи посредствам креативного мышления, философских и психологических приемов.

    У левшей больше работает правое полушарие, а у правшей – левое.При этом одно из полушарий может серьезно доминировать над другим.Например, сильнее развита не только левая рука, но также левое ухо и левый глаз.

    В мыслительном процессе участвуют практически все мозговые структуры: конечный, средний, продолговатый мозг, мозжечок и другие системы.Неизвестно, когда ученые смогут раскрыть все секреты мозга человека.Факт остается фактом: в ближайшие столетия от человечества этого явно ждать не приходится.Человеческий мозг и его возможности наглядно отображаются в схемах и иллюстрациях психолога Юнга, который посвятил всю жизнь изучению когнитивных способностей и мыслительного процесса.Если есть интерес, то рекомендуется ознакомиться с работами этого ученого.

    Представление знаний

    Представление знаний является одной из составляющих нашего мышления.Человек рассматривает окружающий его мир через призму восприятия, формируя тем самым в своей голове собственные схемы наблюдаемых объектов и процессов.Поэтому во время мыслительного процесса люди используют заранее построенные модели, а не настоящие объективные данные.

    В качестве характерного примера можно привести шутку про стакан, когда оптимист уверен, что он наполовину заполнен, а пессимист – что наполовину пустой.При этом представлений знаний относительно стакана с водой может быть еще множество.К примеру, программист может сказать, что стакан в 2 раза больше, чем требуется.В итоге мы имеем одинаковую начальную информацию, но разные модели, используемые различными людьми.Стакан, наполненный водой, выступает здесь в качестве задачи, решение которой заключается в объяснении объекта.А объяснений (решений) здесь может быть множество.

    Именно поэтому мышление обязательно нужно комбинировать с обучением, накоплением информации и дальнейшим обобщением всех данных.При этом не стоит ждать феноменальных результатов – можно улучшить свое мышление, но раскрыть скрытый потенциал вряд ли получится.

    Развитие мыслительного процесса происходит на протяжении всей жизни у всех млекопитающих.Особенно это ярко выражено у обезьян, дельфинов и других животных, которые способны на выраженную мыслительную деятельность.Конечно, нельзя научить их читать, однако дать им возможность для появления новых мыслей и решений вполне возможно.

    Практически неограничены возможности человека по изучению новых языков.В теории, можно выучить 20-30 новых языков, разговаривая на них на уровне носителей.На данный момент в мире насчитывается всего несколько таких полиглотов.

    Типы мышления

    Способности человеческого мозга и восприятие окружающего мира лишь отчасти зависят от возрастного фактора.В детстве уровень развития мыслительного процесса крайне простой: «увидел – совершил действие».По мере взросления у людей создается наглядно-образная форма мышления: «увидел – проанализировал аналогичные ситуации/проработал варианты действий/оценил риски – совершил действие».

    Далее объекты постепенно меняются на категории и представления, формируются связи между ними.В итоге у человека развивается словесно-логический абстрактный тип мышления, когда для запуска мыслительного процесса ненужно совершать определенные действия – все они выполняются в голове.

    В 20-м веке известный ученый в сфере психологии В.Келлер проводил эксперимент над обезьянами.Он запер несколько обезьян в клетке, дал им палку, а неподалеку бросил банан.Многие обезьяны быстро додумались, что нужно взять палку и пододвинуть с ее помощью банан.В этом случае у животных задействовался наглядно-действенный мыслительный процесс: обезьяны с помощью палки проводили эксперимент, достаточно быстро обнаруживая правильное решение задачи.

    Человеческий мозг является крайне энергозатратным органом.Давно доказано, что в процессе работы он сжигает примерно 1/5 всех имеющихся в организме человека калорий.

    После этого В.Келлер задачу усложнил: следующий банан подвинули подальше от клетки, а животным вручили две разные по длине палки.Для обезьян решение второй задачи стало непосильным.Они не могли понять, почему с помощью первой палки уже нельзя придвинуть банан к клетке, не пробуя при этом взять вторую палку.Лишь малый процент обезьян из множества тех, которые принимали участие в эксперименте, садились и думали, в итоге находя решение задачи.Вместо битья палкой по клетке, бешенства, эмоций, как было у большей части обезьян, самые умные животные задумывались и представляли действие в воображении.

    Точно так же всё происходит и у людей.Наш мозг формирует универсальный тип мышления: если первый алгоритм, проработанный интеллектом, не подходит для решения задачи, сознание начинает поиски нового представления и связей, пока не находит оптимального варианта.

    Эмоции являются важнейшей составляющей универсального мышления.С помощью психоэмоциональной деятельности мозга мы можем моделировать цель и модифицировать ее.Поэтому нужно стараться не подавлять свои эмоции, но и выражать их слишком бурно не стоит.Всё должно находиться в равновесии: и мыслительная деятельность, и выражение эмоций, и потребительские качества.Если что-то будет подавляться, то обязательно будут возникать нарушения в функционировании отдельных систем организм человека, что скажется на работе мозга и других внутренних органов.

    Если быстро двигать глазами, то мозг человека не сможет адекватно обрабатывать полученную информацию.То же самое можно сказать и о слуховом восприятии.

    Незаметные возможности мозга человека

    Многие возможности головного мозга человека являются скрытыми, незаметными.При этом мозг выполняет огромное количество функций, а мы этого даже не замечаем.Выделим наиболее важные и примечательные из них:

  • «Автопилот».Мозг полностью регулирует деятельность организма в целом, отдельных систем, органов и клеток.Он отслеживает работу всех функций, которые требуются для поддержания нормальной жизнедеятельности: дыхательный процесс, работа сердечно-сосудистой системы, сон, пищеварение и т.д.Новорожденный ребенок сразу же имеет все функции «автопилота», несмотря на низкий уровень развития его мозга.Человеку нет необходимости думать над процессами пищеварения, дыхания, сна и многими другими – всё происходит автоматически.
  • «Все работает само собой».Вне зависимости от потенциала человеческого мозга, он в любом случае будет контролировать работу дыхательной системы, ЖКТ, поддерживать сердечный ритм и функции других систем – для всего этого нам не требуется подключать мыслительный процесс.Чтобы в организме человека всё происходило само собой, подключаются нейронные сети, управляемые гипоталамусом.За всё это несет ответственность вегетативная нервная система, которая каждую миллисекунду за счет нервных связей контактирует с каждой частью человеческого организма.
  • Ритмы сна.В нашем мозге работает что-то похожее на внутренние часы (до конца современной наукой этот процесс не изучен), которые получают информацию от глаз об уровне освещенности окружающей среды, об усталости и утомленности организма, а также множество других данных.Внутренние часы человека позволяют нашему организму обеспечить оптимальное функционирование в течение дня и полное его восстановление ночью во время сна.Именно внутренние часы ответственны за регуляцию ритмов сна – они передают в разные системы тела информацию о том, что человеку пора спать.В результате этого наблюдается существенное снижение активности мозга и внутренних органов.
  • Повышение температуры тела.Далеко не все знают, что увеличение температуры тела – это защитная реакция нашего организма и не более.Если клетки организма обнаружили распространение вируса или инфекции, то информация об этом немедленно передается в гипоталамус, который отвечает за повышение температуры тела.Это затрудняет процессы распространения патогенных микроорганизмов, стимулирует выработку и активности белых кровяных телец.
  • Активнее всего мозг человека развивается в возрасте от двух до десяти лет.В дальнейшем активность наращивания нейронных связей существенно замедляется.

    Среди возможностей мозга человека можно выделить и такие, которые работают быстрее нашего мыслительного процесса.Речь идет о рефлексах.За них так же отвечают определенные мозговые структуры, однако они полностью автономны и практически не связаны с работой левого или правого полушария, с мозжечком, гипоталамусом или другими частями, что уже само по себе является невероятным.

    Ученые описывают рефлексы в качестве специальной системы, которая позволяет мгновенно, без участия левого или правого полушария, давать реакцию на конкретные угрозы для здоровья и жизни человека.К примеру, если наша рука коснётся чего-то раскаленного, то мы сразу же ее одернем, даже не успев подумать об ожоге или каких-то других последствиях.

    15 удивительных способностей нашего мозга

    Содержание:

    Мозг человека — по факту самая загадочная система познания мира с творческими и удивительными способностями.

    У мозга немало таких способностей, о которых не подозреваем порой и вовсе.Ну а чтоб воспользоваться ими и осуществить заветную мечту, основополагающие принципы функционирования мозга важно понимать.

    ↑ Мозгу, что фантазия, что реальность, — одинаково

    Работа мозга такова, что реагируя на какую-либо мысль, он не понимает, где происходит событие фактически, а где воображение.Поэтому люди, надевающие «розовые очки», ощущают себя во много раз счастливее других.Еще организм воспринимает в целом для себя плацебо как действительно настоящее лекарство, и врачи часто пользуются этим.

    ↑ Человеческая память способна держать в уме лишь 7 разных объектов

    Из 3 разновидностей памяти — сенсорной, способной помнить долго и краткосрочной — последняя может удерживать одномоментно лишь порядка 5-9-ти различных объектов, для большинства людей — 7.

    ↑ Желто-зеленый — наиболее восприимчивый для мозга оттенок

    Часто такой оттенок называется шартрез (забавно, что назван в честь ликера).Рецепторы глаз, как известно, воспринимают только лишь красный цвет, синий и еще зеленый.Причем мозг так устроен, что не получает что-либо непосредственно о цвете, а лишь информацию о различной градации темного и светлого, плюс еще данные о самой разнице между доступных ему цветов.

    Шартрез расположен в таблице частот доступного для визуального восприятия спектра приблизительно в центре.Из-за чего рецепторам мозга и легче распознавать именно такой оттенок.Такая удивительная способность не осталась без внимания художников, магов, психологов, и часто применяется в своих практиках как наиболее приметный и расслабляющий цвет.

    ↑ Подсознание на порядок умнее вас

    Оно мощнее, так как контролирует большинство процессов.Чтоб не перегружаться, мозг выполняет их в фоновом режиме, минуя сознание.Но сознание может расставлять приоритеты и влиять на постановку задач для подсознания.

    ↑ Работа мозга происходит непрерывно

    Даже если мы уснули, то наша мозговая деятельность ни на минуту не останавливается.Причем во сне он на порядок активнее.

    ↑ Работа, использующая интеллект, мозг не утомляет

    Причиной усталости для мозга служит эмоциональная составляющая.При изучении содержимого крови, которая непосредственно при интеллектуальной деятельности снабжала мозг, выяснилось, что оно такое же.А кровь, отобранная из вены обычного человека, физически проработавшего весь свой день, отличается сильно.

    ↑ Медитации и молитвы оказывают на мозг расслабляющее влияние

    При молитве происходит иное восприятие постоянно поступающей информации.Она проходит, не затрагивая мысленные процессы и последующий анализ сознанием, мозг становится как бы вне реальности.В подобном состоянии или медитации внутри мозга улавливается много дельта-волн.После выхода из него появляется способность к более глубокому размышлению.И замечено, что люди, склонные к проведению религиозных обрядов, менее подвержены к болезням и выздоравливают скорее.

    ↑ Часто мозг так быстр, что механика мышц не успевает за процессом

    Плохой почерк зачастую свидетельствует, что у данного человека мозг работает куда быстрее рук.

    ↑ Мозг пробуждается не сразу и позже тела

    У пробудившегося человека интеллект ниже на порядок, чем после долгой бессонницы или при легком опьянении.Помимо освежающей пробежки, запускающей в теле все метаболические важные процессы, и насыщающего завтрака, еще весьма полезно и размять мозг.

    ↑ Чтоб мозговая деятельность была полноценной, не должно быть недостатка в жидкости

    Наш мозг — часть тела, а оно в целом состоит почти что на 3/4 из жидкости.Соответственно, организму, в том числе и мозгу, чтобы быть работоспособным на все 100, необходима для многих процессов жидкость.

    ↑ Для мозга любая тень — продолжение объекта

    При взаимодействии с окружающим мозг расставляет положение тел в пространстве, учитывая некие визуальные маркеры, получаемые от концов формы.Тень дополняет положение объекта относительно других предметов.Следовательно, двигающаяся тень воспринимается им как одно целое.

    ↑ Мозг тренируется, как и все мышцы

    Как и любая мышечная ткань, так, в сущности, и мозг требует тренировки.Ему пойдет на пользу обучение, питание и здоровый сон, прогулки на свежем воздухе, посещение новых мест, спорт, причем подойдут даже любые игры и танцы.Интеллектуальная деятельность запускает процессы появления новых нейронных клеток, компенсируя не функционирующие, предотвращая так старение и синдром Альцгеймера.

    ↑ Что держим в уме, на то и настраиваемся

    Все мысли, появляющиеся в мозге, трансформируются в жизненный опыт.К примеру, если мечтаем побывать в Риме, то работа мозга так подстраивается, что везде и все чаще будем встречать напоминания о нем.Задумали изменить окружающий вас мир — для начала поменяйте свое мышление!

    ↑ Мозгу куда легче «переварить» мужской голос

    Фактически мужская и женская речь воздействуют на совершенно разные места в мозге.Оказывается, женский тембр голоса как бы музыкальнее, ведь диапазон частот их чуть шире и они относятся к более высоким, что не свойственно мужским.И мозгу по этой причине приходится уже «раскодировать» смысл произнесенного женщиной, привлекая больше ресурсов.Также известно, что людям, у которых наблюдаются галлюцинации со слухом, слышатся почти всегда именно голос мужчины.

    ↑ Мы вполне способны менять мозг

    При любой интеллектуальной деятельности мозг ежесекундно создает сотни нейронных связей.Чем чаще думать и настраивать себя, что не получится в чем-либо добиться прогресса, тем крепче в подсознании будет закрепляться данная мысль.Лучше поменять установку на противоположную — «у меня это выйдет, надо лишь постараться».И мозг уже сам начнет подстраиваться для выполнения задачи, прорабатывая возможности для ее реализации.

    Повсюду множество возможностей для развития, чтобы с пользой проявить удивительные способности мозга, главное — в начале поверить!

    Рейтинг автора
    Автор статьи
    Валентин Пырьев
    Написано статей
    1036
    Ссылка на основную публикацию