Зарождение буддизма

Тема статьи: Зарождение буддизма - разбираемся в вопросе, тренды 2019 года.

Мировыми называются религии, которые не определяют ограничений по этническому признаку для своих последователей.Исповедовать такую религию может любой человек, в любой стране, представитель любой национальности и расы.Всего насчитывается три такие религии: буддизм, христианство и ислам.

Возникновение буддизма

Буддизм зародился в середине первого тысячелетия до нашей эры на севере Индии как течение, оппозиционное господствовавшему в то время брахманизму.В середине VI в.до н.э.индийское общество переживало социально-экономический и культурный кризис.Распадались родовая организация и традиционные связи, происходило становление классовых отношений.В это время в Индии было большое количество бродячих аскетов, они предлагали свое видение мира.Их противостояние существующим порядкам вызывало симпатии народа.Среди учений подобного рода был и буддизм, который приобрел наибольшее влияние в обществе.

Большинство исследователей считают, что основатель буддизма был реальной личностью.Он был сыном главы племени шакьев, родившимся в 560г.до н.э.на северо-востоке Индии. Предание гласит, что индийский царевич Сиддхартха Гаутама после беспечной и счастливой молодости остро ощутил бренность и безысходность жизни, ужас перед идеей о бесконечной череде перевоплощений.Он ушел из дому, для того чтобы, общаясь с мудрецами, найти ответ на вопрос: как можно человеку освободиться от страданий.Семь лет путешествовал царевич и однажды, когда он сидел под деревом Бодхи, на него снизошло озарение.Он нашел ответ на свой вопрос.Имя Будда означает «просветленный».Потрясенный своим открытием, он просидел под этим деревом несколько дней, а затем спустился в долину, к людям, которым начал проповедовать новое учение.Первую свою проповедь он прочел в Бенаресе. Сначала к нему примкнули пять его бывших учеников, которые отошли от него, когда он отказался от аскетизма.Впоследствии у него появилось множество последователей.Его идеи были близки многим.В течение 40 лет он проповедовал в Северной и Центральной Индии.

Истины Буддизма

Основные истины, открытые Буддой заключались в следующем.

Вся жизнь человека — страдание. Эта истина основана на признании непостоянства и преходимости всех вещей.Все возникает, чтобы быть уничтоженным.Существование лишено субстанции, оно само себя пожирает, поэтому в буддизме оно обозначается в виде пламени.А из пламени можно вынести только скорбь и страдание.

Причина страдания — наше желание. Страдание возникает, потому что человек привязан к жизни, он жаждет существования.Поскольку существование наполнено скорбью, страдание будет существовать до тех пор, пока человек будет жаждать жизни.

Чтобы избавиться от страдания, нужно избавиться от желания. Это возможно только в результате достижения нирваны, которая в буддизме понимается как угасание страстей, прекращение жажды.Не есть ли это одновременно и прекращение жизни? Буддизм избегает прямого ответа на этот вопрос.По поводу нирваны высказываются только отрицательные суждения: это не желание и не сознание, не жизнь и не смерть.Это такое состояние, в котором освобождаются от переселения душ.В позднейшем буддизме нирвана понимается как блаженство, состоящее в свободе и одухотворении.

Чтобы избавиться от желания, нужно следовать восьмеричным путем спасения. Именно определение этих ступеней на пути к нирване и является основным в учении Будды, которое называют срединным путем, позволяющим избежать двух крайностей: потакания чувственным удовольствиям и истязания плоти.Это учение называют восьмеричным путем спасения, потому что оно указывает восемь состояний, овладев которыми человек может достичь очищения ума, спокойствия и интуиции.

Вот эти состояния:

  • правильное понимание: следует поверить Будде, что мир полон скорби и страданий;
  • правильные намерения: следует твердо определить свой путь, ограничить свои страсти и стремления;
  • правильная речь: следует следить за своими словами, чтобы они не вели ко злу, — речь должна быть правдивой и доброжелательной;
  • правильные поступки: следует избегать недобродетельных поступков, сдерживаться и совершать добрые дела;
  • правильный образ жизни: следует вести жизнь достойную, не принося вреда живому;
  • правильные усилия: следует следить за направлением своих мыслей, гнать все злое и настраиваться на доброе;
  • правильные помыслы: следует уяснить, что зло — от нашей плоти;
  • правильная сосредоточенность: следует постоянно и терпеливо тренироваться, достигать умения сосредоточиваться, созерцать, углубляться в поисках истины.
  • Первые две ступени означают достижение мудрости или праджня. Следующие три — нравственное поведение — шила. И наконец, последние три — дисциплина ума или самадха.

    Однако эти состояния нельзя понимать как ступени лестницы, которую человек осваивает постепенно.Здесь все взаимосвязано.Нравственное поведение необходимо для достижения мудрости, а без дисциплины ума мы не сможем развить нравственное поведение.Мудр тот, кто поступает сострадательно; сострадателен тот, кто поступает мудро.Такое поведение невозможно без дисциплины ума.

    В целом же можно сказать, что буддизм принес в религию личностный аспект, которого раннее не было в восточном мировоззрении: утверждение о том, что спасение возможно только благодаря личной решимости и готовности действовать в определенном направлении.Кроме того, в буддизме достаточно четко прослеживается идея о необходимости сострадания ко всем живым существам — идея, наиболее полно воплотившаяся в буддизме Махаяны.

    Основные направления Буддизма

    Ранние буддисты были лишь одной из многих соперничавших в то время сект неортодоксального направления, однако с течением времени их влияние возрастало.Буддизм был поддержан прежде всего городским населением: правителями, воинами, которые видели в нем возможность избавиться от верховенства брахманов.

    Первые последователи Будды собирались в каком-нибудь уединенном месте на период дождей и, пережидая этот период, образовывали небольшую общину.Вступившие в общину обычно отказывались от всякой собственности.Их называли бхикшу, что означает «нищий».Они обривали голову, облачались в лохмотья, преимущественно желтого цвета, и имели при себе лишь самое необходимое: три предмета одежды (верхняя, нижняя и ряса), бритву, иглу, пояс, сито, чтобы процеживать воду, выбирая из нее насекомых (ахимса), зубочистку, чашку для подаяний.Большую часть времени они проводили в странствиях, собирая милостыню.Принимать пищу они могли только до полудня и только вегетарианскую.В пещере, в заброшенном строении бхикшу переживали период дождей, беседуя на благочестивые темы и практикуясь в самосовершенствовании.Близ мест их обитания умерших бхикшу обычно и хоронили.Впоследствии на местах их захоронений возводились памятники-ступы (куполообразные строения-склепы с наглухо замурованным входом).Вокруг этих ступ сооружались различные строения.Позже возле этих мест возникали монастыри.Складывался устав монастырской жизни.Когда был жив Будда, он сам разъяснял все сложные вопросы учения.После его смерти устная традиция сохранялась еще длительное время.

    Вскоре после смерти Будды его последователи созвали первый буддийский собор для канонизации учения.Цель этого собора, который проходил в городе Раджагрих, заключалась в том, чтобы выработать текст послания Будды.Однако не все были согласны с принятыми на этом соборе решениями.В 380 г.до н.э.был созван второй собор в Вайшали, для того чтобы разрешить возникшие разногласия.

    Особого расцвета буддизм достиг во времена правления императора Ашоки (III в.до н.э.), благодаря стараниям которого буддизм стал официальной государственной идеологией и вышел за пределы Индии.Ашока много сделал для буддийской веры.Он воздвиг 84 тыс.ступ.При его правлении прошел третий собор в городе Паталипутра, на котором был утвержден текст священных книг буддизма, составивший Типитаку (или Трипитаку), и принято решение о рассылке миссионеров во все концы страны, вплоть до Цейлона.Ашока послал своего сына на Цейлон, где тот стал апостолом, обратив в буддизм многие тысячи людей и соорудив множество монастырей.Именно здесь утверждается южный канон буддийской церкви — хинаяна, которую называют еще тхеравадой (учением старейшин).Хинаяна означает «малая колесница или узкий путь спасения».

    В середине последнего столетия до н.э.на северо-западе Индии скифские правители создали Кушанское царство, правителем которого стал Канишка, ревностный буддист и покровитель буддизма.Канишка созвал четвертый собор к концу I в.н.э.в городе Кашмир. Собор сформулировал и утвердил основные положения нового течения в буддизме, получившего названия махаяна — «большая колесница или широкий круг спасения».Буддизм махаяны, разработанный известным индийским буддистом Нагараджуной, внес много изменений в классическое учение.

    Особенности основных направлений буддизма заключаются в следующем (см.таблицу).

    Основные направления буддизма

    Хинаяна

    Махаяна

  • Идеалом считается монашеская жизнь, только монах может достичь спасения и избавиться от перевоплощений
  • На пути спасения никто не может помочь человеку, все зависит от его личных усилий
  • Отсутствует пантеон святых, которые могут заступиться за людей
  • Нет понятия рая и ада.Есть только нирвана и прекращение воплощений
  • Отсутствуют обряды и магия
  • Отсутствуют иконы и культовая скульптура
  • Считает, что благочестие мирянина сопоставимо с заслугами монаха и обеспечивает спасение
  • Появляется институт бодисатв — святых, достигших просвещения, которые помогают мирянам, ведут их по пути спасения
  • Появляется большой пантеон святых, которым можно молиться, просить у них помощи
  • Появляется понятие о рае, куда душа попадает за добрые дела, и аде, куда она попадает в наказание за грехи Придает большое значение обрядам и чародейству
  • Появляются скульптурные изображения будд и бодисатв
  • Буддизм зародился и достиг значительного расцвета в Индии, однако к концу I тысячелетия н.э.он теряет здесь свои позиции и вытесняется более привычным для жителей Индии индуизмом.Можно назвать несколько причин, приведших к такому исходу:

  • развитие индуизма, который наследовал традиционные ценности брахманизма и модернизировал его;
  • вражда между разными направлениями буддизма, которая нередко приводила к открытой борьбе;
  • решительный удар по буддизму нанесли арабы, завоевавшие многие индийские территории в VII-VIII вв.и принесшие с собой ислам.
  • Буддизм же, распространившись во многих странах Восточной Азии, стал мировой религией, сохраняющей свое влияние до настоящего времени.

    Священная литературы и представления об устройстве мира

    Учение буддизма изложено в ряде канонических сборников, центральное место среди которых занимает палийский канон «Ти — питака» или «Трипитака», что означает «три корзины».Буддийские тексты первоначально записывались на пальмовых листьях, которые складывали в корзины.Канон записан на языке пали. По произношению пали относится к санскритскому так же, как итальянский к латинскому.Канон состоит из трех частей.

    1. Винайя-питака, содержит этическое учение, а также сведения о дисциплине и церемониале; сюда входит 227 правил, по которым должны жить монахи;
    2. Сутта-питака, содержит учение Будды и популярную буддийскую литературу, включающую «Дхаммападу», что означает «путь истины» (антология буддийских притч), и «Джатаку» — собрание рассказов о предыдущих жизнях Будды;
    3. Абидхамма-питака, содержит метафизические представления буддизма, философские тексты, в которых излагается буддийское понимание жизни.

    Перечисленные книги из всех направлений буддизма особенно признаются хинаяной.Другие направления буддизма имеют свои священные источники.

    Последователи махаяны считают своей священной книгой «Праджняпаралшта сутру» (поучения о совершенной мудрости).Ее считают откровением самого Будды.Из-за исключительной трудности для понимания современники Будды положили ее на хранение во Дворце змей в срединном мире, а когда наступило подходящее время, чтобы открыть эти поучения людям, великий буддийский мыслитель Нагараджуна вернул их обратно миру людей.

    Священные книги махаяны написаны на санскрите.Они включают мифологические и философские сюжеты.Отдельными частями этих книг являются Алмазная сутра, Сердечная сутра и Лотосовая сутра.

    Важной особенностью священных книг махаяны является то, что Сиддтарха Гаутама не считается единственным буддой: до него были другие и после него тоже будут другие.Большое значение имеет разработанное в этих книгах учение о бодисатве (боди — просветленный, саттва — сущность) — существе, которое уже готово перейти в нирвану, но задерживает этот переход, чтобы оказать помощь другим.Наиболее почитаемым является бодисатва Авалокитешвара.

    Большой интерес представляет космология буддизма, поскольку она лежит в основе всех воззрений на жизнь.Согласно основным положениям буддизма Вселенная имеет многослойное строение.В центре земного мира, представляющего собой цилиндрический диск, находится гора Меру. Она окружена семью концентрическими кольцеобразными морями и столькими же кругами гор, разделяющими моря. Снаружи от последней горной цепи находится море, которое доступно взорам людей.На нем лежат четыре мировых острова. В недрах земли находятся адские пещеры. Над землей возвышаются шесть небес, на которых обитает 100 000 тыс.богов (пантеон буддизма включает в себя всех богов брахманизма, а также богов других народов).У богов есть зал заседаний, где они собираются на восьмой день лунного месяца, а также парк для развлечений. Главным богом считается Будда, однако он не является творцом мира, мир существует рядом с ним, он так же вечен, как и Будда.Боги рождаются и умирают по своему желанию.

    Выше этих шести небес — 20 небес Брахмы; чем выше небесная сфера, тем легче и духовнее в ней жизнь.В последних четырех, которые называются брахмалока, нет уже никаких образов и никаких возрождений, здесь блаженные уже вкушают нирвану.Остальной мир называется камалокой. Все вместе образует в совокупности вселенную.Таких вселенных бесконечное множество.

    Бесконечное множество вселенных понимается не только в географическом, но и в историческом смысле.Вселенные рождаются и погибают.Время существования вселенной называется кальпа. На этом фоне бесконечного порождения и разрушения разыгрывается драма жизни.

    Однако учение буддизма уклоняется от всякого метафизического утверждения, оно не говорит ни о бесконечности, ни о конечности, ни о вечности, ни о невечности, ни о бытии, ни о небытии.Буддизм говорит о формах, причинах, образах — все это объединяет понятие сансара, цикл воплощений.Сансара включает все предметы, возникающие и исчезающие, она есть результат бывших состояний и причина будущих действий, возникающих по закону дхамма.Дхамма — это нравственный закон, норма, по которой создаются образы; сансара — форма, в которой закон осуществляется.Дхамма — это не физический принцип причинности, а нравственный мировой порядок, принцип возмездия.Дхамма и сансара тесно связаны между собой, но понять их можно только в соединении с основным понятием буддизма и в целом индийского мировоззрения — понятием кармы.Карма означает конкретное воплощение закона, возмездие или вознаграждение за конкретные дела.

    Важным понятием буддизма является понятие «апшан». На русский язык его обычно переводят как «индивидуальная душа».Но буддизм не знает души в европейском смысле.Атман означает совокупность состояний сознания.Существует множество состояний сознания, которые называются сканды или дхармы, но нельзя обнаружить носителя этих состояний, который бы существовал сам по себе.Совокупность сканд приводит к определенному поступку, из которого вырастает карма.Сканды распадаются при смерти, карма же продолжает жить и приводит к новым существованиям.Карма не умирает и приводит к переселению души.Человек продолжает существовать не в силу бессмертия души, а в силу неуничтожимости его дел. Карма, таким образом, понимается как нечто материальное, из которого возникает все живущее и движущееся.В то же время карма понимается как нечто субъективное, поскольку создается самими индивидами.Итак, сансара есть форма, воплощение кармы; дхамма — это закон, который выясняется сам собой благодаря карме.И наоборот, из сансар складывается карма, которая затем влияет на последующие сансары.В этом проявляется дхамма.Освободиться от кармы, избежать дальнейших воплощений можно только путем достижения нирваны, о которой буддизм тоже не говорит ничего определенного.Это не жизнь, но и не смерть, не желание и не сознание.Нирвану можно понять как состояние отсутствия желаний, как полный покой.Из такого понимания мира и человеческого существования вытекают и четыре истины, открытые Буддой.

    Буддийская община.Праздники и обряды

    Последователи буддизма называют свое учение Триратной или Тиратной (тройное сокровище), имея в виду Будду, дхамму (учение) и сангху (общину).Изначально общиной буддистов являлась группа нищенствующих монахов, бхикшу.После смерти Будды не осталось главы общины.Объединение монахов осуществляется только на основе слова Будды, его учения.Централизация иеркви в буддизме отсутствует, за исключением естественной иерархии — по старшинству.Живущие по соседству общины могли объединяться, монахи действовали сообща, но не по команде.Постепенно происходило формирование монастырей.Объединенная в рамках монастыря община называлась сангхой. Иногда словом «сангха» обозначали буддистов одного района или целой страны.

    Вначале в сангху принимались все желающие, затем были введены некоторые ограничения, перестали принимать преступников, рабов, несовершеннолетних без согласия родителей.В послушники часто шли подростки, они обучались грамоте, изучали священные тексты, получали немалое по тому времени образование.Вступавший в сангху на время пребывания в монастыре должен был отказаться от всего, что связывало его с миром, — семьи, касты, собственности — и принять на себя пять обетов: не убий, не укради, не лги, не прелюбодействуй, не пьянствуй; он должен был также сбрить волосы и облачиться в монашеские одежды.Однако в любой момент монах мог выйти из монастыря, за это его не осуждали, и он мог находиться в дружеских отношениях с общиной.

    Те монахи, которые решали посвятить всю жизнь религии, проходили обряд посвящения.Послушника подвергали суровому экзамену, проверяя его дух и волю.Принятие в сангху в качестве монаха накладывало дополнительные обязанности и обеты: не пой и не танцуй; не спи на удобных постелях; не ешь в неположенное время; не стяжай; не употребляй вещей, имеющих сильный запах или интенсивный цвет. Кроме того, существовало большое количество мелких запретов и ограничений.Два раза в месяц — в новолуние и в полнолуние — монахи собирались для взаимных исповедей.На эти собрания не допускались непосвященные, женщины и миряне.В зависимости от тяжести греха применялись и санкции, чаше всего выражавшиеся в форме добровольно взятого на себя покаяния.Четыре главных греха влекли за собой изгнание навсегда: плотское совокупление; убийство; воровство и ложное утверждение, что кто — то обладает сверхчеловеческой силой и достоинством архата.

    Архат — это идеал буддизма.Так называют тех святых или мудрецов, которые освободились от сансары и после смерти отправятся в нирвану.Архат — это тот, кто сделал все, что должен был сделать: уничтожил в себе желание, стремление к самоосуществлснию, невежество, неправильные взгляды.

    Существовали и женские монастыри.Они были организованы так же, как и мужские, однако все основные церемонии в них проводили монахи из ближайшего мужского монастыря.

    Одеяние монаха чрезвычайно просто.Он имел три предмета одежды: нижняя одежда, верхняя одежда и ряса, цвет которой на юге желтый, на севере красный.Деньги он не мог брать ни в коем случае, даже пищу он не должен был просить, а миряне сами должны были подавать ее только показавшемуся на пороге монаху.Монахи, отрекшиеся от мира, каждый день заходили в дома простых людей, для которых появление монаха было живой проповедью и приглашением к высшей жизни.За оскорбление монахов миряне наказывались тем, что от них не принимали подаяния, перевертывая чашу для милостыни.Если таким образом отвергнутый мирянин примирялся с общиной, то его дары опять принимались.Мирянин всегда оставался для монаха существом низшей природы.

    У монахов не было настоящих проявлений культа.Они не служили богам; напротив, они считали, что боги должны им служить, поскольку они святые.Монахи не занимались никаким трудом, кроме ежедневного хождения за милостыней.Их занятия состояли в духовных упражнениях, медитации, чтении и переписывании священных книг, совершении или участии в совершении обрядов.

    К буддийским обрядам относятся уже описанные покаянные собрания, на которые допускаются только монахи.Однако существует множество обрядов, в которых участвуют и миряне.Буддисты переняли обычай празднования дня отдыха четыре раза в месяц.Этот праздник получил название упосатха, нечто вроде субботы у евреев, воскресенья у христиан.В эти дни монахи поучали мирян и объясняли писание.

    В буддизме существует большое количество праздников и обрядов, центральной темой которых является фигура Будды, — важнейшие события его жизни, его учение и организованная им монашеская община.В каждой стране эти праздники отмечаются по-разному в зависимости от особенностей национальной культуры.Все буддийские праздники отмечаются по лунному календарю, и большинство важнейших праздников приходится на дни полнолуния, так как считалось, что полная луна обладает магическим свойством указывать человеку на необходимость усердия и обещать освобождение.

    Этот праздник посвящен трем важным событиям в жизни Будды: дню рождения, дню просветления и дню ухода в нирвану — и является самым важным из всех буддийских праздников.Он отмечается в день полнолуния второго месяца индийского календаря, который выпадает на конец мая — начало июня григорианского календаря.

    В дни праздника во всех монастырях проводятся торжественные молебны и устраиваются процессии и шествия.Храмы украшаются гирляндами из цветов и бумажными фонариками — они символизируют просветление, которое пришло в мир с учением Будды.На территории храмов масляные лампы также расставляются вокруг священных деревьев и ступ.Монахи всю ночь читают молитвы и рассказывают верующим истории из жизни Будды и его учеников.Миряне тоже совершают медитацию в храме и слушают наставления монахов в течение всей ночи.Особенно тщательно соблюдается запрет на проведение сельскохозяйственных работ и другую деятельность, которая может принести вред маленьким живым существам.После окончания праздничного молебна миряне устраивают обильное угощение членам монашеской общины и преподносят им подарки.Характерным обрядом праздника является омовение статуй Будды подслащенной водой или чаем и осыпание их цветами.

    В ламаизме этот праздник является самым строгим обрядовым днем календаря, когда нельзя есть мясо и повсюду зажигаются светильники.В этот день принято совершать обход ступ, храмов и других буддийских святынь по часовой стрелке, распростершись по земле.Многие дают обет соблюдать строгий пост и пребывать в молчании в течение семи дней.

    Васса (от названия месяца на языке пали) — уединение на период сезона дождей.Проповедническая деятельность и вся жизнь Будды и его учеников была связана с постоянными странствиями и скитаниями.Во время сезона дождей, который начинался в конце июня и оканчивался в начале сентября, совершать путешествия было невозможно.По преданию, именно в сезон дождей Будда впервые уединился со своими учениками в Оленьей роще (Сарнатхе). Поэтому уже во времена первых монашеских общин установился обычай останавливаться на период сезона дождей в каком-нибудь уединенном месте и проводить это время в молитве и медитации.Вскоре этот обычай стал обязательным правилом монашеской жизни и соблюдался всеми направлениями буддизма.В течение этого периода монахи не покидают свой монастырь и занимаются более глубокой практикой медитации и постижением буддийского учения.На этот период сокращается обычное общение монахов с мирянами.

    В странах Юго-Восточной Азии миряне часто сами принимают монашество на период дождей и на протяжении трех месяцев ведут такой же образ жизни, как и монахи.В этот период запрещается заключать браки.По окончании периода уединения монахи исповедуются друг другу в содеянных грехах и просят прощение у своих собратьев по обшине.В течение последующего месяца контакты и общение монахов с мирянами постепенно восстанавливаются.

    Праздник огней

    Этот праздник знаменует окончание монашеского уединения и отмечается в полнолуние девятого месяца лунного календаря (октябрь — по григорианскому календарю).Продолжается праздник в течение месяца.В храмах и монастырях проводятся обряды, посвященные празднику, а также выходу из общины тех, кто вступил в нее на период сезона дождей.В ночь полнолуния все освещается огнями, для чего используются свечи, бумажные фонарики, электрические лампы.Говорят, что огни зажигают для того, чтобы осветить путь Будце, пригласив его сойти с небес, после того как он произнес проповедь перед своей матерью.В некоторых монастырях снимают с пьедестала статую Будды и несут ее по улицам, символизируя сошествие Будды на землю.

    В эти дни принято навещать родственников, ходить в гости друг к другу, чтобы засвидетельствовать свое почтение и сделать маленькие подарки.Праздник завершает церемония катхина (от санскрит.— одежда), которая заключается в том, что миряне дарят одежду членам общины.Одно одеяние торжественно преподносится главе монастыря, который затем передает его монаху, признанному в обители самым добродетельным.Название церемонии происходит от способа, которым шилась одежда.Куски ткани натягивались на раму, а потом сшивались.Эта рама и называлась катхина.Другое значение слова катхина — «трудный», здесь подразумевается трудность быть учеником Будды.

    Обряд катхина стал единственной церемонией, к которой привлекаются миряне.

    Существует в буддизме немало священных мест почитания.Считается, что сам Будда определил в качестве мест паломничества города: где он родился — Капилаватта; где достиг высшего просветления — Гайа; где впервые проповедовал — Бенарес; где вошел в нирвану — Кусинагара.

    Зарождение буддизма

    О том, что предшествовало зарождению буддизма, культурные нормы Индии в VI-III вв.до н.э., кто был основателем буддизма и кто распространял религиозные каноны.

    Будда

    Буддизм является древнейшей мировой религией.Само его название произошло от имени основателя Будды, а имя в свою очередь переводится как «Просветленный».

    Будда Шакьямуни, а именно так звали основателя религии, жил в V-IV вв.до н.э.в Индии и был мудрецом из племени шакьев.За время своего существования, то есть, за 2,5 тысячелетия, буддизм сформировал не только философию, культ и религиозные рамки, но оказал влияние на искусство, образование, что в конечном итоге сказалось на всей цивилизации.

    Нельзя наверняка сказать о годах жизни Будды, хотя именно со времени его кончины и ведется отсчет существования религии.Если основываться на знаниях самой консервативной буддийской школы, тхеравады, то годы жизни Будды – с 624 по 544 гг.до н.э.Научная версия гласит, что Будда прожил с 563 по 483 гг.до н.э., но есть и такие данные — с 488 по 368 гг.до н.э.

    Как уже было сказано выше, Будда родился в Индии, а именно в долине Ганге.В VI-III вв.до н.э.Индия представляла собой множество мелких государств, только на северо-востоке их было около шестнадцати и все они являлись или монархиями, или племенными республиками.Именно в некоторых из них жил и работал Будда.

    Со временем государства меняли свои границы из-за вражды соседей.Под конец жизни Будды практически все они были поглощены такими мощными на тот момент государствами как Кошала и Магадха.

    Происхождение буддизма не появилось из не откуда.Некоторые религиозные верования уже были в Индии, например, наиболее сильным из этих религиозных течений был брахманизм.

    Брахманизм

    Что представлял собой брахманизм?

    Практически все люди стремились сделать жертвоприношение одному из многочисленных богов с помощью достаточно сложного ритуала.

    Общество представляло собой сословия или так называемые варны:

    брахманы – это наставники и жрецы, которые принадлежали к высшему сословию духовных людей;

    кшатрии – воины;

    вайшьи – торговцы;

    шудры – низшее сословие, смысл жизни которых сводился к обслуживанию всех остальных сословий.

    Когда же появился буддизм, то его принципы не приветствовали ритуал жертвоприношения, не говоря уже о делении людей на сословия.Тем не менее, в буддизме было некоторое абстрактное деление общества на две категории: высшая и низшая.

    К высшей категории относились все те же брахманы, кшатрии, а также гахапати (землевладельцы).Низшая категория людей включала в себя тех, кто занимался обслуживанием высших слоев населения.То есть, по сути, буддизм на первых этапах своего развития все-таки кое-что перенял от брахманизма.

    Шраманы

    Если говорить о том, кто именно распространял буддизм, то это было совершенно новая прослойка общества, так называемые аскеты.Их жизненные принципы сводились к тому, что человеку не нужна собственность, а прожить можно и на подаяние.Это был один из способов познать Бога – отказаться от материальных благ.Именно отшельники распространяли буддизм и джайнизм, сосредотачивая человека на его внутреннем мире.Кстати, со временем аскетов стали называть шраманами, то есть, людьми, которые совершают духовное усилие.

    Буддизм был не единственным религиозным течением в то время.В общей сложности появилось множество самых разнообразных представлений о том, какова должна быть духовная жизнь человека и во что именно следует верить.

    Индуизм представлял собой самые различные верования, вот некоторые положения из них:

    -индусы верили в Бога, но могли обходиться и без веры;

    -человек должен уважать все живое на земле, поэтому необходимо придерживаться вегетарианского образа жизни, но при этом многие все еще приносили в жертву животных и с удовольствием ели мясо;

    -индусы поклонялись богу Шиве, богу Вишну, все его аватарам, но были и такие, кто поклонялся богиням;

    И это только часть тех различий, которые сосуществовали буквально в соседних деревнях.Обобщая все те течения, которые складывались в единое религиозное верование, стоит выделить самых основных богов.

    Боги в индуизме

    Брахма – это мировая душа, которая проявляется буквально во всех вещах, из которых строится мир.

    Вишну – это бог, который созидает всю Вселенную.

    Шива – это бог, который разрушает всю Вселенную.

    Индусы должны были изучать дхарму, это некий свод правил, согласно которому каждое живое существо в мире должно иметь свои обязанности.Если индус честно выполнял эти правила, то в следующей жизни ему даровалось более совершенное тело.

    Индуизм представлял жизнь как страдание, но возможность слияния с Брахмой избавляла от всех проблем.Только брахманы имели право на слияние с Брахмой, остальные же пока не заслужили такой почести и должны были стремиться к последующему воплощению в теле брахмана.

    Письменными первоисточниками индуизма являются песни и сказания.Одним из самых древних произведений является Ригведа, это песня знания (дословный перевод), которая состоит из тысячи гимнов.

    Зарождение буддизма

    Зарождение буддизма

    Сами буддисты ведут отсчёт времени существования своей религии от кончины Будды, однако среди них нет единого мнения о годах его жизни.Согласно традиции наиболее старой буддийской школы — тхеравады, Будда жил с б24 по 544 г.до н.э.В соответствии с этой датой в 1956 г.отмечалось 2500-летие буддизма.По научной версии, принимающей во внимание греческие свидетельства о дате коронации знаменитого индийского царя Ашоки, время жизни основоположника буддизма — с 566 по 486 г.до н.э.В некоторых направлениях буддизма придерживаются более поздних дат: 488—368 гг.до н.э.В настоящее время исследователи пересматривают даты правления Ашоки и в связи с этим даты жизни Будды.

    Родина буддизма — Индия (точнее, долина Ганги — одна из наиболее экономически развитых частей страны).Самой влиятельной религией Древней Индии был брахманизм.Его культовая практика состояла в основном из жертвоприношений многочисленным богам и сложных ритуалов, сопровождавших практически любое событие.Общество делилось на варны (сословия): брахманов (высшее сословие духовных наставников и жрецов), кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев) и шудр (обслуживавших все остальные сословия).Буддизм с момента своего возникновения отрицал действенность жертвоприношения и не принимал деления на варны, рассматривая общество как состоящее из двух категорий: высшей, куда входили брахманы, кшатрии и гахапати (домохозяева — люди, владевшие земельной и прочей собственностью), и низшей — она включала людей, обслуживавших господствующие слои.

    На территории Индии в VI—III вв.до н.э.существовало множество небольших государств.В Северо-Восточной Индии, где проходила деятельность Будды, их было 1б.По своему общественно-политическому устройству это были либо племенные республики, либо монархии.Они враждовали между собой, захватывали территории друг друга, и уже к концу жизни Будды многие из них были поглощены набиравшими мощь государствами Магадха и Кошала.

    В те времена появилось множество аскетов — людей, не имеющих собственности и живущих подаянием.Именно среди аскетов-отшельников и зарождались новые религии — буддизм, джайнизм и другие учения, не признававшие ритуалов брахманов, видевшие смысл не в привязанности к вещам, месту, людям, а в сосредоточении целиком на внутренней жизни человека.Не случайно представителей этих новых учений называли шраманами (“шра-мана” означает “совершающий духовное усилие”).

    Буддизм впервые обратился к человеку не как к представителю какого-либо сословия, клана, племени или определённого пола, а как к личности (в отличие от последователей брахманизма Будда считал, что женщины наравне с мужчинами способны достичь высшего духовного совершенства).Для буддизма в человеке важны были только личные заслуги.Так, словом “брахман” Будда называет любого благородного и мудрого человека независимо от его происхождения.Вот что говорится по этому поводу в одном из классических сочинений раннего буддизма — “Дхаммападе”:

    “Я не называю человека брахманом только за его рождение или за его мать.Я называю брахманом того, кто свободен от привязанности и лишён благ.

    Я называю брахманом того, кто отрешился от мира и сбросил ношу, кто даже в этом мире знает уничтожение своего страдания.

    Я называю брахманом того, кто среди взволнованных остаётся невзволнованным, среди поднимающих палку — спокойным, среди привязанных к миру — свободным от привязанностей.

    Я называю брахманом того, кто говорит правдивую речь, поучительную, без резкостей, никого не обижающую.

    Я называю брахманом того, кто знает своё прежнее существование и видит небо и преисподнюю; кто, будучи мудрецом, исполненным совершенного знания, достиг уничтожения рождения; кто совершил всё, что возможно совершить”.

    В биографии Будды отражена судьба реального человека в обрамлении мифов и легенд, со временем почти полностью оттеснивших историческую фигуру основателя буддизма.

    Более 25 веков назад в одном из маленьких государств на северо-востоке Индии у царя Шуддходаны и его жены Майи после долгого ожидания родился сын Сиддхартха.Его родовое имя было Гаутама.Принц жил в роскоши, не ведая забот, со временем завёл семью и, наверное, сменил бы на троне своего отца, если бы судьба не распорядилась иначе.

    Узнав о том, что на свете существуют болезни, старость и смерть, принц решил избавить людей от страданий и отправился на поиски рецепта всеобщего счастья.Непростым оказался этот путь, но зато он увенчался успехом.В местности Гая (она и сегодня называется Бодх-Гая) он достиг Просветления, и ему открылся путь спасения человечества.Случилось это, когда Сиддхартхе было 35 лет.В городе Бенаресе (современный Варанаси) он прочёл свою первую проповедь и, как говорят буддисты, “повернул колесо Дхармы” (так иногда называют учение Будды).Он странствовал с проповедями по городам и сёлам, у него появились ученики и последователи, собиравшиеся послушать наставления Учителя, которого они и стали называть Буддой.

    В возрасте 80 лет Будда скончался.Но ученики и после смерти Учителя продолжали проповедовать его учение по всей Индии.Они создавали монашеские общины, где это учение сохранялось и развивалось.Таковы факты реальной биографии Будды — человека, ставшего основателем новой религии.

    Мифологическое жизнеописание гораздо сложнее.Согласно легендам, будущий Будда перерождался в общей сложности 550 раз (83 раза был святым, 58 — царём, 24 — монахом, 18 — обезьяной, 13 — торговцем, 12 — курицей, 8 — гусем, б — слоном; кроме того, рыбой, крысой, плотником, кузнецом, лягушкой, зайцем и т.п.).Так было, пока боги не решили, что пришло ему время, родившись в облике человека, спасти мир, погрязший во мраке неведения.Рождение Будды в семье кшатрия было его последним рождением.

    Для высшего я веденья родился, Для блага мира — и в последний раз.

    Именно поэтому его назвали Сиддхартха (Тот, кто достиг цели).В момент рождения Будды цветы падали с неба, играла прекрасная музыка, а из неведомого источника исходило необыкновенное сияние.

    Мальчик родился с тридцатью двумя признаками “великого мужа” (золотистая кожа, знак колеса на ступне, широкие пятки, светлый круг волос меж бровей, длинные пальцы рук, длинные мочки ушей и т.п.).

    Странствующий аскет-астролог предсказал, что его ждёт великое будущее в одной из двух сфер: или он станет могущественным правителем (чакравартином), способным установить праведный порядок на земле, или же будет великим отшельником.Мать Майя не принимала участия в воспитании Сиддхартхи — она скончалась (а по некоторым легендам, удалилась на небеса, чтобы не умереть от восхищения сыном) вскоре после его рождения.Мальчика вырастила тётя.Отец Шуддходана желал, чтобы сын пошёл по первому из предсказанных ему путей.Однако аскет Асита Девала предрёк второе.

    Принц рос в обстановке роскоши и благополучия.Отец сделал всё возможное, чтобы предсказание не сбылось: окружил своего сына чудесными вещами, красивыми и беспечными людьми, создал атмосферу вечного праздника, чтобы он никогда не узнал о горестях этого мира.Сиддхартха вырос, в 16 лет женился у него родился сын Рахула.Но усилия отца оказались напрасными.С помощью своего слуги принцу удалось три раза тайно выбраться из дворца.В первый раз он повстречал больного и понял, что красота не вечна и в мире есть уродующие человека недуги.Во второй раз он увидел старика и понял, что молодость не вечна.В третий раз он наблюдал похоронную процессию, показавшую ему недолговечность человеческой жизни.

    Сиддхартха решил искать выход из ловушки болезни — старости — смерти.По некоторым версиям, он встретил ещё и отшельника, что навело его на мысль о возможности преодолеть страдания этого мира, ведя уединённый и созерцательный образ жизни.

    Когда принц решился на великое отречение, ему исполнилось 29 лет.Покинув дворец, старого отца, жену и маленького сына, Сиддхартха стал бродячим отшельником (шрамана).Он быстро овладел самой сложной аскетической практикой — контролем дыхания, чувств, умением переносить голод, жару и холод, входить в транс (особое состояние, когда человек глубже проникает в свои ощущения и как бы сливается с высшим миром).Однако его не покидало чувство неудовлетворённости.

    После шести лет аскетической практики и очередной неудачной попытки достигнуть высшего прозрения с помощью голодания он убедился, что путь самоистязания не приведёт к истине.Тогда, восстановив силы, он нашёл уединённое место на берегу реки, сел под дерево (которое с этого времени называется деревом Бодхи, т.е.“деревом Просветления”) и погрузился в созерцание.Перед внутренним взором Сиддхартхи прошли его собственные прошлые жизни, прошлая, будущая и настоящая жизнь всех живых существ, а потом открылась высшая истина — Дхарма.С этого момента он и стал Буддой — Просветлённым, или Пробуждённым, — и принял решение учить Дхарме всех людей, взыскующих истины, независимо от их происхождения, сословной принадлежности, языка, пола, возраста, характера, темперамента и умственных способностей.

    В своей первой проповеди Будда говорил о двух “крайностях” в поведении людей, которые мешают им встать на путь религиозного спасения.

    “Есть, о братья, две крайности, которых должен избегать удалившийся от мира.

    Какие эти две крайности? Одна крайность предполагает жизнь, погружённую в желания, связанную с мирскими наслаждениями; это жизнь низкая, тёмная, заурядная, неблагая, бесполезная.Другая крайность предполагает жизнь в самоистязании; это жизнь, исполненная страдания, неблагая, бесполезная.Избегая этих двух крайностей, Татхагата (Так ушедший — эпитет Будды.) во время Просветления постиг срединный путь — путь, способствующий постижению, пониманию, ведущий к умиротворению, к высшему знанию, к Просветлению, к нирване”.

    Свой путь Будда называл “срединным”, поскольку он лежал между обычной чувственной жизнью и аскетической практикой, минуя крайности того и другого.45 лет Будда провёл, распространяя своё учение в Индии.По буддийским источникам, он завоевал приверженцев среди самых разных слоев общества; в число последователей буддизма входило множество богатых и влиятельных людей, включая царя государства Магадха Бимбисару и его сына Аджаташатру.

    Незадолго до смерти Будда сообщил своему любимому ученику Ананде, что мог бы продлить свою жизнь на целый век, и потом Ананда горько сожалел, что не догадался попросить его об этом.Причиной смерти Будды послужила трапеза у бедного кузнеца Чунды, во время которой Будда, зная, что бедняк собирается потчевать своих гостей несвежим мясом, попросил отдать всё мясо ему.Не желая, чтобы пострадали спутники, Будда съел его.Перед смертью Будда сказал любимому ученику: “Ты, верно, думаешь, Ананда: “Смолкло слово Господина, нет у нас больше Учителя!”.Нет, не так вам следует думать.Пусть Дхарма и Виная (дисциплина), которые я возгласил и которым наставил вас, будут вашим учителем, после того как не станет меня” (“Сутра великой кончины”).Умер Будда в местечке Кушинагара, и его тело было по обычаю кремировано, а прах разделён между восемью последователями, шесть из которых представляли разные общины.Его прах захоронили в восьми разных местах, и впоследствии над этими захоронениями были воздвигнуты мемориальные надгробия — ступы.Согласно легенде, один из учеников вытащил из погребального костра зуб Будды, который стал главной реликвией буддистов.Ныне он находится в храме в городе Канди на острове Шри-Ланка.

    Смерть, или, как считают буддисты, освобождение — нирвана (или даже паринирвана, т.е.“великая нирвана”), Будды стала началом отсчёта времени существования буддизма как религии.Кто же всё-таки Будда для буддистов — Учитель, Бог или всего лишь рядовой представитель довольно многочисленной категории будд — достигших Просветления личностей, проживающих в разных мирах вселенной?

    Несомненно, что Будда — Учитель, ибо он не только открыл Путь, но ещё и учил, как надо идти по нему.Сложнее ответить на вопрос, Бог ли Будда, ибо буддисты отрицают само понятие божества.Однако Будде присущи такие качества, как всемогущество, способность творить чудеса, принимать разный облик, влиять на ход событий и в здешнем мире, и в других мирах.Это те самые качества, которыми наделены боги, во всяком случае так считают люди, исповедующие разные религии.

    Буддизм признаёт существование неисчислимого количества будд — в разных мирах и в разных промежутках времени.Есть будды прошлого, настоящего и будущего.Есть группа в тысячу будд; есть будды, олицетворяющие различные виды деятельности и явления природы; будда врачевания и будда неизмеримого света, будда несокрушимой истины и вселенский, космический будда.Но только для одного из них — того, кто стал Учителем человечества, — этот эпитет является первым и главным именем.

    Рейтинг автора
    Автор статьи
    Валентин Пырьев
    Написано статей
    1036
    Ссылка на основную публикацию