Значение сказки колобок

Тема статьи: Значение сказки колобок - разбираемся в вопросе, тренды 2019 года.

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ СМЫСЛ СКАЗКИ Колобок

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ СМЫСЛ СКАЗКИ Колобок

Колобок

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ СМЫСЛ СКАЗКИ

Вкратце напомним сюжет, для тех, кто давно не перечитывал: Дед попросил испечь колобок — баба испекла и положила на окошко студить.Колобок же укатился в лес.В лесу он встречается и поет свою песенку разным животным, от которых потом «убегает» и наконец встречает лису, которая его и съела.

Надо сказать, что изначальный вариант этой сказки был несколько иным: зверей было больше и каждый из зверей еще и откусывал от колобка по кусочку:

Попросил Тарх Дживу (в другой интерпретации Рас Деву): — Испеки мне Колобок.Джива по Сварожьим амбарам помела, по Чертожьим сусекам поскребла и испекла Колобок.Покатился Колобок по Дорожке.Катится-катится, а навстречу ему — Лебедь: — Колобок-Колобок, я тебя съем! И отщипнул клювом кусочек от Колобка.Катится Колобок дальше.Навстречу ему — Ворон: — Колобок-Колобок, я тебя съем! Клюнул Колобка за бочок и еще кусочек отъел.Покатился Колобок дальше по Дорожке.Тут навстречу ему Медведь: — Колобок-Колобок, я тебя съем! Схватил Колобка поперек живота, да помял ему бока, насилу Колобок от Медведя ноги унес.Катиться Колобок, катиться по Сварожьему Пути, а тут навстречу ему — Волк: — Колобок-Колобок, я тебя съем! Ухватил Колобка зубами, так еле укатился от Волка Колобок.Но Путь его еще не закончился.Катится он дальше: уж совсем маленький кусочек от Колобка остался.А тут навстречу Колобку Лиса выходит: — Колобок-Колобок, я тебя съем! — Не ешь меня, Лисонька, — только и успел проговорить Колобок, а Лиса его — «ам», и съела целиком.

А теперь — пояснение.

Сказка, знакомая всем с детства, обретает совсем иной смысл и куда более глубокую суть, когда мы открываем для себя Мудрость Предков: эта сказка является образным описанием астрономического наблюдения Предков за движением Месяца по небосклону от полнолуния к новолунию *** .

«Замес» Колобка — полнолуние, в данной сказке, происходит в Чертоге Девы и Раса (примерно соответствует современным созвездиям Девы и Льва) в Сварожьем круге.Далее, начиная с Чертога Вепря, Месяц идет на убыль, т.е.каждый из встречающихся Чертогов (Лебедь, Ворон, Медведь, Волк) — «съедают» часть Месяца.К Чертогу Лисы от Колобка уже ничего не остается — Мидгард-Земля полностью закрывает Месяц от Солнца.

Таким образом, дети получали начальное знание в астрономии и изучении звездной карты (заметьте, практически с пеленок).

Подтверждение такой интерпретации Колобка можно найти в русских народных загадках из собрания В.Даля: Голубой платок, красный колобок: по платку катается, людям усмехается (движение солнца по небосводу).

*** Слово «календарь» происходит от сращения названия Славяно-Арийского Календаря Каляды Даръ, что буквально означает подарок Бога Каляды (Коляды).

Другое название Календаря — Круголѣт Числобога.

Даарийский Круголѣт Числобога уходит своими корнями во времена, когда наши Предки жили на серверном материке, который они называли Даария (Гиперборея, Арктида).

Календарь основан на 16-тиричной системе счисления, в котором ещё прослеживается наибольшее простое число 9.И несмотря на свою необычность, для современного восприятия, эта календарная система, наиболее точная и удобная из всех существующих на данный момент календарей.За последние несколько десятков тысяч лет, наш календарь не «убежал» и не «отстал» ни на один день, т.к он опирается на матиакальную модель Вселенной и на осевую централизацию и галактическую ориентацию Земли.

Календарь имеет Руническую форму отображения, т.е.названия Сороковников (месяцев), чисел, дней недели и названия Лѣт записывались Рунами (тайными Образами для передачи большого объёма информации).

Первый Сороковник обозначался одной Руной, а остальные обозначались соединением двух Рун, причем вторая Руна, указывала на часть цикла вращения нашей Земли вокруг нашего Ярилы (солнца).Этот цикл называется Лѣто («года» в место Лѣт появились при Петре I, а образ «год» (от «година») обозначает «структурный» отрезок времени в ДКЧ (с 1-го по 144-ый год)).От слова «Лѣто» в нашем языке сохранились понятия: летопись, летописец, летоисчисление, сколько Вам лет и т.д.

Наша Мидгард-Земля движется вокруг Ярилы, вращаясь вокруг своей оси, а ось, медленно движется по круговому конусу.При этом северный полюс описывает в пространстве эллипс, который является основанием этого конуса.Ось этого конуса перпендикулярна плоскости земной орбиты, а угол между осью и образующей конуса равен примерно 23°.

Это движение оси вращения по круговому конусу по научному называется прецессией, а наши Предки называли Сутками Сварога.И в результате этого полный (визуально наблюдаемый с Земли) оборот звёздного неба, все 16 Чертогов (созвездий) происходит за 25920 лет.

(На данный момент астрономы считают длину прецессии равной 25729 года — Платонов год.Астрологи считают, что цикл прецессии составляет 25920 лет и одна астрологическая эра равна 1/12 цикла и составляет 2160 лет.Раньше, до катаклизма, прецессии не было, угол оси был примерно 30° и ось строго смотрела в центр нашей галактики).

На протяжении Сварожьего Круга (для земного наблюдателя) в течении одного Лѣта наше Ярило-Солнце перемещается по небесному своду из Чертога в Чертог в противоположном направлении от обычного годового цикла:

Чертог Девы, Вепря, Щуки, Лебеди, Змея, Ворона, Медведя, Бусла, Волка, Лисы, Тура, Лося, Финиста, Коня, Орла, Раса:

«Чертогом»,обычно, называли пышное, великолепное помещение или здание, дворец Царские чертоги.
В Даарийском Круголѣте Числобога под чертогом Сварожьего Круга понимают Систему Звездоведения наших Предков, упрощенным аналогом которой является Астрология с ее знаками зодиака.Чертоги отличаются от созвездий тем, что созвездия — это плоская картинка скоплений звезд с Земли, а чертоги — объемная картина звездных скоплений в космическом пространстве.

ВИДЕО «Круголет Числобога»

Ныне древним Даарийским Круголѣтом Числобога пользуются только ПравоСлавные Славяне (не путать с христианами) Староверы-Инглинги и Ирландский Орден Друидов.

Повсеместное использование нашего древнего календаря прекратилось немногим более 300 лет назад, когда царь Пётр I своим Указом ввёл на территории Руси григорианский календарь и повелел в ночь на 1 января праздновать наступление 1700 года от рождения Иисуса Христа.А на Руси в то время шло Лето 7208 от Сотворения Мира в Звёздном Храме.

Принято считать, что это нововведение Петра I было прогрессом для России, приобщением её к «европейской культуре».Но совершенно не говорится о том, что император не просто поменял календарь, он фактически «украл», как минимум, пять с половиной тысяч лет нашей истинной истории.Ведь под событием, от которого вёлся отсчёт лет — Сотворение Мира в Звёздном Храме (5508 г.до Р.Х.), подразумевалось вовсе не сотворение вселенной библейским богом, а буквально: подписание мирного договора в год Звёздного Храма по Круголету Числобога после победы Державы Великой Расы (в современном понимании — России) над империей Ариманов, царства Великого Дракона (по современному — Китая).Кстати говоря, символическое изображение всадника на белом коне, поражающего копьём дракона, известное по христианской традиции как Георгий Победоносец, на самом деле символизирует как раз эту победу.Именно поэтому издавна этот символ так распространён и почитаем на Руси среди Славяно-Арийских народов.

Возникает естественный вопрос: а от какого же события велось летоисчисление до Сотворения Мира в Звёздном Храме? Ответ очевиден — от более раннего значительного события.Более того, параллельно могли вестись отсчеты лет от разных событий.Именно так, с упоминания нескольких временных отрезков и начинались древние летописи.Для примера приведём несколько датировок нынешнего 2009 года от РХ.

— Лето 7517 от Сотворения Мира в Звёздном Храме
— Лето 13017 от Великого Похолодания
— Лето 44553 от Сотворения Великого Коло Рассении
— Лето 106787 от Основания Асгарда Ирийского
— Лето 111815 от Великого Переселения из Даарии
— Лето 142999 от периода Трёх Лун
— Лето 153375 от Асса Деи
— Лето 185775 от Времени Туле
— Лето 604383 от Времени Трёх Солнц и т.д.

Абсолютно для всех современных историков и других дарвинистов датировки выглядят просто фантастическими.Но для самостоятельно мыслящего человека, интересующегося древним Культурным наследием народов Земли, такие «пропасти лет» не выглядят столь уж пугающе.Ведь не только в Славяно-Арийских Ведах, но и в довольно многочисленных дошедших до нас памятниках древнеславянской письменности по всей Земле упоминаются ещё куда более продолжительные отрезки исторического времени.На эти же факты указывают и непредвзятые археологические и палео-астрономические исследования.

ВИДЕО Сколько лет Руси?

Скрытый смысл сказки Колобок.Первоначальный смысл русских сказок.

Вот наконец я подошёл и одной из интереснейших тем как Славянские (Русские) народные сказки.А именно к скрытому, первоначальному смыслу этих сказок.И начать я хочу с самой простой и всем известной сказки под названием «Колобок».

Предисловие (для раскрытия и обозначения темы сказок):
С давних пор в нас начали убивать всё русское.Переписывание истории, уничтожение письменности, навязывание чуждой нам культуры.Всё это привело к тому что мы даже перестали понимать смысл сказок доставшихся в наследство от наших мудрых предков.А что уж говорить о мудрости которая была предназначена для взрослых?
Через сказки происходила первоначальная передача знаний от поколения к поколению.Фундамент знаний на которых формировалась славянская личность.Пора вспомнить и понять смысл заложенный в сказках.

И так СКАЗКА «КОЛОБОК»
Вкратце вспомним сюжет, сказки (мало ли кто не помнит):

Дед попросил испечь колобок — баба испекла и положила на окошко студить.Колобок же укатился в лес.В лесу он встречается и поет свою песенку разным животным, от которых потом «убегает» и наконец встречает лису, которая его и съела.

Надо сказать, что изначальный вариант этой сказки был несколько иным: зверей было больше и каждый из зверей еще и откусывал от колобка по кусочку:
Попросил Тарх ( Бог — Хранитель древней Великой Мудрости, сын Перуна) Живу (Богиня жизни, плодородия, рождения, весны, дочь Лады, жена Даждьбога): — Испеки мне Колобок.Жива по Сварожьим амбарам помела, по Чертожьим сусекам поскребла и испекла Колобок.Покатился Колобок по Дорожке.Катится-катится, а навстречу ему — Лебедь: — Колобок-Колобок, я тебя съем! И отщипнул клювом кусочек от Колобка.Катится Колобок дальше.Навстречу ему — Ворон: — Колобок-Колобок, я тебя съем! Клюнул Колобка за бочок и еще кусочек отъел.Покатился Колобок дальше по Дорожке.Тут навстречу ему Медведь: — Колобок-Колобок, я тебя съем! Схватил Колобка поперек живота, да помял ему бока, насилу Колобок от Медведя ноги унес.Катиться Колобок, катиться по Сварожьему Пути, а тут навстречу ему — Волк: — Колобок-Колобок, я тебя съем! Ухватил Колобка зубами, так еле укатился от Волка Колобок.Но Путь его еще не закончился.Катится он дальше: уж совсем маленький кусочек от Колобка остался.А тут навстречу Колобку Лиса выходит: — Колобок-Колобок, я тебя съем! — Не ешь меня, Лисонька, — только и успел проговорить Колобок, а Лиса его — «ам», и съела целиком.

А теперь — пояснение: эта сказка является образным описанием астрономического наблюдения Предков за движением Месяца по небосклону от полнолуния к новолунию.

Колобок у славян никогда не был ни пирожком, ни булочкой, ни «почти ватрушкой», как поют в современных сказках и мультиках самые разномастные хлебобулочные изделия, которых нам выдают за Колобка.Мысль народная куда более образна и сакральна, нежели ее пытаются представить.Колобок — это метафора, как почти все Образы героев русских сказок.Не даром русский народ повсюду славился своим образным мышлением.

Следующая сказка будет про Репку.Я надеюсь вам было интересно и вы узнали что-то новенькое

САКРАЛЬНЫЙ СМЫСЛ СКАЗКИ КОЛОБОК

Часть I.

Сюжет сказки «Колобок» настолько прост, что с первого прослушивания врезается в память так, что, вернувшись к нему повторно многие годы спустя, уже для того, чтобы рассказать внукам, любой из нас без труда вспомнит все его незатейливые коллизии.Я даже не буду цитировать эту сказку целиком, а напомню ключевые моменты конспективно.

Итак, некие дед и баба, находящиеся, как бы мы сказали сейчас официальным языком, в трудной жизненной ситуации в канун праздника из последних остатков муки пекут шарообразный хлебец –колобок.Оставленный остужаться у открытого окна, колобок внезапно оживает, соскакивает с подоконника и отправляется в самостоятельное путешествие.По дороге ему последовательно встречаются заяц, волк, медведь и лиса.Каждое из животных выказывает к необычному путешественнику гастрономический интерес.Колобку удаётся без труда удрать от первых троих, однако, у лисы, благодаря хитрости, получается колобка проглотить.Тут и сказочке конец!


Взбалмошное хлебобулочное ещё наслаждается семейной идиллией, но дорога уже зовёт его…

На первый взгляд сакрального смысла во всём в этом не больше, чем в яичнице.Ну, укатился у двух престарелых недотёп кусок хлеба.Ну, потрепали его лесные обитатели.Ну, сожрала его лиса… И?

И, как я выяснил, смыслов в сказке про колобка больше, чем действующих лиц.

Некое пособие для начинающих родителей, например, советует объяснять дорогим чадам эту сказку, как аллегорию тщеславия.Дескать, зашифровано в ней следующее: колобок много возомнил о себе, переоценил свои силы, сбежал из семьи, насмехался над ближними – я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл, а от тебя и подавно уйду! – и, ослеплённый гипертрофированным самомнением, стал, как последний лох, жертвой проходимки-лисы.

Другое аналогичное издание шагнуло дальше, дерзнув подняться над поверхностными детсадовскими трактовками.По его «астральной» версии колобок символизирует Луну, а вся сказка есть описание лунного цикла.Начав свой путь в целостности (полнолуние), колобок теряет кусочек после каждой встречи (Луна убывает) и в конце исчезает полностью (новолуние).Для питомцев советской академической школы такая версия просто революционный прорыв в сознании! Увы, от истины она далека, как декабристы от народа, хотя бы потому, что ни в одном варианте сказки я не нашёл даже намёков на то, что кто-то из зверей, кроме, разумеется, лисы, что-то от колобка откусывал.К тому же, «коло» означает Солнце, но никак не Луну!

Наш «ведический юморист» Михаил Николаевич Задорнов в своей версии так же не хочет видеть в колобке Солнце.Слово «колобок» он переводит по методике одиозного академика В.А.Чудинова как «на боку вокруг Солнца» и подразумевает под этим термином нашу грешную планету.А заяц, волк, медведь и лиса символизируют последовательно сменяющиеся четыре ведические эпохи и гибель нашего Мира по их окончании.

Символом Солнца считал колобка паладин нетрадиционных взглядов В.Н.Дёмин.Правда, его трактовка именно этой сказки сделала бы честь любому не то что традиционалисту, а марксисту-ленинцу с кафедры научного атеизма.Дёмин считал, что сказка про колобка есть мифологизированное описание реального противостояния племён или кланов, чьими тотемами были, соответственно, заяц, волк, медведь и лиса за право первосвященства в исповедании культа Солнца.Но при всём моём уважении к светлой памяти Валерия Никитича, такое объяснение лично мне представляется, мягко говоря, натянутым.

Остальные полтора десятка попыток объяснить банальную сказку про колобка, нарытые мною в И-нете, даже озвучивать не буду, поскольку они более подходят не для обсуждения, а для монографии «Творчество душевнобольных».Опять придётся скрытый смысл искать самостоятельно – благо, не в первой…

Сразу оговоримся, что сказка про колобка, как и все аналогичные фольклорные произведения, содержит несколько смысловых пластов.Можно рассмотреть её на уровне простой педагогической морали и сказать, что это напоминание о том, как опасно отрываться от своих корней, от семьи, от традиций и устоев (чем мы активно занимаемся со времён царя Петра!).Можно прочесть в ней предупреждение об опасности поддаваться на лесть.Можно расшифровать её как сигнал о том, что скрытые угрозы, как правило, таят большую опасность, чем явные.Да, много ещё чего… Я же далее собираюсь рассказать вам всего один, но самый глубокий, воистину сакральный, смысл этого произведения; довести до вас ту информацию, ради которой, как я полагаю, эта сказка и была создана неведомыми нам волхвами.

Итак, прежде всего, кто же такое колобок? В.И.Даль «Толковый словарь живаго великорусского языка» издание книгопродавца-типографа М.О.Вольфа, 1881 год, том II, стр.138: «Колоб, колобок, колобочек, колобур, колобух, колобушек, колобуха, колобушка, колобка, колобан, колобашка, колобанчик, колобишка, колобища – скатанный ком, шар, груда, валенец, катанец, небольшой круглый хлебец, кокурка, толстая лепёшка, клецка из пресного теста».

Памятник колобку в Донецке (спасибо www.3kolobka.ru) .

То, что это небольшой круглый хлебец, мы, в принципе, и сами догадались из контекста сказки.Обращает на себя внимание другое – количество синонимов, употребляемых для именования оного хлебца.Любой психолингвист вам скажет, что чем важнее была роль какой-то вещь в жизни этноса, тем больше эпитетов придумывал народ для её обозначения.Например, у эскимосов существуют более тридцати определений снега.14 вариантов наименования главного героя рассматриваемой нами сказки однозначно говорит о том, что это хлебобулочное изделие пользовалось в русском народе весомым, но пока нам непонятным, авторитетом.

В основе всех его имён – корень «коло».Дословно коло означаеткруг, окружность, обод, обруч, колесо.От этого корня происходят слова около, околица, коломыка (бродяга), колобродить (ходить вокруг да около), коловорот, кологривый (о животном с пышной гривой по обе стороны шеи), колокол, Коломна… А священный арийский солярный символ свастика на Руси прозывался коловрат – дословно «круговое вращение».

Не этот ли знак был на гербе рязанского национального героя Евпатия Коловрата?

Слово коло входило в имя символа Солнца не случайно, потому, как, хотя оно и обозначало круг вообще, для наших предков, прежде всего, это был солнечный круг в значениях и самого светила (солнечное колесо), и его пути по небосводу.И сферический хлебец со множеством имён был не заурядным пунктом меню, а ритуальной пищей, символизирующей Солнце.Вот и в сказке про колобка речь идёт, конечно же, не о куске хлеба, а о нашем дневном светиле.

Создателями колобка в сказке выступают анонимные старик со старухой.В них без труда опознаются самые популярные после Ивана-царевича персонажи русских сказок дед да баба.О том, что под этими псевдонимами скрываются славянские языческие боги творец-прародитель Сварог и матерь богов Сва (Слава) я писал в исследовании «Послание нерождённым».Каюсь: то, что было написано про них в той статье – донельзя примитивизированная схема.Поддавшись популизму, я дал там упрощённое объяснение, что Сварог – дед и отец богов, а Сва – его дочь и супруга.По людским понятиям оно, конечно, так, но на самом деле, всё куда как сложнее и мерить богов мерками смертных просто некорректно.

Начнём с того, что, несмотря на обширный языческий пантеон, наши предки отлично понимали, что на самом-то деле Бог один, а все многочисленные божества – не более, чем Его проявления.«Аще блудят иные, которые улещают богов, разделив их в Сварге.Извержены они будут из рода, как не имеющие богов.Разве Вышень, и Сварог, и иные суть множество? Ибо Бог есть един и множественен, и пусть никто не разделяет того множества и не речёт, якобы имеем богов многих» («Велесова книга», II 30).Это очень сложная философская концепция! Фактически, это азы монотеизма, до которого «просвещённая» Европа дойдёт только после знакомства с иудео-христианством.

Изначальным и предвечным божеством по представлениям наших предков был Род.Он существовал ещё до рождения нашей Вселенной, пронизывая собой абсолютную пустоту.Очень созвучно, кстати, с «Земля же была безвидна и пуста и тьма над бездною, и дух Божий носился над водою» (Бытие, I 2).Еврейские теологи не рассказали нам ничего о самом процессе творения – «Библия» с места в картер начинается с «В начале сотворил Бог небо и землю» (Бытие, I 1).Зато прекрасно информированы были об этом славянские волхвы.

Проводя параллели с традиционной конфессией, надо сказать, что Род в тот момент был подобен христианскому Святому Духу – аморфен и нематериален.Но для того чтобы создать материальную Вселенную, Роду требовалось самому материализоваться.Он воплотился в космотворящую птицу – утку или, по другой версии, гоголя – и снёс яйцо на воды первичного океана.Причём, в том яйце он сам же и был заключён.Очень сложный философский пассаж, который, как я полагаю, не все поймут!

Сколько миллионов лет качалось Мировое яйцо на первичных водах – нам не ведомо, но однажды, когда пришёл срок, оно разбилось и из него вышел Сварог – мужская ипостась Рода.Сварог стал аналогом иудейского Яхве или христианского Бога Отца.Из обломков Мирового яйца он создал три Мира нашей Вселенной – верхний Мир богов (Правь), средний Мир людей (Явь) и низший Мир мёртвых (Навь).


Константин Васильев «Сварог-прародитель».

Когда все Миры были созданы, встал вопрос об их заселении.Тогда силой мысли Сварог создал Сва, которая, хотя теоретически приходилась ему дочерью, фактически являлась женской ипостасью Рода.От этой пары богов-прародителей, бывших на самом деле мужским и женским началами единого бога Рода, и народилось подавляющее большинство богов и богинь славянского пантеона, а от них, впоследствии, произошли и простые смертные.«…Так мы начинали, великую славу ему воспевали, Сварога – Деда богов восхваляли, что ожидает нас.Сварог – старший бог рода божьего и всему роду – вечно бьющий родник…» («Велесова книга» IIа).

А для Матери Сва со временем детородная функция стала основной и она превратилась из сложного божества женской энергии, одного из воплощений огня и повелительницы ветров в банальную домохозяйку – богиню любви и брака Ладу.


Матерь Сва (Слава).

Без её участия Сварог произвёл на свет только одного сына –Дажьбога.Дажьбог родился от искры, высеченной ударом молота Сварога об Алатырь-камень и упавшей в реку Рось, где от неё забеременела тамошняя русалка с тем же именем.Упоминаю я его здесь не только потому, что русские по языческой традиции считаютсяДажьбожьими внуками, а более потому, что Дажьбог – это солнцебог.И поскольку в сказке про колобка речь идёт о Солнце, то этот факт может нам пригодиться.


Дажьбог на солнечной колеснице, запряжённой грифонами.

Мы выяснили неоспоримый факт: сказка про колобка есть ни что иное, как упрощённое изложение космогонических представлений древних славян.В частности, зачин сказки отображает их взгляды на сотворение богами-прародителями Солнца, выведенного в образе горячего ритуального хлебца колобка.

Оставленный остывать на окне он внезапно оживает и пускается в путь.Эту аллегорию надо понимать так: Сварог – владыка небесной сферы.Каждая звёздочка на ней – окно, через которое он наблюдает за нами.Через такое «окно в небосводе» Солнце ускользнуло от Сварога и начало свой путь среди звёзд или, научно выражаясь, по эклиптике.

Сакральный смысл русских народных сказок.»Колобок»

«Ложью» у cлавян называлась неполная, поверхностная Правда.Например, можно сказать: «Вот целая лужа бензина», а можно сказать, что это лужа грязной воды, затянутая сверху пленкой бензина.Во втором утверждении — Правда, в первом же — сказана не совсем Правда, т.е.Ложь.«Ложь» и «ложе», «ложа» имеют однокоренное происхождение.То, что лежит на поверхности, или на поверхности чего можно лежать, или поверхностное суждение о предмете.

И всё же, почему к Сказам применено слово «ложь», в смысле «поверхностная правда», «неполная правда»? Дело в том, что Сказка — это действительно Ложь, но только для Мира Явного, проявленного, в котором сейчас пребывает наше сознание.Для других Миров: Нави, Слави, Прави — те же сказочные персонажи, их взаимодействие, являются истинной Правдой.Т.о., можно сказать, что Сказка — это всё-таки Быль, но для определенного Мира, для определенной Реальности.Если Сказка навевает в вашем воображении какие-то Образы, значит, откуда-то эти Образы пришли, прежде чем их вам выдало ваше воображение.Никакой оторванной от реальности фантастики не существует.Всякая фантастика также реальна, как наша явная жизнь.

Наше подсознание, реагируя на сигналы второй сигнальной системы (на слово), «вытаскивает» Образы из коллективного поля — одной из миллиардов реальностей, среди которых мы живём.В воображении не существует лишь одного, вокруг чего закручено так много сказочных сюжетов: «Пойди Туда, неведомо Куда, Принеси То, неведомо, Что».Ваша фантазия может представить себе что-либо подобное? До поры нет.Хотя у наших Многомудрых Предков и на этот вопрос был вполне адекватный ответ.

«Урок» у славян означает нечто, стоящее У Рока, т.е.некоторую фатальность Бытия, Судьбу, Миссию, которая есть у любого человека, воплощённого на Земле.Урок — то, что необходимо усвоить прежде, чем твой эволюционный Путь продолжится дальше и выше.Т.о., Сказка — Ложь, но в ней всегда присутствует Намёк на тот Урок, который каждому из людей предстоит познать в течение своей Жизни.

В старых сказках вы нигде не найдёте, чтобы кто-то заблудился в лесу или в дороге.Картами и компасами раньше не пользовались.А как же тогда ориентировались в пути? Некоторые утверждают, что у людей была способность чувствовать силовые линии Земли, и они просто шли по этим линиям и поэтому не могли заблудиться.Да, были и такие люди, но не все.Какими же ориентирами пользовались люди? Звёздами и созвездиями (Чертогами).Уместно было бы спросить, а кто им тогда преподавал, скажем, так, астрономию? Да вот дед и отец и преподавали.И первый наглядный пример астрономии, который дети видели наяву — это сказка «КОЛОБОК».

Колобок сказка.jpg

А теперь обратимся к исходному, подлинному тексту древней сказки «Колобок», где «коло» — это круг и «бок» какого-то круга.То есть мы видим бок какого-то круга, который ещё сам ходит по кругу.Посмотрите, читая сказку, на щит Числобога и вам всё будет понятно.

Читаем неискаженную сказку Колобок

Попросил Тарх Перунович Дживу: «Создай колобок».

И Она по Сварожьим Сусекам поскребла, по чертожьим амбарам помела и слепила колобок, и положила на окно Чертога Рады.

И засиял колобок, и покатился по Перунову Пути.Но недолго он катился, в Чертог Вепря прикатился, отгрыз Вепрь у колобка бок, но не весь откусил, а крошечку.

Покатился дальше колобок и докатился до Чертога Лебедя, и Лебедь отклевал кусочек, и в Чертоге Ворона — Ворон отклевал кусочек, в чертоге Медведя — Медведь колобку бок помял.

Волк в своём Чертоге почти пол-колобка обглодал, а когда докатился колобок до Чертога Лисы, то Лиса его съела.

Или в другом изложении:

Попросил Рас Деву: «Испеки мне Колобок».

Дева по Сварожьим амбарам помела, по Чертожьим сусекам поскребла и испекла Колобок.

Покатился Колобок по Дорожке.Катится-катится, а навстречу ему — Лебедь: «Колобок-Колобок, я тебя съем!»

И отщипнул клювом кусочек от Колобка.Катится Колобок дальше.Навстречу ему — Ворон: «Колобок-Колобок, я тебя съем!»

Клюнул Колобка за бочок и еще кусочек отъел.Покатился Колобок дальше по Дорожке.

Тут навстречу ему Медведь: «Колобок-Колобок, я тебя съем!» Схватил Колобка поперёк живота да помял ему бока, насилу Колобок от Медведя ноги унёс.

Катится Колобок, катится по Сварожьему Пути, а тут навстречу ему — Волк: «Колобок-Колобок, я тебя съем!» Ухватил Колобка зубами, так еле укатился от Волка Колобок.

Но Путь его ещё не закончился.Катится он дальше, уж совсем маленький кусочек от Колобка остался.

А тут навстречу Колобку Лиса выходит: «Колобок-Колобок, я тебя съем!» — «Не ешь меня, Лисонька», — только и успел проговорить Колобок, а Лиса его: «Ам», — и съела целиком.

Сказка, знакомая всем с детства, обретает совсем иной смысл и куда более глубокую суть, когда мы открываем для себя Мудрость Предков.Колобок у славян никогда не был ни пирожком, ни булочкой, ни «почти ватрушкой», как поют в современных сказках и мультиках самые разномастные хлебобулочные изделия, которых нам выдают за Колобка.Мысль народная куда более образна и сакральна, нежели её пытаются представить.Колобок — это метафора, как почти все Образы героев русских сказок.Недаром русский народ повсюду славился своим образным мышлением.

Сказка о Колобке — это астрономическое наблюдение Предков за движением Месяца по небосклону: от полнолуния (в Чертоге Раса) до новолуния (Чертог Лисы).«Замес» Колобка — полнолуние, в данной сказке происходит в Чертоге Девы и Раса (примерно соответствует современным созвездиям Девы и Льва).Далее, начиная с Чертога Вепря, Месяц идёт на убыль, т.е.каждый из встречающихся Чертогов (Лебедь, Ворон, Медведь, Волк) — «съедают» часть Месяца.К Чертогу Лисы от Колобка уже ничего не остается: Мидгард-Земля (по-современному — планета Земля) полностью закрывает Месяц от Солнца.

Подтверждение именно такой интерпретации Колобка мы находим в русских народных загадках (из собрания В.Даля): «Голубой платок, красный колобок: по платку катается, людям усмехается».— Это про Небеса и Ярило-Солнце.

Лебедь.jpg

Для детишек ещё пара-другая загадок:

Белоголовая корова в подворотню смотрит.(Месяц)

Молодой был — молодцом глядел, под старость устал — меркнуть стал, новый родился — опять развеселился.(Месяц)

Вертится вертушечка, золотая коклюшечка, никто её не достанет: ни царь, ни царица, ни красная девица.(Солнце)

Кто на свете всех богаче? (Земля)

Следует учитывать, что славянские созвездия не соответствуют в точности современным созвездиям.В Славянском Круголете — 16 Чертогов (созвездий), и имели они иные конфигурации, чем современные 12 Знаков Зодиака.Чертог Раса (семейство Кошачьих) примерно можно соотнести с зодиакальным знаком Льва.

Можете сравнить нашу сказку с современными данными о последовательном изменении освещённости Луны.

Система Земля-Луна-Солнце

Луна по своему пути вокруг Земли освещается Солнцем, она сама не светится.

  1. новолуние,
  2. первая четверть,
  3. полнолуние,
  4. последняя четверть.

Последовательное изменение видимой луны на небе

Луна проходит следующие фазы освещения:

  1. новолуние — состояние, когда Луна невидна — первое появление Луны на небе после новолуния в виде узкого серпа.
  2. первая четверть — состояние, когда освещена половина луны
  3. полнолуние — состояние, когда освещена вся Луна целиком
  4. последняя четверть — состояние, когда снова освещена половина луны.

Чтобы отличить первую четверть от последней, находящийся в северном полушарии может использовать следующие правила: если лунный серп в небе похож на букву «С», то это — луна «Стареющая», то есть это последняя четверть.Если же он повёрнут в обратную сторону, то, мысленно приставив к нему палочку, можно получить букву «Р» — луна «Растущая», то есть это первая четверть.

Растущий Месяц обычно наблюдается вечером, а стареющий — утром.

Следует заметить, что вблизи экватора Месяц всегда виден «лёжа на боку», и данный способ не подходит для определения фазы, а в южном полушарии фазы луны проходят в обратном порядке.Без знаний звездочтения наши Предки не обходились в повседневной жизни.Эти знания нужны были не только для использования их в сельскохозяйственной деятельности.Рождение ребёнка под определённым созвездием определяло его характер, наклонности и способности к определённому виду трудовой деятельности.Всё это учитывалось в воспитании детей.

Сакральный смысл сказок — Колобок и Репка

Приветствую.С вами Оксана Манойло.Продолжаем разговор о сакральном смысле русских сказок.Итак, перейдем от «Курочки Рябы» дальше по списку.

В этой статье вы узнаете:

Сказка про репку

Кстати, та же МЫ-сли-ШКА, как вы уже догадались, становится искомым двигателем процесса и в русской народной сказке про Репку.Те же тотемы древнейших энергий — старик со старухой.Роль Любви в этом варианте, вероятно, отдана Внучке.Жучка, Кошка возможно, да даже и скорее всего тоже неспроста, однако разъяснения на этот счёт мне не попадались, возможно, попадутся вам.А вот именно Мышка стала в итоге тем тягачом, который смог вытянуть всю конструкцию с репкой во главе.

МЫ-сли-ШКА, то есть мысль, образ, цель, если хотите.Без формирования образа, цели, без понимания «для чего?» не будет благостного итога ни в каком деле, тем более в самом непростом.А как мы помним, «выросла Репка большааая-пребольшая».А уж если говорить о коллективной мысли, общей идее, то тут, как вы понимаете, сила воздействия на Пространство умножается в геометрической прогрессии.

В наши дни дети об этом корнеплоде узнают только из этой сказки, ей же познания о репе и ограничиваются.Но в стародавние времена репа была известна повсеместно, и чтили её как ценнейший продукт, употребление которого чистило, питало тело, укрепляло ум и ускоряло мышление.Распространённый же сейчас в наши дни картофель оказывает на тело и нашу способность мыслить прямо противоположное влияние.Наследие всё той же Кали Юги, а что вы хотите.

Любопытно, что если вы сейчас вдруг вознамеритесь купить и приготовить репу, либо вырастить её самостоятельно, вас ждёт жестокое разочарование и вы, скорее всего, останетесь в недоумении, как это «что-то», похожее по общим впечатлениям на пятку слона, вообще можно есть регулярно и по доброй воле.А они ж там ещё пир устраивали на весь мир и этой «вкусной» репкой всех угощали. Все потому, что в результате селекций вкус и свойства претерпели столь мощные изменения, что сравнивать прежнюю репу с теперешней просто нельзя.

Благо, сейчас существуют активисты, воссоздающие и высеивающие первородные семена, а значит у нас всех есть шанс в скором времени вернуть нашу исконную репку, употребление которой завещали нам предки.

Оберёг славянскому народу и, вместе с тем, сказ о создании Человека. А вы думали это просто история похождений хлебобулочного изделия? Как бы ни так.

Снова сказка начинается с упоминания основы основ — старика и старухи.И тут важна каждая деталь, ведь каждое слово в сказании — не просто так.

Просит старик «Испеки старуха колобок».Здесь снова видна первостепенность мужской энергии — идея, мысль, задумка исходит от Мужского начала, равно как и подсказка как именно этот процесс начать «по сусекам поскреби, по амбарам помети».

Женская же энергия — податлива, созидательна.И вы думаете, что о мукЕ в её прямом понимании речь? Не-а.Речь на самом деле о прахе, из которого, как известно, всё создано и в который всё превращается в итоге.Плюс мука здесь — аналогия первой стихии, Стихии Земли.

Далее старуха замешивала тесто.В современном варианте часто значится «на сметане», но скорее всего, изначально подразумевалась вода, т.к.тут по смыслу как искомый паззл в головоломке подходит упоминание второй стихии — Стихии Воды.Далее испекла в печи, и вот третья стихия — Стихия Огня.И положила на окошко остынуть.Стихия Воздуха.И положила она что? Колобок.

В древнеславянских верованиях слово «Коло» олицетворяло одновременно колесо, круг и обозначало способность к беЗконечным перерождениям, как сансара в буддизме или индуизме.И вот мы видим зашифрованный в символах образ созданной Человеческой Души.

Далее Колобку сделалось скучно, и он покатился.Сам его путь с окна на лавку, с лавки на половицы, далее в сени, на крыльцо, на дорожку, за околицу и по тропинке в лес, символизирует ту самую свободу воли, свободу выбора, которая присуща каждому человеку от рождения.А как уж он ей воспользуется, в своей жизни зависит только от него самого.

Тайные знания и практики давно перестали быть тайной за семью печатями.Вы можете убедиться в этом, попробовав простые практики, меняющие вашу жизнь.

Друзья, если вам понравилась эта статья, поделитесь ей в соцсетях.Это самая большая от вас благодарность.Ваши репосты дают мне знать, что вам интересны мои статьи, мои мысли.Что они вам полезны и я вдохновляюсь на написание и раскрытие новых тем.

Я, Манойло Оксана — практикующий целитель, коуч, духовный тренер.Сейчас вы на моем сайте.

Закажите у меня вашу диагностику по фото.Я расскажу о вас, о причинах ваших проблем и подскажу наилучшие пути выхода из ситуации.

Фольклор — это особое многовековое устное традиционное творчество, у которого нет авторов как творцов произведений, самостоятельных по идеям, образцу и стилям.Говоря о фольклоре как об устных, словесных произведениях, имеют в виду былины, исторические песни, сказки, пословицы, предания, легенды, духовные стихи — все виды подобного старинного творчества.Фольклор занимает очень важное место в литературе, не только русской, но и зарубежной.Изучение фольклора — это очень увлекательное, интересное, и, кроме того, полезное занятие.Оно необходимо для понимания языка наших предшественников.

Исследователи фольклора (Аникин В.П., Буслаев Ф.И., Веселовский А.Н., Журминский В.М., Ончуков Н.Е., Трубецкой Е.Н., Пропп В.Я., и др.) считают, что знакомые нам с детства сказки восходят к древнейшим обрядам и ритуалам.»Тайна» их воздействия на человека надежно скрыта.Когда дети и взрослые слушают сказки, это обычно вызывает глубокие внутренние переживания.Аникин В.П.говорил о том, что глубинный уровень восприятия сказки сходен у разных людей и отражает универсальный общечеловеческий опыт.Когда взрослые вечером читают ребенку сказку, в его фантазии воспроизводятся переживания, далеко выходящие за пределы детского жизненного опыта [3].

Ребенок просит повторить сказку десятки раз, снова и снова проигрывая этот сценарий, и учится важным и полезным вещам.Причем делает это бессознательно.Пропп В.Я.отмечал, что некоторые сюжеты волшебных сказок тысячелетиями без изменений воспроизводятся в разноязычных культурах.Что-то важное происходит с людьми, когда они рассказывают или слушают сказки.Сказки — это удивительный жанр.Сюжеты их пришли к нам из глубочайшей древности.Существуют записи сказок, почти не отличающиеся от тех, которые мы сегодня читаем своим детям, сделанные более трех тысяч лет назад.

Воспитательное значение русской народной сказки «Колобок»

Сказка — один из популярных и любимых жанров в фольклоре и литературе народов мира.

Народная сказка — вид устных повествований с фантастическим вымыслом, содержание и формы которого первоначально были связаны с мифами и, художественно преображенные, стали частью фольклорной прозы.Общепринято деление сказки на сказки о животных, волшебные и бытовые, хотя такое деление условно: существуют еще анекдотические, легендарные, басенные и др.Сказки классифицируют также по особенностям поэтики (преимущественно — композиции) на кумулятивные (повторение однотипных событий), повествовательные, прибауточные и другие; по характеру образности — аллегорические, С персонажами — животными, людьми и т.п., по стилю — юмористические, сатирические, героико-патетические и др.

Помимо игры и изобразительной деятельности, в дошкольном возрасте деятельностью становится также восприятие сказки.К.Бюлер называл дошкольный возраст возрастом сказок.Это наиболее любимый ребенком литературный жанр.

Ш.Бюлер специально изучала роль сказки в развитии ребенка.По ее мнению, герои сказок просты и типичны, они лишены всякой индивидуальности.Часто они даже не имеют имен.Их характеристика исчерпывается двумя-тремя качествами, понятными детскому восприятию.Но эти характеристики доводятся до абсолютной степени: небывалая доброта, храбрость, находчивость.При этом герои сказок делают все то, что делают обыкновенные люди: едят, пьют, работают, женятся и т.п.Все это способствует лучшему пониманию сказки ребенком [1].

Исследователи фольклора считают, что знакомые нам с детства сказки восходят к древнейшим обрядам и ритуалам.»Тайна» их воздействия на человека надежно скрыта.Когда дети и взрослые слушают сказки, это обычно вызывает глубокие внутренние переживания.Глубинный уровень восприятия сказки сходен у разных людей и отражает универсальный общечеловеческий опыт.Когда взрослые вечером читают ребенку сказку, в его фантазии воспроизводятся переживания, далеко выходящие за пределы детского жизненного опыта.Ребенок просит повторить сказку десятки раз, снова и снова проигрывая этот сценарий, и учится важным и полезным вещам.Причем делает это бессознательно.

Некоторые сюжеты волшебных сказок тысячелетиями без изменений воспроизводятся в разноязычных культурах.Что-то важное происходит с людьми, когда они рассказывают или слушают сказки.Сказки — это удивительный жанр.Сюжеты их пришли к нам из глубочайшей древности: Существуют записи сказок, почти не отличающиеся от тех, которые мы сегодня читаем своим детям, сделанные более трех тысяч лет назад.

Вряд ли стоит говорить о специфике «русских народных» или «китайских» сказок, «сказочный фонд» мировой культуры един, есть, например, «Золушка» французская, уральская и китайская.Наиболее древние сюжеты сказок в их первозданном виде можно найти в фольклоре, особенно в российском.

Традиционные народные сказки можно разделить на несколько групп:

сказки о животных;

сказки-загадки, истории на сообразительность, истории о хитрецах;

Волшебные сказки особенно сильно волнуют детское воображение и остаются в памяти на всю жизнь.Именно в их сюжетах полнее всего сохранились воспоминания о древних тайнах и архаичных ритуалах.В каждой из таких сказок есть свой «ключ».Их сюжеты связаны с кризисами раннего детства, переживанием символических страхов, выработкой доверия к жизни.Когда ребенок слушает сказку, он репетирует будущее, тренирует свои способности преодолевать трудности жизни [3].

Сказка о Колобке — это символическое описание начала жизни ребенка: в первой части сказки идет речь о рождении, сотворении тела путем вымешивания.В этом нет ничего неприятного, напротив, это ассоциируется с приятными ощущениями во время массажа или пребывания в бане.Вторая часть — путешествие — начало познания мира, необходимое для выработки понимания других людей.То, что Лиса съедает Колобка, не должно восприниматься трагически.Это закономерный финал — Колобок создан для того, чтобы быть съеденным.

Спросите у ребенка, что случилось с Колобком потом, и скорее всего, услышите, что Колобок стал Лисой.И это совершенно правильный ответ! Путешествие Колобка — это знакомство с миром, получение новой информации, новые ступени развития и, наконец, кульминация: проглотить что-то — значит полностью принять.

Слушание сказок не только доставляет удовольствие, но и выполняет важные для правильной организации психической жизни человека функции, сходные с теми, которые в древности выполнял соответствующий ритуал.

Ритуалы в современной семье не только не изжили себя, но и появились многие другие.

Первое и наиболее сильное воздействие на психику ребенка оказывают именно сказки.Волшебные сказки были созданы в мире, где человек жил в гармонии с природой, будучи ее естественной частью.Поэтому они несут простейшие и «правильные» законы бытия.И контакт с этим глубинным естественным миром восстанавливает жизнестойкость и душевное здоровье.

Тема туманных запретов, играющих однако решающую роль в жизни, и необходимость их соблюдения во что бы то ни стало, хорошо обыграна в народных сказках.Нельзя уходить от бабушки и дедушки, а то можно угодить лисе в пасть («Колобок»).Желательно не разговаривать с незнакомыми, можно пострадать вместе с бабушкой («Красная шапочка»).И уж совсем нехорошо пить из лужи — козленочком станешь [6].

Ребенок одушевляет окружающий мир, беседует с ним.Совершая «хорошие» поступки, он надеется на благосклонность к нему судьбы, совершив нечто запретное, боится «наказания».Подрастая, ребенок продолжает прибегать к «колдовству» и ритуальным действиям.Его возможности расширяются, растут и потребности.Мир вокруг становится более знакомым, но управлять событиями в желательном для себя русле все так же трудно.Несмотря на странность, непонятность и часто жестокость происходящих в сказках событий, они необходимы ребенку — с их помощью он приучается «разряжать» свои страхи.Дети охотно слушают страшные волшебные сказки, герои которых проходят через ужасные испытания, иногда даже через смерть, но потом живыми и невредимыми, победив всех врагов, возвращаются домой.Они болеют, за героя, сопереживают ему так, что у особо впечатлительных детей может даже подняться температура, но это помогает им научиться жизненно важным вещам.Родители, стремящиеся уберечь свое хрупкое дитя от неприятных переживаний, пропускающие или переделывающие по своему усмотрению пугающие эпизоды в сказках, могут нанести ему непоправимый вред [7].

Колобок (от коло — круг и бок) — персонаж одноимённой русской народной сказки, изображаемый в виде небольшого жёлтого сферического существа.Случайно создаётся стариком и старухой как сферической формы хлеб, который внезапно оживает и убегает из дома.Сюжет сказки представляет собой цепочку однородных эпизодов, изображающих встречи с различными животными, намеревающимися его съесть, однако колобок уходит от всех, кроме лисы.С каждым зверем колобок вступает в дискуссию, в которой он путём логической индукции аргументирует свой уход: «Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл, и от тебя, медведь, уйду».

Лиса ловит его на тщеславии и съедает.По форме сказка восходит к новоевропейским моралите, высмеивающим низкие пороки души.Сказка про колобка построена по принципу куммуляции.

Образ колобка близок английскому пряничному человечку (др.вариант: имбирному) (англ.Gingerbread man).

В то же время в некоторых исследованиях Института русского языка встречаются варианты сказки с семью персонажами, каждый из которых откусывает от Колобка по кусочку, а последний съедает его полностью.Однако он не может быть переварен, поэтому персонажи один за одним отрыгивают съеденные кусочки, и Колобок, собираясь по кусочкам вновь, продолжает своё путешествие.

Разве не удивительно, что такой странный и маловразумительный текст, как сказка «Колобок» так нравится многим и многим поколениям малышей? Вот и Софкино время пришло: слушает, да еще как внимательно.И каждый день как первый раз.А раз рядом со мной есть такой эксперт, рискну проанализировать сказку.Мощной поддержкой будет дочкино мнение, в помощь — Пропп и след орды аналитиков в моей голове.

Вся сказка построена на метафоре еды — все хотят съесть Колобок и он убегает, пока не будет все-таки съеден лисой.Когда дочка слушает сказку, четко видно, что самые энергетически насыщенные моменты — это убегание и упоминание о еде.А уж после того как лиса: «Ам!» — и съела колобка — настоящий взрыв радости.Один в один как игра в догонялки: так же акценты на убегании и поимке.И как догонялки будут испорчены, если ребенка не поймать и не потискать (как такого сладкого не съесть?), так и сказка про Колобка без лисы не получится.Напрашивается вывод, что это как раз тот случай, когда поедание — метафора любви, полного принятия объекта [3].

Сказка начинается так: «Жили да были старик да старуха; у них не было ни хлеба, ни соли, ни кислых щей».Кратко описана ситуация бедности.Сами слова — «старик, старуха» — менее колоритные, чем, например «дед и бабка».Есть два старых голодных существа.И вот они решают сотворить, и не просто что-то, а колобок.Круг, шар.Так часто обозначают самость — юнгианский архетип единства сознательного и бессознательного человеческой психики.Получается, Колобок — это первая попытка ребенка осознать себя отдельным от мира.А мир, от которого он отделяется, неярок и беден.сказка колобок воспитательный поведение

Интересно создание Колобка: «Пошел старик по сусекам скрести, по коробам мести.Собравши немного муки, стали месить колобок.На масле смесили, на сковороде прягли и на окне студили».

Резюмирую что поняла: Колобок получился из того очень немногого материала, который уже был в тусклом бедном мире.А как много действий совершается: на 2 предложения 5 глаголов и деепричастие.Сразу вспоминается, что и в речи ребенка вначале преобладают глаголы, чуть отстают от них существительные.Последними появляются прилагательные.То есть, начинает себя осознавать ребенок тогда, когда с ним что-то делают.И как только появляется возможность — каждый здоровый малыш начнет действовать сам.Первые передвижения ребенка — повороты с боку на бок: покатился Колобок! А уж как только детку начали слушаться конечности, появляется направление движения — от мамы.И не так уж важно куда.

Взрослые часто приписывают агрессивные намерения создателям колобка.В сказки об этом нет ни слова: «На масле смесили, на сковороде прягли и на окне студили.Колобок соскочил да и убежал».А вот радость Колобка по случаю побега очень даже отражается в его хвастливой песенке.

Сама песенка отдельного внимания заслуживает.Колобок каждый раз повторяет, кто он и перечисляет все события своей жизни.Так и маленький ребенок раньше всего усваивает свое имя, начинает реагировать на него.Первые интересные разговоры, конечно, о том, что происходит с малышом, что он делает и только что сделал.Песенка Колобка — как декларация отдельности и самостоятельности маленького существа.Последняя строчка: «И от тебя … убегу!» — отражает уверенность в своих силах, каждой здоровой личности присущую [3].

Звери, которых Колобок встречает — не очень ясные мне образы.Все они мужского рода и идут по нарастающей: маленький безобидный заяц, серенький волчок и, наконец, медведь.Образ волка можно считать довольно страшным, но именно тут для него выбраны очень уж негрозное обозначение: серенький волчок.Так же в сказке про теремок волк не играет агрессивной роли и называется «волчок, серенький бочок».Куда более грозно звучит просто «волк».А ведь еще бывает «волк, зубами щелк».Колобку же встретился серенький волчок — уже по одному звучанию образ не многим более грозный, чем заяц.Медведь — это уже страшнее.Большой такой хищник.Тут так и хочется понизить голос, чуть напугать.Возможно, это пик тревожных переживаний, на которые способен младенец.

И вот наконец Колобок встречает «черемную лисицу, баять мастерицу».Образ женский, яркий (черемный по Далю — красный, рудой, рыжий).Явно притягательный, интересный Колобку — ведь от всех предыдущих зверей он убегал сразу, а тут, видимо, ждет какой-то реакции на свою песенку.Ах, не услышала! И Колобок сам движется ближе и ближе (на губу, на язычок).

Способ поглощения: «Она — хам! — и съела его», — проглатывание целиком, не разжевывая.Речи о том, чтобы Колобок так же целиком, как Красная Шапочка, вернулся, еще не идет.Что опять же наводит на мысли об очень маленьком ребенке, которому сосание пока ближе, чем жевание, а мамина защита важнее автономности [7].

Я думаю, что весь путь Колобка — дорога младенца от мамы к маме.Она прикасается к ребенку, и он начинает осознавать себя — буквально ощущая границы своего тела.Так мама «лепит» свое дитя, ядро его личности.Но одних прикосновений мало.Малышу нужно самому перейти к действию, заявить о своем существовании миру.И он отправляется в путь от мамы серой, скучной, немой к маме яркой, с ясной речью.Нужно несколько раз отвергнуть других (что малыш и делает, чуть возраст перевалит за год) и так узнать о существовании своей воли и утвердиться в этом знании.Образ лисы — метафора новой мамы, мамы, которую малыш видит более четко, как единый образ, чью речь понимает, с кем хочет контактировать.Что важно: мир, из которого Колобок убегал, заботился о нем, любил его (я понимаю желание съесть как безусловное и полное принятие) и так же вновь обретенная мама любит малыша, что и демонстрирует.Видимо, малышу необходимо много раз потерять ощущение единства себя с мамой, чтобы снова встретиться и слиться, раствориться в маме — уже на другом уровне.И так до тех пор, пока метафора не устареет и не наскучит.

Рейтинг автора
Автор статьи
Валентин Пырьев
Написано статей
1036
Ссылка на основную публикацию