Танцы с элементами боевых искусств

Тема статьи: Танцы с элементами боевых искусств - разбираемся в вопросе, тренды 2019 года.

Капоэйрой называют боевое национальное искусство, возникшее на основе танца, и акробатики, игры и музыки, имеющее афробразильские корни.

До сих пор трудно сказать, какая страна стала первой родиной боевого искусства, кто был его основателем, почему оно достигло сегодня большой популярности.Общепринятая версия появления капоэйры возвращает нас в Южную Америку XVII-XVIII веков.Африканские рабы, завезённые в Бразилию для работ на плантациях, бежали от непосильного труда, создавая в джунглях Амазонки общины «Киломбуш», где присоединялись к аборигенам – индейцам, ещё не покорённым европейскими колонизаторами.Нередко и тем, и другим приходилось защищать свои свободные поселения.Зачастую из-за нехватки оружия всё чаще доводилось использовать рукопашный бой, что, по мнению историков, и стало причиной появления нового искусства защиты – капоэйры.Хотя слово «капоэйра» не имеет точного перевода, предположительно обозначает джунглевые заросли – капоэйрас.Другие исследователи считают, что смысл данного слова означает место с низкой травой – площадку, где удобнее всего проводить тренировки.

С 1888 годом крепостное право кануло в лету, и рабы освободились от гнёта колонизаторов, однако это событие не коснулось африканских невольников.Капоэйру неоднократно запрещали, однако в среде бедняков она сохранялась и как танец, и как боевое искусство.

ХХ век принёс равенство прав всем расам и широкое развитие единоборств.В 30-е годы минувшего столетия капоэйра оформилась в качестве спорта, а в 1937-ом её официально признала Национальная конфедерация бразильского спорта.

Основные правила

До сих пор нет чёткого определения поединку капоэйры, который называют словом «рода».Если это вид спорта, значит, время боя должно чётко регламентироваться правилами, однако рода (переводится с португальского, как «круг»), и это нередко бывает, может продолжаться несколько часов, не останавливаясь.Объяснение тому очень простое: разве можно лишить удовольствия соперников, сократив или прекратив их поединок.Интересно, что сами бойцы называют роду игрой, а себя игроками, что в полной мере объясняет сущность и поединка, и самого единоборства.Тем более, что схватка проходит несколько «неформально»: под аккомпанемент особых магических песен под традиционные ударные и струнные инструменты: беримбау, атабаки и кашиши.

Музыкальное сопровождение – это ритм и темп, а также особое настроение для участников роды.Тот, кто первый раз увидел подобный поединок, проведённый в соответствии с национальными традициями, невольно сравнит его с необычным и каким-то фантастическим танцем.Недаром капоэйристы – постоянные участники бразильских карнавалов, где они проводят показательные выступления.

Учитывая, что капоэйра – демократичный вид спорта, соревнования могут быть как полноконтактными, так и ограниченными в приёмах и ударах.Капоэйристы-профессионалы принимают участие в боях без правил.

Как и в других боевых искусствах, в капоэйре существуют ранги, определяющие уровень мастерства спортсмена.Зелёный пояс – новичок, белый – высший ранг.

Школы, стили, направления

Школы капоэйры появлялись с трудом: полиция хорошо помнила её непокорных сторонников.Нередко места, где проводились танцы капоэйры, блокировались полицией, однако застать их исполнителей неожиданно не представлялось возможным: музыканты выбивали особый ритм, служивший сигналом тревоги, и полиция оказывалась с носом.Но первая школа в Сальвадоре всё же появилась в 1937 году, а возглавил её учитель капоэйры – Бимба, сформировавший со временем стиль боевого искусства – «режиональ», стиль, названный «ангола», создал в 1941 году учитель ещё одной сальвадорской школы Пастинья.Настоящий прорыв произошёл в 50-х годах прошлого века, когда боевым бразильским искусством заинтересовались в европейских странах и США.

Собственно говоря, именно эти два стиля проповедует современная и капоэйра.Стиль, который предложил Бимбо – режиональ – скоростной и силовой, изобилующий акробатическими элементами и ударами, наносимыми в воздухе.Ангола – более мягкий и спокойный стиль, которому характерны неторопливые и «вязкие» движения, пластично перетекающие из одного в другое.Впрочем, деление на стили выглядит достаточно формальным, ведь в ходе поединка спортсмены могут ими варьировать.Замечено, что агрессивный режиональ предпочитают в основном молодые бойцы, единоборцы с опытом выбирают уравновешенную анголу.

Инвентарь, используемое оружие

Традиционный костюм капоэйриста состоит из белых хлопчатобумажных брюк и майки с эмблемой школы.Цвет пояса (кардао) указывают на уровень мастерства спортсмена.Кстати, школы, которые не входят в состав Федерации, имеют свою расцветку поясов, отличаются и своими фирменными приёмами.

Техника капоэйры содержит и боевой раздел, где ученики изучают борьбу одного человека против нескольких противников, борьбу безоружного против вооружённого человека, борьбу со связанными руками.Имеется раздел по работе с оружием.Национальное и одновременно традиционное оружие капоэйриста – мачете, а поединок, где используется мачете – «мокелеле».Как и рода, он проходит под музыкальное сопровождение и пение.Кроме мачете, профи используют и специальные небольшие ножи с изогнутым лезвием, не имеющим рукоятки.Зажав пальцами ног лезвия, бойцы могут наносить очень серьёзные ранения на спине и груди.Когда-то рабы таким образом выясняли отношения между собой, но при этом совсем не хотели убивать друг друга.

Капоэйра – боевое искусство, поэтому его арсенал изобилует разнообразием ударов ногами, руками и головой.Техника богата контратакующими действиями, бросковыми элементами, уклонами и перемещениями.Первое, что бросается в глаза, во время поединка капоэйристов – акробатические движения.К примеру, сальто вперёд или назад бойцы используют для того, чтобы уходить от ударов соперника или во время подготовки собственной атаки.

В определённые моменты техника ударов капоэйры во многом схожа с прочими боевыми искусствами: как-никак придумать новые удары сегодня очень сложно, и всё же отличия имеются.Капоэйра в отличие от других ударных техник предполагает удары с опорой на ногу.Удары спортсмены наносят, как правило, в голову или туловище.

Что касается защитных действий и уклонов, они в каждой школе имеют свои особенности.Однако мастера-капуэйристы знают, что лучшая защита – постоянное перемещение чередующееся со сменой позиции, что, в конечном счёте, затруднит атаки противника.Причём большая часть перемещений – с опорой на руки.Капоэйра универсальна, так как даёт возможность обеим соперникам в течение нескольких мгновений перейти из защитного положения – в атакующее и наоборот.Немногие боевые искусства так органично используют акробатические движения, как капоэйра, – это украшение происходящего поединка.

Капоэйра — паутина боевого танца


Многие не знают, что такое — капоэйра.И даже слова такого не слышали.А кто слышал, думают, что это изобретенная бразильскими неграми борьба.И в общем-то, правильно думают.Хотя, если быть совсем точными, капоэйра — это одновременно и боевое искусство, и танец под ритмичную музыку.А сами капоэристы называют свое увлечение Игрой.

Капоэйра родилась в Бразилии лет четыреста назад, когда португальцы привезли негров в свою колонию.Португальцы с рабами не церемонились.За любое неосторожное движение — били кнутом, а за нападение на охранника — убивали.В ответ рабы создали боевое искусство, которое замаскировали под танец.Это искусство позволяло рабу, внезапно упав на связанные руки, сбить с ног нескольких охранников и скрыться в лесу.Те, кому удавалось бежать, создавали в лесах свободные поселения.Вспомогательное оружие капоэристов — короткие лезвия.Их зажимали между пальцами ног и, опираясь на связанные руки, одним движением ног легко перерезали горло врагу.

Когда португальцев прогнали и рабы обрели свободу, капоэристы ввели драки между собой.Во время поединка противники полосовали друг друга лезвиями, и побеждал тот, кто был более искусен и вынослив.Поэтому долгое время капоэйра оставалась вне закона.Только в 30-х годах мастер по имени Бимба добился легализации капоэйры и создал первую академию.Он же ввел первые правила.Бимба систематизировал названия, правила, технику ударов, запретил использование лезвий.

Десять лет назад капоэйрой неожиданно заинтересовались и за пределами Бразилии.Сначала Игра появилась в США, потом в Европе и вот дошла до нас.

Специфика капоэйры — ударная техника ног.Большое внимание уделяется рукам как опоре.Хороший капоэрист должен ходить на руках точно так же, как на ногах, и управлять ногами столь же свободно, как руками.

Объяснить, на что похожа Игра, непросто.Участники поединка, а их может быть сколько угодно, садятся, образуя круг.Мастер сидит на возвышении, держа в руках лук с тетивой.Ритмично ударяя палочкой по тетиве, он начинает петь.Участники Игры хлопают в ладоши, затем в круг выходят двое — начинается поединок.Бой больше похож на танец, который отдаленно напоминает брэйк-данс.Каждый танцор выполняет затейливые комбинации уклонений, прыжков и ударов, но друг друга противники не задевают.Особых правил нет, кто хочет — выходит в круг и танцует, пока не надоест, а надоест — идет стучать в бубен или барабан.

Рассказать об Игре мы попросили президента Российской межрегиональной федерации капоэйры мастера Тэймозу.Не подумайте, что он бразилец-эмигрант.Это наш, российский гражданин, просто, следуя капоэристской традиции, он попросил не называть его настоящего имени.Традиция берет начало со времен, когда капоэйра в Бразилии была вне закона и мастера придумывали себе вторые имена, чтобы не попасться в руки полиции.В России органы капоэристами не интересуются.Но — Игра есть Игра.

Послушаем мастера Тэймозу:

— Мое имя — Тэймозу, что значит “Упрямый”.У нас занимается парень по имени Бандейра — «Флаг», и еще один, которого зовут Бока — “Большой Рот”.А наш очень высокий капоэрист получил имя “Жираф”.

Сам я узнал о капоэйре в 1994-м, посмотрев фильм “Только сильнейший”.Года через два купил несколько видеокассет с мастерами капоэйры и начал заниматься сам.Посмотрите этот фильм, может быть, и вы захотите попробовать себя в Игре.

Прежде всего капоэйра — это искусство владения своим телом, хотя умение быстро размахивать руками, делать высокие прыжки или драться далеко не самое главное.Более того, когда капоэйра превращается просто в драку, она теряет свою суть.Кроме того, капоэйра — искусство плести паутину из движений.Как паук плетет паутину, чтобы заманить муху, гак и каноэ-рист плетет паутину движений, чтобы запутать своего соперника и нанести решающий удар.

ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ
По технике боя капоэйру разделяют на два направления.
Первое — Ди Ангела, стиль низкой игры, когда используется очень много стоек на руках и голове (партнеры как бы ползают по полу).
Второе направление — Режиональ — спортивное, с очень быстрыми движениями.Капоэристы практически не касаются пола, используют много акробатических упражнений.Но на самом деле неправильно выбирать для занятий что-то одно.Капоэрист должен быть мастером в обоих направлениях.

Основной элемент Игры — жинго, или боевой танец.Поскольку капоэй-ра — искусство, а правила — условности, то на высших уровнях мастерства жинго приобретает индивидуальный характер: у одного мастера — жинго очень плавный, у другого более резкий, у третьего очень низкий.

Второй важный элемент — нигачива, который помогает уходить от удара.Нигачива — это приседания то на одну, то на другую ногу.

Многие элементы делаются на базе жинго.Один из основных ударных приемов — миа луз ди компасе.Прием очень коварный: быстрый наклон — и неожиданный удар ногой либо в бедро, либо в голову.Еще один ударный прием — армада, удар ногой, как в карате.Вообще, ударная техника внешне похожа и на карате, и на другие воинские искусства.Тут могут отличаться только названия.

МУЗЫКА
Без музыки капоэйра перестает быть искусством и превращается в обычный, очень тяжелый спорт.Существуют четыре основных музыкальных инструмента:
атабаке — большой барабан;
беримбау — лукообразный инструмент.Ударяя палочкой по металлической тетиве и прижимая или удаляя от себя деревянный шар, прикрепленный к луку, можно извлечь множество звуков.Обычно играют три беримбау: большое беримбау заводит, как бас-гитара, задает ритм, другие два, поменьше, поддерживают ритм;
пандейро — бубен;
кашиши — погремушка.

Песни в капоэйре — диалогового характера: поет ведущий, и ему отвечает хор.Одну песню можно петь очень долго — смысла мало, и слова повторяются одни и те же.Песни могут быть какими угодно, чаще они шуточные или подзадоривающие.

СОРЕВНОВАНИЯ
Соревнований специально по капоэйре нет — только фестивали.Сам фестиваль больше похож на праздник жизни.Полное отсутствие какой-либо агрессии.А вот жесткая, контактная капоэйра бывает только на соревнованиях, в которых наряду с капоэристами участвуют другие бойцы — например, каратисты или самбисты.На таких соревнованиях капоэристам приходится использовать технику не только капоэйры, но и тех же карате, самбо.Очень часто капоэристы применяют технику джиу-джитсу, которой обучаются параллельно.

ПОСВЯЩЕНИЕ
Посвящение, или батизада, происходит после года занятий.Мастера и ученики садятся, образуя круг.Ученик должен выйти из круга и вступить в соревнование с мастером.
В конце поединка мастер делает ученику подсечку и тот падает.Затем мастер говорит: “Видишь, ты сейчас упал, значит, тебе есть к чему стремиться”.После поединка, исходя из определенных качеств, ученику дают имя.На некоторые имена мастера может натолкнуть забавный случай.Очень много имен, которые обозначают “помидор”, “кабачок”, “лук”.

В конце батизады ученику дают первый пояс зеленого цвета, и с этого момента он может называть себя капоэристом.Чтобы получить белый пояс, тренироваться нужно не менее четверти века.

МАСТЕРСТВО
Мастером считается только тот, кто без особых усилий может предугадать движения партнера, а это умение приходит в результате тренировок в течение как минимум 25 лет.Только к 40 или даже к 50 годам мастер достигает своего наивысшего уровня.При этом он выполняет все комбинации с той же легкостью, что и в молодости.А если посмотреть на спортсменов других видов спорта? Для них 40 лет — пенсионный возраст!

«Боевые Танцы» Народов Мира.Часть 1

Танец – единственный вид искусства, в котором мы сами являемся инструментом.

Танцоры – атлеты Бога.

Все во вселенной ритмично.Все танцует.

Хотя многие народы мира и сохранили свои «боевые танцы» — по большому счету и многие и многие танцы давно стали просто танцевальным искусством, практически утратив свою боевую направленность, но и между тем основной каркас танцев как правило сохраняется — и поэтому вполне может быть осмыслен с точки зрения современных боевых искусств.В вообще смысл «боевого танца» — неужто это действительно зашифрованные древние боевые движения? Или все же что-то большее — способ передачи оптимального боевого состояния, способ воспитания боевого духа и и вовсе способ, так сказать «единения воинов» через своеобразную медитацию.

По большому счету танцы можно разделить на три группы: «Любовные танцы» — где мужчина и женщина показывают себя, «Боевые танцы» — для подготовки к бою или даже скорее — к суровым испытаниям и наверное еще «Шаманские танцы» — чтобы обращаться к каким то неведомым и тонким «энергиям».Но изначально думаю люди танцевали некий -«пратанец» — сочетающий воедино все эти элементы.Собирались вместе и «сплачивались» перед лицом неумолимого и огромного мира.Так только наверное и можно было выжить — организовываясь танцем и песней — вырабатывая свой единый ритм.И вместе моля этим ритмом богов — сразу за всех.

Африканские танцы — Вот так примерно и пели и танцевали на заре цивилизации — древние пра-танцы и песни древние люди.

Но это относительно крупные племена — и танцы у них соответственно более развитые — и чем то даже похожи уже на развлечение.

А вот самая древность — небольшая группа — вот уж действительно перед лицом неумолимой судьбы.Но ничего — не унывают.Видимо какой то «Шаманский танец» —

Свадебный танец — молодые люди демонстрируют свои достоинства — так вот непосредственно и прямолинейно.И конечно же показывают свои воинские умения.

Шаманский танец — здесь главный шаман который и должен связаться с Высшими Силами — открывая свою душу в танце.

Масаи — главное ритм — и без музыкальных инструментов — чем то похоже на «активную медитацию» — или «активная медитация» на танец Масаев — они не знают.Но знают что надо танцевать именно так — и это все в саванне — и надо быть поэтому настоящим мужчиной.

И наконец кульминация — Донга — ритуальные бои — это и есть наверное «последний боевой танец» для людей которые хотят стать настоящими воинами.Собрались и «дубасят» друг друга палками.И тоже видимо какой то ритм в этом есть.

Зикр — древнейший боевой чеченский танец — танец по всей видимости вообще чуть-ли не первобытнообщинный — как он сохранился под ударами цивилизации.Мрачный и суровый.Когда пришел на Кавказ Ислам — чеченцы назвали свой танец молитвой — и продолжили в том же духе.Имамы — против.Но чеченцы хитрые — они молятся.

Люди явно понимают как приобретать энергию — чтобы энергия коллектива отразилась в каждом — как и тогда тысячелетия назад.(Интересный момент Зикр как и всякий древний танец легко исполняется безо всяких инструментов — только тела и души источники этой энергии.И как бы люди не ищут нового — не бросаются на какие то «новомодности» — а из поколения в поколение практикуют эту древнюю форму боевого танца.Интересно как все таки она была придумана.Наверное все же для боя, для сплочения людей — перед боем — перед лицом неизвестности и судьбы — в те далекие времена — когда только так сплотившись всем вместе можно было поднять свой дух чтобы выстоять в бою.Но вот людям понравилась такая интересная находка.Можно конечно много анализировать — но думаю все же лучше посмотреть и просто подумать — люди вот собрались зачем-то вместе танцевать этот самый Зикр.)

Хака — еще один «древний боевой танец» — Новая Зеландия — но ее то, эту самую Новую Зеландию и открыли то относительно недавно — «танец» выглядит как то театрально что-ли.Видно что придумавшие танец были все-таки оторваны от основной, так сказать цивилизации.)

Военные взяли на вооружение — как то нелепо выглядит со стороны (поверхностно что ли — как игра) — но главное чтоб помогало.

Лезгинка — интереснейший «боевой танец» используемый практически у всех народов Кавказа на уникальную мелодию.Это «боевой каркас Кавказа» — одна мелодия — один танец.Все остальное излишество Причем интересно — у некоторых народов Кавказа — это единственные так сказать культурные элементы — танец и мелодия — все.Более того, что-то лучшее так и не придумано — только Лезгинка.Всею На разные лады — но ритм практически всегда один и тот же.

Казачья лезгинка — «Есть у нас казаченьки — крупа и мука.» (Отличная песня)

Но на самом деле — вот так все исполняется.

Орада рада, Ора да.

Ну и вот так можно использовать — для тренировки.Но на самом деле думаю смысл танца — не совсем в том чтобы приготовиться к боя.А воспринять — эту лихость танца — пропустить так сказать через себя — стать таким.

Современная лезгинка — различные вариации — откуда тоже пошла — эта самая лезгинка.Тоже можно сказать гении придумали — вещь — да так что перенял весь Кавказ.«Оссс.» Простор для самовыражения — хочешь пой, хочешь танцуй — а ритм между тем один и тот же.

Вообще танцы народов Кавказа — просто таки пропитаны боевым духом — в принципе масса модификаций боевых танцев — которые по всей видимости в свое время использовались по прямому назначению — для поднятия боевого духа — причем практически в любой ситуации.Большинство танцев уже стали так сказать вполне себе «декоративными» и используются исключительно на разнообразных торжествах, как например «танец с саблями» но и между тем — культура боевого танца вполне себе успешно сохраняется — для следующих поколений.

Грузинские танцы — по сравнению с другими танцами народов Кавказа — просто таки невероятно разнообразны и главное самобытны — и кажется что именно Грузия и является так сказать «творческой родиной» Лезгинки.

Танцевальный ансамбль «Сухишвили» — «Там тибидиби дам»

Армянский боевой танец — Ярхушта — отличный ритм у танца — древность так и прет из этого танца — барабаны и дудки — очень такое интересное сочетание присутствующее во многих боевых мелодиях самых различных народов мира.

А вот Ярхшута — в исполнении так сказать обыкновенных людей — можно заметить насколько сложны на самом деле движения этого танца.И многие — как бы волнуются перед тем как хлопнуть с партнером в ладоши.

И в любом случае — практически у всех народов мира — древние танцы это всегда — практически одинаковый ритм — который легко исполняется безо всяких инструментов — и только потом — по всей видимости значительно позже — к телу (или телам) уже присоединились — вначале барабан, а затем и дудка.(Интересно — тоже в России и в частности на Кавказе — подобные боевые танцы исполняются — под гармошку — тоже очень интересный музыкальный инструмент — с точки зрения «боевой музыки»)

Греческий народный танец — Сиртаки — изначально танец был создан для фильма «Грек Зорба» но на основе боевого греческого танца — Хасапико.

Собственно Хасапико — в общем и целом оба танца очень похожи и относительно спокойны для ритуальных воинских танцев — в конечном итоге это скорее теперь просто танцы для развлечений — практически полностью утратившие свое боевое предназначение.Думаю дело тут в Цивилизации — чем более раньше народ воспринимает цивилизацию — тем скорее и утрачивает свои воинские танцы.Ведь по сути у основных европейских народов — немцев, французов, итальянцев которые являются костяком европейской цивилизации — народные боевые танцы давным давно утрачены — их заменили танцы более современные — так сказать соответствующие времени.

Хотя с другой стороны — английский народный танец — Моррис.(Но видимо в любом случае — чем народ сложнее воспринимает Цивилизацию — тем по всей сохраннее его традиции — в том числе и боевые танцы.То есть все дело в самобытности.)

Ирландский народный танец — и опять — все таки танец это не передача технических действий — а передача самого главного — ритма.Боевого ритма — какое должно быть настроение.Их и танцуют до сих пор именно поэтому — старые танцы.И не важно кто — девушки или мужчины — главное — ритм.

Шотландский народный танец — на мечах — очевидно боевой танец.И при этом так же очевидно как шотландцы сохраняют свою самобытность.

Индейские танцы — конечно по большому счету это так сказать реконструкция, но и между тем люди вполне поняли, или почувствовали этот загадочный индейский ритм.(Причем интересно — через океан — а боевой ритм практически один и тот же)

10 самых странных видов боевых искусств в мире (11 фото)

Боевые искусства — различные системы единоборств.Они практикуются по различным причинам, в том числе для самообороны, физического здоровья, а также для умственного и духовного развития.Непосвященному человеку некоторые боевые искусства могут показаться причудливыми и странными из-за необычных упражнений и приемов, именно о таких видах и пойдет сегодня речь.

Сумо — национальный вид спорта в Японии и одна из разновидностей боевых искусств.В арсенал практически голых и весьма упитанных борцов входят пощечины, толчки, захваты за любые разрешенные части тела, броски, разного рода подножки и подсечки.Профессиональное сумо сочетает в себе элементы спорта, единоборства, шоу, традиций и бизнеса.

Кушти — национальный вид боевых искусств в Индии.Практически всегда состязания по кушти проходят в небольшой квадратной яме, где задача борца — повалить своего соперника.При этом тренировкам уделяют особое внимание, а борцы придерживаются строгого режима.

8.Капоэйра

Капоэйра — бразильское национальное боевое искусство, сочетающее в себе элементы танца, акробатики, игры, и сопровождающееся бразильской музыкой.Этот вид боевых искусств возник в Южной Америке благодаря чернокожим рабам, которых португальцы привозили из других колоний.Капоэйра еще и славится обилием акробатики.

7.Бразильское джиу-джитсу

Бразильское джиу-джитсу — боевое искусство, основой которого является борьба в партере, а также болевые и удушающие приемы.Данное искусство основывается на принципе, по которому даже слабый человек может успешно защититься от более сильного противника, используя надлежащую технику.

6.Каларипаятту

Традиционное для Южной Индии боевое искусство.Бой ведется с помощью меча и щита, а в арсенале бойцов сотни приемов защиты и нападения.Каларипаятту более 6000 лет и считается матерью всех восточных боевых традиций.

5.Тайцзицюань

Этот вид китайского боевого искусства скорее похож на медитацию или оздоровительную гимнастику.Тайцзицюань стал популярным по всему миру, ведь он представляет собой утонченную и красивую систему упражнений для тела, разума и управления потоком энергии.

4.Шаолинь цюань

Завораживающий вид боевого искусства, зародившегося в буддийском монастыре Суншань Шаолинь, расположенном в китайской провинции Хэнань.Плавности и мягкости в нем нет, но эти потрясающие комплексы групповых упражнений, быстрота, внешняя свирепость, но внутреннее спокойствие бойцов, действительно поражают.

3.Боевое искусство Болливуда

Болливудские фильмы прославились обилием совершенно невероятных боевых сцен.Часто это смесь ярких приемов разных боевых искусств со всего мира.Навыкам таких индийских героев может позавидовать любой ниндзя.

Постановочное действие, сочетающее атлетические навыки, боевые искусства и театральное мастерство.Тяжеловесы выступают на рингах по сценарию, показывая атакующие и силовые приемы, броски и довольно забавные акробатические маневры (особенно прыжки на соперника).

1.Ушу (Кунг-фу)

Ушу — китайское боевое искусство, отличающееся быстрыми и яростными приемами.Особые позы ушу основаны на подражании движениям и повадкам животных.Человек, овладевая «формой и образом» тигра или змеи достигает естественной раскрепощенности и природной мощи животного.Это боевое искусство часто показывается в Голливудских картинах, например, в фильме «Выход дракона» с Брюсом Ли в главной роли.

Капоэйра: бразильский боевой танец

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью.Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Капоэйра – афро-бразильский вид боевого искусства, сочетающий в себе элементы акробатики, игры, танца и сопровождающийся национальной бразильской музыкой.Те, кто занимаются этим видом экзотического искусства, утверждают, что капоэйра — это не спорт и даже не искусство, это целая жизнь.

Капоэйра ведет свое происхождение от субкультуры африканского национального танца.Изначально, она не несла в себе боевого аспекта, который появился значительно позже, на территории Бразилии.Капоэйра возникла в Бразилии, когда рабы из Африки, включая Судан, Анголу и Мозамбик, начали включать элементы боевой техники в традиционный африканский танец.

Участники формируют круг, рода, в который капоэйристы могут поочередно входить и показывать свое умение, либо играть на музыкальных инструментах (например, беримбау — бразильском народном шумовом инструменте), петь, либо демонстрировать боевые навыки в спарринге.Танец-схватка насыщен быстрыми и ловкими акробатическими движениями, прыжками, финтами, ударами ногой и головой.Реже используются удары локтем и кулаком.

Капоэйра – это комбинация танца, кикбоксинга и карате.Одним из основных элементов танца-боя является джинга.Джинга представляет собой трехмерное движение, которое состоит из трех фаз.Движение выполняется со скоростью, задаваемой ритмом музыки.Главный элемент джинги – непредсказуемость, которая позволяет сделать выпад из любого положения и нанести внезапный удар противнику, чье внимание вы усыпили.

Из капоэйра вышли современный хип-хоп, брейк-данс и зажигательная латиноамериканская музыка.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Готовься к бою в пляске.История и современность воинских танцев

Боевые и воинские танцы — уникальное явление культуры, соединяющее мир искусства с миром войны.Их история уходит своими корнями в глубокую древность, когда на заре формирования человеческого общества танец обладал ритуальным значением.Сам танец возник из стремления человека выразить свою «включенность» в окружающий мир с помощью ритмичных движений.Еще не появились развитые музыкальные инструменты, а танец уже существовал.Он представлял собой бесписьменный способ передачи информации, очень действенный и эффективный, поскольку движения передавались в особом психофизическом состоянии.

Что представляли собой древние ритуальные танцы, лучше всего в наше время можно узнать на примере танцев африканских бушменов и австралийских аборигенов.Они повторяют движения человека на охоте, во время боя.Тотемические пляски в честь тотема, животного — первопредка, повторяют движения данного животного.Такие пляски могли длиться несколько дней, их участники впадали в особое состояние экстаза.По мере развития человеческого общества совершенствовалось и искусство танца.Движения танцоров становились все более отточенными, иногда лишь отдаленно напоминающими первоначальные прототипы — действия человека при обращении с оружием в бою или на охоте, движения животных.Появлялись более развитые и утонченные музыкальные инструменты, а значит, совершенствовалось и музыкальное сопровождение танца, он становился более зрелищным и насыщенным.

Танец или боевое искусство?

Особое место в танцевальном искусстве народов мира всегда занимали боевые и воинские танцы.Они развивались на стыке танца и боевого искусства и повторяли движения воинов во время битвы.Пожалуй, каждый народ имеет примеры своего боевого танца.Самый известный и распиаренный боевой танец — это капоэйра.Строго говоря, это и танец, и боевое искусство, поскольку капоэйра включает в себя танцевальный и боевой компоненты.Ее развитие происходило в XVII-XIX вв.в Бразилии — в среде чернокожих рабов, вывезенных португальскими работорговцами с Африканского континента.Сегодня капоэйра — национальное достояние Бразилии, а еще относительно недавно, чуть более столетия назад, она была под запретом — как опасное боевое искусство, угрожающее государственному порядку.

Капоэйра представляет собой боевое искусство, совмещенное с танцем.Главную роль в нем играют движения ног, поскольку предполагалось, что руки у невольника могут быть связанными или скованными и в бою с противником ему остается надеяться на силу своих ног и быстроту движений, а руки использовать лишь в качестве опоры.Поскольку заниматься боевыми искусствами невольникам, по понятным причинам, было запрещено, единственным способом изучения самообороны без вызывания подозрений со стороны надсмотрщиков оставалась маскировка занятий под ритуальный танец.Хотя, по сути, капоэйра и так была ритуальным танцем под аккомпанемент музыкальных инструментов.Главный из них — беримбау, состоящий из подобия лука с металлической струной и прикрепленной к луку полой тыквы.По струне ударяют специальной палочкой — вакета.Кроме беримбау, капоэйру сопровождает кашиши — погремушка и пандейро — бубен.

Разумеется, развиваться на пустом месте капоэйра не могла.В ее основу легли ритуальные танцы народов Западной и Центральной Африки, представители которых чаще всего захватывались в рабство и вывозились в Латинскую Америку.В Африке боевые танцы достигли настоящего совершенства.Взять хотя бы «гийя» — боевой танец зулусов, повторяющий движения воинов в бою.Танцоры гийя — зулусские воины — вооружены щитом и коротким копьем — ассегаем.Поэтому они полностью повторяют в танце все приемы обращения с оружием, а поскольку гийя — танец коллективный, в котором участвует множество воинов, то он еще и своеобразная тренировка коллективных действий в бою.Аналогичные танцы существуют у воинственных нилотских племен Восточной Африки, у многих других африканских народов.

Эта воинственная Азия

Другой регион мира, где воинские танцы достигли совершенства — Южная и Юго-Восточная Азия.В индийских штатах Джаркханд и Западная Бенгалия популярен танец «чхау».Сейчас это — красочное зрелище, настоящее представление, очень впечатляющее зрителя, однако боевой компонент в этом танце, безусловно, присутствует.Не случайно даже само название «чхау» может означать «военный лагерь».Танец включает в себя многочисленные прыжки и удары ногами, т.е.вполне пригоден и в качестве тренировки по боевым искусствам.

На Филиппинских островах популярен танец маглалатик, или «танец с кокосами».Несмотря на столь «вкусное» и миролюбивое название, в основе маглалатик — сюжет на военные темы.Танец посвящен борьбе жителей острова Лусон против испанских завоевателей, и многие его движения содержат технику ударов руками и ногами, борцовские захваты.Всемирную известность имеет «хака» — боевой танец маори, коренных обитателей Новой Зеландии.Некогда критиковавшийся христианскими миссионерами, сегодня он с полным правом вошел в число национальных достопримечательностей Новой Зеландии.Его исполняют в вооруженных силах и полиции страны, а также перед началом спортивных соревнований.Это — лишь несколько из популярных воинских танцев, на самом деле практически каждый народ Южной, Юго-Восточной Азии, Океании имеет собственную «боевую» танцевальную традицию.

На другом конце Азии, на Ближнем Востоке, очень популярны танцы с оружием, которые присутствуют в культуре арабов, афганцев, курдов.Например, в Йемене очень большой популярностью пользуются танцы с джамбия — национальными кинжалами.В нашей стране хорошо известно танцевальное искусство жителей Кавказа и Закавказья — армян, грузин, адыгов, дагестанцев.

Боевой гопак и другие

У славян исторически также сложились уникальные танцевальные традиции.Пляски испокон веков были одной из главных составляющих любого праздничного действия.Что касается воинской пляски, то наиболее известным воинским танцем является гопак, сформировавшийся в Запорожской Сечи.Плясали перед началом боя — для поднятия боевого духа, на праздниках — имитируя движения казаков в бою — смену уровня атаки, выпрыгивания и т.д.Некоторые историки называют запорожский гопак боевой системой, не уступающей восточным единоборствам.Это, конечно, преувеличение, но не стоит отрицать значимость гопака в процессе становления казака, его подготовки и усвоения боевых приемов.

Пляска, к которой приучали с детства, была и прекрасной физической тренировкой для последующих занятий боевым искусством.В них закладывались базовые движения, которые позволяли освоить двигательные основы боя.Кроме того, пляски помогали выработать ловкость, отточить движения, развить силу.Например, навыки присядки могли оказать неоценимую службу казаку в бою, спасти ему жизнь в том случае, если он оставался без коня.Ведь он мог очень быстро увернуться от ударов противника, используя полученные во время плясок умения.

Танцы кубанских и терских казаков имеют много общего с танцевальным искусством народов Северного Кавказа.С соседями казаки не только воевали, но и мирно, даже дружественно жили.Происходил взаимный культурный обмен и казаки усваивали многие компоненты культуры соседей, в том числе музыку и танец.Взять, например, знаменитую казачью лезгинку.Танцы с шашками служили для казачьей молодежи прекрасным способом развить быстроту реакции и ловкость движений, что потом играло очень важную роль в бою.Ученые-историки отмечают, что кавказское казачество во многом сформировало свою уникальную философию и систему ценностей, не говоря уже о прикладных компонентах культуры, под влиянием соседних кавказских народов.Произошло уникальное соединение славянского, кавказского, степного компонентов.

Интерес к историческим танцам растет

Сейчас исторические танцы переживают в России настоящий подъем.О том, почему в обществе не угасает интерес к историческим танцам, в том числе воинским, и как происходило формирование воинских танцев, автору статьи рассказала художественный руководитель и директор танцевальной школы KILIKIA Людмила Асланян, двукратная чемпионка Европы и чемпионка мира по народным танцам.

«Военное обозрение»: Людмила, почему исторические танцы, в том числе и воинские, сохраняют востребованность и популярность в нашем обществе?

Л.Асланян: Исторические воинские танцы, или как их еще часто называют, боевые пляски народов мира, очень интересны.Они выглядят эффектно и люди даже сейчас с удовольствием наслаждаются их исполнением.Для многих народов военные танцы это одна из важнейших составных частей их культуры, их давно танцуют все желающие и на любых мероприятиях.Взять, хотя бы, армянские боевые танцы, грузинскую танцевальную культуру, танцы казаков.

«Военное обозрение»: Чему учат такие танцы, в чем польза занятий ими?

Л.Асланян: Во-первых, воинские танцы — это выразительная часть народной культуры, ментальности каждого народа.Красота воинских танцев захватывает, и люди начинают интересоваться культурой своего народа.Это полезно для сохранения национальной идентичности.Во-вторых, воинские танцы замечательно развивают пластику движений, улучшают физические возможности организма.Это очень полезно, хорошо развивает физически.Кстати, ведь во время пляски танцоры имитируют боевые движения, а если танец еще и с оружием — показывают, как будет действовать человек в бою.Это способствует и укреплению навыков самообороны.В современном обществе такие навыки очень важны, и к занятиям воинскими танцами многие люди относятся очень серьезно.

Военное обозрение: В чем особенности кавказских и закавказских воинских танцев? Есть ли у них какие-то отличия?

Л.Асланян: На Кавказе и в Закавказье исторически сформировались одни из самых красивых и эффектных воинских танцев мира.Ведь кавказские народы с древних времен отличались воинственностью.Этот регион, к несчастью, часто воевал, условия жизни были суровыми и большинство людей должны были хорошо уметь защитить себя от врага, отстоять свою честь.Владение оружием у кавказцев в крови, а танцы эти умения подчеркивали в мирное время.Так молодые и не очень люди демонстрировали свое мастерство, показывали, на что мы способны.Например, в армянских воинских танцах танцуют и юноши, и девушки.Это — свидетельство участия армянских женщин и девушек в воинских конфликтах прошлого.И оно, к сожалению, актуально и сегодня — ведь, как мы знаем, в Сирии в отрядах ополчения против террористов воюет много и женщин — армянок, курдянок, езидок, ассириек.

Военное обозрение: Когда и как происходило формирование этих воинских танцев?

Л.Асланян: История воинских танцев народов Кавказа и Закавказья уходит в глубокую древность, еще в догосударственный период.Когда на Кавказе и в Закавказье существовали государства, танцы были уже развиты и популярны.Например, армянский танец Кочари.Он сформировался, судя по всему, в Западной Армении, которая сейчас является частью современной Турции.»Кочари» в переводе с армянского языка означает «храбрый мужчина».Танец «Кочари» считается национальным и культурным достоянием армянского народа.

Кочари танцуют по кругу, держась за руки или положив руки на плечи друг друга.Некоторые историки считают, что Кочари отражал древний культ животных — дикого овна (хой), другие — что он был связан с культом плодородия, популярным среди малоазийских народов.Кстати, в победном 1945 году Кочари станцевали армянские воины, служившие в Красной армии и дошедшие до Берлина.Так в древнем танце закружились у стен Рейхстага.Кочари — не единственный армянский боевой танец.

Еще очень красив танец Трахаг.Его танцуют с саблями и исключительно мужчины.Ярхушта — тоже мужской танец, которй мужчины танцевали перед строем воинов для поднятия боевого духа.Он возник в местностях Сасун, Ван, Сивас.Это тоже не просто танец, а настоящий учебник движений древнего боевого искусства.Справедливости ради, стоит отметить, что очень древней историей обладают и боевые танцы других народов региона, которые имеют много общего.

В чем значимость танцев для страны

Национальные танцы, в том числе и воинские танцы — это история каждого народа, его прошлое, его коллективная идентичность.Очень важно не растерять накопленные культурные богатства, которые связывают нас с предками, жившими тысячи лет назад.Что же касается воинских танцев, то здесь огромную роль играет и их символическое значение.Не случайно, например, в новозеландской армии теперь принят в качестве официального древний танец маори «Хака».Это подчеркивает связь времен, создает у военнослужащих чувство причастности к героическому прошлому своей страны, к национальным культурным традициям.

Особое значение национальные и воинские танцы имеют для воспитания подрастающих поколений.Испокон веков юношество учили танцам и пляскам.Наши предки видели в этом обучении глубокий смысл — и не только идеологический, связанный с тем же сохранением принадлежности к определенному народу, но и вполне практический, поскольку танец развивает человека — и физически, и духовно.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Рейтинг автора
Автор статьи
Валентин Пырьев
Написано статей
1036
Ссылка на основную публикацию