Теория буддизма

Тема статьи: Теория буддизма - разбираемся в вопросе, тренды 2019 года.

6 принципов буддизма на каждый день, способных мгновенно изменить вашу жизнь

1.Осознанное потребление.

Будьте осторожны в том, чем вы кормите свое тело, и благодарными за питательность полезной еды.

Хорошенько взвесьте все за и против, прежде чем покупать какие-то материальные блага.Спросите себя, действительно ли вы в них нуждаетесь, или же это мимолетное желание.Сделайте несколько глубоких вдохов и посмотрите, поможет ли это вам успокоиться.

Обратите внимание на то, какую информацию обрабатывает ваш мозг.

Способствует ли она накоплению новых знаний и развитию? Или же она полна отвлекающих факторов и является способом убежать от реальности? Не мешает ли она вам осознавать настоящее?

2.Остановитесь.Вдохните.Слушайте.

Внимательно следите за тем, что вы говорите.Если вам приходится выступать на собрании или принимать активное участие в разговоре, переведите дух и подумайте, что будет нести слушателям ваша речь: вред или любовь?

Сделайте глубокий вдох перед тем, как войти в дом, офис или школьные двери.Сначала необходимо ознакомиться с текущим положением дел, а уже затем понять, насколько это вас устраивает.Это будет намного продуктивнее, чем просто убежать или избегать мест и ситуаций, которые вызывают у нас неприятные ощущения или стресс.

Слушайте людей, которые вас окружают.Если мы будем разговаривать с кем-то и слушать, что говорят они, это может положить начало взаимной симпатии, пониманию и терпимости.

3.Будьте признательными.

Обращайте внимание на то, что у вас уже есть.Постоянное выражение чувства признательности приводит к большему удовлетворению от жизни и осознанию того, что ваша жизнь это нечто большее, чем обычная история одного человека.

Будьте одинаково признательными как за открывающиеся перед вами возможности, так и за выпавшие на вашу судьбу испытания.Такой подход – это вовсе не отрицание жизненных трудностей.Все мы живем в непростые времена, и вам уже, несомненно, приходилось сталкиваться с проблемами, неопределенностью и разочарованиями.

Однако то понимание, которое приходит через признательность, освобождает вас от путаницы и зацикленности на позитивных и негативных аспектах жизни, позволяя просто наслаждаться каждым ее мгновением.

Несите в мир радость, а не делитесь с ним своими плохими эмоциями.Научитесь радоваться чужим успехам и удаче, и сами будете счастливыми.А еще это лучшее лекарство от зависти.

4.Будьте добрыми и сострадательными.

Ищите тех, кому нужна помощь, и оказывайте ее, самоотверженно пытаясь облегчить чужие страдания.

Учитывайте чужую точку зрения и наблюдайте при этом за своим поведением.Если вам сложно сострадать и терпеливо выслушать его до конца, то это наверняка потому, что вы неспособны остановиться и прислушаться даже к крику своего собственного сердца.

Трудитесь во имя мира как внешне, так и внутри себя.Что бы ни чувствовали, это имеет свою причину.И не важно, осознаете вы эту причину или нет, что, впрочем, вовсе не мешает просто смириться со своими чувствами.

5.Будьте мудрыми.

Воспитайте в себе пытливый ум (другими словами – любопытство).Знания помогают лучше решать свои проблемы и давать эффективные советы окружающим.Превращаясь в мудрость, они в итоге делают человека счастливым.

Будьте открытыми для всего, что появляется в вашей жизни.Разум может сосредоточиться на самых разных вещах: прошлом, настоящем, будущем, абстрактных понятиях, анализе проблем и т.д.Каждая наша мысль играет свою важную роль.

Постарайтесь сделать так, чтобы осознанность текущего момента стала вашим приоритетом.Развивайте свои способности проникаться окружающими вас звуками, пейзажами, физическими ощущениями, мыслями и эмоциями.

6.Примите необходимость постоянных перемен.

Непостоянство и перемены являются неотъемлемой частью человеческой жизни.Реально только настоящее, как результат нашего прошлого и всех предыдущих действий.Из-за своего невежества простые умы превращают их в часть реального мира, хотя на самом деле они таковыми не являются.

Мировыми называются религии, которые не определяют ограничений по этническому признаку для своих последователей.Исповедовать такую религию может любой человек, в любой стране, представитель любой национальности и расы.Всего насчитывается три такие религии: буддизм, христианство и ислам.

Возникновение буддизма

Буддизм зародился в середине первого тысячелетия до нашей эры на севере Индии как течение, оппозиционное господствовавшему в то время брахманизму.В середине VI в.до н.э.индийское общество переживало социально-экономический и культурный кризис.Распадались родовая организация и традиционные связи, происходило становление классовых отношений.В это время в Индии было большое количество бродячих аскетов, они предлагали свое видение мира.Их противостояние существующим порядкам вызывало симпатии народа.Среди учений подобного рода был и буддизм, который приобрел наибольшее влияние в обществе.

Большинство исследователей считают, что основатель буддизма был реальной личностью.Он был сыном главы племени шакьев, родившимся в 560г.до н.э.на северо-востоке Индии. Предание гласит, что индийский царевич Сиддхартха Гаутама после беспечной и счастливой молодости остро ощутил бренность и безысходность жизни, ужас перед идеей о бесконечной череде перевоплощений.Он ушел из дому, для того чтобы, общаясь с мудрецами, найти ответ на вопрос: как можно человеку освободиться от страданий.Семь лет путешествовал царевич и однажды, когда он сидел под деревом Бодхи, на него снизошло озарение.Он нашел ответ на свой вопрос.Имя Будда означает «просветленный».Потрясенный своим открытием, он просидел под этим деревом несколько дней, а затем спустился в долину, к людям, которым начал проповедовать новое учение.Первую свою проповедь он прочел в Бенаресе. Сначала к нему примкнули пять его бывших учеников, которые отошли от него, когда он отказался от аскетизма.Впоследствии у него появилось множество последователей.Его идеи были близки многим.В течение 40 лет он проповедовал в Северной и Центральной Индии.

Истины Буддизма

Основные истины, открытые Буддой заключались в следующем.

Вся жизнь человека — страдание. Эта истина основана на признании непостоянства и преходимости всех вещей.Все возникает, чтобы быть уничтоженным.Существование лишено субстанции, оно само себя пожирает, поэтому в буддизме оно обозначается в виде пламени.А из пламени можно вынести только скорбь и страдание.

Причина страдания — наше желание. Страдание возникает, потому что человек привязан к жизни, он жаждет существования.Поскольку существование наполнено скорбью, страдание будет существовать до тех пор, пока человек будет жаждать жизни.

Чтобы избавиться от страдания, нужно избавиться от желания. Это возможно только в результате достижения нирваны, которая в буддизме понимается как угасание страстей, прекращение жажды.Не есть ли это одновременно и прекращение жизни? Буддизм избегает прямого ответа на этот вопрос.По поводу нирваны высказываются только отрицательные суждения: это не желание и не сознание, не жизнь и не смерть.Это такое состояние, в котором освобождаются от переселения душ.В позднейшем буддизме нирвана понимается как блаженство, состоящее в свободе и одухотворении.

Чтобы избавиться от желания, нужно следовать восьмеричным путем спасения. Именно определение этих ступеней на пути к нирване и является основным в учении Будды, которое называют срединным путем, позволяющим избежать двух крайностей: потакания чувственным удовольствиям и истязания плоти.Это учение называют восьмеричным путем спасения, потому что оно указывает восемь состояний, овладев которыми человек может достичь очищения ума, спокойствия и интуиции.

Вот эти состояния:

  • правильное понимание: следует поверить Будде, что мир полон скорби и страданий;
  • правильные намерения: следует твердо определить свой путь, ограничить свои страсти и стремления;
  • правильная речь: следует следить за своими словами, чтобы они не вели ко злу, — речь должна быть правдивой и доброжелательной;
  • правильные поступки: следует избегать недобродетельных поступков, сдерживаться и совершать добрые дела;
  • правильный образ жизни: следует вести жизнь достойную, не принося вреда живому;
  • правильные усилия: следует следить за направлением своих мыслей, гнать все злое и настраиваться на доброе;
  • правильные помыслы: следует уяснить, что зло — от нашей плоти;
  • правильная сосредоточенность: следует постоянно и терпеливо тренироваться, достигать умения сосредоточиваться, созерцать, углубляться в поисках истины.
  • Первые две ступени означают достижение мудрости или праджня. Следующие три — нравственное поведение — шила. И наконец, последние три — дисциплина ума или самадха.

    Однако эти состояния нельзя понимать как ступени лестницы, которую человек осваивает постепенно.Здесь все взаимосвязано.Нравственное поведение необходимо для достижения мудрости, а без дисциплины ума мы не сможем развить нравственное поведение.Мудр тот, кто поступает сострадательно; сострадателен тот, кто поступает мудро.Такое поведение невозможно без дисциплины ума.

    В целом же можно сказать, что буддизм принес в религию личностный аспект, которого раннее не было в восточном мировоззрении: утверждение о том, что спасение возможно только благодаря личной решимости и готовности действовать в определенном направлении.Кроме того, в буддизме достаточно четко прослеживается идея о необходимости сострадания ко всем живым существам — идея, наиболее полно воплотившаяся в буддизме Махаяны.

    Основные направления Буддизма

    Ранние буддисты были лишь одной из многих соперничавших в то время сект неортодоксального направления, однако с течением времени их влияние возрастало.Буддизм был поддержан прежде всего городским населением: правителями, воинами, которые видели в нем возможность избавиться от верховенства брахманов.

    Первые последователи Будды собирались в каком-нибудь уединенном месте на период дождей и, пережидая этот период, образовывали небольшую общину.Вступившие в общину обычно отказывались от всякой собственности.Их называли бхикшу, что означает «нищий».Они обривали голову, облачались в лохмотья, преимущественно желтого цвета, и имели при себе лишь самое необходимое: три предмета одежды (верхняя, нижняя и ряса), бритву, иглу, пояс, сито, чтобы процеживать воду, выбирая из нее насекомых (ахимса), зубочистку, чашку для подаяний.Большую часть времени они проводили в странствиях, собирая милостыню.Принимать пищу они могли только до полудня и только вегетарианскую.В пещере, в заброшенном строении бхикшу переживали период дождей, беседуя на благочестивые темы и практикуясь в самосовершенствовании.Близ мест их обитания умерших бхикшу обычно и хоронили.Впоследствии на местах их захоронений возводились памятники-ступы (куполообразные строения-склепы с наглухо замурованным входом).Вокруг этих ступ сооружались различные строения.Позже возле этих мест возникали монастыри.Складывался устав монастырской жизни.Когда был жив Будда, он сам разъяснял все сложные вопросы учения.После его смерти устная традиция сохранялась еще длительное время.

    Вскоре после смерти Будды его последователи созвали первый буддийский собор для канонизации учения.Цель этого собора, который проходил в городе Раджагрих, заключалась в том, чтобы выработать текст послания Будды.Однако не все были согласны с принятыми на этом соборе решениями.В 380 г.до н.э.был созван второй собор в Вайшали, для того чтобы разрешить возникшие разногласия.

    Особого расцвета буддизм достиг во времена правления императора Ашоки (III в.до н.э.), благодаря стараниям которого буддизм стал официальной государственной идеологией и вышел за пределы Индии.Ашока много сделал для буддийской веры.Он воздвиг 84 тыс.ступ.При его правлении прошел третий собор в городе Паталипутра, на котором был утвержден текст священных книг буддизма, составивший Типитаку (или Трипитаку), и принято решение о рассылке миссионеров во все концы страны, вплоть до Цейлона.Ашока послал своего сына на Цейлон, где тот стал апостолом, обратив в буддизм многие тысячи людей и соорудив множество монастырей.Именно здесь утверждается южный канон буддийской церкви — хинаяна, которую называют еще тхеравадой (учением старейшин).Хинаяна означает «малая колесница или узкий путь спасения».

    В середине последнего столетия до н.э.на северо-западе Индии скифские правители создали Кушанское царство, правителем которого стал Канишка, ревностный буддист и покровитель буддизма.Канишка созвал четвертый собор к концу I в.н.э.в городе Кашмир. Собор сформулировал и утвердил основные положения нового течения в буддизме, получившего названия махаяна — «большая колесница или широкий круг спасения».Буддизм махаяны, разработанный известным индийским буддистом Нагараджуной, внес много изменений в классическое учение.

    Особенности основных направлений буддизма заключаются в следующем (см.таблицу).

    Основные направления буддизма

    Хинаяна

    Махаяна

  • Идеалом считается монашеская жизнь, только монах может достичь спасения и избавиться от перевоплощений
  • На пути спасения никто не может помочь человеку, все зависит от его личных усилий
  • Отсутствует пантеон святых, которые могут заступиться за людей
  • Нет понятия рая и ада.Есть только нирвана и прекращение воплощений
  • Отсутствуют обряды и магия
  • Отсутствуют иконы и культовая скульптура
  • Считает, что благочестие мирянина сопоставимо с заслугами монаха и обеспечивает спасение
  • Появляется институт бодисатв — святых, достигших просвещения, которые помогают мирянам, ведут их по пути спасения
  • Появляется большой пантеон святых, которым можно молиться, просить у них помощи
  • Появляется понятие о рае, куда душа попадает за добрые дела, и аде, куда она попадает в наказание за грехи Придает большое значение обрядам и чародейству
  • Появляются скульптурные изображения будд и бодисатв
  • Буддизм зародился и достиг значительного расцвета в Индии, однако к концу I тысячелетия н.э.он теряет здесь свои позиции и вытесняется более привычным для жителей Индии индуизмом.Можно назвать несколько причин, приведших к такому исходу:

  • развитие индуизма, который наследовал традиционные ценности брахманизма и модернизировал его;
  • вражда между разными направлениями буддизма, которая нередко приводила к открытой борьбе;
  • решительный удар по буддизму нанесли арабы, завоевавшие многие индийские территории в VII-VIII вв.и принесшие с собой ислам.
  • Буддизм же, распространившись во многих странах Восточной Азии, стал мировой религией, сохраняющей свое влияние до настоящего времени.

    Священная литературы и представления об устройстве мира

    Учение буддизма изложено в ряде канонических сборников, центральное место среди которых занимает палийский канон «Ти — питака» или «Трипитака», что означает «три корзины».Буддийские тексты первоначально записывались на пальмовых листьях, которые складывали в корзины.Канон записан на языке пали. По произношению пали относится к санскритскому так же, как итальянский к латинскому.Канон состоит из трех частей.

    1. Винайя-питака, содержит этическое учение, а также сведения о дисциплине и церемониале; сюда входит 227 правил, по которым должны жить монахи;
    2. Сутта-питака, содержит учение Будды и популярную буддийскую литературу, включающую «Дхаммападу», что означает «путь истины» (антология буддийских притч), и «Джатаку» — собрание рассказов о предыдущих жизнях Будды;
    3. Абидхамма-питака, содержит метафизические представления буддизма, философские тексты, в которых излагается буддийское понимание жизни.

    Перечисленные книги из всех направлений буддизма особенно признаются хинаяной.Другие направления буддизма имеют свои священные источники.

    Последователи махаяны считают своей священной книгой «Праджняпаралшта сутру» (поучения о совершенной мудрости).Ее считают откровением самого Будды.Из-за исключительной трудности для понимания современники Будды положили ее на хранение во Дворце змей в срединном мире, а когда наступило подходящее время, чтобы открыть эти поучения людям, великий буддийский мыслитель Нагараджуна вернул их обратно миру людей.

    Священные книги махаяны написаны на санскрите.Они включают мифологические и философские сюжеты.Отдельными частями этих книг являются Алмазная сутра, Сердечная сутра и Лотосовая сутра.

    Важной особенностью священных книг махаяны является то, что Сиддтарха Гаутама не считается единственным буддой: до него были другие и после него тоже будут другие.Большое значение имеет разработанное в этих книгах учение о бодисатве (боди — просветленный, саттва — сущность) — существе, которое уже готово перейти в нирвану, но задерживает этот переход, чтобы оказать помощь другим.Наиболее почитаемым является бодисатва Авалокитешвара.

    Большой интерес представляет космология буддизма, поскольку она лежит в основе всех воззрений на жизнь.Согласно основным положениям буддизма Вселенная имеет многослойное строение.В центре земного мира, представляющего собой цилиндрический диск, находится гора Меру. Она окружена семью концентрическими кольцеобразными морями и столькими же кругами гор, разделяющими моря. Снаружи от последней горной цепи находится море, которое доступно взорам людей.На нем лежат четыре мировых острова. В недрах земли находятся адские пещеры. Над землей возвышаются шесть небес, на которых обитает 100 000 тыс.богов (пантеон буддизма включает в себя всех богов брахманизма, а также богов других народов).У богов есть зал заседаний, где они собираются на восьмой день лунного месяца, а также парк для развлечений. Главным богом считается Будда, однако он не является творцом мира, мир существует рядом с ним, он так же вечен, как и Будда.Боги рождаются и умирают по своему желанию.

    Выше этих шести небес — 20 небес Брахмы; чем выше небесная сфера, тем легче и духовнее в ней жизнь.В последних четырех, которые называются брахмалока, нет уже никаких образов и никаких возрождений, здесь блаженные уже вкушают нирвану.Остальной мир называется камалокой. Все вместе образует в совокупности вселенную.Таких вселенных бесконечное множество.

    Бесконечное множество вселенных понимается не только в географическом, но и в историческом смысле.Вселенные рождаются и погибают.Время существования вселенной называется кальпа. На этом фоне бесконечного порождения и разрушения разыгрывается драма жизни.

    Однако учение буддизма уклоняется от всякого метафизического утверждения, оно не говорит ни о бесконечности, ни о конечности, ни о вечности, ни о невечности, ни о бытии, ни о небытии.Буддизм говорит о формах, причинах, образах — все это объединяет понятие сансара, цикл воплощений.Сансара включает все предметы, возникающие и исчезающие, она есть результат бывших состояний и причина будущих действий, возникающих по закону дхамма.Дхамма — это нравственный закон, норма, по которой создаются образы; сансара — форма, в которой закон осуществляется.Дхамма — это не физический принцип причинности, а нравственный мировой порядок, принцип возмездия.Дхамма и сансара тесно связаны между собой, но понять их можно только в соединении с основным понятием буддизма и в целом индийского мировоззрения — понятием кармы.Карма означает конкретное воплощение закона, возмездие или вознаграждение за конкретные дела.

    Важным понятием буддизма является понятие «апшан». На русский язык его обычно переводят как «индивидуальная душа».Но буддизм не знает души в европейском смысле.Атман означает совокупность состояний сознания.Существует множество состояний сознания, которые называются сканды или дхармы, но нельзя обнаружить носителя этих состояний, который бы существовал сам по себе.Совокупность сканд приводит к определенному поступку, из которого вырастает карма.Сканды распадаются при смерти, карма же продолжает жить и приводит к новым существованиям.Карма не умирает и приводит к переселению души.Человек продолжает существовать не в силу бессмертия души, а в силу неуничтожимости его дел. Карма, таким образом, понимается как нечто материальное, из которого возникает все живущее и движущееся.В то же время карма понимается как нечто субъективное, поскольку создается самими индивидами.Итак, сансара есть форма, воплощение кармы; дхамма — это закон, который выясняется сам собой благодаря карме.И наоборот, из сансар складывается карма, которая затем влияет на последующие сансары.В этом проявляется дхамма.Освободиться от кармы, избежать дальнейших воплощений можно только путем достижения нирваны, о которой буддизм тоже не говорит ничего определенного.Это не жизнь, но и не смерть, не желание и не сознание.Нирвану можно понять как состояние отсутствия желаний, как полный покой.Из такого понимания мира и человеческого существования вытекают и четыре истины, открытые Буддой.

    Буддийская община.Праздники и обряды

    Последователи буддизма называют свое учение Триратной или Тиратной (тройное сокровище), имея в виду Будду, дхамму (учение) и сангху (общину).Изначально общиной буддистов являлась группа нищенствующих монахов, бхикшу.После смерти Будды не осталось главы общины.Объединение монахов осуществляется только на основе слова Будды, его учения.Централизация иеркви в буддизме отсутствует, за исключением естественной иерархии — по старшинству.Живущие по соседству общины могли объединяться, монахи действовали сообща, но не по команде.Постепенно происходило формирование монастырей.Объединенная в рамках монастыря община называлась сангхой. Иногда словом «сангха» обозначали буддистов одного района или целой страны.

    Вначале в сангху принимались все желающие, затем были введены некоторые ограничения, перестали принимать преступников, рабов, несовершеннолетних без согласия родителей.В послушники часто шли подростки, они обучались грамоте, изучали священные тексты, получали немалое по тому времени образование.Вступавший в сангху на время пребывания в монастыре должен был отказаться от всего, что связывало его с миром, — семьи, касты, собственности — и принять на себя пять обетов: не убий, не укради, не лги, не прелюбодействуй, не пьянствуй; он должен был также сбрить волосы и облачиться в монашеские одежды.Однако в любой момент монах мог выйти из монастыря, за это его не осуждали, и он мог находиться в дружеских отношениях с общиной.

    Те монахи, которые решали посвятить всю жизнь религии, проходили обряд посвящения.Послушника подвергали суровому экзамену, проверяя его дух и волю.Принятие в сангху в качестве монаха накладывало дополнительные обязанности и обеты: не пой и не танцуй; не спи на удобных постелях; не ешь в неположенное время; не стяжай; не употребляй вещей, имеющих сильный запах или интенсивный цвет. Кроме того, существовало большое количество мелких запретов и ограничений.Два раза в месяц — в новолуние и в полнолуние — монахи собирались для взаимных исповедей.На эти собрания не допускались непосвященные, женщины и миряне.В зависимости от тяжести греха применялись и санкции, чаше всего выражавшиеся в форме добровольно взятого на себя покаяния.Четыре главных греха влекли за собой изгнание навсегда: плотское совокупление; убийство; воровство и ложное утверждение, что кто — то обладает сверхчеловеческой силой и достоинством архата.

    Архат — это идеал буддизма.Так называют тех святых или мудрецов, которые освободились от сансары и после смерти отправятся в нирвану.Архат — это тот, кто сделал все, что должен был сделать: уничтожил в себе желание, стремление к самоосуществлснию, невежество, неправильные взгляды.

    Существовали и женские монастыри.Они были организованы так же, как и мужские, однако все основные церемонии в них проводили монахи из ближайшего мужского монастыря.

    Одеяние монаха чрезвычайно просто.Он имел три предмета одежды: нижняя одежда, верхняя одежда и ряса, цвет которой на юге желтый, на севере красный.Деньги он не мог брать ни в коем случае, даже пищу он не должен был просить, а миряне сами должны были подавать ее только показавшемуся на пороге монаху.Монахи, отрекшиеся от мира, каждый день заходили в дома простых людей, для которых появление монаха было живой проповедью и приглашением к высшей жизни.За оскорбление монахов миряне наказывались тем, что от них не принимали подаяния, перевертывая чашу для милостыни.Если таким образом отвергнутый мирянин примирялся с общиной, то его дары опять принимались.Мирянин всегда оставался для монаха существом низшей природы.

    У монахов не было настоящих проявлений культа.Они не служили богам; напротив, они считали, что боги должны им служить, поскольку они святые.Монахи не занимались никаким трудом, кроме ежедневного хождения за милостыней.Их занятия состояли в духовных упражнениях, медитации, чтении и переписывании священных книг, совершении или участии в совершении обрядов.

    К буддийским обрядам относятся уже описанные покаянные собрания, на которые допускаются только монахи.Однако существует множество обрядов, в которых участвуют и миряне.Буддисты переняли обычай празднования дня отдыха четыре раза в месяц.Этот праздник получил название упосатха, нечто вроде субботы у евреев, воскресенья у христиан.В эти дни монахи поучали мирян и объясняли писание.

    В буддизме существует большое количество праздников и обрядов, центральной темой которых является фигура Будды, — важнейшие события его жизни, его учение и организованная им монашеская община.В каждой стране эти праздники отмечаются по-разному в зависимости от особенностей национальной культуры.Все буддийские праздники отмечаются по лунному календарю, и большинство важнейших праздников приходится на дни полнолуния, так как считалось, что полная луна обладает магическим свойством указывать человеку на необходимость усердия и обещать освобождение.

    Этот праздник посвящен трем важным событиям в жизни Будды: дню рождения, дню просветления и дню ухода в нирвану — и является самым важным из всех буддийских праздников.Он отмечается в день полнолуния второго месяца индийского календаря, который выпадает на конец мая — начало июня григорианского календаря.

    В дни праздника во всех монастырях проводятся торжественные молебны и устраиваются процессии и шествия.Храмы украшаются гирляндами из цветов и бумажными фонариками — они символизируют просветление, которое пришло в мир с учением Будды.На территории храмов масляные лампы также расставляются вокруг священных деревьев и ступ.Монахи всю ночь читают молитвы и рассказывают верующим истории из жизни Будды и его учеников.Миряне тоже совершают медитацию в храме и слушают наставления монахов в течение всей ночи.Особенно тщательно соблюдается запрет на проведение сельскохозяйственных работ и другую деятельность, которая может принести вред маленьким живым существам.После окончания праздничного молебна миряне устраивают обильное угощение членам монашеской общины и преподносят им подарки.Характерным обрядом праздника является омовение статуй Будды подслащенной водой или чаем и осыпание их цветами.

    В ламаизме этот праздник является самым строгим обрядовым днем календаря, когда нельзя есть мясо и повсюду зажигаются светильники.В этот день принято совершать обход ступ, храмов и других буддийских святынь по часовой стрелке, распростершись по земле.Многие дают обет соблюдать строгий пост и пребывать в молчании в течение семи дней.

    Васса (от названия месяца на языке пали) — уединение на период сезона дождей.Проповедническая деятельность и вся жизнь Будды и его учеников была связана с постоянными странствиями и скитаниями.Во время сезона дождей, который начинался в конце июня и оканчивался в начале сентября, совершать путешествия было невозможно.По преданию, именно в сезон дождей Будда впервые уединился со своими учениками в Оленьей роще (Сарнатхе). Поэтому уже во времена первых монашеских общин установился обычай останавливаться на период сезона дождей в каком-нибудь уединенном месте и проводить это время в молитве и медитации.Вскоре этот обычай стал обязательным правилом монашеской жизни и соблюдался всеми направлениями буддизма.В течение этого периода монахи не покидают свой монастырь и занимаются более глубокой практикой медитации и постижением буддийского учения.На этот период сокращается обычное общение монахов с мирянами.

    В странах Юго-Восточной Азии миряне часто сами принимают монашество на период дождей и на протяжении трех месяцев ведут такой же образ жизни, как и монахи.В этот период запрещается заключать браки.По окончании периода уединения монахи исповедуются друг другу в содеянных грехах и просят прощение у своих собратьев по обшине.В течение последующего месяца контакты и общение монахов с мирянами постепенно восстанавливаются.

    Праздник огней

    Этот праздник знаменует окончание монашеского уединения и отмечается в полнолуние девятого месяца лунного календаря (октябрь — по григорианскому календарю).Продолжается праздник в течение месяца.В храмах и монастырях проводятся обряды, посвященные празднику, а также выходу из общины тех, кто вступил в нее на период сезона дождей.В ночь полнолуния все освещается огнями, для чего используются свечи, бумажные фонарики, электрические лампы.Говорят, что огни зажигают для того, чтобы осветить путь Будце, пригласив его сойти с небес, после того как он произнес проповедь перед своей матерью.В некоторых монастырях снимают с пьедестала статую Будды и несут ее по улицам, символизируя сошествие Будды на землю.

    В эти дни принято навещать родственников, ходить в гости друг к другу, чтобы засвидетельствовать свое почтение и сделать маленькие подарки.Праздник завершает церемония катхина (от санскрит.— одежда), которая заключается в том, что миряне дарят одежду членам общины.Одно одеяние торжественно преподносится главе монастыря, который затем передает его монаху, признанному в обители самым добродетельным.Название церемонии происходит от способа, которым шилась одежда.Куски ткани натягивались на раму, а потом сшивались.Эта рама и называлась катхина.Другое значение слова катхина — «трудный», здесь подразумевается трудность быть учеником Будды.

    Обряд катхина стал единственной церемонией, к которой привлекаются миряне.

    Существует в буддизме немало священных мест почитания.Считается, что сам Будда определил в качестве мест паломничества города: где он родился — Капилаватта; где достиг высшего просветления — Гайа; где впервые проповедовал — Бенарес; где вошел в нирвану — Кусинагара.

    Кратко об основных идеях буддизма

    Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

    Как известно, знание любого предмета начинается с изучения его основ.Поэтому предлагаем вам сегодня поговорить кратко об основных идеях буддизма: узнать самое главное об этом кладезе мудрости, вернуться на две с половиной тысячи лет назад, познакомиться с Буддой Шакьямуни и изучить главные положения его философского наследия.

    Также эта статья поведает об основополагающих истинах, заповедях, священных писаниях и обозначит границы между разными школами буддизма.

    Немного истории

    Буддизм, также как и как мусульманскую и христианскую веры, считают мировой религией.Ее исповедуют люди на всех краях нашей необъятной планеты, вне зависимости от национальности, цвета кожи, государственной принадлежности.При этом из истории мы знаем, что буддийская философия – древнейшая из этих трех религий.

    Ее рождение восходит к южной части Древней Индии и датируется VI-V столетием до нашей эры.Она получила свое имя благодаря принцу Сиддхартхе.Но путь становления учения, равно как путь самого великого Учителя, был тернист.

    Молодой человек родился в царской семье, относившейся к роду шакья.29 лет он жил в роскоши и неведении, пока не прозрел, увидев страдания, болезни, нищету, смерть, которые одолевали многих людей вокруг.В этот момент им было принято решение отказаться от всего, покинуть дворец, чтобы отправиться на поиски истины.

    На протяжении шести лет Сиддхартха Гаутама вел образ жизни аскета, беспрестанно медитировал, освобождая свой разум, отказывался от телесных желаний, пока, наконец, не достиг просветления, духовного пробуждения.С этих пор бывший принц стал Пробужденным, или Буддой Шакьямуни.

    У Будды появилось множество учеников, жаждавших пойти по его стопам.Для них он стал Учителем, передавал знания, философский взгляд, учил самоотречению.Даже после паринирваны Будды последователи остались верны заложенным традициям.

    Буддийское учение достигло пика в III-м столетии до нашей эры благодаря усилиям и вере могущественного индийского правителя Ашоки.

    Понятие «буддизм» введено не приверженцами этого течения, а европейскими деятелями примерно два века тому назад.

    Сегодня о буддизме знают на всех континентах.Особенно почитают его в азиатских странах, на Дальнем Востоке.Но буддисты, численность которых достигает почти полмиллиарда людей, живут также в западных странах.

    Во многих крупных европейских городах существуют буддистские общины.Таиланд, Камбоджа, Лаос, Мьянма, Монголия, Шри-Ланка, Китай, Япония, Россия – это далеко не весь список стран, где почитают наследие Шакьямуни.

    Основные идеи

    Важно понимать, что буддизм – это не религия в привычном понимании, это скорее философия, традиция, система взглядов на жизнь, главная цель которого – достижение просветления.

    Здесь нет Бога, происхождение которого трансцентдентно, а поклонение ему – безропотно.Будда не Бог, он человек, которому удалось достичь нирваны, и он подсказывает ученикам свою дорогу.

    Упор делается на то, что человек сам должен обладать желанием измениться, понять природу этого мира, очистить разум от тщетных мыслей, предаться глубоким размышлениям, достичь гармоничных отношений с окружающим миром, избавиться от страстей, желаний и спастись.Это и называется нирваной – полным освобождением от страданий.

    Нирваны можно достичь путем соблюдения строгих предписаний этики, постоянными медитациями, чтением мантр, скромным, аскетичным образом поведения, а также при поддержке различных боддхисаттв и будд – существ, уже достигших Просветления.

    Нирваной заканчивается вращение колеса сансары – череды перерождений.Буддисты не сомневаются в идее реинкарнации, а ведь в каждой жизни люди рождаются, болеют, умирают, что само по себе является страданием.Выйдя из сансары, можно навсегда избавиться от него.

    Важное понятие буддийской традиции, известное многим, – карма.Любое наше действие, чувство и даже мысль находит отражение в будущем.Они, благие или разрушительные, оставят кармический отпечаток и неизбежно приведут к последствиям.

    С таким взглядом неразрывно связаны законы причины и следствия.Шакьямуни учил, что все имеет условия появления и влечет определенные последствия.

    Будда говорил: «Хорошая причина образует хороший результат.Плохая причина – плохой результат.Моя причина – мой результат».

    Философия определяет основные ценности:

  • Будда – великий Учитель, а также каждый, кто дошел до истины его тропой, называется буддой;
  • Дхарма – учение, его положения, понятия;
  • Сангха – буддистская община, которая учит правильному следованию правилам и непреложным принципам.
  • На пути к освобождению нужно научиться противостоять сложностям, отметать так называемые «три яда»:

  • неведение, уход от истины;
  • потакание страстям и телесным желаниям;
  • гневливое, несдержанное поведение.
  • Буддийская традиция придерживается главных идей:

    Шакьямуни поведал ученикам четыре благородные истины:

  • в мире много страданий – дукхи;
  • они имеют за собой причину – желания;
  • есть путь избавления от страданий;
  • этот путь ведет к нирване.
  • Заповеди содержат в себе непременные табу, которым должен следовать верующий:

  • не причинять вреда живым существам, не убивать их;
  • не воровать;
  • не врать;
  • не прелюбодействовать;
  • не употреблять одурманивающих средств.
  • Срединный путь

    Будда завещал потомкам придерживаться «срединного пути».Это значит, что не следует бросаться в крайности от жизни, сплошь состоящей из наслаждений, до полной аскезы, которая может нанести человеку вред.Нужно найти золотую середину, которая будет способствовать духовному и физическому развитию.

    Восьмеричный путь

    Нужно пройти восемь этапов на дороге к самосовершенствованию, главной наградой в которой станет высшая ступень – нирвана.Все шаги важны, они взаимодействуют, поэтому важно направить в правильное русло:

  • понимание, видение мира;
  • мысли, намерения;
  • слова;
  • поступки;
  • образ жизни;
  • усилия, старания;
  • внимание, мысленный и чувственный контроль;
  • сосредоточенность, которая достигается медитациями.
  • Священные книги

    Основной книгой, как Библия для христиан, как Коран для мусульман, для буддистов является Трипитака.Она представляет собой сборник священных писаний, объединенных в три разных тома.Отсюда и такое название, что переводится как «три корзины».

  • Виная-питака.Описывает правила поведения монахов внутри общины, порядка пятисот проводимых обрядов, приводит примеры из жизни Пробужденного и любопытные притчи о некоторых традициях.
  • Сутра-питака.Хранит в себе свыше десяти тысяч известных изречений Учителя, раскрывает подробности его жизни.
  • Абхидхарма-питака.Раздел о теории философии, в котором систематизированы понятия, знания, основополагающие принципы Дхармы.
  • Буддийский взгляд за многовековую историю распространился далеко за пределы родины, увлекая за собой тысячи приверженцев.Он трансформировался, изменялся, перетекал из одной формы в другую.Основа буддизма остается цельной, но все же некоторые взгляды на мироустройство могут разниться от одного направления к другому.

    В одном из них, например, личности Будды поклоняются и обожествляют боддхисаттв, в то время как в другом могут не признаваться никакие авторитеты, за исключением собственного сердца.По мнению одной школы стать буддистом могут только монахи, принявшие аскезу, другая принимает в свои ряды всех желающих, верящих искренне.

    Таких примеров может быть уйма, поэтому принято разделять главные течения, которые, в свою очередь, делятся на более мелкие направления.

    Самая древняя школа, появившаяся вскоре после паринирваны Шакьямуни.Она считается самой строгой, консервативной.По мнению тхеравадинов, достичь нирваны может только монах.

    Здесь нет каких-то особых обрядов, пантеона святых, изображений в виде скульптур.В основе всего лежат поступки, мысли и правильное поведение человека.

    Школа, которая дает надежду даже мирянам вырваться из круга перерождений, а значит – страданий, и достичь Пробуждения.Она также известна под названием «Великая колесница».

    Это направление представляет образы святых – боддхисаттв, будд, чтобы они помогли верующим в столь нелегком деле.

    Знакомая многим также как «Алмазная колесница», в центр дхармы она ставит тантру – искусство саморазвития, оздоровления путем различных практик, медитации, самоконтроля, самоосознания.

    В наше время география буддизма невероятно широка, существует несколько классификаций его течений, и в их перечислении многие называют среднюю цифру восемнадцать.Среди них тибетские школы, например, гелуг, кагью, ньингма, а также японский сингон, дзен, необуддизм и многие другие ответвления.

    Заключение

    Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Буддийский мир удивительный, мы только начинаем его открывать.Делитесь этой статьей в социальных сетях, и будем искать истину вместе.

    Рейтинг автора
    Автор статьи
    Валентин Пырьев
    Написано статей
    1036
    Ссылка на основную публикацию